25 февраля 2021 года на базе КРИПКиПРО состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Бережливое управление в образовании». В работе мероприятия приняли участие очно (на 4-х площадках) и онлайн более 30 спикеров, 20 экспертов, 20 игроков мобильной фабрики процессов, 10 модераторов из Кемерова, Новокузнецка, Междуреченска, Ленинска-Кузнецкого, Прокопьевска, Полысаева – Кемеровской области, а также из Перми, Рязани, Нижнего Новгорода, Орла, Старого Оскола, Дзержинска, Москвы, Белгорода. Кроме того, посредством трансляции подключились к работе НПК более 500 руководящих и педагогических работников, а также представителей органов власти в сфере образования, экспертов из Кузбасса и других субъектов РФ.
Открыла конференцию площадка «Фабрика процессов», где участники выявили возможности дальнейшего обучения, вовлечения руководящих и педагогических работников в бережливые проекты в образовательных организациях Кузбасса. Вторая часть конференции была организована в рамках секционных модулей.
В рамках первого трека были организованы мастер-классы по повышению качества образования посредством инструментов бережливых технологий: системы постановки целей SQDCM, картирования процесса и доски решения проблем. Эти инструменты позволили командам участников оперативно определить проблемы и найти пути решения по достижению целей. Эксперты – представители образовательных организаций других регионов представили свой опыт внедрения инструментов бережливых технологий.
В ходе работы второго трека были представлены инструменты, которые помогают руководителям эффективно осуществлять управление изменениями в ОО, находить выходы из проблемных ситуаций, концентрировать ресурсы и преодолевать системные ограничения. Участникам были предложены эффективные практики внедрения изменений в ОО. В ходе обсуждения вопросов участники пришли к заключению, что стратегии осуществления изменений могут находить отражение не только в программах развития, программах перехода в эффективный режим работы или программах повышения качества образования, но и во всех локальных актах ОО. Участники сошлись во мнении, что в условиях неопределенности и риска следует ориентироваться не на иерархические структуры, а на матричные, а также привлекать педагогов к процессу принятия решений. Для преодоления сопротивления изменениям было предложено проводить обучение персонала, которое вооружит его пониманием необходимости изменений.
На третьем треке спикеры из Новокузнецкого ГО и Белгородской области совместно с экспертами в области внедрения бережливых технологий из Нижегородской, Белгородской и Орловской области обсудили в каких процессах использовать бережливых технологии, какие инструменты и методы бережливых технологий наиболее эффективно использовать в работе ДОУ, какие условия должны быть созданы в ДОУ, чтобы внедрение бережливых технологий было результативно, какие использовать инструменты организационно-управленческой поддержки для внедрения бережливых технологий в деятельность ДОУ, как сформировать у всех участников образовательных отношений бережливое мышление, а также какая роль в развитии бережливых компетенций педагогических и руководящих работников у профессиональных обучающих сообществ. По итогах работы трека сформированы предложения в контексте освоения портфеля бережливых технологий и диссеминации лучших практик, которые озвучены на открытом заседании сетевого регионального клуба «Бережливое образование Кузбасса» в рамках межрегиональной научно-практической конференции «Бережливое управление в образовании.
Участники четвертого трека рассмотрели вопросы цифровизации образования в контексте автоматизации управленческих процессов. По итогам работы трека в результате интерактивного онлайн-опроса участников сформирован перечень функциональных модулей для разработки цифрового кабинета руководителя, в основу которых положена система электронного документооборота.
На итоговом модуле открытого заседания регионального клуба «Бережливое образование Кузбасса» участники обсудили перспективы внедрения бережливого управления в образовании, а также тренды развития бережливой личности: тиражирование лучших практик, создание образцов бережливых образовательных организаций, формирование обучающего сообщества всех участников образовательных отношений на местном, региональном и федеральном уровне.
С выступлениями спикеров можно ознакомиться на сайте мероприятия
Шумило Е.Н., заведующая центром бережливых технологий в образовании КРИПКиПРО
25 февраля 2021 г. кафедра начального общего образования совместно с МБОУ «СОШ № 97» г. Кемерово, провели вебинар «Опыт интеграции результатов международных исследований на уровне начального общего образования».
В ходе работы вебинара участники познакомились с практиками педагогов МБОУ «СОШ № 97» г. Кемерово по использованию результатов международных исследований качества образования в урочной и внеурочной деятельности; обсудили условия развития функциональной грамотности учащихся; определили эффективность процедур и средств оценки читательской грамотности; выявили особенности формулирования заданий к тексту; приняли участие в создании контрольно-измерительных материалов по литературному чтению, учитывающих международные тенденции оценки качества образования в начальной школе; побывали на видео-уроке математики по теме «Доли». Живой интерес вызвало выступление Людмилы Николаевны Кондрашовой, замдиректора по УВР МБОУ «СОШ № 97», которая поделилась опытом организации деятельности общеобразовательного учреждения в соответствии с результатами международных исследований качества образования на уровне начальной школы.
24.02.2021 состоялся вебинар «Подготовка педагогов к проведению ВПР». Всероссийские проверочные работы призваны обеспечить единство образовательного пространства РФ и поддержку реализации ФГОС за счет предоставления образовательным учреждениям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений. Основная цель ВПР – своевременная диагностика уровня достижения обучающимися образовательных результатов; информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения образовательных программ по ФГОС. Тема вебинара оказалась актуальной для руководящих и педагогических работников школ с низкими образовательными результатами, поскольку каждый учитель должен четко представлять перечень планируемых результатов по предметам на ВПР текущего года и виды заданий, которые могут быть использованы для проверки результатов (умений и видов деятельности).
Лариса Викторовна Алексеенко, начальник отдела оценки качества образования ГУ ОЦМКО, рассказала об особенностях организации и проведения ВПР в 2021 году.
Ирина Владимировна Ащеулова, методист по русскому языку и литературе КРИПКиПРО, обратила внимание участников на методическое обеспечение подготовки учителей русского языка и литературы к ВПР.
Татьяна Петровна Трушкина, методист по математике КРИПКиПРО, рассказала, где можно найти демонстрационные варианты и описания проверочных работ, образцы проверочных работ для проведения ВПР, а также представила перечень учебных пособий для подготовки к ВПР по математике.
Алена Петровна Писарева, заместитель директора по УВР МАОУ «Гимназия города Юрги», поделилась формами анализа результатов по итогам ВПР и показала, как педагоги начальной школы работают с техническими заданиями по подготовке к ВПР.
Нина Александровна Калитина, заместитель директора по УВР, и Оксана Сергеевна Титова, руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов МБОУ «Промышленновская СОШ №56», проанализировали затруднения педагогов и представили алгоритм деятельности учителя начальных классов при подготовке к ВПР.
Ирина Валентиновна Боброва, заместитель директора и Татьяна Владимировна Камчатная, заместитель директора, учитель МБОУ «Лицей №15», Берёзовский ГО, обратили внимание участников на организационно-методические аспекты работы по подготовке к ВПР на примере основной школы.
Все выступающие подчеркивали, что ВПР позволяют вовремя выявить недоработки, указать на темы, которые по какой-то причине не были в полной мере усвоены. Таким образом ВПР необходимо рассматривать инструмент для выявления проблемных зон, а также для принятия дальнейших решений при построении индивидуальной образовательной траектории и методической деятельности педагогов.
Ссылка на запись трансляции вебинара
Название | Автор |
Особенности организации и проведения ВПР в 2021 году | Алексеенко Лариса Викторовна, начальник отдела оценки качества образования ГУ ОЦМКО |
Методическое обеспечение подготовки учителей математики к ВПР | Трушкина Татьяна Петровна, методист по математике КРИПКиПРО |
Подготовка педагогов начальной школы к ВПР | Писарева Алена Петровна, заместитель директора по УВР МАОУ «Гимназия города Юрги» |
Организационно-методические аспекты работы по подготовке к ВПР на примере основной школы |
Боброва Ирина Валентиновна, заместитель директора МБОУ «Лицей №15», Берёзовский ГО; Камчатная Татьяна Владимировна, заместитель директора, учитель МБОУ «Лицей №15», Берёзовский ГО |
25 февраля 2021 г. состоялся веб-семинар для руководителей, заместителей руководителей, педагогических работников образовательных организаций, специалистов муниципальных методических служб, представителей региональных инновационных площадок по теме «Экспертная оценка результатов интеллектуальной деятельности педагогов». В ходе семинара были рассмотрены подходы к подготовке результатов интеллектуальной деятельности, требования, предъявляемые к их оценке и экспертизе (доклад Н. А. Коровиной, зав. лабораторией научно-методического сопровождения управления интеллектуальной собственностью); раскрыты нормативно-правовые аспекты в области авторского права педагога (доклад Е. В. Москаленко-Вылегжанина, зав. юридическим отделом).
Особо активно в работе вебинара приняли участие работники образовательных организаций Кемеровского ГО, Березовского ГО, Беловского МР, Мариинского МР, Гурьевского МО, Промышленновского МО, Тайгинского ГО, Ленинск-Кузнецкого МО, Тисульский ГО, Крапивинского МО, Мысковского ГО, Междуреченского ГО, Новокузнецкого ГО и МР.