9 октября 2020 года состоялся вебинар «Организация адаптивного образования для детей с особыми образовательными потребностями».
В работе вебинара приняли участие руководители и заместители руководителей образовательных организаций региона.
В ходе работы вебинара были представлены нормативно-правовые аспекты организации обучения детей с ОВЗ и инвалидов, а также эффективные управленческие практики обучения и социализации детей с особыми образовательными потребностями из опыта работы руководящих работников школ – менторов.
Картышова О.Л., директор МБОУ «СОШ № 2» г. Топки, рассказала о нормативно-правовом сопровождении создания образовательной среды для обучения детей с ОВЗ, а Горенкова Е.А., директор МБОУ «ООШ № 26» г. Салаир, - как создать в общеобразовательной школе условия для реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Лехтина Л.П., директор МБОУ «СОШ № 30 имени Н. Н. Колокольцова» г. Калтана, в своем выступлении представила модель комплексного сопровождения детей с ОВЗ и инвалидов. Петухова Л.А., директор МБОУ «СОШ № 1» города Калтана, ознакомила участников вебинара с эффективной управленческой практикой обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной школы, а Васькова А.И., директор МАОУ «СОШ №110» города Новокузнецка, - с организацией коррекционной и профориентационной работы в условиях инклюзии.
Участники веб-семинара проявили интерес к управленческим практикам обучения и социализации детей с особыми образовательными потребностями и активно задавали вопросы директорам школ – менторам.
По итогам веб-семинара участники отметили практическую направленность и высокий содержательный уровень организации мероприятия. С выступлениями можно ознакомиться в прилагаемом презентационном материале.
Л.С. Дубовая, заведующий отделом менторского сопровождения управленческих кадров КРИПКиПРО
Название | Автор |
Организация коррекционной и профориентационной работы в условиях инклюзии | Васькова Анжелика Ивановна, директор МАОУ «СОШ №110» |
Создание условий реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ | Горенкова Екатерина Анатольевна, директор МБОУ «ООШ No26» г. Салаира |
Нормативное правовое обеспечение создания образовательной среды для обучения детей с ОВЗ в ОО | Картышова Ольга Леонидовна, директор МБОУ «СОШ No 2», г. Топки |
Модель комплексного сопровождения детей с ОВЗ и инвалидов | Лехтина Лариса Петровна, директор МБОУ «СОШ No 30» Калтанский ГО |
Политика обеспечения условий доступности для инвалидов и других маломобильных граждан объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи | |
Как обучать детей с ОВЗ в условиях инклюзивной школы | Петухова Лариса Анатольевна, директор МБОУ «СОШ №1», г. Калтан |
Институт менторства в региональной системе образования | Дубовая Людмила Сергеевна, заведующая отделом менторского сопровождения управленческих кадров |
28 октября 2018 года Надежде Николаевне Томышевой исполнилось бы восемьдесят лет. Быть может, соединение опыта, мудрости, доброты и душевной красоты и есть то, что спасет мир педагогики и весь мир?
В душе каждого человека живёт благодарная память об Учителе, чьё доброе слово, чья вера в тебя окрыляли, придавали силы, а любовь к предмету, требовательность и строгость вызывали уважение. Для меня это была Анастасия (в миру – Надежда) Николаевна Томышева.
Есть люди, которых никто заменить не сумеет. Сотни, тысячи человек прошли в мире рядом с ней, сохранили о ней светлую, добрую память. Семья, в которой она была дочерью, женой, мамой, а потом и бабушкой. Друзья, коллеги-педагоги, ученики разного возраста; серьезные и не очень, трудолюбивые и ленивые. Соседи по подъездам, по дачам, прохожие, читатели, знакомые, знакомые знакомых. В нашем маленьком городке Юрга её узнавали по бегущей походке и вечно занятому виду:
– Некогда!
– Некогда сейчас!
– Давайте быстрее!!! Я спешу!
Учитель словесности. «Рус. яз.» и «лит-ра.»: так обычно школьники в дневниках сокращали названия её предметов. А она расширяла эти предметы для каждого своего ученика, насколько позволяло ей время школьных уроков.
Сколько тонн тетрадей и учебников переносила она из школы домой и обратно? Кто их считал? Допоздна горела в её окне лампа и с улицы была видна Надежда Николаевна, склонившаяся над тетрадками.
Ученики с раскрытыми глазами, а порой и ртами, сидели на её уроках. Она с легкостью умела держать внимание любой аудитории, не повышая голоса. Труден русский язык? Не всем дано? Как бы не так! Если вашим педагогом была Томышева, то вы невольно запоминали самые трудные правила, вы научились писать сочинения, вы вольно, или невольно полюбили литературных героев. Мало того − вы увидели, как может увлечь человека дело всей его жизни.
В педагогике есть аксиома: интеллект оттачивается интеллектом, характер воспитывается характером, личность формируется личностью. Ученики говорят: «Учитель должен знать всё и ещё чуть-чуть». Она знала столько, что трудно было «впихнуть» в 45 минут урока. Она не умела писать маленькие статьи и рефераты. Любила анализировать, сопоставлять и учила этому детей. Была талантливым организатором школьных агитбригад, помощи колхозам, встреч с интересными людьми. Жила.
Любимый предмет усваивается в десять раз продуктивнее, чем нелюбимый. Литературу у Томышевой любили.
Хороший педагог – это, прежде всего, хороший человек, способный к сопереживанию, порядочный и честный, умеющий уважать детей и бережно к ним относится. Хороших учеников может вырастить только хороший педагог. Она была именно такой. Профессию учителя по праву называют гуманной. Мне всегда вспоминается Януш Корчак. Для него не было хороших и плохих детей. Были просто дети, с которыми он пожелал разделить судьбу.
У истинного педагога не разделяется рабочее и свободное время: он всегда думает о детях. Она была истинным педагогом. Надежда Николаевна никогда не зацикливалась на материальном благополучии. Жила просто. Трудилась, не покладая рук. Целью её было научить, дать знания, дать нравственные ориентиры всем детям, да и взрослым, с кем сводила судьба.
В её небольшой квартирке на первом этаже всегда на стульчике около стола сидел очередной «репетируемый» и слушал скороговорку учительницы, забыв о времени и месте, и уж, конечно, не думая, что уроки ему даёт Заслуженный учитель школы РСФСР (1981), Почетный гражданин города (1989), автор популярных книг «Над строками школьных сочинений» (1994), «Поэзия земли родной» (2008) и более 150 газетных статей, опубликованных в периодических изданиях Юрги, и прочая, прочая… Перед ним сидела заботливая и мудрая учительница, и главным смыслом её урока было донести до ученика знания. А рядом, под стулом, сидел важный черно-белый кот Кеша − хозяйкин любимец.
Надежда Николаевна умела и привлечь, и удержать внимание всех вокруг, потому что разговаривала со всеми на равных, бесхитростным, простым языком, всегда честно и искренне. А люди ведь чувствуют любую фальшь, так как слушают не ушами, а сердцем, человека не обманешь…
Я не знаю, был ли у неё любимый школьный класс. Кажется, первый выпуск в десятой школе. Наверно, трудно даже сосчитать все те кабинеты, в которые входила Надежда Николаевна, поправляя высокую пышную прическу и легонько перешагивая пороги. Но в одном кабинете точно осталась частичка её души. В школьном Пушкинском музее, в школе № 6 г. Юрги.
При Надежде Николаевне в Пушкинском отделе музея – стенды о жизни и творчестве поэта, семь картин кемеровских художников большого формата (подарок бывшего главы города Е.П. Тупицына), семь тумб – витрин; в них – сочинения поэта 1934-1936 годов, земля с могилы поэта, листики дуба и клена из Святых гор и лицейского сада, коллекции значков, вымпелы, слайды, фотографии, медаль к 100-летию со Дня рождения А. С. Пушкина и др. Большая часть музейной коллекции – это подарки из Пушкинских музеев страны: Государственного музея Пушкина в Москве, Всероссийского музея А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге, Мемориального Музея-Лицея (г. Пушкин, до 1918 года Царское Село).
Дети собирали монетки с портретом поэта, спичечные коробки и обложки с шоколадок, сшили коллекцию кукол «Литературные герои Пушкина». В музее около тридцати плакатов о поэте, подарок музея «Лицей» г. Пушкина – редкие фотографии из его же запасников. Руками умельцев сделаны из дерева «Домик няни», «Скамья Онегина», «Часовня на Савкиной горке»; дети, педагоги, Центральная библиотека помогли создать Пушкинскую библиотеку, в которую вошли около 170 книг А.С. Пушкина и о Пушкине. В музее постоянно проводились пушкинские уроки, заседания общества русской словесности «Зеленая лампа», отмечался День лицея, День памяти и День рождения поэта. Постоянно пополнялись новыми материалами тематические пушкинские папки (около двадцати). Музей хранит рефераты и исследования по пушкинской тематике.
В отделе музея «Юрга и Кузбасс литературные» собрана небольшая библиотека сборников юргинских поэтов и писателей. Проводились встречи с кузбасскими поэтами. Старшеклассники успешно защищали рефераты и исследования на городских и областных историко-краеведческих конференциях по собранным литературно-краеведческим материалам. В методическую копилку вошли исследования А. Н. Томышевой по темам: «Поэзия земли родной», «Рубцовы и Россия», «Пушкинские традиции в творчестве Тамары Рубцовой», «Православное краеведение» и др.
Собран в музее отдел «Юрга. История школы». Поисково- краеведческий материал об улицах и памятниках родного города, о Юрге сороковых-шестидесятых годов двадцатого века: «Забытые памятники незабытой войны», «Памятник Машина-ЗИС-5», о героях Даманского, о педагогах- ветеранах и о детях войны-педагогах, о выпускниках школы № 6 на (1951-1974-х и 1980- 2000-х годах. Музей имел статус «Отличный музей».
В записной книжке Надежды Николаевны Томышевой сотни телефонов и адресов. У неё были особенные отношения со всеми творческими людьми: с поэтами, музыкантами. По приглашению Надежды Николаевны на встречу со школьниками приезжали многие кузбасские поэты: В. Бурмистров, С Донбай, Д. Мурзин, А. Катков, В. Лаврина. Ей сложно было отказать. И встречи всегда проходили на ура.
Благодаря её энтузиазму появился пушкинский романс на слова Варлама Шаламова. Музыку она упросила подобрать школьную учительницу. Если вы не слышали этого романса в исполнении старшеклассниц шестой школы – вы многое потеряли. Приезжайте в Юргу в библиотеку семейного чтения. Послушаем вместе.
Надежда Николаевна всю жизнь собирала материалы о Пушкине: десятки газетных и журнальных вырезок, старинные издания поэта. И вот, в 2015 году, Надежда Николаевна обратилась ко всем знакомым с просьбой распечатать по главе из собранных материалов. В итоге получился документальный труд – книга об Александре Сергеевиче Пушкине. Сейчас она хранится в электронном виде в музее и в библиотеке.
Внимательно Надежда Николаевна следила за выходом всех новых книг в Юрге. Анализировала каждую. Беседовала с начинающими писателями и «пишущими в стол». Старалась найти крупинки золота, подсказывала, помогала.По-сестрински относилась к Тамаре Рубцовой, по-матерински к своей лучшей ученице, Наталье Сенн, восхищалась прозой Виктора Чурилова.Она была настоящим другом для прикованного к постели юного поэта Антона Гапоника.Благодаря Надежде Николаевне посмертно был издан роман Голунчикова «Возмездие». Она мечтала об издании и других его романов, оставшихся в рукописях.Юрга литературная много потеряла с её уходом.
Ученик Надежды Николаевны Томышевой Витя Морозов написал о ней такие строки:
Что такое сердце? Кто ответит?
Не спешите просто отвечать.
Только тот, кто труд учителя заметит,
Тот и сможет оценить и всё понять.
Что такое сердце? Я скажу.
И, наверно, каждый согласится –
На учителя с восторгом я гляжу:
Сердцем своим может он гордиться.
Кто поступки сердцем отмечает?
У кого оно за всех болит?
Кто за все ошибки отвечает?
Кто у нас правительством забыт?
Ты, учитель, самый уязвимый,
Хоть и очень строгий ты на вид.
Милый, добрый и легкоранимый.
Пусть Господь тебя всегда хранит.
Светлая память об Учителе с большой буквы навсегда в сердцах её учеников.
Биографическая справка
Анастасия Николаевна Томышева родилась 28 октября 1938 года в Приморье. В Юргу родители Анастасии приехали в 1938 году и стали одними из первых жителей будущего города. В 1957 году окончила школу № 10, а в 1961 году историко-филологический факультет Кемеровского педагогического института. За скудными строками биографии стоит жизнь увлечённого человека, бесконечно любящего свою профессию. Дела школьные всегда для неё были на первом месте, домашние – на втором.
В 1997 году она создала музей А. С. Пушкина в Гуманитарно-педагогической школе и творческое объединение старшеклассников – любителей словесности «Зеленая лампа». В 2000 и 2002 годах стала победителем областного конкурса среди журналистов и педагогов Кузбасса по темам: «Проблемы воспитания подрастающего поколения» и «Такие разные школы». В 2003 году она – лауреат областного конкурса «Педагогические таланты Кузбасса». Её уроки, вошедшие в сборник «Поэзия земли родной» – настоящая творческая лаборатория.
Неоднократно в зоне её исследовательского внимания было творчество Василия Фёдорова, Владимира Мазаева, Тамары Рубцовой, Александра Голунчикова (Максима Сибирцева), Виктора Чурилова, Натальи Поляченковой, Татьяны Колач, Натальи Сенн, Леонида Кирчика, Бориса Бурмистрова, Дмитрия Мурзина, часть её критических статей была опубликована в журнале «Огни Кузбасса».
14 мая 2018 года не стало Анастасии Николаевны Томышевой, литературного критика, исследователя кузбасской литературы, Заслуженного учителя школы РСФСР, Почётного гражданина г. Юрга. Отпевание прошло 17 мая в храме Сретения Господня. Похоронена на Городском кладбище в Юрге.
Материал подготовили Чазова Е. В., ведущий библиотекарь Библиотеки семейного чтения им. Т. И. Рубцовой МБУК «Централизованная библиотечная система г. Юрги».
Г. И. Карпова, кандидат филологических наук, доцент, преподаватель КемГУ с 1979 по 2014 год, ветеран труда
И. Г. Вертилецкая, зав. кафедрой гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО,
канд. пед. наук, доцент, председатель Кемеровского регионального отделения ООО «АССУЛ».
Надежда Васильевна родилась и выросла в посёлке Верх-Чебула Чебулинского района Кемеровской области. После окончания Новокузнецкого педагогического института в 1961 г. бессменно работала в Верх-Чебулинской школе учителем немецкого языка. В 1980 г. награждена значком «Отличник народного просвещения РСФСР». В 1985 г. получила звание «Учитель-методист». Много лет руководила методическим объединением учителей иностранного языка Чебулинского района.
Школьное детство, школьные учителя, пожалуй, воспоминания об этом никогда не сотрутся в памяти. С возрастом может измениться понимание каких-либо фактов прошлого, но никогда не изменится наше эмоциональное восприятие людей и событий…
Мне повезло, моё школьное детство и юность пришлись на золотую эпоху Брежневского спокойствия, конец 90-х гг. 20 века. В моём детском восприятии время было прекрасно октябрятско-пионерско-комсомольским, с традиционными парадами и линейками, со сбором металлолома и макулатуры всей компанией школьных друзей и одноклассников. С пионерскими кострами в летних пионерлагерях и трудовыми бригадами, с полностью практически прогулянным сентябрём по причине сельскохозяйственных работ (помощь совхозу в уборке моркови, капусты, турнепса, картофеля считалась делом обыденным).
Оглядывая назад, осознаёшь, что главную роль в нашем нравственном взрослении, помимо родителей, бабушек, дедушек, играли наши учителя. Я училась с 1 по 10 класс в Верх-Чебулинской средней школе Чебулинского района Кемеровской области. Мы с одноклассниками уже стали (пусть ещё и с небольшим стажем), но бабушками и дедушками, но своих учителей помним, гордимся ими.
Рассказ о чебулинских учителях хочу начать с повествования об учителе немецкого языка Надежде Васильевне Приваловой. Помню, когда отец честно говорил о своих школьных успехах: «по немецкому языку чуть ли не двойка выходила…не собирался я учить язык фашистов». (Мой папа – ребёнок послевоенной страны). Но мы – то учились в другое время, и отношение к немецкому языку было другим, во многом благодаря Надежде Васильевне. Я не помню, когда увидела её впервые, но ее образ для меня – это образ очень живой, очень энергичной женщины, со стремительной, почти летящей походкой. Надежда Васильевна была высокого роста. Эта кареглазая женщина с коротким вьющимся волосом покоряла своей доброжелательной улыбкой, красивым тембром голоса, но главное – своим отношением к делу и детям.
Семья Приваловых жила с нами по соседству на улице 60 лет Октября, поэтому Надежду Васильевну я видела почти каждый день, часто с ней разговаривала. Она любила свой садик: там всегда с ранней весны до глубокой осени что-нибудь цвело. Николай Харламович (её муж), бывало, привозил на тракторе ей то медуницы, то огоньки на разведение, были в садике и «венерины башмачки», и Иван-да-Марья, и ландыши, и незабудки, были необычные лилии, ромашки, колокольчики…Её сад напоминал, скорее, лесную полянку…За всем она тщательно ухаживала, берегла. Любила, сидя на крыльце, глядя на свои цветы, говорить… Именно говорить, а не перемывать косточки соседям, по сельской привычке; она говорила о сельских детях: «Люблю деревенских ребятишек, пусть грязненькие после речки, леса, и одежонка на них не очень…но нет детей добрее».
Это отношения к детям чувствовалось на уроках и передавалось нам. Она считала, что чужой язык изучить несложно, нужно только стараться. Если кому-то с трудом давалось запоминание иностранных слов, она к такому ученику ставила в пару одноклассника, которому язык давался легче. Такой новый «учитель» помогал своему товарищу слова запомнить, выучить «словарный минимум», как говорила Надежда Васильевна. В 80-90 гг. 20 века в селе и не слышали про интернет. Практически не было связи с внешним миром. Если кто-то бывал за границей – так это целое событие. Помню, как на урок немецкого языка она позвала жену председателя Селетникова из Усманки рассказать о путешествии на Кубу. Господи, как мы ждали этого урока! Когда нам рассказали о далёкой социалистической Кубе, дали потрогать настоящие какао бобы, примерить кубинскую шляпу. Даже, несмотря на слабый запрет Надежды Васильевны, мы всё же подержали в руках настоящие кубинские сигары (гангстеры, да и только!), мы были счастливы. Да, на Кубе государственный язык не немецкий, но сам факт возможности общаться с миром посредством знания иностранных языков нами был прекрасно усвоен!
На уроках мы очень много говорили именно по-немецки. Темы для общения были самые насущные, жизненные: дом (как что приготовить, какую мебель выбрать, какую одежду носить- всё нужно и интересно, дружба- кто твой друг, какие у него черты внешности, характер – всё для нас было актуальным). Надежда Васильевна по-немецки поздравляла нас с днями рождения, могла спросить, в чём причина нашего плохого настроения. Всё это было так легко, так по-настоящему естественно. Надежда Васильевна откуда-то принесла нам адреса детей из ГДР по переписке. И мы писали им письма и получали ответы! Эти письма читали всем классом.
Она рассказывала нам о немецких городах, о немецкой культуре, читала по-немецки стихотворения. Надежда Васильевна проводила фестивали немецкой культуры. Каждый класс рассказывал по-немецки о каком-нибудь городе ГДР или ФРГ, его истории, архитектуре, культуре, знаменитых людях...
Всегда это было очень запоминающееся событие. Мы находили гербы, флаги городов, составляли короткие обзорные рассказы–экскурсии на немецком языке. Не удивительно, что, став студенткой Кемеровского государственного университета, я не испытывала никаких трудностей с изучением немецкого языка, наоборот, мне казался недостаточным объём учебной нагрузки на курс. Заняла 2 место в вузовской олимпиаде по немецкому языку. Спасибо Надежде Васильевне!
Надежда Васильевна была человеком лёгким, забывала огорчительные моменты жизни, любила петь (сколько мы с ней выучили немецких смешных песенок!), танцевала с удовольствием вальс, а для нас, девчонок, была примером одухотворённой личности. Часто деревенские женщины под гнётом каждодневных забот с возрастом как-то сереют, что ли…
Но это не про нашу Надежду Васильевну. Годы и профессия (со временем учителя часто накрепко усваивают привычку всех поучать, даже в быту) не сделали её консервативно разумной. Она всегда была и останется для нас молодой, открытой миру и людям. Много лет прошло после уроков, проведённых с Надеждой Васильевной Приваловой. Много лет нет в живых и самой Надежды Васильевны, но…
Память о личности Учителя, влюблённого в своё дело, детей, останется в моём и сердцах сотнях и сотнях чебулинских ребятишек навсегда. После её скоропостижной смерти в местной газете О. П. Гарбузова опубликовала стихотворение:
Благодарим за предоставленные материалы для статьи Ольгу Николаевну Фролову - Привалову, дочь Надежды Васильевны.
Помошникова О. В., учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14», г. Кемерово.
Вертилецкая И. Г., зав. кафедрой гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО,
канд. пед. наук, доцент, председатель Кемеровского регионального отделения ООО «АССУЛ».
Уважаемые коллеги! Продолжая рубрику «История образования Кузбасса в лицах», мы предлагаем вам материал, представленный Халабаевой Натальей Николаевной, руководителем ММО заместителей директоров по УВР, учителем русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 6» Топкинского МР.
Не по долгу, а по зову сердца
Так озаглавила Дарсалия Татьяна Викторовна эссе на конкурс «Учитель года - 2010». Именно зов сердца привёл юную Татьяну после окончания Кемеровского государственного университета в школу. Постигать азы профессии и проходить путь становления педагога она начала в 2004 году в школе № 6 г. Топки и за десять лет работы стала настоящим профессионалом. Татьяна Викторовна – так обращались дети к любимой учительнице, сразу завоевавшей доверие и уважение учеников, а коллеги называли «наша Танечка, Танюша». Её уроки не были похожи друг на друга, это были путешествия, КВНы, проекты; уроки познавания языка, знакомства со страной, обычаями и традициями англичан и немцев, т.к. преподавала Татьяна два языка. Будучи классным руководителем, часто бывала со своим классом на катке, на спортивной площадке, в лесу на лыжне. Хотела научить детей всему, чему научил в детстве её отец, Виктор Леопольдович Штанг. «Мой оптимизм – от отца, а серьёзный подход к работе мне привила мама. Родители – моя сила и опора в жизни», - часто говорила Татьяна. Поэтому так важно для неё было передать частичку семейного тепла и любви своим воспитанникам. Не один раз они выезжали в Кемеровский драматический театр, Театр для детей и молодежи, да и просто гуляли по набережной Томи. Педагогическое кредо Татьяна Викторовна выразила так: «Хочется отдать всё, что можно, сделать всё, что умеешь, чтобы жизнь стала светлее и лучше. И если дети, которых я учу, смогут хоть что-то сделать для процветания и своего города, и своей страны, - это будет моё большое человеческое счастье».
Участвуя в конкурсе «Учитель года» в 2010 году, Татьяна рассказывала о знаменитом педагоге Януше Корчаке, который отказался покинуть своих воспитанников. Он был с ними до последней минуты, хотя фашисты предлагали ему оставить детей, не идти с ними в газовую камеру и сохранить жизнь. Татьяна Викторовна говорила, в чём заключается смысл педагогической работы: «Сгорая самому, давать жизнь другому». 24.11.1980 г.– 25.03.2018 г.
Из исследовательской работы представленной на учебно-практической конференция исследовательских работ учащихся «Первые шаги в науку», Казариной Анастасии Ивановны, ученицы 8 класса МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 6»: «...Кемеровский государственный университет Татьяна Викторовна Дарсалия выбрала не случайно. Там она поступила на факультет романо-германской филологии изучать английский и немецкий языки. Многие родственники Татьяны к тому времени жили в Германии, и семья родителей тоже планировала переезд. Но, съездив летом в Германию, Татьяна твердо решила, что жить туда она не поедет. Поэтому после окончания университета стала работать учителем иностранных языков в школе № 6 в родном городе Топки. Директор школы Тамара Анатольевна Ишутина дала педагогу классное руководство в 5 классе. Для Татьяны всё было новым и интересным. На уроках Татьяна Викторовна хотела заинтересовать каждого ученика, рассказать о странах, обычаях. Поэтому часто ребята выполняли проекты и, выступая перед классом, представляли культуру, традиции, разыгрывали сценки, читали диалоги. Так сложный язык становился для них понятнее.
Учительница проводила много времени с детьми вне уроков. Татьяна Викторовна в своем детстве с родителями очень часто бывала в лесу на лыжах, умела плавать, любила прогулки, поэтому и своих ребят она часто возила на природу. Хотела, чтобы дети были дружными, чтобы школа для них стала вторым родным домом. Дети получали удовольствие от общения с ней, им было интересно и на ее уроках, и вне школьных стен. Коллеги радовались успехам молодого педагога. В ней энергия словно «била ключом»….
…..Исходя из того, что стало известно о профессиональной деятельности, понятно, что Т. В. Дарсалия была тем учителем, который воспитывает в учениках качества, необходимые для их будущей жизни.
Но 25 марта 2018 года произошла ужасная трагедия в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня», где среди многих детей и взрослых оказалась и она с дочерью. В этот день они с подругой Натальей Селезень решили пойти на мульфильм “Кролик Роджер” со своими дочерьми. Ничто не предвещало беды, настроение было прекрасное, т.к. в понедельник у Натальи день рождения. И вот в 15.58 в зал забежала женщина с криком: “Пожар!” Но из-за громкого звука ее мало кто расслышал. Люди поняли, что им кричали, когда с первых рядов стали вставать и выходить из зала. Татьяна Викторовна с Элей сидели на разных рядах. И Эля шла впереди, держа Арину за руку и оглядываясь назад, искала глазами маму. Татьяна Викторовна, направив свою дочь к выходу, осталась спасать других детей и сама погибла. Она, не задумываясь, отдала свою жизнь. Для нее не было чужих детей. Я считаю, что она совершила героический поступок. В числе лучших людей Кузбасса Татьяна Викторовна была посмертно награждена правительственной наградой, о чем я прочитала в газете «Аргументы и факты» в декабре 2018 года. И я горжусь, что она была в жизни многих людей, в том числе, и в моей!
В нашей школе ко дню рождения Татьяны Викторовны 24 ноября 2018 года открыта памятная экспозиция в музее Боевой Славы. Собраны фотографии, сочинения её учеников со словами о ней, материалы с её конкурсных мероприятий. Память о героическом поступке останется в нашей школе навсегда…
Личность человека формируется родителями в детстве, когда закладываются основные черты характера личности, и на протяжении всей дальнейшей жизни: в школьном коллективе, в студенческие годы. Цельный характер Татьяны Викторовны Дарсалии (Штанг) сложился рано. Выбор профессии произошел сознательно. В профессиональной деятельности Татьяна Викторовна проявила лучшие черты своего характера, и ее жизнь может послужить примером для воспитания в себе лучших качеств…». (скачать полный текст исследования).
Из эссе Дарсалии Татьяны Викторовны (на муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года - 2010»):
«В 2009 году наша школа праздновала 75-летний юбилей, немалый возраст по меркам человеческой жизни. Тысячи выпускников покинули стены школы за это время, стали настоящими людьми, многие из них пришли в этот праздничный день поблагодарить своих учителей. Самыми трогательными моментами этого торжества были встречи педагогов-ветеранов, которые работали здесь много лет назад, с их учениками. Охапки цветов, глаза учителей, полные слёз, слова благодарности… И пожилые женщины расцветали, становились моложе и краше, понимая, что прожили эту жизнь не зря, ведь их помнят и любят. Их ученики доставили радость гордиться своими успехами. Хотелось бы и мне быть таким учителем, чтобы оставить свой след в сердцах и душах своих выпускников.»
Из педагогической лекции Татьяны Викторовны (на муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года - 2010»): «Во все времена были педагоги-энтузиасты, которые становились путеводной звездой для своих учеников. В канун 65-летия Победы я хочу вспомнить о польском педагоге Януше Корчаке, который был воспитателем сиротского дома в варшавском гетто. Гитлеровцы обрекли несчастных детей на гибель в печах Треблинки. Когда Янушу предложили выбрать жизнь без детей или смерть вместе с детьми, он без колебаний и сомнений выбрал смерть. Он пошёл на смерть вместе с детьми, успокаивал их, заботясь, чтобы в сердца малышей не проник ужас ожидаемой смерти. В этом поступке – смысл педагогической работы: «Сгорая самому, давать жизнь другому».
Трагические события 25 марта 2018 года проявили цельный характер педагога. Такой и осталась Татьяна Викторовна в памяти всех знавших её: личностью яркой и притягательной, честной, решительной и доброй.
Халабаева Наталья Николаевна, руководитель ММО заместителей директоров по УВР, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 6» г. Кемерово, коллега и подруга.
Вертилецкая Инга Геннадьевна, зав. кафедрой гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО, канд. пед. наук, доцент, председатель Кемеровского регионального отделения ООО «АССУЛ».