Работаем с 1943 года

Институт развития образования Кузбасса


Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2022 г. № 204-р План основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Международного десятилетия языков коренных народов в 2022-2032 годах

Изучение родных языков, в том числе языков коренных народов как основа сохранения и развития их языковой системы и особенности менталитета народа

Научно-методическое сопровождение педагогов, работающих в условиях поликультурной социально-образовательной среды Кузбасса: реализация регионального проекта в 2022 году и перспективы на 2023 год

События

Социально-значимый проект «Коренные народы Кузбасса»

Итоги проведения брифинг-сессии «Родной язык – душа народа»

Итоги отборочного этапа межрегиональной олимпиады по родным языкам народов Сибири и Дальнего Востока

Социокультурное проектирование как современная технология решения социальных проблем средствами культуры, в условиях максимальной неопределенности задач и огромной вариативности их возможных решений.

Основу социального проектирования в образовании составляет творческая деятельность, с опорой на анализ социально-значимых проблем и причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое конечное состояние объекта проектной деятельности, разработке путей и средств достижения поставленных целей.

К таким проектам, которые по сути своей, призваны улучшить качество образования, относится проект «Научно-методическое сопровождение реализации программ обучения и воспитания обучающихся организациями Кузбасса, осуществляющими образовательную деятельность в условиях поликультурной социальной среды в 2021/2023 годах».

Региональный реализуется в КРИПКиПРО с целью совершенствования профессиональной компетентности учителей, осуществляющих образовательную деятельность на уровне начального и основного общего образования в условиях современной поликультурной образовательной среды, в области изучения языкового и культурно-исторического наследия народов Российской Федерации

С 2021 года в институте создана рабочая группа в составе представителей структурных подразделений: кафедр КРИПКиПРО: гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин (ГиХЭД), начального общего образования (НОО), проблем воспитания и дополнительного образования (ПВиДО), психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специально-коррекционного образования (ПиСПСОиСКО), и Центра развития иноязычного образования (Центр РИО).

Ежегодно разрабатывается Дорожная карта мероприятий, в соответствии с которой с учетом дефицитов и профессиональных затруднений педагогов в реализации образовательных отношений в условиях поликультурной социальной среды и реализуются образовательные мероприятия с участием педагогов опорных площадок КРИПКиПРО (всего 18 школ) по направлениям:

1. Использование интерактивных технологий и современных методик обучения и формирования гражданской идентичности личности (включая билингвов и инофонов) средствами учебных предметов и внеурочной деятельности учащихся.

  • МБОУ «СОШ №15 имени В. JI. Гриневича» города Прокопьевска
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Калтан
  • МБОУ «ООШ № 89» г. Новокузнецка
  • МАОУ «Гимназия города Юрги»

2. Особенности организации внеурочной деятельности обучающихся и формирования российской гражданской идентичности личности в условиях поликультурной образовательной среды.

  • МБОУ «Бековская ООШ» Беловского МР
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» г. Юрга
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 94» г. Новокузнецка
  • МБОУ «Гимназия № 12» Ленинск-Кузнецкого ГО
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» Киселевского ГО
  • МБОУ «СОШ № 15» п. Мундыбаш
  • МБОУ «СОШ № 99» г. Новокузнецка
  • МБОУ «Лицей № 104» г. Новокузнецка
  • МБОУ «Гимназия № 10 имени Ф.М. Достоевского» г. Новокузнецка
  • МБОУ «Гимназия № 32» г. Новокузнецка

3. Лингвокультурное содержание обучения детей второму/третьему иностранному языку в современной школе.

  • МБОУ «СОШ № 2» Прокопьевского ГО
  • МБОУ «ООШ № 100 имени С. Е. Цветкова» г. Новокузнецка

4. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающихся на занятиях предметной области «Искусство».

  • МБОУ «Старопестеревская СОШ» Беловского МР
  • МБОУ «СОШ № 11» Киселевского ГО

Тематика образовательных мероприятий с участием педагогов опорных площадок и других образовательных организаций:

  • особенности формирования поликультурной личности обучающихся на уровне начального общего и основного общего образования,
  • содержание и реализация программ внеурочной деятельности с поликультурной тематикой, и реализация регионального компонента, отражающего культурное многообразие России и Кузбасса,
  • содержание и реализация программ для дополнительных учебных занятий детей по освоению русского языка как государственного и родного языка для успешного перехода детей-мигрантов к новой системе обучения;
  • использование методов поликультурного образования;
  • планирование учебной деятельности как диалога носителей различных культур.

Для организации курсов повышения квалификации (ПК) педагогов в содержание дополнительных профессиональных программ ПК и для учителей социально-гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин включен новый обучающий модуль, направленный на актуализацию поликультурной компетенции педагогов по вопросам поликультурного просвещения обучающихся:

  1. «Тьюторское сопровождение горизонтального обучения учителей начальных классов в профессиональных сообществах» (Модуль «Основные проблемы межкультурной коммуникации»)
  2. «Современные методики преподавания русского языка и литературы как средство достижения планируемых образовательных результатов обучающихся» (Модуль «Нормативное и учебно-методическое обеспечение преподавания предметной области «Родной язык и родная литература»).
  3. «Современные методики преподавания истории и обществознания как средство достижения планируемых образовательных результатов». (Модуль «Изучении истории родного края»).
  4. «Современная образовательная среда и инновационные технологии обучения иностранному языку» («Методика билингвального образования»).

Составлены методические рекомендации «Особенности преподавания учебных предметов в 2022-2023 учебном году», в которых сформулированы задачи становления духовно-нравственной личности обучающихся с использованием регионального компонента. Особое внимание в рекомендациях уделено вопросам формирования комфортной поликультурной образовательной среды в преподавании русского языка и литературы, родного языка и родной литературы на уроках и во внеурочной деятельности.

Методические рекомендации, раскрывающие особенности организации психолого-педагогического сопровождения младших школьников в обучении русскому языку как неродному, предлагает кафедра психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специально-коррекционного образования (ПиСПСОиСКО) учителям, работающим с детьми мигрантов (билингвами и инофонами).

При поддержке общественных образовательных организаций (Кемеровского РООО "Ассоциация учителей литературы и русского языка (АССУЛ), РО Ассоциации учителей истории и обществознания, РПМО учителей ПО «Искусство» и РПМО учителей иностранных языков, РПМО учителей начальных классов) обобщен опыт по обучению и воспитанию детей, включая билингвов и инофонов, в условиях поликультурной социальной среды:

  1. МБОУ «Гимназия №12» Ленинск-Кузнецкий ГО (опыт реализации программы курса внеурочной деятельности по освоению обучающимися духовно-нравственных традиций русского народа «Традиционные праздники как средство формирования гражданской идентичности личности обучающегося в поликультурной образовательной среде» как масштабный проект школы по вовлечению обучающихся в контекст национальных традиций и праздников народов России; Неведрова Елена Викторовна, директор; Чуклина Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы);
  2. МБОУ «Бековская ООШ» Беловский МО (отработана модель школы по созданию поликультурной образовательной среды средствами урочной и внеурочной деятельности с учащимися билингвами и инофонами; опыт изучения телеутского языка как на уроках технологии, ИЗО, так и во внеурочной деятельности, в формате проектных работ обучающихся, Чебелькова Галина Николаевна, директор; Хамадиярова Зоя Кузьминична, учитель технологии и ИЗО);
  3. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» г. Юрга «Модель домашнего краеведческого музея в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения», Юрченко Галина Сергеевна, учитель ИЗО);
  4. МБОУ «Михайловская СОШ» Прокопьевского МО (модель социализации обучающихся в условиях поликультурной среды сельской школы и реализации этнокультурного компонента в образовании, с учетом статистики национальной принадлежности учащихся и работников школы (более 80%) имеют принадлежность к чувашскому народу; Сидорова Елена Сергеевна, зам. директора по воспитательной работе);
  5. МКОУ «Зимниковская ООШ» Юргинского МО, (опыт занятий внеурочной деятельности «Изучение родного края и культуры малых народов», модель гражданско-патриотического воспитания школьников с использованием программ изучения татарского языка, культуры и традиций татарского народа «Наш край», «Вокал», «Ритмика и танцы», «Вдохновение» Сайфулина Евгения Сергеевна, зам. директора);
  6. МКОУ «Детский дом-школа «Родник» Таштагольского МР, (модель музыкально-эстетического развития обучающихся в условиях этнокультурной социально-образовательной среды в детском доме-школе, Адыякова Ольга Викторовна, учитель музыки и ИЗО);
  7. МБОУ «Школа № 18», Прокопьевский ГО (Опыт изучения музыкальной культуры шорского народа на уроках и во внеурочной деятельности),
  8. МБОУ «Калаческая СОШ», Прокопьевский МО (Опыт изучения музыкальной культуры шорского народа на уроках и во внеурочной деятельности, Агаркова Татьяна Анатольевна, учитель музыки);
  9. МБОУ «СОШ № 28», Киселевский ГО (опыт работы с родителями в рамках реализации программы воспитания. Заместитель директора по ВР Казанцева Т.Е., Виноградова Н.Н., учитель русского языка и литературы, победитель регионального и участник федерального этапа Всероссийского конкурса методических разработок для преподавателей русского государственного и родных языков народов Российской Федерации (март-апрель 2022г) на муниципальном уровне открытое занятие ВУД по поликультурному воспитанию «Литературная гостиная»;
  10. «Средняя общеобразовательная школа № 94» Новокузнецкий ГО - городской практико-ориентированный семинар «Внеурочная деятельность как средство развития и самореализации школьника» (21.03.2022г., детей–мигрантов 11 человек, для них родным языком являются-казахский, таджикский, киргизский, армянский), на школьном семинаре: «Особенности организации внеурочной деятельности обучающихся и формирования российской гражданской идентичности личности в условиях поликультурной образовательной среды» (17.05.2022г.);
  11. МБОУ «СОШ № 2» Прокопьевский ГО, (детей–мигрантов 2 человека, для них родным языком является узбекский, таджикский) Составлены программы: Рабочая программа учебного предмета «Второй иностранный язык (немецкий), 5-6 кл.», сценарии мероприятий (сайт школы), статья «Второй иностранный на «5»!»);
  12. МБОУ г. Новокузнецка «СОШ № 99»; «Лицей № 104» г. Новокузнецка; «Гимназия № 10 имени Ф.М. Достоевского» г. Новокузнецка; «Гимназия № 32» г. Новокузнецка. (Опыт участия в онлайн-лаборатории, организованной издательством «Академкнига/Учебник с целью внедрения в образовательную практику ВУД инновационных технологий «Как научить писать сочинения каждого ученика в своем классе»; 24 октября – 20 ноября 2022 г. учителя начальных классов, участники опорных площадок, в кол-ве 36 человек, приняли участие в 4-х занятиях лаборатории, составлена заявка на включение издания в план издательской деятельности РИО МАОУ ДПО ИПК на II квартал 2023г.: «Программа внеурочной деятельности младших школьников «Пишем сочинение на отлично»: методические рекомендации (из опыта работы), объемом 30страниц, тираж 100 экз.);
  13. МБОУ СОШ № 15 имени В.Л. Гриневича» Прокопьевского ГО, (детей–мигрантов 3 человека, родной язык – таджикский; опыт участия в конкурсах: российско-китайский фестиваль детского творчества - участник (ждем результат); муниципальный тур регионального конкурса «Дети Азии: раскрасим мир вместе» - 6 призеров, 4-8 класс; - городской конкурс прикладного народного творчества «Славянское содружество» - 6 призеров, 3-9 кл. опыт реализации: Рабочая программа «Родной язык (русский)», «Родная литература (русская)»; «Второй иностранный язык (немецкий) 5-9 кл.»; рабочие программы занятий ВУД «Народоведение. 1-4 кл.»; «Человек, общество, мир. 8 класс»; «Межнациональные отношения и современность. 9 класс». - сценарии мероприятий: «Масленица», фестиваль «Юность. Победа. Весна», День народного единства», «День Матери»; методические рекомендации (на сайте школы).

Итоги реализации проекта на образовательных мероприятиях различного уровня представлены в форме мастер-классов с участием педагогов опорных площадок (18 школ) и других образовательных организаций (17):

1. Августовский педагогический совет за два года-2021, 2022:

  • МБОУ «СОШ № 80» г. Кемерово опыт по формированию поликультурной образовательной среды средствами реализации программ внеурочной деятельности, изучения русского языка как иностранного, опыта применения методик и приемов работы с учащимися-инофонами и учащимися-билингвами на уроках и во ВУД в пришкольном лагере «Белый аист» (Галушкина Ольга Васильевна, директор, Порохина Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы).
    МБОУ «Лицей № 89» г. Кемерово - опыт проведения Дней славянской письменности, Быданова Марина Васильевна и Найденова Лариса Васильевна, учителя русского языка и литературы
  • «Губернаторской специальной ООШ» Топкинского района - опыт реализации программы курса внеурочной деятельности «Русь Православная», позволяющий познакомить учащихся с особенностями разных религий и культур, что способствует формированию толерантного поведения; Лебедева Яна Александровна, учитель русского языка и литературы.
  • МБОУ «СОШ № 36» г. Кемерово - опыт проектной деятельности по антропонимии, изучению личных имен и фамилий как средство повышения мотивации к обучению в поликультурной среде; Афанасьева Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы.
  • МАОУ «СОШ № 160» г. Тайги - опыт реализации технологии «языковой портфель» как средство успешного изучения русского языка инофонами и билингвами; Семушкина Ирина Витальевна, учитель русского языка и литературы.
  • МБОУ ДПО «НМЦ» Ленинск-Кузнецкого ГО, фестиваль «Кузбасс многонациональный», направленный на формирование интереса школьников и педагогов к традициям, культуре, быту народов, живущих в Кузбассе, проходит в образовательных организациях г. Ленинск-Кузнецкий с 2014г., Алла Викторовна Самойлова, методист НМЦ.
  • МБОУ «СОШ № 22» г. Анжеро-Судженск - опыт формирования функциональной грамотности обучающихся средствами учебного предмета «Иностранный язык» (Разохотская Мария Валерьевна, учитель иностранного языка).
  • НМБОУ «Гимназия № 11» г. Анжеро-Судженск - опыт формирования читательской грамотности обучающихся средствами учебного предмета «Иностранный язык» (Туркотова Елена Александровна, учитель английского языка).

2. Всероссийская научно-практическая конференция «Научно-методическое сопровождение реализации ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления», телемост «Поликультурная образовательная среда Кузбасса: опыт, стратегии, перспективы» и Методическая мастерская по проблеме реализации требований обновленных ФГОС и достижению планируемых образовательных результатов (2 ноября 2021 года; и 2 ноября 2022 года).

3. Форум «Дни истории в Кузбассе», треки «Кузбасс поликультурный» -презентация опыта формирования поликультурной среды (26 января 2022 года, 26 января 2023 г. запланировано участие 2 опорных площадок).

4. Кузбасский образовательный форум (КОФ), февраль 2022 года., под девизом «Быть образованным и культурным – это престижно!» - фестиваль проектов по созданию поликультурной среды Кузбасса «В единстве наша сила» - представлены проекты:

  • МБОУ «Гимназия № 25» г. Кемерово, «Внеурочные занятия как форма воспитания обучающихся на культурном наследии телеутов», Посконная Жанна Вениаминовна, учитель музыки;
  • МБОУ «Промышленновская СОШ № 56» Промышленновского МО- опыт изучения культурных традиций чувашского народа на уроках ИЗО, музыки и занятиях внеурочной деятельности; Вологина Надежда Николаевна, учитель музыки, Коршунова Юлия Петровна, учитель ИЗО;
  • МБОУ «СОШ № 11» г. Кемерово - модель поликультурного воспитания младших школьников через проектную деятельность, Якушина Татьяна Анатольевна и Сидорова Анна Викторовна, учителя начальных классов.
  • МБОУ «СОШ № 3» Мысковский ГО -проект по изучению кузбасской литературы в поликультурной образовательной среде, включающий проведение научно-практической конференции с защитой научно-исследовательских работ обучающихся, посвященных творчеству кузбасских писателей. Проект способствует развитию интереса к истории и культуре родного края, малой родины, формированию гражданской идентичности учеников, популяризации кузбасской литературы, вовлечению обучающихся в научно-исследовательскую и творческую деятельности по освоению наследия писателей Кузбасса; Светлана Владимировна Калинина, учитель русского языка и литературы.

27 января 2023 года при поддержке РО «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Кемеровской области на базе МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 3» г. Мыски состоялась региональная научно-практическая конференция «С любовью к Кузбассу», посвященная 90-летию со дня рождения замечательного кузбасского поэта Игоря Михайловича Киселева. В конференции приняли участие более 70 учащихся разных школ Кузбасса, представивших как научно-исследовательские работы о творчестве Игоря Киселева, так и авторское литературно-творческое прочтение стихотворений поэта. В рамках конференции работала выставка рисунков, посвященных творчеству И. М. Киселева. На секциях «Литературная», «Научно-исследовательская», «Художественная» были представлены доклады, чтение стихов, художественное творчество учащихся 

Компетентное жюри (Ащеулова И. В., методист кафедры ГиХЭД КРИПКиПРО, канд. филол. наук, доцент; Копысов В. И., поэт, руководитель литературного объединения «Экспромт»; Аксенова Т. С., учитель русского языка и литературы, руководитель МО учителей русского языка и литературы г. Мыски) выделило лучшие работы в двух уровнях: начальная школа (1-4 классы) и основная школа (5-9 класс). Работа признана плодотворной и будет продолжена в следующем году.

Проведены конкурсные мероприятия для педагогов Кузбасса:

  1. Региональный конкурс «Художественное и музыкальное творчество педагогов» по теме «Я, ты, он, она, вместе – целая страна, вместе – дружная семья…», состоялся в январе-мае 2022 г. , позволил подчеркнуть многообразие народностей, проживающих в Кузбассе, изучить многонациональные песни в исполнении педагогов, тематические художественные полотна поликультурной тематики – все это показатель интереса и желания педагогов изучать, понимать и чувствовать тонкости поликультурной среды региона (109 участников).
  2. Региональный фонетический конкурс для учащихся 4 классов «Яркий мир звуков» (декабрь 2021г.). - с целью инициации и укрепления субъектной позиции ученика-мигранта к учебной деятельности организован центром РИО. Конкурс направлен на повышение учебной мотивации изучения иностранного языка у детей-мигрантов и преодоление языковых и социокультурных барьеров, препятствующих успешному вовлечению учащихся в различные виды внеурочной образовательной деятельности. В конкурсе приняли участие 127 школьников из 68 школ Кузбасса. В номинации конкурса «Чтение стихотворения на родном языке (кроме русского)» были представлены стихи на армянском, азербайджанском, таджикском, татарском языках.
  3. Завершился региональный конкурс на лучшие учебно-методические и дидактические материалы «Многонациональный Кузбасс…» (17 ноября 2022 года 20 01.2023 года), участники которого (90 человек) представили собственный опыт работы с обучающимися в условиях поликультурной социальной среды. Положение размещено на странице Ассоциации учителей литературы и русского языка сайта КРИПКиПРО. Итоги конкурса будут размещены на сайте института до 10.02.2023 года.-

Совместная деятельность с Центром языков и культур народов Сибири Новокузнецкого института-филиала КемГУ, в лице руководителя Елены Николаевны Чайковской, канд. педагог. наук, доцент кафедры русского языка и литературы НФИ КемГУ, осуществляется в формате веб-семинаров, направленных на знакомство учителей-филологов с курсом изучения шорской литературы. Е. Н. Чайковская предлагает учителям-практикам методические разработки по организации обучения шорскому языку Электронная библиотека - Виртуальная школа - Каталог файлов - Ассоциация шорского народа Шория (xn--h1alg4a1b.xn--p1acf)

Опубликованы материалы из опыта работы педагогов Кузбасса:

  1. Ащеулова, И. В. Современный литературный процесс в России и его изучение в школе /учебное пособие. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2021. - 151с. Текст: непосредственный. – ISBN 978-5-7148-0738-1.
  2. Ащеулова, И. В. Шорская сказка в учебном предмете «Родная (русская) литература». ЯЗЫК. КУЛЬТУРА. ЭТНОС. Чтения памяти Э. Ф. и Ф. Г. Чиспияковых: сборник научных статей / науч. ред. В. М. Телякова; отв. ред. И. А. Пушкарёва; М-во образования и науки РФ, Кузбасский гуманитарно-педагогический ин-т Кемеров. гос. ун-та. – Новокузнецк: КГПИ КемГУ ; Красноярск : Sitall, 2021 – 432 с., цв. вкл. ISBN 978-5-98708-131-0. С. 85-94.
  3. Образ Кузбасса на уроках родного (русского) языка, родной (русской) литературы и во внеурочной деятельности: методические материалы /составитель И. В. Ащеулова. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2022. - 76 с.
  4. С любовью к Кузбассу: патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на краеведческом материале: методические материалы / сост.: И. Л. Шаталова, Н. П. Сокольникова, Л. А. Лысенко. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2021. – 86 с. –– Текст : непосредственный
  5. Формирование культуроведческой компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство адаптации личности инофонов и билингвов: методические материалы / сост.: И.Г. Вертилецкая, Т. В. Порохина. – 2021. – Текст : непосредственный

Работа по реализации проекта и по подготовке подрастающего поколения к жизни в условиях динамично меняющегося поликультурного мира будет продолжена в аспектах:

  1. Использование технологий обучения и воспитания в условиях поликультурной социальной среды, включая обучение русскому языку детей-билингвов и инофонов средствами родного языка, истории и культуры народов Российской Федерации;
  2. изучение родных языков, в том числе родного русского языка как посредника изучения другого предмета, или другого иностранного языка для детей инофонов, а также родных языков коренных народов Кузбасса.

Дорогие коллеги, спасибо всем за работу!

Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество и ждем ваших заявок для проведения совместных образовательных мероприятий в 2023-2024 уч. году. Сроки подачи заявки: до 15.03.2023 г. включительно.

Вертилецкая Инга Геннадьевна, канд. пед. наук, доцент, заведующая КГиХЭД КРИПКиПРО (+7-903-943-76-02, inga-vertil@mail.ru)

В условиях современной социокультурной действительности необходимо обеспечить соответствующий уровень профессиональной компетентности педагогов, их готовность реализовать принцип поликультурности через содержание и формы образовательной деятельности с обучающимися. В рамках реализации национального проекта «Образование» были намечены меры по возрождению национального самосознания личности исходя из приоритета общечеловеческих ценностей. Определяющая задача современного образования - формирование человека не столько как носителя знаний, сколько как человека культуры.

Знакомство с культурой малой родины, родного края, родного диалекта и литературы края возможно в процессе изучения родного языка и родной литературы в школе. Изучение родных языков, в том числе языков коренных народов позволяет сохранять и развивать их языковую систему, в конечном счете сохранять языковое сознание и особенности менталитета народа.

Историческая справка

karta 10letie korennih narodov  

 Население Кемеровской области многонациональное и составляет 2600 923 человек (согласно данным Росстата от 2021 года). Основную часть его составляют русские- 2536646 человек, и на их долю приходится 93,7 % населения региона. В пределах Кемеровской области принято выделять 4 коренные народности.

Одним из самых многочисленных из так называемых «коренных» народов Кузбасса считаются шорцы, хотя во всех официальных документах они проходят как «малочисленные народы Севера» - 10672 человека (0,39 %).

Шорцы – самый многочисленный из коренных народов Кузбасса, численность которого составляет 10 672 человека. Проживают шорцы на юге Кемеровской области в Таштагольском муниципальном районе, Междуреченском, Мысковском, Новокузнецком городских округах.

В шорском языке выделяются два диалекта — мрасский и кондомский. Большинство населения говорит на русском языке. Немногочисленные группы шорского населения, не утратившего свою традиционную культуру и разговорный язык, сохранились только в таежных улусах по р. Мрассу и ее левому притоку Пызасу (административная территория Усть-Анзаса и Чилису-Анзаса).

Духовная жизнь шорцев связана с промысловыми и родовыми культами, верой в духов гор и рек. Определенные обряды связаны с охотой на медведя.

У шорцев богата фольклорная культура: сказки, охотничьи рассказы, легенды, песни. Популярны героические поэмы, исполняемые под аккомпанемент щипкового двухструнного музыкального инструмента – комыса.

Традиционные праздники шорцев – Мылтық-Пайрам (праздник охотников и ружья, отмечают в январе), Чыл пазы (Новый год, отмечается 20-21 марта в день весеннего равноденствия), Албаа-Пайрам (праздник окончания посева, отмечают в июне), Шор-Пайрам (посвящён скотоводству и сельскому хозяйству), молодежно-спортивный праздник "Ольгудек" (проводится перед началом сенокоса в первое воскресенье июля).

Шорцы гордятся своим звездами науки, культуры и спорта: Андрей Чудояков - филолог, ученый-тюрколог; Любовь Арбачакова - поэтесса и художница; Таяна Тудегешева - поэтесса, член Союза писателей России; Юрий Арбачаков - боксёр, заслуженный мастер спорта по боксу, десятикратный чемпион мира среди профессионалов.

Вторым тюркоязычным некогда многочисленным народом Кузбасса являются бачатские телеуты, поживающие в нескольких населенных пунктах Беловского района (пп. Беково, Заречное, Новобачаты, Черта), Новокузнецкого района (п. Телеут в районе Запсиба) Кемеровской области. Как и шорцы, телеуты включены в состав народов Севера, хотя исконные их земли всегда располагались в южно-сибирских степях и предгорьях Алтая. Телеуты и калмаки - 2520 человек (0,09 %), при этом калмаки сохранились только в нескольких населенных пунктах Юргинского (пп. Зимник, Сарсаз, Логовой) и Яшкинского (д. Юрты-Константиновы) муниципальных округов и др.

Телеуты проживают по рекам Большой и Малый Бачат в Беловском районе в селах Беково, Заречное, Новобачаты, Черта. Отдельная группа телеутов живёт в посёлке Телеут в черте города Новокузнецка.

Телеуты говорят и пишут по-русски. В России насчитывается всего около 1000 носителей телеутского языка.

Духовная культура телеутов основывается на эпосах, самые известные из которых – «Алтай Куучун» и «Козийка и Баян-Слу». Эпос исполняют кайчы – сказители, которые аккомпанируют себе на шертме-комысе.

Национальные телеутские праздники - Пардакай с инсценированием сказок, обрядов, изготовлением блюд национальной кухни, конкурсом «Тяраш кыс» (плетение косы), «Пельменек» - национальный праздник пельменей.

В поселке Беково Беловского района работает экомузей «Чолкой», где представлены экспонаты отражающие быт и культуру телеутского народа

И наконец, татары как сибирские, так и смешавшиеся с ними казанские, включая татар-мишарей, проживают в гг.: Прокопьевск, Кемерово, Новокузнецк, Анжеро-Судженск, Юрга и др., в основном, интегрируясь в общую массу городского населения - 40229 человек (1,49 %).

Таким образом, основную массу населения, судя по результатам переписи, составляют русские их более 93%. Далее по уменьшению идут татары (1, 49%), немцы (0,84 %), украинцы составляют 0,80 % от общей массы. Представителей коренного населения края - шорцев осталось всего 0.39%, остальных (телеутов и калмаков) и того меньше – 0,09%

Шорский, татарский языки не представлены как отдельные учебные предметы в учебных планах образовательных организаций, кроме телеутского, а во внеурочной, факультативной деятельности родные языки изучаются в МКОУ «Школа-интернат № 3» г. Таштагола; МБОУ «ООШ № 10» п. Бородино, МБУ ДО «Детско-юношеский центр Часкы» пгт. Шерегеш; МБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» пгт. Шерегеш и др.

В системе общего образования Кузбасса есть отдельные успешные проекты по сохранению языковой культуры разных национальностей, населяющих Кузбасс.

С 2021 года реализуется региональный проект «Научно-методическое сопровождение реализации программ обучения и воспитания обучающихся организациями Кузбасса, осуществляющими образовательную деятельность в условиях поликультурной социальной среды в 2021-2023гг.», охватывающий 18 опорных площадок Кузбасса по 4 направлениям:

  1. Использование интерактивных технологий и современных методик обучения и формирования гражданской идентичности личности (включая билингвов и инофонов) средствами учебных предметов и ВУД учащихся.
  2. Особенности организации внеурочной деятельности обучающихся и формирования российской гражданской идентичности личности в условиях поликультурной образовательной среды.
  3. Лингвокультурное содержание обучения детей второму/третьему иностранному языку в современной школе.
  4. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающихся на занятиях предметной области «Искусство»

В Беловском муниципальном районе на базе МБОУ «Бековская ООШ» еще с 2011 года ведется целенаправленная систематическая работа по сохранению телеутского языка, быта и традиций телеутского народа на основе этнокультурного образовательного центра «Айас», который включительно по 2021 год работал по разным направлениям (представлены на слайде).

В соответствии с региональным проектом с 2021 года школа является опорной площадкой КРИПКиПРО по направлению «Особенности организации внеурочной деятельности обучающихся и формирования российской гражданской идентичности личности в условиях поликультурной образовательной среды», директор школы -Чебелькова Галина Николаевна.

Основная цель площадки - создание эффективной языковой среды, которая поможет детям, молодым родителям в рамках духовно-нравственного воспитания постичь духовные истоки телеутского народа, сохранить язык и этнокультурную память. Отрабатывается модель формирования личности, сохраняющей собственное этнокультурное наследие и стремящейся к пониманию других культур, готовой к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде.

Содержание поликультурного образования и воспитания направлено на освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде, развитие социокультурной идентификации личности; воспитания положительного отношения к культурному окружению; развития навыков социального общения.

Образовательная деятельность по поликультурному образованию и воспитанию реализуется через урочную и внеурочную деятельность с привлечением родителей обучающихся. В урочной деятельности во 2-7 классах реализуется учебный курс «Телеутский язык», а также в содержание образовательных программ по разным предметам включен региональный компонент при изучении отдельных тем.

В МБОУ «Бековская ООШ» на сегодняшний день обучается всего 211 детей, из них 69% обучающихся 2-7 классов (146 человек) изучают родной телеутский язык, для этого из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, во 2-7 классах выделяется по 1 часу на учебный курс «Телеутский язык», а также общекультурное направление внеурочной деятельности представлено программой внеурочной деятельности «Мен тилим / Мой язык» во 2-4 классах, что является основой модели возрождения национальной духовной культуры телеутов, сохранения культурных национальных традиций телеутского народа.

Учителя-предметники 5-9 классов в рамках регионального компонента на уроках литературы, математики, истории, технологии, музыки, физической культуры расширяют границы восприятия окружающего мира, включая образцы декоративно-прикладного искусства, ручного художественного ремесла, творения мастеров и художников, народных игр телеутского народа.

На уроке изобразительного искусства в теме «Объемные изображения в скульптуре» учитель в рубрике «Учим телеутский вместе» помогает учащимся освоить телеутские слова.

Кружок «Народная культура» направлен на знакомство обучающихся с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского и телеутского народов по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. К проведению занятий внеурочной деятельности приглашаются родители обучающихся, которые помогают знакомить учащихся с жизнью и бытом русского и телеутского народов, погружая детей в языковую среду, что в целом способствует формированию интереса к родной культуре.

Содержание кружка «Телеутские танцы» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. Народный танец раскрывает духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному, помогает детям раскрепостить внутренние силы, дает выход спонтанному чувству танцевального движения, что позволяет им почувствовать свою национальную принадлежность.

Кружок «История телеутского народа» помогает расширить сведения о природе нашего края, истории образования области и города, людях, населяющих родной край. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе, развивает интеллектуальные и творческие способности детей.

Интересен и опыт таких школ Кузбасса как МБОУ "СОШ № 80"г. Кемерово и МБОУ "СОШ № 97" г. Новокузнецка, где с русскими детьми учатся армяне, азербайджанцы, татары, казахи, узбеки, шорцы, белорусы и немцы: дети билингвы, наряду с родным языком знакомые с русским, дети-инофоны, которые изъясняются только на своем языке.

Чтобы дети-мигранты быстрее осваивались в новой языковой среде и культуре, при школе организован лингвистический лагерь «Белый журавль» по работе с детьми и их родителями. По данным Управления Федеральной миграционной службы по Кемеровской области, аналогов таким лагерям в России немного. «Белый журавль» курирует детей в возрасте от 8 до 15 лет, реализуя программу, включающую все разделы русского языка и рассчитанную на обучение детей- инофонов русскому языку как иностранному. Язык преподается на основе культурологического принципа через интеграцию элементов различных культур. Автором данной учебной программы для детей-иностранцев является Татьяна Викторовна Порохина, учитель русского языка школы № 80 г. Кемерово (директор школы Галушкина Ольга Васильевна).

Обобщая сказанное, необходимо отметить, что содержание поликультурного образования обучающихся должно опираться на идеи гуманизма, демонстрировать то общее, что позволяет людям жить в мире, понимании взаимосвязи народов в современных условиях.

Несомненно, поликультурное образование как условие развития межэтнической толерантности личности способствует, с одной стороны, утверждению исторического права на отличие, знаковость этносов и народов и сохранению разнообразия культур, религий, этносов, а с другой стороны, обеспечивает создание поликультурной социально-образовательной среды региона и России.

Дорогие коллеги, присылайте материалы из опыта работы образовательных организаций по изучению родного языка, истории и культуры народов России и коренных народов Кузбасса

Ждем ваших материалов!

Вертилецкая Инга Геннадьевна, канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой ГиХЭД (+7-903-943-76-02, inga-vertil@mail.ru)

Константинова Нина Анатольевна, канд. филол. наук, доцент, заведующая Центра РИО КРИПКиПРО

 Научно-методические меропрития

Дата Мероприятие
26.01.2023 г. X (Юбилейный) региональный научно-практический форум «Дни истории в Кузбассе» по теме «Исторические реконструкции, инсталляции, коллажи»
16.02.2023 г. IV (меж)региональный форум по работе с молодыми специалистами «От молодого педагога – к вершинам мастерства» по теме «Имя учителя – бренд»
16-17.03.2023 г. IV Всероссийский баркемп «Дошкольное образование: инновационные проекты и эффективные практики»
24.03.2023 г. IX Всероссийская научно-практическая конференция «Соловьевские чтения» памяти Л. И. Соловьева, педагога, географа, исследователя
Март Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России» (30-летие конкурса)
27.04.23 г. Всероссийская научно-практическая конференция «Эффективные практики реализации преподавания учебных предметов «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности»
7.06.2023 г. II Сибирская научно-практическая конференция с международным участием «Опережающая подготовка педагогических кадров: ресурсы и возможности»
Август Соревнования «Быстрее, выше, сильнее!»

 

Организационные мероприятия

Дата Название
Март-май
  • Журнал «Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогов в течение 80 лет» (заявлен в плане института);
  • Газета «Педагогический поиск» № 3
  • Юбилейный блокнот
Апрель Выставка «Издания КРИПКиПРО, посвященные проблемам образования в Кузбассе»
Апрель Восхождение экспедиции на горную вершину (Поднебесные Зубья) и поднятие флага института (фото-, видеосъемка)
Апрель-май «Аллея добра»: благоустройство территории Детского дома № 2 г. Кемерово (волонтерская помощь): посадка деревьев с участием сотрудников института и воспитанников детского дома, представителей прессы (телевидение); оборудование зоны отдыха (установка садовых лавочек, урн) (схема территории, план мероприятия)
25.05.2023 г. Торжественный прием
Август Соревнования «Быстрее, выше, сильнее!»

 


© 2025 ИРО Кузбасса