Определены победители и лауреаты Региональной эстафеты наставнических практик, проходившей в рамках Года педагога и наставника и направленной на популяризацию и тиражирование эффективных практик организации наставничества, содействие развитию движения наставничества в разных формах, повышение социального статуса наставника.
Участники презентовали эффективные практики наставничества в образовательных организациях, продемонстрировали высокий профессионализм, понимание роли наставничества в педагогической практике, увлеченность своим делом, творческий подход и нестандартные решения при демонстрации опыта.
Всего в Эстафете представлены 83 конкурсные работы по пяти номинациям:
— «Открывая дверь в профессию»;
— «Профессионал – профессионалу»;
— «Школа наставничества, или как стать хорошим наставником»;
— «Наставничество над несовершеннолетними, состоящими на учете в ПДН»;
— «За молодыми – будущее».
Лидерами по числу поступивших работ стали Новокузнецкий, Юргинский, Прокопьевский ГО, Промышленновский, Беловский МО, Таштагольский МР.
Экспертная группа оценивала идею каждой практики, ее результативность и возможность тиражирования. По итогам работы экспертной группы были отмечены 19 работ участников. Все авторы конкурсных работ получили электронные сертификаты участника Эстафеты.
Лучшие работы будут опубликованы на сайтах координаторов: ИРО Кузбасса, ГБУ ДПО «КРИРПО».
17 ноября 2023 года сотрудники кафедры естественно-математических дисциплин и информационных технологий ГАУ ДПО РО ИРО организовали телемост «Внеурочная деятельность в условиях реализации ФОП с использованием ресурсов Центра «Точка роста». Целью телемоста было совершенствование профессиональных компетенций учителей физики, химии, биологии в области проектирования среды развития обучающихся с использованием оборудования центра «Точка роста».
В ходе проведения мероприятия решались следующие задачи:
- выявление, обобщение и трансляция успешных образовательных практик, реализуемых в центрах «Точка роста», функционирующих на базе общеобразовательных организаций;
- содействие в повышении профессиональной компетентности педагогов и развития творческой активности работников образования в области использования ресурсов цифровых лабораторий;
- создание условий для формирования навыков практического применения возможностей цифровой образовательной среды;
- создание открытого банка инновационных педагогических идей по составлению и реализации практико-ориентированных заданий с использованием цифровых ресурсов.
Кузбасским педагогам была предоставлена возможность наблюдения и участия в обсуждении мастер-классов:
- «Использование цифровых лабораторий по экологии, биологии на уроках и во внеурочное время» (Ирина Олеговна Остапенко, учитель биологии, руководитель РМО учителей химии и биологии МБОУ «СОШ № 1» г. Зернограда Ростовской области);
- «Изучение функций кожи с помощью температурного датчика и датчика влажности» (Вера Владимировна Булинкова, учитель биологии МБОУ «Мечетинская СОШ» Зерноградского района Ростовской области);
- «Мониторинг температуры атмосферного воздуха» (Татьяна Витальевна Казачкова, учитель биологии и химии МБОУ «Красноармейская СОШ» Зерноградского района Ростовской области);
- «Приготовление препарата клеток чешуи луковицы репчатого лука и его изучение» (Полина Сергеевна Орешкина, учитель биологии МБОУ СОШ (военвед) г. Зернограда);
- «Учебное исследование на уроках химии и биологии» (Юлия Владимировна Сыроваткина, учитель химии и биологии МБОУ «Красновская СОШ», руководитель РМО учителей химии и биологии Тарасовского района Ростовской области);
- «Организация проектной деятельности гимназистов на базе Центра образования «Точка роста» (Роман Андреевич Усачев, учитель физики; Оксана Владимировна Пономаренко, учитель химии МБОУ «Гимназия № 3» Аксайского района Ростовской области);
- «Использование оборудования «Точка роста» во внеурочной деятельности по химии» (Екатерина Владимировна Буняева, учитель химии МБОУ «Гимназия № 2» г. Сальска Ростовской области);
- «Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций медицинской направленности в процессе профориентационного самоопределения школьников» (Елена Валерьенвна Сидоренко, учитель биологии МАОУ «Лицей № 11» г. Ростова-на-Дону).
К телемосту подключилось 79 педагогических работников Центров образования «Точка роста» из 37 образовательных организаций 13 муниципалитетов Кемеровской области – Кузбасса.
14 и 15 ноября 2023 года в институте развития образования Кузбасса состоялся межрегиональный форум «Дошкольное образование-2023: новые вызовы. новые форматы», в рамках которого обсуждались вопросы государственной политики в сфере образования, модели сознания будущего, модели навыков будущего.
Представители разных конфессий говорили о целостном взгляде, о специфике функционирования современного детства, его исторической, социокультурной и психологических составляющих. Фокусом работы стал разговор о трансформации роли детского сада в развитии личности ребенка.
Литвинова Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, директор института инновационной педагогики, руководитель сетевой группы разработок и исследований по направлению «FUTURES-грамотность в дошкольном образовании» ГАОУ ВО МГПУ, НИУ Московский институт электронной техники, НИУ ТГУ, обозначила векторы стратегического развития дошкольного образования, остановилась на STEAMS технологиях и особенностях формировании форсайт-мышления педагогов.
Абрамова Ольга Сергеевна, методист Издательского дома «Истоки», автор-составитель образовательного инструментария к программе «Социокультурные истоки» для детей дошкольного возраста, почетный работник общего образования РФ, рассказала про опыт реализации федеральной программы «Истоки» в Кузбассе, где на сегодняшний момент 38 дошкольных образовательных организаций являются опорными площадками по реализации программы.
Куликова Наталья Геннадьевна, д-р психол. наук, первый заместитель генерального директора АНО «Центр ноосферного здоровья», член отделения «Ноосферное образование» ООО «Российская академия естественных наук», председатель Кузбасского отделения МОО «Русское космическое общество», академик РАЕН, НАНО, СВА (г. Москва), представила концепции ноосферы как основы для развития общества. Рассуждая о том, что означает ноосферное сознание, ноосферное образование, Наталья Геннадьевна отметила: «Наш соотечественник Владимир Вернадский еще в начале ХХ века создал учение об объединяющем человечество пространстве – ноосфере. В нем сочетаются интересы стран и народов, природа и общество, научное знание и государственная политика».
Гапонов Алексей Алексеевич, глава МОО «Русское космическое общество», вице-президент фонда сохранения и развития Русской цивилизации «Светославъ», председатель координационного совета РОД «Семья Отечества», советник РАЕН, г. Москва продолжил выступление, обозначив актуальность целостного отношения к мировым событиям, гражданского отношения к обществу. Выступление Алексея Алексеевича транслировалось из горячей точки Луганской народной республики и было посвящено проблеме воспитания патриотизма во всех смыслах этого слова.
Захаров Александр Владимирович, канд. мед. наук, генеральный директор АНО «Центр ноосферного здоровья», г. Москва, актуализировал важность синтеза образования и здоровьесбережения, и учета здоровьеобразующих факторов.
В онлайн формате состоялось общение с д-ром пед. наук, ректором Международной академии здоровья и саморазвития человека, Бутаковой Ольгой Алексеевной (г. Нижний Новгород) с темой «Концепция здоровье формирующего образования». Речь шла о моделях четырех миров человека: духовном, сенсорном, интеллектуальном и физическом, которыми измеряется пространство жизни человека.
В форуме участвовали представители Кемеровской Епархии Русской Православной церкви в лице отца Андрея и отца Михаила. Правильное воспитание, основанное на вековых традициях помогает ребенку в современном мире найти самого себя, справиться с внешними и внутренними вызовами, сохранить свою целостность.
Опыт реализации УМК «Естественно-научные и инженерно-технические лаборатории для детей» был представлен Абысовой Вероникой Александровной, старшим методистом ГБОУ Школа 1412, руководителем программ дошкольного образования, экспертом ГМЦ, аспирантом ГАОУ ВО МГПУ, почетным работником сферы образования и науки Российской Федерации, г. Москва. Инженерное направление развития детских садов Кузбасса обретает сегодня свои формы, формируются образовательные площадки на территории Кузбасса.
Второй день форума был проведен в формате работы педагогических площадок. В форуме приняли участие, воспитатели и заведующие дошкольных образовательных организаций 22 территории Кузбасса, а также в режиме онлайн трансляции к нам подключились Казахстан, Санкт- Петербург, Томск, Сургут. Работа велась в двух секциях в очном режиме и с онлайн подключением.
В первой секции педагоги делились опытом использования методов и приемов речевого развития и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. На очной встрече присутствовало 64 участника из территорий 11 (Кемерово, Ленинск-Кузнецкий ГО, Мысковский ГО, Тайгинский ГО, Топкинский МО, Яшкинский МО, Калтанский городской округ, Осинниковский ГО, Киселевский ГО, Прокопьевский ГО, Кемеровский МО), с подключением в заочном формате – 69 человек.
В формате видео-подключения своим опытом поделились коллеги с Казахстана, г. Караганда, г. Санкт-Петербурга и МБОУ «Мозжухинская основная общеобразовательная школа имени Лагунова Александра Васильевича» Кемеровского муниципального округа.
Запись секции можно посмотреть по ссылке.
Вторая секция была посвящена реализации социокультурного компонента в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации. Выступили заведующие детских садов Красноярского края и Хакасии, а также представители Осинниковского, Юргинского Промышленновского, Прокопьевского городских округов, Тисульского муниципального округа – 40 человек. В формате онлайн к нам подключились педагоги г. Сургут и г. Томск.
Также, была организована выставка дошкольного оборудования: Лого зеркало, интерактивная песочница, мульти студия, проектируемые шахматы.
Музыкальное приветствие участников форума от фольклорного ансамбля «Жили-были» муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 70 Кемеровского муниципального округа» добавили большую радость и праздничное настроение участникам форума.
Резолюцией работы межрегионального форума «Дошкольное образование-2023: новые вызовы, новые форматы» стало решение о сетевом педагогическом партнерстве и создании регионального педагогического объединения работников дошкольных образовательных организаций.
Благодарим спикеров и участников форума и секции!
Ждем вас на наших новых образовательных мероприятиях!
16 ноября 2023 года Федеральное государственное автономное учреждение «Центр просветительских инициатив Министерства просвещения Российской Федерации» в рамках реализации мероприятий национального проекта «Образование» провело информационно-методический онлайн-семинар для педагогов и руководителей образовательных организаций «Национальный проект «Образование»: новости, практики, открытия» на базе МАОУ «Фроловская средняя общеобразовательная школа «Навигатор» (Пермский край, село Фролы).
В ходе проведения семинара Пашковская Виктория Александровна, главный специалист отдела сопровождения проектов в сфере общего и дополнительного образования Центра просветительских инициатив, представила полезные материалы и ресурсы для педагогов и руководителей образовательных организаций; Груздева Ирина Викторовна, директор МАОУ «Гимназия № 10» г. Перми, доцент кафедры теории и технологии обучения младших школьников ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», рассказала о том, как опыт участия в профессиональных конкурсах способствует развитию профессиональных компетенций педагогических работников; Щербакова Надежда Геннадьевна, педагог-психолог МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77 с углубленным изучением английского языка» г. Перми поделилась опытом участия в Большой учительской неделе; Орехова Оксана Борисовна, директор Педагогического технопарка «Кванториум» им. В.С. Мерлина на базе ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», директор центра дополнительного образования «Дом научной коллаборации им. А.А. Фридмана», осветила систему работы педагогического вуза в области развития региональной сети центров «Точка роста»; Воденникова Ольга Алексеевна, заместитель директора, руководитель Школьного Кванториума на базе МАОУ «Основная общеобразовательная школа «Союз» Чусовского городского округа Пермского края, раскрыла возможности школьного Кванториума как площадки ранней профориентации обучающихся; Трефилова Татьяна Сергеевна, руководитель центра «Точка роста» на базе МАОУ «Фроловская средняя школа «Навигатор» Пермского края, описала роль Центра образования «Точка роста» в профессиональном становлении и развитии педагогических кадров
Отдельный блок семинара был посвящен знакомству с исследовательскими проектами обучающихся:
- «Установка для искусственного выращивания и сбора водорослей» – Серянина Софья Дмитриевна, обучающаяся 9 класса, СОШ «Петролеум+», г. Пермь;
- «Дизайн зоны у Мемориального комплекса, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне» – Колчанова Милана, Мокрушина Анастасия, обучающиеся 11 класса, Центра образования «Точка роста» на базе МБОУ «Очерская средняя общеобразовательная школа № 1» Пермского края.
К семинару подключилось 265 педагогических работников Центров образования «Точка роста» из 94 образовательной организации 22 муниципалитетов Кемеровской области – Кузбасса.