Работаем с 1943 года

Институт развития образования Кузбасса

II Межрегиональная НПК «Равные возможности-новые перспективы в образовании детей с ОВЗ» организована на базе КРИПКиПРО второй раз. Необходимость ее проведения обусловлена тем, что со времени принятия № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г.) и ФГОС НОО ОВЗ (2014г.) прошел длительный период времени и был накоплен значительный опыт образования детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом постоянный рост числа детей со статусом ОВЗ, появление инклюзивных классов, увеличение количества жалоб родителей и педагогов в связи с переходом от традиционного к дистанционному обучению сделали проведение конференции насущной необходимостью.

Целью работы конференции было заявлено обсуждение актуальных вопросов инклюзивного образования, проблем и перспектив его развития, обобщение инновационного педагогического опыта, в т.ч. накопленного в специальном коррекционном образовании.

К участию в конференции были приглашены научные работники, преподаватели, аспиранты, руководители и заместители руководителей образовательных организаций, педагоги, методисты, педагоги-психологи и социальные педагоги, педагоги дошкольного и дополнительного образования, воспитатели, классные руководители, логопеды, педагоги-дефектологи, работники муниципальных методических служб, представители общественности и другие заинтересованные лица.

Основные направления работы конференции:

  • проблемы и итоги реализации адаптированных основных общеобразовательных программ, адаптированных общеобразовательных программ и специальных индивидуальных планов развития в рамках инклюзивного и специального (коррекционного) образования (дошкольном, основном, среднем, дополнительном);
    технологии, формы и методы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, направленные на повышение качества инклюзивного образования;
  • формы и методы внешней и внутренней оценки качества инклюзивного образования;
  • взаимодействие образовательной организации с родителями обучающихся с ОВЗ;
  • роль педагогических работников в достижении лицами с особыми образовательными потребностями результатов обучения, воспитания и развития в инклюзивном и специальном (коррекционном) образовании;
  • построение индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ;
  • здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями;
  • нормативно-правовое, научное, методическое, организационное, кадровое, материально-техническое, финансовое обеспечение, логопедическое и психолого-медико-педагогическое сопровождение инклюзивного образования;
  • проблемы в развитии инклюзивного образования;
  • пути повышения качества инклюзивного образования посредством применения современных образовательных технологий, различных форм и методов обучения.

Конференция проводилась в форматах очного, очно-заочного и заочного участия. В конференции, проходившей очно на площадке КРИПКиПРО, были организованы раус-программа, пленарный модуль «От преадаптивности – к равенству возможностей», секционный модуль с четырьмя треками и дискуссионными площадками в первый день, а также рефлексивная сессия «Компетенции», секционный модуль с семью треками, форум-площадкой и пленарной прогноз-сессией «Перспективы» – во второй день.

Отличительной особенностью второй конференции стала организация работы площадок с охватом всей территории Кузбасса: Новокузнецком ГО («Эффективные практики инклюзивного образования в г. Новокузнецке»), Анжеро-Судженском ГО («Актуальные вопросы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ»), Тайгинском ГО («Муниципальная модель процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов»), Юргинском ГО («Планета правильной речи» - инновационные технологии и методики в практике работы логопеда и дефектолога»), Ленинск-Кузнецком ГО («От потребностей – к возможностям: психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях Ленинск-Кузнецкого городского округа») и Беловском ГО («Создание равных стартовых возможностей для обучающихся с ОВЗ в рамках реализации Национального проекта «Образование»). Самостоятельную площадку организовало ГОУ «Кузбасский центр образования» («Образовательные инновации дистанционных технологий в образовательном процессе и сопровождении обучающихся с ОВЗ и их развитие»).

Всего на конференцию зарегистрировалось 367 участников, количество просмотров трансляций на период 20-21 апреля 2021г. составило 2627.

На пленарном модуле, в треках: «Школы психолого-педагогической поддержки – педагогам, работающим в условиях инклюзии», «Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в инклюзивном образовании», «Психолого-педагогическая и социально-педагогическая деятельность в условиях инклюзии», «Логопедическое и дефектологическое сопровождение работы с детьми с ОВЗ», «Практика логопедической и дефектологической деятельности в образовательной организации», «Логопедическое и дефектологическое сопровождение: принципы и приемы», мировом кафе «Резильентность школы: как достигать успеха в трудных условиях вопреки обстоятельствам?» и форум-площадке выступил 101 человек. Вместе с площадками в ходе конференции состоялось 162 выступления в форматах докладов, мастер-классов, воркшопов, коуч-сессий, концепт-сессий, презентационных сессий, методических мастерских, презентаций педагогического опыта.

Свои выступления научные работники, руководители ОО, педагоги-психологи, педагоги школ психолого-педагогической поддержки, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги, методисты, воспитатели и представители общественных организаций ориентировали на оказание научно-методической помощи своим коллегам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья и родителям особенных детей, стремясь ответить на актуальные запросы в области обучения и воспитания более чем тринадцати тысяч детей Кузбасса.

В ходе работы конференции на дискуссионных площадках поднимались проблемы:

  • организации образовательного процесса и мониторинга его качества для детей с ОВЗ,
  • использования здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в инклюзивном образовании,
  • реализации комплексного подхода к психолого-педагогическому и социально-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в условиях инклюзии,
  • повышения мотивации к обучению детей с ОВЗ,
  • использования нетрадиционных методов логопедии в инклюзивном образовании,
  • дистанционного обучения детей с ОВЗ и инвалидностью.

Специалисты активно участвовали в обсуждении перспектив развития инклюзивного образования в Кузбассе.

На форум-площадке три приглашенных эксперта отвечали на вопросы, заданные, в том числе, родителями детей со статусом ОВЗ и инвалидностью:

  • «Каким образом выстроить индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ от детского сада до ссуза и вуза?»;
  • «Каким образом обеспечить специальные условия для обучения детей с ОВЗ при отсутствии одного или нескольких специалистов (логопеды, дефектологи, педагоги-психологи, ассистенты, тьюторы) в ОО?»;
  • «Каковы преимущества и недостатки создания и функционирования ресурсных классов?».

Обмен мнениями по острым вопросам инклюзивного образования позволил сформулировать следующее видение перспектив его развития:

  • оптимальной моделью организации инклюзивного образования является создание инклюзивных классов и инклюзивных школ, что позволит сконцентрировать материальные и кадровые ресурсы для достижения качества образования, соответствующего требованиям ФГОСов;
  • единичное распределение обучающихся с ОВЗ по классам ОО не позволяет достичь необходимого уровня качества образования как для особенного ребенка, так и для его одноклассников;
  • создание ресурсных классов - необходимое условие обучения детей с РАС;
  • в инклюзивных классах наиболее эффективно обучение детей с РАС, ЗПР и слабослышащих, тогда как обучение детей с синдромом Дауна, слепых и НОДА лучше проводить в специальных ОО;
  • необходимо организовать просвещение родителей в области ухода, режима, воспитания, личностных особенностей, медицинской поддержки, методических приемов и технологий обучения, поскольку только коллаборация педагогов, специалистов и родителей позволяет достичь значительного прогресса в развитии особенных детей;
  • необходимо обучать всех педагогических работников технологиям, техникам, приемам и методам работы с детьми с ОВЗ;
  • необходимо повышать социально-коммуникативную и здоровьесберегающую компетентности всех педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами,
  • активно обмениваться и внедрять инновационные технологии психолого-педагогического, логопедического, социально-педагогического, дефектологического сопровождения в практику работы с учетом опыта специальных (коррекционных) школ,
  • своевременная и точная диагностика обучающихся при поступлении в первый класс позволяет повысить качество обучения детей с ОВЗ и предотвращает потери учебного,
  • объединение специалистов и административного персонала в единую службу, помимо психолого-педагогического консилиума, является перспективным направлением развития психолого-педагогического сопровождения обучающихся, независимо от их статуса.

Признавая эффективность и результативность работы второй Межрегиональной НПК «Равные возможности - новые перспективы в образовании детей с ОВЗ» её участники пришли к мнению о необходимости сделать образовательные мероприятия по данному направлению ежегодными.


© 2024 ИРОК