Работаем с 1943 года

Институт развития образования Кузбасса


В период с 22 марта по 12 мая 2021 специалисты библиотек образовательных организаций проходили обучение по дополнительной профессиональной программе «Использование современных информационных технологий специалистами библиотек образовательных организаций».

Реализация программы была направлена на формирование и развитие профессиональных компетенций, позволяющих успешно использовать в деятельности специалистов школьной библиотеки современные программные средства и сетевые технологии.

Специалисты библиотек ОО познакомились с современным спектром информационных технологий, применяемых в библиотечном деле, возможностями комплектования фонда электронными ресурсами через сеть Интернет; получили практические навыки работы с автоматизированными информационно-библиотечными системами; научились использовать электронные таблицы программы Excel, освоили технологию создания и обработки данных в программе Microsoft Excel.

Освоение материала по данной программе позволило актуализировать имеющиеся и приобрести новые профессиональные знания и опыт в области применения библиотечных и информационных технологий.

По окончанию курсов состоялась защита итоговых работ. Итоговая аттестация проходила в режиме онлайн, в форме виртуального форума. В ходе работы форума слушатели продемонстрировали развитие профессиональных компетенций в сфере информационного сопровождения образовательной деятельности.

На выходе был проведен опрос слушателей курсов. Все слушатели положительно оценили организацию курсов, актуальность вопросов, рассматриваемых в соответствии с учебным планом, профессионализм преподавательского состава, отметили высокий уровень содержания лекций и практических занятий.

Сандалова И. Н., методист РИБЦ (Библиотека КРИПКиПРО)

II Межрегиональная НПК «Равные возможности-новые перспективы в образовании детей с ОВЗ» организована на базе КРИПКиПРО второй раз. Необходимость ее проведения обусловлена тем, что со времени принятия № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г.) и ФГОС НОО ОВЗ (2014г.) прошел длительный период времени и был накоплен значительный опыт образования детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом постоянный рост числа детей со статусом ОВЗ, появление инклюзивных классов, увеличение количества жалоб родителей и педагогов в связи с переходом от традиционного к дистанционному обучению сделали проведение конференции насущной необходимостью.

Целью работы конференции было заявлено обсуждение актуальных вопросов инклюзивного образования, проблем и перспектив его развития, обобщение инновационного педагогического опыта, в т.ч. накопленного в специальном коррекционном образовании.

К участию в конференции были приглашены научные работники, преподаватели, аспиранты, руководители и заместители руководителей образовательных организаций, педагоги, методисты, педагоги-психологи и социальные педагоги, педагоги дошкольного и дополнительного образования, воспитатели, классные руководители, логопеды, педагоги-дефектологи, работники муниципальных методических служб, представители общественности и другие заинтересованные лица.

Основные направления работы конференции:

  • проблемы и итоги реализации адаптированных основных общеобразовательных программ, адаптированных общеобразовательных программ и специальных индивидуальных планов развития в рамках инклюзивного и специального (коррекционного) образования (дошкольном, основном, среднем, дополнительном);
    технологии, формы и методы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, направленные на повышение качества инклюзивного образования;
  • формы и методы внешней и внутренней оценки качества инклюзивного образования;
  • взаимодействие образовательной организации с родителями обучающихся с ОВЗ;
  • роль педагогических работников в достижении лицами с особыми образовательными потребностями результатов обучения, воспитания и развития в инклюзивном и специальном (коррекционном) образовании;
  • построение индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ;
  • здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями;
  • нормативно-правовое, научное, методическое, организационное, кадровое, материально-техническое, финансовое обеспечение, логопедическое и психолого-медико-педагогическое сопровождение инклюзивного образования;
  • проблемы в развитии инклюзивного образования;
  • пути повышения качества инклюзивного образования посредством применения современных образовательных технологий, различных форм и методов обучения.

Конференция проводилась в форматах очного, очно-заочного и заочного участия. В конференции, проходившей очно на площадке КРИПКиПРО, были организованы раус-программа, пленарный модуль «От преадаптивности – к равенству возможностей», секционный модуль с четырьмя треками и дискуссионными площадками в первый день, а также рефлексивная сессия «Компетенции», секционный модуль с семью треками, форум-площадкой и пленарной прогноз-сессией «Перспективы» – во второй день.

Отличительной особенностью второй конференции стала организация работы площадок с охватом всей территории Кузбасса: Новокузнецком ГО («Эффективные практики инклюзивного образования в г. Новокузнецке»), Анжеро-Судженском ГО («Актуальные вопросы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ»), Тайгинском ГО («Муниципальная модель процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов»), Юргинском ГО («Планета правильной речи» - инновационные технологии и методики в практике работы логопеда и дефектолога»), Ленинск-Кузнецком ГО («От потребностей – к возможностям: психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях Ленинск-Кузнецкого городского округа») и Беловском ГО («Создание равных стартовых возможностей для обучающихся с ОВЗ в рамках реализации Национального проекта «Образование»). Самостоятельную площадку организовало ГОУ «Кузбасский центр образования» («Образовательные инновации дистанционных технологий в образовательном процессе и сопровождении обучающихся с ОВЗ и их развитие»).

Всего на конференцию зарегистрировалось 367 участников, количество просмотров трансляций на период 20-21 апреля 2021г. составило 2627.

На пленарном модуле, в треках: «Школы психолого-педагогической поддержки – педагогам, работающим в условиях инклюзии», «Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в инклюзивном образовании», «Психолого-педагогическая и социально-педагогическая деятельность в условиях инклюзии», «Логопедическое и дефектологическое сопровождение работы с детьми с ОВЗ», «Практика логопедической и дефектологической деятельности в образовательной организации», «Логопедическое и дефектологическое сопровождение: принципы и приемы», мировом кафе «Резильентность школы: как достигать успеха в трудных условиях вопреки обстоятельствам?» и форум-площадке выступил 101 человек. Вместе с площадками в ходе конференции состоялось 162 выступления в форматах докладов, мастер-классов, воркшопов, коуч-сессий, концепт-сессий, презентационных сессий, методических мастерских, презентаций педагогического опыта.

Свои выступления научные работники, руководители ОО, педагоги-психологи, педагоги школ психолого-педагогической поддержки, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги, методисты, воспитатели и представители общественных организаций ориентировали на оказание научно-методической помощи своим коллегам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья и родителям особенных детей, стремясь ответить на актуальные запросы в области обучения и воспитания более чем тринадцати тысяч детей Кузбасса.

В ходе работы конференции на дискуссионных площадках поднимались проблемы:

  • организации образовательного процесса и мониторинга его качества для детей с ОВЗ,
  • использования здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в инклюзивном образовании,
  • реализации комплексного подхода к психолого-педагогическому и социально-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в условиях инклюзии,
  • повышения мотивации к обучению детей с ОВЗ,
  • использования нетрадиционных методов логопедии в инклюзивном образовании,
  • дистанционного обучения детей с ОВЗ и инвалидностью.

Специалисты активно участвовали в обсуждении перспектив развития инклюзивного образования в Кузбассе.

На форум-площадке три приглашенных эксперта отвечали на вопросы, заданные, в том числе, родителями детей со статусом ОВЗ и инвалидностью:

  • «Каким образом выстроить индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ от детского сада до ссуза и вуза?»;
  • «Каким образом обеспечить специальные условия для обучения детей с ОВЗ при отсутствии одного или нескольких специалистов (логопеды, дефектологи, педагоги-психологи, ассистенты, тьюторы) в ОО?»;
  • «Каковы преимущества и недостатки создания и функционирования ресурсных классов?».

Обмен мнениями по острым вопросам инклюзивного образования позволил сформулировать следующее видение перспектив его развития:

  • оптимальной моделью организации инклюзивного образования является создание инклюзивных классов и инклюзивных школ, что позволит сконцентрировать материальные и кадровые ресурсы для достижения качества образования, соответствующего требованиям ФГОСов;
  • единичное распределение обучающихся с ОВЗ по классам ОО не позволяет достичь необходимого уровня качества образования как для особенного ребенка, так и для его одноклассников;
  • создание ресурсных классов - необходимое условие обучения детей с РАС;
  • в инклюзивных классах наиболее эффективно обучение детей с РАС, ЗПР и слабослышащих, тогда как обучение детей с синдромом Дауна, слепых и НОДА лучше проводить в специальных ОО;
  • необходимо организовать просвещение родителей в области ухода, режима, воспитания, личностных особенностей, медицинской поддержки, методических приемов и технологий обучения, поскольку только коллаборация педагогов, специалистов и родителей позволяет достичь значительного прогресса в развитии особенных детей;
  • необходимо обучать всех педагогических работников технологиям, техникам, приемам и методам работы с детьми с ОВЗ;
  • необходимо повышать социально-коммуникативную и здоровьесберегающую компетентности всех педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами,
  • активно обмениваться и внедрять инновационные технологии психолого-педагогического, логопедического, социально-педагогического, дефектологического сопровождения в практику работы с учетом опыта специальных (коррекционных) школ,
  • своевременная и точная диагностика обучающихся при поступлении в первый класс позволяет повысить качество обучения детей с ОВЗ и предотвращает потери учебного,
  • объединение специалистов и административного персонала в единую службу, помимо психолого-педагогического консилиума, является перспективным направлением развития психолого-педагогического сопровождения обучающихся, независимо от их статуса.

Признавая эффективность и результативность работы второй Межрегиональной НПК «Равные возможности - новые перспективы в образовании детей с ОВЗ» её участники пришли к мнению о необходимости сделать образовательные мероприятия по данному направлению ежегодными.

В мае 2021 года были подведены итоги областного конкурса «Кузбасс-малая Родина», целью которого является выявление и распространение передового педагогического опыта; распространение опыта внедрения инновационных технологий в организации образовательного процесса; формирование позитивного общественного мнения о системе образования; поддержка творчески работающих педагогов и повышение престижа учительской профессии. Областной этап проводился в заочной форме.

На экспертное рассмотрение свои работы предоставили 137 авторов и авторских коллективов из различных муниципальных образований Кемеровской области.

По итогам конкурса членами жюри были определены по 1 победителю и 3 лауреата в каждой номинации.

Утверждено приказом министерства образования и науки Кузбасса № 1157 от 11.05.2021 г.

Список победителей и лауреатов областного конкурса «Кузбасс – малая Родина» в 2021 г.

МО ФИО, должность Место работы Форма работы Название работы
Номинация «Гражданско-патриотическое воспитание»
Победитель
1 Прокопьевский ГО Немцева Наталья Анатольевна, методист МБОУ ДО «Дворец детского творчества имени Ю.А. Гагарина» Проект Проект воспитания юных патриотов «Никто не забыт, ничто не забыто»
Лауреаты
1 Ленинск-Кузнецкий ГО

Неведрова Елена Викторовна, директор,

Гареева Фарида Анусовна, учитель технологии

МБОУ «Гимназия № 12» Проект Наследие «Сибирской старины» как средство гражданско-патриотического воспитания участников образовательных отношений
2 Прокопьевский ГО

Ерлина Евгения Эдуардовна, воспитатель,

Меньшикова Ирина Николаевна, воспитатель,

Мустафина Ирина Васильевна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 97» Электронное пособие «Виртуальная экскурсия по Кузбассу»
3 Юргинский ГО

Тартыкова Оксана Викторовна, старший воспитатель,

Семёнова Ирина Николаевна, воспитатель,

Попова Юлия Яковлевна, учитель-логопед

МБДОУ ДСКВ № 29 «Карамелька» Проект «Наш Кузбасс»
4 Анжеро-Судженский ГО Шарафутдинова Лариса Пантелеевна, педагог дополнительного образования МБОУ «ООШ № 36» Электронное пособие «Анжеро-Судженск - частица Кузбасса»
Номинация «История Кузбасса»
Победитель
1 Юргинский ГО Чусовитина Светлана Ивановна, учитель истории МАОУ «Гимназия города Юрги» УМК «История родного края. Сибирь. Кузбасс. Юрга»
Лауреаты
1 Прокопьевский ГО

Аюпова Марина Алексеевна, воспитатель

Кондрашова Олеся Олеговна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 97» Проект «Прокопьевск - вчера, сегодня, завтра»
2 Прокопьевский ГО Лось Лариса Анатольевна, учитель МБОУ «Школа № 28» Электронное пособие «Виртуальное путешествие по Кузбассу»
3 Крапивинский МО

Ерофеенко Ирина Сергеевна, методист,

Хамзина Надежда Александровна, педагог дополнительного образования

МБУДО Крапивинский ДДТ Электронное пособие Интеллектуальный квиз «Поиск: кузбасская история»
Номинация «Кузбасс и кузбассовцы в годы ВОВ»
Победитель
1 Киселёвский ГО Ильченко Елена Анатольевна, методист МАУ ДО ДДЮТЭ Проект Городской социально-значимый проект «Дорогами войны и труда», посвященный 75-летию Великой Победы
Лауреаты
1 Киселёвский ГО

Зайцева Галина Николаевна, заведующий,

Добрычева Алла Юрьевна, старший воспитатель,

Касаджик Надежда Михайловна, воспитатель,

Боркунова Валентина Юрьевна, воспитатель

МБДОУ детский сад № 66 Проект «Мы -правнуки победителей!»
2 Анжеро-Судженский ГО Клевцова Юлия Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «ООШ № 38» Проект «Истории жизни Кузбассовцев в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.»
3 г. Кемерово Гаврилова Александра Сергеевна, педагог дополнительного образования МАДОУ №224 УМК «Кемерово и кемеровчане времен ВОВ»
Номинация «Развитие православной культуры в Кузбассе»
Победитель
1 Гурьевский МО Соколова Елена Алексеевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДДТ» г. Салаира Проект «Святые места Салаира»
Лауреаты
1 Прокопьевский ГО

Остапчук Елена Николаевна, учитель-логопед,

Ткачева Наталья Николаевна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 40» Проект «Тайна славянской азбуки»
2 Ленинск-Кузнецкий ГО

Измайлова Татьяна Григорьевна, заведующий,

Скулкина Екатерина Иосифовна, воспитатель,

Табатчикова Ольга Николаевна, воспитатель,

Карина Марина Анатольевна, воспитатель,

Мингазова Галина Тихоновна, воспитатель,

Ромасюк Ксения Сергеевна, музыкальный руководитель

МАДОУ № 9 Проект «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе православной культуры в Кузбассе»
3 Беловский МР Баженова Валентина Васильевна, заведующий МБДОУ «Старобачатский детский сад общеразвивающего вида» Методические рекомендации/ пособие Календарь «Православные праздники»
Номинация «Художественное творчество»
Победитель
1 Ленинск-Кузнецкий ГО Лазеева Наталья Васильевна, учитель английского языка Маноу «Лицей №4» Проект «Виртуальная экскурсия по городу Ленинску-кузнецкому»
Лауреаты
1 Беловский ГО Ланцева Ольга Александровна, старший воспитатель МБДОУ детский сад № 9 города Белово Проект «Его величество Уголь»
2 Новокузнецкий ГО Белозерова Елена Владимировна, учитель ИЗО МБОУ СОШ № 67 Проект «Строчка в истории Кузбасса»
3 Прокопьевский МО Калинина Ирина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Михайловская ООШ» Программа «Декоративно-прикладное творчество чувашей»

 Поздравляем победителей и лауреатов Конкурса и желаем творческих успехов!

С целью повышения престижа и формирования позитивного имиджа профессии педагога, выявления молодых талантливых педагогических и руководящих работников образования, их поддержки и поощрения, с марта по апрель 2021 г. проходил областной конкурс «Новая волна», в котором могли принять участие руководящие и педагогические работники образовательных организаций общего (в том числе дошкольного) и дополнительного образования детей, имеющие стаж работы в образовательной организации до 5 лет.

В 2021 году на конкурс было подано 128. Среди них 14 участника в номинации «Молодой лидер» (руководители и заместители руководителей), 114 – в номинации «Педагогические надежды» (молодые педагоги).

Конкурс проводился в два тура. В I туре конкурсантам предстояло пройти тестирование по контрольно-измерительным материалам для сертификации руководящих и педагогических работников образования Кемеровской области, по результатам которого во II тур – публичная защита творческих работ (проектов) - прошел 51 участник, выполнившие тест более чем на 70 %, включая участников, имеющих действующую сертификацию.

По итогам конкурсных испытаний были определены 20 лауреатов.

Утверждено приказом министерства образования и науки Кузбасса от 11.05.2021 № 1159

Список лауреатов областного конкурса «Новая волна» в 2021 г.

Территория ФИО Должность Учреждение
Номинация «Молодой лидер»
1 Анжеро-Судженский ГО Черникова Галина Юрьевна заместитель директора по УВР МБОУ «ООШ №36»
2 г. Кемерово Рогозин Александр Игоревич заместитель директора по ВР МБОУ «СОШ №12 им. В.Д.Волошиной»
3 г. Кемерово Крутин Николай Викторович директор МБОУ «СОШ № 99»
4 Новокузнецкий ГО Самошкин Антон Олегович заместитель директора по ВР МБУ ДО ДТ «Вектор»
5 Прокопьевский ГО Бурдыгина Наталья Александровна старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 35»
Номинация «Педагогические надежды»
6 Анжеро-Судженский ГО Оранская Анастасия Николаевна учитель-дефектолог МКОУ «Ш-И №18»
7 г. Кемерово Бедарев Алексей Александрович учитель истории и обществознания МБНОУ «ГКЛ»
8 г. Кемерово Ким Никита Олегович учитель истории и обществознания МАОУ «Гимназия № 42»
9 Гурьевский МО Марченко Иулиания Андреевна учитель биологии МБОУ «Урская СОШ»
10 Киселёвский ГО Урбан Елизавета Витальевна учитель химии МБОУ «СОШ №11»
11 Ленинск-Кузнецкий ГО Мурадян Давид Арсенович учитель физической культуры МБОУ «Гимназия №12»
12 Новокузнецкий ГО Веснина Ирина Александровна педагог дополнительного образования МАУ ДО «ДЮЦ «Орион»
13 Новокузнецкий ГО Плужникова Наталья Олеговна педагог дополнительного образования МАУ ДО «ДЮЦ «Орион»
14 Новокузнецкий ГО Тимофеев Антон Валерьевич педагог дополнительного образования МБОУ ДО «ГДД(Ю)Т им. Н.К. Крупской»
15 Новокузнецкий ГО Печенкина Мария Евгеньевна учитель биологии МАОУ «СОШ № 110»
16 Новокузнецкий ГО Плескунова Марина Дмитриевна педагог дополнительного образования МБОУ ДО «ГДД(Ю)Т им. Н.К. Крупской»
17 Полысаевский ГО Шефер Екатерина Анатольевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 35»
18 Прокопьевский ГО Шаповалова София Константиновна воспитатель МБДОУ «Детский сад №111»
19 Прокопьевский МО Бескончина Дарья Алексеевна учитель начальных классов МБОУ «Трудармейская СОШ»
20 Юргинский ГО Батранина Елена Михайловна воспитатель МБДОУ «ДСКВ № 41 «Почемучка»

Поздравляем лауреатов конкурса и желаем дальнейших успехов!


© 2025 ИРО Кузбасса