27.03.2025 в МБОУ «СОШ № 3», Анжеро-Судженского ГО состоялась встреча участников региональной опорной площадки: «Формирование функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности» (в соответствии с Положением об опорной площадке ИРО Кузбасса от 05.02.2024) и методиста кафедры ЕНМиТО ИРО Кузбасса, Матвеевой А.В.
Целью мероприятия было обсуждение эффективных методик развития функциональной грамотности учащихся через интеграцию различных предметов и использование междисциплинарного подхода.
Педагогический коллектив школы решает проблемы формирования математической и естественнонаучной грамотности школьников, используя разные технологии. В современных условиях давняя педагогическая проблема приобретает новое звучание: необходимо не только формировать взаимосвязь между предметами, но и показать, как эти знания применять в жизни.
Технология междисциплинарного обучения является одной из эффективных для формирования функциональной грамотности учеников.
С основой планирования работы учителей и ключевыми теоретическими аспектами выступила Штефан Оксана Николаевна, заместитель директора по учебно-методической работе.
Педагоги школы активно используют мобильную образовательную среду для оценки функциональной грамотности школьников. В учебный план включены такие предметы как мастерская математических способностей и мастерская смыслового чтения. Но, самым эффективным явилось междисциплинарное обучение.
На обсуждении были представлены разработки интегрированных уроков учителей химии и физики. Их представили Кондрашева Кристина Васильевна, учитель химии и Колпакова Ольга Викторовна, учитель физики. Ведущим на их уроках, является исследовательский метод. На этапе мотивации перед учениками ставится проблема, гипотеза, вопрос. Ученики, работая с исследовательскими материалами в группе, на основе индуктивного или дедуктивного исследования, формулируют обобщение. Например, в ходе дедуктивного исследования каждая из групп работает с определёнными исследовательскими материалами из разных областей знаний, но все в последствии приходят к общему выводу.
Изучение многочисленных сведений и фактов из различных дисциплин позволяет учащимся открывать идеи, которые справедливы по отношению к целому ряду областей знаний, доказывать справедливость этих идей, развивать далее или опровергать.
Коренным образом изменяется роль, ученика на уроке, он превращается в активного исследователя.
Отличает такие уроки принципиально иное содержание: междисциплинарное. Чем больше компонентов участники процесса привлекают и соединяют, тем креативнее становится образ мышления, таким образом, у ученика формируется функциональная грамотность.
На каждом уроке учащиеся работают с художественными и информационными текстами, что способствует формированию читательской грамотности. Формат текстов довольно разнообразен: сплошные, содержащие карты, схемы, диаграммы и т.д.
Ученики:
- находят информацию, делают выводы.
- Интерпретируют и обобщают её
- Оценивают содержание, язык и форму всего сообщения
Напрямую связана с уровнем читательской грамотности информационная.
Ученики выбирают источник поиска информации с помощью информационного навигатора и подбирают наиболее подходящий способ на данном занятии.
При междисциплинарном обучении, можно формировать и коммуникативные компетенции. Ведь все занятия построены на групповой форме работы и предполагают межличностное общение, открытие совместных знаний, учебное сотрудничество.
Обсуждали и творческие задания, которые предлагаются школьникам для решения, и на основе которых можно проводить анализ сформированности функциональной грамотности у обучающихся.
По итогам встречи было принято решение о создании ресурсной базы на основе МБОУ «СОШ № 3», Анжеро-Судженского ГО:
- опубликовать разработки учебно-методических материалов учителей;
- добавить проведение диагностик уровня сформированности функциональной грамотности и по результатам эффективности используемых методик;
- провести корректировку образовательного процесса на основе полученных данных в конце учебного 2024-2025 года.
18 апреля 2025 года · Онлайн-формат
О конференции
Обучающимся, виртуозно владеющим современным образовательным оборудованием, и их педагогам не терпится поделиться результатами проектной и научно-исследовательской деятельности!
Более того, многие готовы представить свои работы на федеральные и международные конкурсы! Одна из традиционных площадок — наша конференция.
Цели и участники
Цель: Выявление и поддержка талантливых обучающихся, развитие компетенций педагогов, создание банка региональных проектов.
Кто может участвовать?
- Обучающиеся профильных классов (медицинских, инженерных и др.)
- Участники "Точек роста", "Кванториумов", "Сириус.Кузбасс"
- Педагоги и кураторы проектной деятельности
Программа
Пресс-конференция
С представителями вузов и колледжей Кузбасса
Защита работ
Секционная работа участников
Круглые столы
Для педагогов по модернизации проектной деятельности
Как участвовать?
Заполните Яндекс-форму до 5 апреля 2025 года:
Подать заявкуПодробная программа будет доступна после 15 апреля.
Контакты: Никитина Анна Васильевна, тел. +7 (384-2) 31-15-86 (доб. 1-31)
Мы живём в большой, многонациональной стране, в которой каждый народ – целая история, отдельная культура, удивительный комплекс традиций и ответов на новые международные вызовы! Россия не просто «от Калининграда до Владивостока» - Россия представляет собой неповторимое содружество/ семью малых и больших этносов, готовых рассказать о себе, научить своим лучшим практикам образования и воспитания, а также овладеть мастерством договариваться друг с другом благодаря возможностям экосистемы просвещения. Именно об этом будет идти речь на нашем форуме «Этнокультурные практики в воспитании», который состоится в Институте развития образования Кузбасса 10 апреля 2025 года. Приглашаем Вас, коллеги!
Цель фестиваля
Популяризация лучшего опыта актуализации этнокультурных аспектов социально-образовательного взаимодействия, презентация эффективных практик работы с историко-культурным и этнографическим материалом, рефлексия вклада народов многонационального русского мира в дело дружбы наций и Победы в Великой Отечественной войне.
Целевая аудитория
Обучающиеся профильных предпрофессиональных кадетских/ казачьих, медиаэстетических и психолого-педагогических классов, педагоги, выполняющие функции классных руководителей, заместители директора по ВР, советники директора по воспитанию, представители системы дополнительного образования детей, социальные партнёры из организаций культуры, здравоохранения, социальной сферы.
В программе фестиваля
- работа экскурсионно-выставочных локаций с демонстрацией опыта взаимодействия общественных организаций (национально-культурных центров, национальных и/ или религиозных советов, др.) и образовательных учреждений разных уровней в аспекте воспитания личности, готовой жить и реализовать свой потенциал в поликультурном социуме;
- выступления коллективов образовательных организаций с презентацией творческих номеров о народах, живущих в Кузбассе;
- награждение победителей регионального конкурса сочинений поликулдьтурной направленности;
- работа секций с представлением и обсуждением эффективных педагогических практик по воспитанию и обучению личности с учётом этнокультурного контекста по направлениям:
- историко-культурные традиции диалога и/ или дружбы народов России и русского мира;
- этнографические аспекты в урочной, внеурочной (в т.ч. исследовательской и проектной) и внеучебной деятельности;
- особенности организации воспитательно-образовательного процесса с детьми, имеющими миграционную историю;
- Вклад народов России и Кузбасса в Победу 9 мая 1945 г.
- работа дискуссионно-рефлексивной площадки «Обновление подходов к патриотическому воспитанию посредством актуализации этнокультутрного компонента».
Работы участников, подготовленные в виде статьи, могут быть опубликованы в научно-методическом журнале «Учитель Кузбасса».
Подробная программа фестиваля будет опубликована не позднее 8 апреля 2025 г.
Дополнительную информацию о фестивале можно получить у методиста отдела воспитания и профориентации Кушты Ольги Николаевны, +7 (384-2) 31-15-86 (доб. 1-31)
Зарегистрироваться в качестве выступающего и/или слушателя можно до 8 апреля 2025 г. по ссылке:
Зарегистрироваться сейчас!.
Уважаемые коллеги!
Институт развития образования Кузбасса, проводит Фестиваль «Детство. Социокультурные истоки. Вдохновение», посвященный Дню Великой Победы.
Фестиваль станет ярким праздником творчества, где дети, воспитанники ваших образовательных организаций, представят песни и танцы народов нашей страны, посвященные Дню Победы. В рамках фестиваля будет организован телемост с подключением к дошкольным образовательным организациям Донбасса.
Дата: 8 апреля 2025 года
Время: с 10:00 до 15:00
На сайте фестиваля можно ознакомиться с направлением работы фестиваля, зарегистрироваться для участия и посмотреть трансляцию
.
__________________
По вопросам взаимодействия и сотрудничества вы можете обращаться к организаторам фестиваля: кафедра дошкольного и начального общего образования. (+7(3842)31-15-86, (1-17), электронная почта dino@kuz-edu.ru).




