28 января отделом цифровых компетенций ИРО Кузбасса был организован и проведён вебинар «Цифровые компетенции педагогов Кузбасса: результаты мониторинга и дальнейшая траектория их развития», посвящённый итогам мониторинга цифровых компетенций педагогических и руководящих работников образовательных организаций Кузбасса 2024 года.
Открыла мероприятие Фетищева Оксана Владимировна, заведующий отделом цифровых компетенций ИРО Кузбасса. Оксана Владимировна рассказала, что вебинар будет строится на сравнении результатов мониторингов, прошедших в ноябре 2023 и 2024 годов, т. к. в них использовались идентичные вопросы, благодаря чему удобно отслеживать динамику исследования.
Лагановская Татьяна Анатольевна, заведующий центром мониторинга и аналитической деятельности ИРО Кузбасса, подготовила доклад с анализом половозрастной структуры респондентов, распределения по педагогическому стажу, по возрастным категориям, по сфере педагогической деятельности, в том числе с учётом занимаемой должности и рейтинга популярности цифровых сервисов и платформ среди опрашиваемых педагогов.
Фетищева Оксана Владимировна в своём выступлении сделала акцент на итогах мониторинга с учётом активности/неактивности муниципалитетов Кемеровской области и на цифрах, демонстрирующих отсутствие опыта использования цифровых ресурсов целым рядом педагогов региона. Нужно отметить, что по основным показателям уровень цифровых компетенций педагогов за 2024 год вырос, хотя всё ещё находится на недостаточно высоком уровне.
Самым популярным сервисом среди учителей и воспитателей по многим показателям стал Сферум. Его используют от 49 % работников дошкольных образовательных организаций до 75 % учителей трудового обучения (труд, технология, черчение). Процент активности в Сферум был бы значительно выше, если бы у всех педагогов, его использующих, был подтверждён их педагогический статус.
В ходе вебинара все желающие могли принять участие в обсуждении результатов мониторинга и задать спикерам вопросы.
По итогам мероприятия были сделаны выводы, что в целом уровень цифровых компетенций педагогов Кузбасса вырос, но пока не соответствует желаемым результатам (85 %), поэтому работа в данном направлении будет продолжена, в том числе и через региональный проект «Цифровая трансформация педагога в условия формирования цифровой образовательной среды», реализуемый в институте развития образования Кузбасса.
Запись вебинара можно посмотреть по ссылке: https://vkvideo.ru/video-64883964_456241049
19 декабря 2024 года на базе ИРО Кузбасса прошел вебинар «Критериальное, формирующее оценивание и оценка функциональной грамотности. Стартовый и итоговый контроль в начальной школе в соответствии ФГОС НОО и ФОП», направленный на повышение уровня компетентности участников вебинара в вопросах организации критериального и формирующего оценивания в начальной школе в соответствии ФГОС НОО и ФОП.
Всего в мероприятии приняли участие около 162 человек.
Вебинар был посвящён вопросам критериального и формирующего оценивания, а также оценке функциональной грамотности в рамках начального общего образования. Особое внимание уделялось стартовым и итоговым проверкам в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и Федеральных основных программ (ФОП). Спикерами обсуждались различные подходы к интеграции таких детей в образовательную среду, а также методы поддержки их культурного и языкового развития:
- Формирующее оценивание. Оценивание для обучения (Владимирова Лариса Михайловна, методист кафедры дошкольного и начального общего образования ИРО Кузбасса).
- Стартовый и итоговый контроль в начальной школе в соответствии ФГОС НОО и ФОП: (Пичугин Сергей Сергеевич, канд. пед.наук, доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования ГАОУ ВО МГПУ, Почетный работник общего образования РФ, лектор-методист АНО «НЦИО» и издательства «Экзамен»).
- Стартовый и итоговый контроль ВПР – 2025г. в соответствии с ФГОС НОО и ФОП. Критериальное, формирующее оценивание и оценка функциональной грамотности младших школьников. УМК издательства «Экзамен» - 2025г. (Трошина Татьяна Владимировна - учитель начальных классов гимназии №4 г. Брянска, Почетный работник образования, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года России- 2011», победитель регионального конкурса «Народный учитель 2011», финалист Всероссийского этапа конкурса «Учитель года России 2011», обладатель премии поддержки лучших учителей России, член жюри Всероссийского этапа конкурса «Учитель года 2023»).
- Критерии оценивания функциональной грамотности в начальной школе по результатам ВПР (Скучалина Елена Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Илясова Ярослава Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 41» г. Кемерово им. Г.И. Красильникова).
В завершение вебинара ведущий подвёл итоги и ещё раз подчеркнул важность использования критериального и формирующего оценивания для повышения качества образования. Он выразил благодарность всем участникам за активное участие и предложил продолжить обсуждение темы в формате онлайн-дискуссий или последующих встреч.
12 ноября 2024 года на базе ИРО Кузбасса прошел семинар «Система работы учителя начальных классов по формированию функциональной грамотности обучающихся», направленный на повышение мотивации и развитие интереса у учителей к процессу формирования у обучающихся практических навыков формирования функциональной грамотности.
Всего в мероприятии приняли участие около 56 человека (подключений 123).
Семинар был посвящен обсуждению системы работы учителей начальных классов по формированию функциональной грамотности у учащихся, обсуждению современных подходов к обучению и выявлению эффективных методов формирования функциональной грамотности среди младших школьников. Спикерами обсуждались такие темы, как:
- Основные направления деятельности учителей начальной школы» (Власкина Анна Вадимовна, методист МБУ «ИМЦ»).
- Новый ФГОС и функциональная грамотность: роль учителя в начальной школе (Владимирова Лариса Михайловна, методист кафедры дошкольного и начального общего образования ИРО Кузбасса).
- Мастер-класс.Развитие логического мышления на уроках в начальной школе (Бузова Юлия Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 62»).
- Мастер-класс. Решение контекстных задач на уроках в начальной школе (Удалая Наталья Олеговна, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 45»)
- Мастер-класс. Приемы формирования читательской грамотности при работе с художественным текстом (Вахранева Юлия Олеговна, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 6»)
- Внеурочное занятие по курсу «Функциональная грамотность» - «Новогодние хлопоты», 3а класс (Синицкая Инна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 11»)
- Проведение звукового анализа слов с буквами Л, л. Согласные звуки [Х], [х]. Урок. 1а класс. (Осипова Ольга Игоревна, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 11»)
- Приемы формирования читательской грамотности в начальной школе (Лысенко Наталья Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 45»)
- Внеурочное занятие «Формирование читательской грамотности и создание исследовательского проекта «Секреты школьного мелка» (Матвеева Марина Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 11»)
- Урок литературного чтения «А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», 2в класс. (Козлова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 11»)
- Функциональная грамотность: создание контекстных задач (Шарыпова Наталья Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 45»).
По итогам семинара были сделаны следующие выводы и выработаны рекомендации:
- Формирование функциональной грамотности должно начинаться уже в начальной школе. Это позволит учащимся лучше адаптироваться к дальнейшему обучению и жизни в обществе.
- Использование интерактивных методов обучения способствует лучшему усвоению материала и развитию критического мышления у детей.
- Взаимодействие с родителями является важным аспектом процесса формирования функциональной грамотности. Родители должны быть вовлечены в образовательный процесс и понимать важность развития этих навыков у своих детей.
- Регулярное проведение мониторинга уровня функциональной грамотности поможет своевременно выявлять пробелы в знаниях и корректировать учебный процесс.
Семинар прошел успешно и достиг поставленных целей. Участники получили новые знания и навыки, а также обменялись ценным опытом. Организаторы выразили надежду на продолжение сотрудничества и проведение подобных мероприятий в будущем.
18 сентября 2024 года на базе ИРО Кузбасса состоялось заседание РППС начального общего образования «Обновленный ФГОС НОО предметное содержание и развитие функциональной грамотности обучающихся»», направленное на обеспечение методического сопровождения деятельности учителей начальных классов в условиях создания единого образовательного пространства в соответствии с реализацией ФГОС.
Всего в мероприятии приняли участие около 46 человек.
Заседание рабочей группы педагогов начального общего образования (РППС) было посвящено обсуждению обновленного Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), его влияния на предметное содержание и развитие функциональной грамотности обучающихся. Целью встречи было рассмотрение новых требований к содержанию образования и методическим подходам, а также разработка рекомендаций по их внедрению в образовательный процесс.
Спикерами обсуждались различные подходы к интеграции таких детей в образовательную среду, а также методы поддержки их культурного и языкового развития:
- Начальная школа: актуальные вопросы реализации обновленного ФГОС НОО. Анализ выполнения ВПР по русскому языку, математике, окружающему миру в 4 классе за 2023-2024 учебный год (Владимирова Лариса Михайловна, методист кафедры дошкольного и начального общего образования ИРО Кузбасса).
- Оценочные материалы для проведения тематического контроля по русскому языку, математике и окружающему миру в соответствии с ФОП НОО: (Пичугин Сергей Сергеевич, канд. пед.наук, доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования ГАОУ ВО МГПУ, Почетный работник общего образования РФ, лектор-методист АНО «НЦИО» и издательства «Экзамен»).
- Программа «Орлята России» как эффективный инструмент развития системы воспитания в начальной школе (Кушта Ольга Николаевна, методист отдела воспитания и профориентации ИРО Кузбасса).
- Методология урока: нормативные документы по организации обучения в начальных классах (Прекина Елена Григорьевна, кан.пед.наук, доцент, преподаватель ГАПОУ КузПК).
- Повышение мотивации учащихся к изучению русского языка в условиях введения ФГОС НОО (Федорова Алевтина Рюриковна, методист информационно-методического центра издательства "Русское слово", канд.пед.наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ (видеоролик))
- ФГИС «Моя школа» и «Сферум» -цифровые образовательные платформы в работе педагога начальной школы (Фетищева Оксана Владимировна, методист центра цифровизации образования ИРО Кузбасса)
Результаты обсуждения:
- Изменения в ФГОС НОО Участники отметили, что обновленный стандарт предусматривает более гибкий подход к организации учебного процесса, акцентируя внимание на развитии у учащихся универсальных учебных действий и функциональной грамотности. Особое внимание уделяется межпредметным связям и интеграции различных дисциплин.
- Предметное содержание. Было решено внести изменения в программы по следующим предметам:
- Математика: включение элементов логического мышления и решения задач в контексте реальной жизни.
- Русский язык: усиление внимания к развитию коммуникативных навыков и критическому мышлению.
- Окружающий мир: интеграция экологического воспитания и понимания глобальных процессов.
- Функциональная грамотность. Разработан комплекс мероприятий по формированию функциональной грамотности, включающий использование проектного метода, организацию внеклассных мероприятий и взаимодействие с родителями.
- Методическое обеспечение Рекомендовано использовать новые учебно-методические комплексы, соответствующие обновленным стандартам, а также активно внедрять информационные технологии в образовательный процесс.
Заседание прошло продуктивно, все поставленные задачи были выполнены. Участники выразили готовность к дальнейшей работе над реализацией обновленного ФГОС НОО и совершенствованием образовательного процесса в начальной школе.