Работаем с 1943 года

Институт развития образования Кузбасса


В жизни каждого появляются такие люди, после которых ты меняешься! В этих непостижимых личностях так много настоящего: они и совет дельный дадут, и помогут с решением проблемы, и легко, но мудро сумеют мотивировать на самые смелые поступки. Кроме того, такие люди словно не боятся никаких жизненных задач: им если не всё, то многое по плечу... Вот и в моей жизни есть такой многогранный человек. Его имя – Покасова Светлана Владимировна, учитель английского языка МБНОУ «Городской классический лицей» г. Кемерово, методист и старший преподаватель центра иноязычного образования КРИПКиПРО, почетный работник общего образования РФ. За ее плечами 28 лет в профессии педагога. И за этими официальными позициями – незаурядный педагогический талант, наставнический потенциал, учительское сердце.

Светлана Владимировна учит многому: верить в себя и свои способности, никогда не утопать в сомнениях и страхах, твердо идти до конца, не останавливаться на достижениях прошлых лет и, конечно, постоянно совершенствовать свое владение иностранным языком. Я благодарна ей за это. Однако в моей жизни она занимает особое место ещё и потому, что я не перестаю восхищаться ее собственными личностными и профессиональными качествами. Какая она? Почему я (и ещё очень многие!) ценю её? Что помимо образовательных навыков специально или гениально-интуитивно она вкладывает в меня? Попробую рассказать.

Да, она строгая. Не жёсткая или жестокая, но бесконечно требовательная к себе и к ученикам. Светлана Владимировна относится к своему предмету серьезно, перед каждой парой тщательно готовится, чтобы доходчиво и необычно преподнести материал, поэтому, понимая это, ученики усердно работают на уроках. Нам словно бы хочется таким образом каждый раз говорить своё «Спасибо!» учителю за искреннюю, профессиональную работу. Наша Светлана Владимировна знает это, потому не просто не уменьшает требований, но, незаметно приподнимая планку, ведёт нас к новому уровню владения языком. Мне это очень нравится! Я понимаю, что в моей будущей жизни это будет востребовано. И все мы, её ученики, кладём в свою копилку или шкатулку взрослой судьбы это важное качество нашей учительницы.

Ещё один конёк Светланы Владимировны – индивидуальный подход к каждому ученику. Она прекрасно понимает, что все дети разные и к каждому нужно найти свой подход, чтобы заинтересовать ребенка, позволить ему изучать иностранный язык с удовольствием. Представляете, она готова с каждым учеником составить внеурочную беседу и обсудить проблемные места в изучении английского, а затем дать советы (методические и жизненные), чтобы язык Шекспира, Диккенса и Брэдбери наконец стал близким его уму и сердцу. Мне, например, после моих сложностей с аудированием Светлана Владимировна порекомендовала каждый день слушать новости BBC(я доверила ей свою мечту стать дипломатом!). Благодаря этому я научилась слушать и аудиально понимать англоговорящих. Часто такие диалоги помогают одолеть и иные предметы! Ведь нашу учительницу отличает искушённость в разных областях. Так, уже почти десять лет готовя команду для международной многопредметной олимпиады в Анталии (Турция), Светлана Владимировна помогает почувствовать себя уверенными ещё и в истории, географии, биологии, русском языке. А некоторые факты, оговорённые с нашей наставницей, запоминаются гораздо прочнее и остаются в памяти как будто навсегда!

В дополнение к её эрудиции идёт, конечно, непостижимая креативность, которая не зависит ни от самочувствия, ни от настроения, ни от возраста. Она готова творчески перерабатывать большое количество информации, посвящать этому часы и дни, чтобы по-настоящему заинтересовать и очаровать ученическую, преподавательскую или административную публику. Свои презентации она превращает в маленькие шедевры не только педагогического, но и ораторского искусства. Этому же она обучает и нас: информация должна быть и точной, и яркой, и красивой. Светлана Владимировна является моим научным руководителем уже не первый год, а потому в выполнении проектных и исследовательских работ я, не сомневаясь ни секунды, исповедую её творческий подход. Причём всё начинается с выбора оригинальной темы и незаурядной идеи в её раскрытии – и это мы вдвоём делаем с удовольствием! А каждый итог – это по традиции (не буду скромничать!) – призовые места на конференциях, конкурсах и олимпиадах различного уровня.

И удаётся ей это потому, что она, верная традициям образования, уверенно идёт в ногу со временем. Светлана Владимировна обожает (самое удачное слово!) открывать для себя новые способы преподать материал, новые учебные пособия (электронные и даже интерактивные!), новые задачки и задания (в приоритете – авторские, близкие ей по духу). Она ищет всегда, она знает, где искать, она чувствует, что уже завтра будет актуально, поэтому нам всё это бесконечно дорого. А Светлана Владимировна словно знает, что нам может пригодиться в будущем – и продолжает быть современной. Она позволяет себе не отставать, но и нам словно бы даёт возможность почувствовать жизнь сегодняшнего и завтрашнего дня…

А вообще её истинный конёк – это предоставление возможностей каждому. В отличие от многих, Светлана Владимировна не рассказывает тебе, каким «быть или не быть», а мудро позволяет проявить себя и продемонстрировать, чем силён. Например, она самостоятельно организует поездки в разные страны, где лицеисты могут показать высокие результаты и узнать много нового. Казалось бы, классическая форма, но Светлана Владимировна всегда составляет большую программу мероприятий, рассчитывая, что могло бы быть интересно каждому из нас. Ей хочется, чтобы это не была лишь экскурсия, а был почти «индивидуальный образовательный маршрут». По возвращении, прикоснувшись к тому, что дорогу именно каждому из нас, мы словно начинаем понимать себя и свою жизнь иначе. И всё благодаря нашей учительнице!

Светлана Владимировна – хороший психолог. Благодаря ей и мне однажды выпал шанс блеснуть знаниями на олимпиаде в Анталии. Я знала, что хорошо учусь, что я старательна и внимательна, но только Светлана Владимировна знала ещё одно, о чём мудро сказала мне уже после победы: я одарённый ребёнок. Другому это нужно было бы услышать за много дней до соревнований, иным – непосредственно перед началом, а мне действительно, это оказалось необходимо как ещё один диплом. Но не от оргкомитета, а от моей любимой учительницы! И она это знала, потому в доверительной манере в нужное время сообщила мне это по-учительски и по-матерински!

К слову сказать, она по-настоящему моя вторая мама. И даже хочу отметить такую деталь, что только она и моя мама, обращаясь ко мне, называют Софочкой. Светлана Владимировна, проявляя родительскую заботу и опыт, помогала мне лечиться от простуды, которую я предательски «подхватила» в одной из поездок. Она находила для меня лекарства, брала под строгий контроль рацион, поддерживала и подбодряла добрым словом, ведь в тот момент мне было грустно без мамы, – словом, делал всё то, что свойственно лишь родителям! И это не только в отношении меня: Светлана Владимировна как мама для всех своих учеником и подопечных. Любя свою дочь Аню, она умеет делиться этой любовью с большим миром! Это удивительное качество!

Я знаю Светлану Владимировну уже четыре года и каждый раз не перестаю удивляться ее талантам, её удивительному и непостижимому педагогическому гению! Я знаю, что даже через пять лет, когда я уже буду заканчивать университет, или через двадцать пять лет, когда мой ребёнок будет ровесником меня нынешней и, конечно, будет упрекать меня в «несовременности», – я знаю, что Светлана Владимировна будет также развиваться творчески и духовно, будет легко и мудро давать советы молодым, будет тонко чувствовать жизнь и слышать ритмы завтрашнего дня. И я не сомневаюсь, что она будет помогать другим поколениям детей приобретать морально-нравственные и социально-значимые качества – будет любимым учителем новых ребят, восторженно глядящих на неё.

За время учебы в лицеи я, наверное, успела свернуть горы, я смогла доказать себе, что я способная ученица, мне удалось открыть новые грани моего «я», но я бы не смогла это сделать без Светланы Владимировны. Я ей говорю от всего сердца СПАСИБО за всё! Она слишком (не очень, а именно слишком) много сделала для меня, и это я ценю! Недавно Светлана Владимировна праздновала свой полувековой юбилей, и мне хочется еще раз пожелать ей благополучия, энергии, креативных идей, чтобы энтузиазм и позитив в работе никогда не исчезали.

София Мельниченко, обучающаяся МБНОУ «Городской классический лицей» г. Кемерово,

лауреат областного конкурса «Учитель в моей жизни», посвященного 30-летнему юбилею Всероссийского конкурса «Учитель года России»

Мы часто рассуждаем о том, какими людьми хотели бы видеть в будущем своих учеников. Могу сказать свое заветное желание: не хочу видеть их равнодушными людьми. Все беды в Мире и в нашей стране оттого, что слишком многие молчат о том, о чем нужно кричать.

Из интервью с Т.М.Пробст

Год назад скоропостижно ушла из жизни Тамара Михайловна Пробст, учитель географии и биологии Шабановской средней общеобразовательной (крестьянской) школы Ленинск-Кузнецкого МР. И мне, её бывшему ученику, захотелось сказать о ней несколько добрых слов. Она была не только моим учителем, но и нашим классным руководителем. Мы, её ученики, запомнили Тамару Михайловну как требовательного строгого учителя, хорошо знающего свой предмет, и в то же время как доброго отзывчивого человека, стремящегося в любую минуту прийти нам на помощь, разрешить трудную ситуацию и дать нужный совет.

И хотя Тамара Михайловна мало рассказывала нам о себе и членах своей семьи, мне посчастливилось узнать о ней гораздо больше моих одноклассников. Именно в 2017 году она предложила написать мне исследовательскую работу на конкурс об учительской династии Богомазовых-Пробст, как будто чувствовала, что уйдет от нас и подвела итог своего жизненного пути. Я целый год работал с ней, изучая педагогическую деятельность членов её семьи. Мы выстроили генеалогическое древо рода Богомазовых-Пробст, династии педагогов, учителей и воспитателей, которые через свои жизни пронесли и несут доброту сердец и свет образования детям.

Её отец, Михаил Иванович Богомазов, после окончания физико-математического факультета Марийского педагогического института по распределению в 1956 году попадает в Кемеровскую область, работает в Драченинской школе, селекционной школе ОПХ «Возвышенка», директором Свердловской восьмилетней школы Ленинск-Кузнецкого района. С 1 июля 1966 года Михаил Иванович – завуч и учитель математики Чкаловской средней школы. Как математик, он являлся сильнейшим и опытнейшим специалистом. Его уроки стали образцом для педагогов нескольких поколений.

Ученики Михаила Ивановича любили и хорошо знали его предмет. Он всегда был примером для коллег, и очень уважаем учениками и односельчанами. Смысл его жизни был в том, чтобы отдавать себя людям. В свои 72 года, до того момента, когда его внезапно настигла тяжелая болезнь, Михаил Иванович находился в отличной профессиональной форме и преподавал в школе. Ветеран труда Богомазов М. И. за свою педагогическую деятельность был награжден медалью «За доблестный труд», орденом «Знак почета», отмечен знаком «Отличник народного просвещения РСФСР». В музее Чкаловской школы оформлен стенд, где обобщен педагогический опыт М. И. Богомазова, его педагогический стаж составляет 48 лет.

Мама Тамары Михайловны, Валентина Николаевна Богомазова (Медведева), в 1961 году начала работать в Свердловской восьмилетней школе учителем начальных классов. В своих воспитанниках Валентина Николаевна старалась заложить основы духовности: доброту, совестливость, учила их быть внимательнее и терпимее друг к другу и к окружающим. С 1975 года Валентина Николаевна стала работать в УКП Кемеровского совхоза-техникума. Она – «Ветеран труда», была награждена почетными грамотами. Её педагогический стаж 25 лет.

Возможно, родители своей увлеченностью педагогикой повлияли на выбор профессий их дочерей: Тамара Михайловна и её младшая сестра Надежда Михайловна становятся учителями географии и биологии.

География была любимым предметом Тамары Михайловны еще с детства. Она считала, что этот школьный предмет стоит особняком среди других дисциплин, значащихся в учебном плане. С одной стороны, это точная наука, в которой всё подчиняется строгим законам, а каждое предположение проверяется на практике путём опыта и исследования. С другой стороны, география – это предмет мечтателей и путешественников.

«С тех пор, как я начала преподавать географию, – делилась со мной Тамара Михайловна своим сокровенным, когда я брал у неё интервью для своей работы, – прошло 35 лет. За эти годы много раз менялось все в мире, в стране. Менялись и те, ради кого существует наша профессия. Мы переживаем мучительное время, когда в мире рушатся многие наши идеалы, устои человеческой морали, ориентиры на будущее. Современные дети сейчас многое имеют благодаря заботе родителей. Но после окончания школы они испытывают большие трудности в определении своего жизненного пути, которых не знали мы в свое время. Поэтому так важно сейчас дать им не только знания и умения, но и научить использовать их так, чтобы стать успешными. По-моему, в наше время дети даже сильнее нуждаются в наших добрых советах, подсказках, нашем положительном примере, нашем оптимизме и умении преодолевать трудности. Их жизнь стала такой разнообразной, что не заблудиться в ней трудно».

Две дочери Тамары Михайловны, Ксения и Кристина, также выбрали профессии, связанные с педагогикой. Мне очень понравилось высказывание о профессии педагога Кристины, которая сейчас работает методистом в комбинированном детском саду № 42 г. Ленинск-Кузнецкий: «Я считаю, что педагог – самая благодарная профессия. Работая с детьми ты каждому отдаешь частичку своего душевного тепла, но от этого ты не чувствуешь никакой потери, а наоборот, получаешь больше и больше. Каждая детская улыбка – это дорогой подарок, это признание того, что тебя любят, тебе доверяют, тебя уважают, в тебе нуждаются». Общий педагогический стаж династии Богомазовых-Пробст составляет 141 год. Это целых три поколения, связавших свою судьбу с детьми и отдавшим им частичку своей души и своего тепла.

Тамара Михайловна не только была прекрасным специалистом, но и хорошей матерью, отличной подругой, душевным человеком, имела большой авторитет в педагогическом коллективе, её профессионализм и принципиальность ценили друзья и коллеги.

Для каждого учителя самая лучшая награда, считала Т. М. Пробст, это память и уважение учеников. Тамары Михайловны не стало год назад – 1 июня 2018 г., но память о ней навсегда осталась в наших сердцах!

Сергей Мосолов, учащийся МБОУ «Шабановская средняя общеобразовательная (крестьянская) школа» Ленинск-Кузнецкого МР,

участник творческого объединения «Наследники», дипломант областного конкурса «Учитель в моей жизни» в номинации «За верность памяти»

...
...
...

Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело.

А.П. Чехов

Каким должен быть настоящий учитель? Умным, ответственным, добрым? Креативным, творческим, разносторонним? Несомненно, учитель должен сочетать в себе все эти качества. Но самое главное, учитель – человек, который отдает частичку своей души каждому ученику, свою любовь, заботу, тратит силы и энергию, ничего не требуя взамен.

Сазонова Лия Валерьяновна – учитель с большой буквы, она не просто учит и руководит учебным процессом, а живет этим делом, живет, постоянно думая о школе, о педагогическом коллективе и учениках.

А начиналось все с распределения студентов по окончании обучения в высшем учебном заведении. Окончив педагогический институт, молодая девушка получила направление на работу в школу № 50 – учителем французского языка. Лия Валерьяновна думала, что это временное явление и не могла смириться с тем, что придётся жить и работать вдалеке от города. Однако именно эта школа стала для Лии Валерьяновны родным домом и семьей.

Лия Валерьяновна прошла огромный путь от учителя до директора образовательной организации. Тринадцать лет была заместителем директора по воспитательной работе, а с 1983 года по 2013 год была директором школы. Её общий педагогический стаж составляет 53 года. Кроме этого, Лия Валерьяновна является основателем династии учителей. В династии Сазоновых 6 педагогов. Общий педагогический стаж составляет 166 лет. В настоящее время Лия Валерьяновна является заместителем директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ №50 им. А.А. Бабенко» г. Кемерово.

 

Выпускники школы, ученики разных времен говорят о ней только хорошие и добрые слова, вспоминая ее как талантливого, истинного учителя, который никогда не жалеет на детей ни времени, ни сил, в каждого вкладывает частичку своей души:

«Внешне это живая, красивая женщина с ярко-голубыми глазами, излучающими свет. Всегда со вкусом одета, всегда необычна и непредсказуема».

«Умная, строгая, добрая, трудолюбивая, обаятельная, Лия Валерьяновна всегда была в окружении ребят, которые доверяли ей самые сокровенные тайны».

«Незабываемы ее уроки, на них всегда было интересно и весело, потому что Лия Валерьяновна обладает чувством юмора. Необязательно ехать в другую страну, чтобы почувствовать язык, культуру».

«Я не перестаю удивляться энергии этой женщины – руководителя, она шагает в ногу со временем и даже опережает его. Она в постоянном поиске, она не любит повторений, она педагог-новатор».

И все это не просто слова. Благодаря деятельности Лии Валерьяновны, ее чуткому руководству, внимательности школа действительно преобразилась. За время ее работы обучающиеся показывали высокие результаты в учебной и внеклассной работе, многие окончили школу с золотой, серебряной медалью, трое награждены медалью «Надежда Кузбасса», 80% выпускников поступили в высшие учебные заведения. Для нее важно не только дать знания, научить, но и воспитать в ребенке человека, личность, реализовать нравственное и патриотическое воспитание. Именно такая задача стоит перед каждым, кто работает в школе.

Лия Валерьяновна является инициатором экспериментальной, инновационной, проектной деятельности, занимается внедрением новых образовательных технологий. Ею разработана и успешно внедряется концепция воспитательной системы школьников, которая издана отдельной брошюрой. Также опубликованы статьи: «Развитие здоровьесберегающей среды воспитательно-образовательного пространства», «Инновационная и экспериментальная деятельность», «Семья и школа – шаг навстречу».

Сазонова Л. В. – инициатор и активный участник внутришкольных реформ не только в учебном процессе, но и во внеклассной деятельности. Каждое ее усовершенствование, нововведение – это новый шаг вперед, желание привлечь, заинтересовать учащихся, их родителей, коллег в разные сферы деятельности, проявить активность, поучаствовать в различных конкурсах, конференциях, общественных мероприятиях. Под руководством Сазоновой Л. В. создан Народный музей «Память», как связующее звено между поколениями жителей жилого района Ягуновский, где и находится родная для Лии Валерьяновны школа № 50, которой она отдала столько лет работы и жизни. Музей трижды был признан победителем в городском и областном смотрах школьных музеев (2003, 2005, 2007 г.г.), стал лауреат Всероссийского конкурса (2007 г.).

Под руководством Лии Валерьяновны школа стала лауреатом конкурса «Лучшие образовательные учреждения (2006 г.), в рамках национального проекта «Образование» - победителем во Всероссийском конкурсе образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы (2007 г.), лауреатом областного конкурса «60 лучших школ Кузбасса», награждена памятным знаком «За патриотическое воспитание граждан Российской Федерации (2009 г.), победителем муниципального и областного конкурсов на лучший учебно-опытный участок (2008 г.).

Лидия Валерьяновна - увлечённый, заинтересованный в своей работе человек, обладает глубокими знаниями, профессиональным мышлением, пользуется заслуженным авторитетом у коллег. За высокий уровень профессионализма инициативу, творческое отношение к труду и результативность работы в области образования награждена многочисленными наградами: «За достойное воспитание детей», «Ветеран труда», «За Веру и Добро», «За служение Кузбассу», «Отличник народного просвещения», «За особый вклад в развитие Кузбасса», «За обустройство земли Кузнецкой».

Что же необходимо знать и уметь, чтобы стать настоящим учителем? Мало быть просто учителем. Нужно быть влюбленным в свою профессию, нужно быть готовым отдавать себя ежедневно сотням людей и жить своей профессией. Лия Валерьяновна горячо влюблена в свою работу. На протяжении стольких лет она учит, руководит, вносит в учебную и во внеурочную деятельность реформы разного характера. Но самое главное – она в каждом ученике видела и видит талантливую личность, к каждому умеет найти подход и стать настоящим другом. Сегодня за ее доброту, помощь и труд ей благодарны тысячи учеников. За то, что она учитель с большой буквы!

Манашова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №50 им. Бабенко А.А.» г.Кемерово

Вертилецкая Инга Геннадьевна, зав. кафедрой гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО, канд. пед. наук, доцент, председатель Кемеровского регионального отделения ООО «АССУЛ»

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.

Лев Толстой

Для меня моя школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ребенок – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее. Где все время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их учителями. Учителя, обладающие щедростью души, любознательные, готовые понять радость и горе каждого, и прежде всего ребёнка, любящего детей, относящиеся к детям как к чему-то особенному и исключительному, с неистощимым интересом к внутреннему миру ребёнка. Учитель – это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем, научить их утверждать идеалы будущего.

Вот уже 50 лет в нашей школе работает «совершенный учитель» – Любовь Васильевна Некрасова. В общей сложности в ее семье делу образования отдано более 150 лет: сестра, Татьяна Васильевна Сыркашева, учитель физики, заслуженный учитель РСФСР, прадед, Григорий Петрович Сизов, учитель географии и астрономии, тетя, Наталья Петровна Сизова, учитель математики, сын, Вячеслав Владимирович Некрасов, учитель английского языка. Любовь Васильевна закончила Новокузнецкий педагогический институт в 1965 году и начала работать в школе № 25 г. Прокопьевска учителем английского языка. Это были годы ее поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю ее жизнь. Ее девиз: «Учись все время. Учись всегда. Учись везде». И мне нравиться учиться благодаря своей учительнице.

В первые годы работы с детьми, для нее было странно, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. «Это нам, взрослым, понятно, а им нет». Этот урок она освоила не сразу. Поэтому Любовь Васильевна считает, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым она сегодня руководствуется в своей педагогической деятельности.

Более двадцати лет проработала Любовь Васильевна заместителем директора по воспитательной работе в МБОУ «Школа № 25». Многие ее выпускники стали учителями английского языка, просто учителями, вожатыми, воспитателями. Она награждена знаком «Отличник народного образования», медалью «Ветеран труда», Почетной грамотой Министерства просвещения РФ, Грамотами Администрации Кемеровской области, Администрации города Прокопьевска, сертификатом участника областного конкурса «Лучший педагог-наставник». В 1971-1972 годах Любовь Васильевна работала III секретарем Горкома комсомола города Прокопьевска. Сколько полезного для комсомольской организации города проводил Горком ВЛКСМ в те годы! Встреча пионеров Шалготарьяна в пионерском лагере «Уголек», слеты, праздники, линейки, организация досуговой деятельности молодежи – вот дела III секретаря Горкома комсомола. Она вспоминает: «В то время много внимания уделялось работе с молодежью. Как-то с вожатыми мы даже маршировали по площади Советов в городе Кемерово по случаю празднования Дня рождения пионерии. Такие мероприятия придавали силу, уверенность в том, что надо трудиться на благо Родины». Свою работу в должности организатора по воспитательной работе в нашей школе Любовь Васильевна всегда вспоминает с гордостью: «С 1979 по 2003 годы в школе была очень бурная жизнь. В школе организовали ДЮО «Ровесник». Дети играли в КВН, участвовали в конкурсах. В одном выиграли у школы № 17(«звездной») и получили магнитофон! Радости и гордости не было границ». «Молодые, сильные!» - так начинались комсомольские собрания в школе, где выступали агитбригады классов, докладывая о полезных делах. Молодежь того времени гордилась достижениями своей организации и прославляла ее в песнях, стихах.

Я знаю Любовь Васильевну как учителя английского языка. Приходя на урок, да и просто общаясь с детьми, она раскрывает нам свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несет нам то, что интересно самой. И это всегда искренне, потому что «любая фальшь будет замечена и способна разочаровать, поранить юные души». Быть честным, искренним – еще ее один принцип.

Любовь Васильевна всегда огорчается, видя на уроках скучающие лица, когда же ученики работают увлеченно, азартно, то и она испытывает удовлетворение. Если после звонка мы остаемся, а не бежим «сломя голову» в коридор, если после уроков мы приходим к ней с вопросами, значит, по ее словам, «все нормально, значит, я смогла их заинтересовать, значит, у меня получилось». Умение увлечь учеников, как ей кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому должны стремиться все учителя.

На уроках английского языка мы часто разговариваем на жизненные темы. Любовь Васильевна пытается каждому из нас на примерах объяснить, как ему в жизни пригодятся знания, полученные на уроках. И ей всегда интересно все то, что затрагивает нашу душу, вызывает тревогу, волнение и переживание.

Любовь Васильевна не навязывает нам единственно верное решение той или иной ситуации, а дает возможность самому пробовать, находясь не «над ним», а «рядом с ним». Для нее нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. По ее мнению, «это не стена, не барьер, которые нельзя перепрыгнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики – Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руки тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания. Внимание – каждому, ждущему – похвала, мыслящему – радость от общего успеха. Урок окончен, но вопросы не кончаются. Значит, взволновало, зацепило за живое. Пора расходиться, а спор все продолжается. Значит есть оно – сотрудничество. Вот это все и дает новые силы творить каждый день, оставив за порогом житейские проблемы, входить в класс и совершать таинство познания».

Таковы основные принципы, которыми Любовь Васильевна руководствуется в своей работе. Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют и каждый из них является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения нас, детей.

И снова звенит звонок - урок окончен… Но завтра снова урок, и послезавтра урок, и будут они разные. Сколько будет еще звонков и уроков в судьбе Любови Васильевны? Хочется, чтобы их было побольше.

Идут дни, годы. Идут очень быстро. Дети всегда остаются детьми, учителя – учителями. Меняются времена, но не меняются задачи Любови Васильевны:

  • дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;
  • содействовать творческому развитию каждого ученика как на уроке, так и вне урока;
  • вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;
  • воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;
  • стать другом.

Я твердо усвоила в общении с совершенным для меня учителем, Любовью Васильевной, – это то, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.

И все время Любовь Васильевна говорит себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание учителя – нести любовь и радость». А ещё нужно просто любить свою работу. «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал И. Кант и Любовь Васильевна.

«Наша учительница соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, и поэтому Любовь Васильевна – «совершенный учитель», которая всю жизнь посвятила служению нам, детям».

Красилова Лариса Валерьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа № 25» город Прокопьевск

Вертилецкая Инга Геннадьевна, зав. кафедрой гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО, канд. пед. наук, доцент, председатель Кемеровского регионального отделения ООО «АССУЛ»


© 2025 ИРО Кузбасса