29 сентября 2022 г. в КРИПКиПРО кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин в соответствии с планом образовательных услуг провела семинар в формате воркшопа по теме: «Реализация филологическими дисциплинами регионального компонента в поликультурной среде».
В начале семинара Инга Геннадьевна Вертилецкая, заведующий кафедрой гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО, обозначила актуальные подходы к организации образовательной деятельности в условиях поликультурной образовательной среды и реализации требований обновленных ФГОС ООО. Формирование качественной поликультурной образовательной среды тем более важно, что в условиях миграционных процессов повышается значение духовно-нравственного, патриотического воспитания, интерес к другим культурам и языкам. Роль учебных дисциплин филологического цикла в данном процессе неоспорима.
Ащеулова Ирина Владимировна, методист по русскому языку и литературе кафедры ГиХЭД, предложила участникам семинара новые (издания 2022 года) биобиблиографические источники по региональной, краеведческой тематике. Состоялась презентация сборника методических материалов «Образ Кузбасса на уроках родного (русского) языка, родной (русской) литературы и во внеурочной деятельности»: Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2022. – 76 стр. Данное издание будет полезно учителям русского языка и литературы, осуществляющих преподавание предметной области «Родной язык и родная литература» на региональном материале. Особое внимание было уделено юбилейным датам 2023 года: юбилеи кузбасских писателей В. Д. Федорова, И. М. Киселева и др.
Карпова Галина Ивановна, кандидат филологических наук, доцент, референт Союза писателей Кузбасса, выступила с презентацией издательского проекта «Классика земли Кузнецкой». Вниманию участников семинара была представлена 2 книга 2 тома «Золотой запас прозы Кузбасса».
Чуклина Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №12» г. Ленинск-Кузнецкий, в сообщении «Традиционные праздники как средство формирования гражданской идентичности личности обучающегося в поликультурной образовательной среде» представила курс внеурочной деятельности по освоению обучающимися духовно-нравственных традиций русского народа.
В рамках воркшопа состоялось живое, неформальное общение педагогов, участники семинара делились собственным опытом и мыслями по поводу использования культурного богатства Кузбасса в урочной и внеурочной деятельности и вовлечения учащихся в творческую и социально активную деятельность.
Спасибо всем участникам семинара, до новых встреч!
Ащеулова И. В., методист КГиХЭД КРИПКиПРО, канд. филол. наук, доцент
Вертилецкая И. Г., заведующий кафедрой ГиХЭД КРИПКиПРО, канд. педагог. наук, доцент
Название | Автор |
Новое в учебно-методическом обеспечении преподавания регионального компонента | Ащеулова Ирина Владимировна |
Традиционные праздники как средство формирования гражданской идентичности личности обучающегося в поликультурной образовательной среде | Чуклина Татьяна Анатольевна |
в рамках (Меж)Региональной дизайн-сессии «Повышение эффективности образовательного события» и Всероссийской научно-практической конференции «Современный взгляд на непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров»
29 сентября 2022 года в КРИПКиПРО состоялась дизайн-сессия «Повышение эффективности образовательного события», в рамках которой был организован трек 1 «Инновационные решения развития кадрового потенциала: новые возможности образовательного события».
Этот формат взаимодействия объединил членов клуба менторов «Флагманы образования», представителей муниципальных методических служб, руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций, тьюторов, наставников, которые хотели бы лучше понимать профессиональные потребности друг друга, и повысить эффективность совместной работы. С помощью творческого подхода участники генерировали идеи для решения конкретных проблем.
Работа трека была выстроена по 4 тактам: «Осмысляем - Смотрим - Думаем - Делаем».
На этапе «Осмысляем» участники погрузились в проблематику «Какой формат взаимодействия нужен для нового поколения?»
На этапе «Смотрим» были представлены эффективные практики командного взаимодействия как Кузбасса, так и г. Москвы, г. Ярославля и г. Калининграда. Участники нашли ответы на следующие вопросы:
- Почему важно работать в командах?
- Как вырасти вместе в Балтийском клубе менторов?
- Как сделать эффективным горизонтальное обучение учителей в профессиональных обучающихся сообществах?
- Как интегрировать формальное и неформальное образование для удовлетворения профессиональных запросов руководящих и педагогических кадров?
- Как обеспечить рост профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров в муниципалитете в работе ПОС с помощью ментора?
- Как организовать работу и повысить качество образования через метапредметное взаимодействие с использованием ресурсов команды?
- Какие приемы подготовки, организации и проведения образовательного события наиболее эффективны в деятельности ПОС?
На этапе «Думаем» была организована работа в группах, в ходе которой участники провести коллективное генерирование идей и их обсуждении в формате ролевой игры. Участникам был предложен метод креативной стратегии Уолта Диснея. Каждый участник команды воплотился поочередно в разные роли «Мечтателя», «Критика», «Реалиста.
На этапе «Делаем» состоялось представление итогов работы групп: «Новые возможности образовательного события. Как реализовать инновационные идеи?». Каждая группа подготовила креативные идеи и план действий по их реализации, обсудила необходимые ресурсы и возможные риски. Применение выработанных решений будет способствовать профессиональному росту педагогов и управленцев через командное взаимодействие в рамках профессиональных обучающихся сообществ (ПОС).
С содержанием выступлений можно ознакомиться в прилагаемом презентационном материале.
Л.С. Дубовая, заведующая отделом МСУК
А. А. Давыденко, методист КУЭиПРО
В соответствии с планом образовательных услуг на 2022/2023 учебный год кафедра проблем воспитания и дополнительного образования КРИПКиПРО совместно с Кузбасским естественнонаучным центром «Юннат» 21 сентября 2022 года провела семинар для педагогов Кемеровской области «Практические аспекты трудового и экологического воспитания школьников». В рамках сетевого взаимодействия в семинаре также приняли участие специалисты Дирекции развития городских территорий г. Кемерово.
Участниками семинара стали 22 педагогических работника организаций дополнительного образования и школ Кузбасса. Территориально были представлены пять территорий: г. Кемерово, Полысаевский и Прокопьевский городские округа, Кемеровский и Яшкинский муниципальные округа.
На областном семинаре-практикуме были представлены практические аспекты трудового и экологического воспитания школьников в рамках «мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации, получающих субсидии на создание новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Кроме того, семинар выполнял информационно-просветительскую функцию. Так, историю развития дополнительного естественнонаучного образования, от создания станции юных любителей природы до экостанций, рассказала Волкова Юлия Леонидовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Сегодня в ГУДО «Кузбасский естественнонаучный центр «Юннат» на базе Экостанции реализуется четыре дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы: «Агрошкола» (основное общее образование, направление «Агро»), «ЛесNick» (основное общее образование, направление «Лесное дело»), «Экология животных» (среднее (полное) общее образование, направление «Био»), «Растения и моя профессия» (среднее (полное) общее образование, направление «Профи»).
Лесное дело и открытие школьных лесничеств является одним из актуальных направлений дополнительного образования. О развитии трудовых навыков юных лесничих и мотивации школьников рассказала Ширяева Светлана Вячеславовна, методист ГУДО «Центр «Юннат». Был проведен мастер-класс по мотивации школьников к природоохранной деятельности и, в частности, к уборке пришкольной территории.
Опыт взаимодействия с подростками на особо охраняемой природной территории «Природный комплекс «Рудничный бор» представила Шуткина Татьяна Михайловна, специалист отдела охраны особо охраняемых территорий МБУ «Дирекция развития городских территорий» города Кемерово.
Дополнительные образовательные программы направления Агро и Профи представила Шульгина Ольга Александровна, заведующая агротехнологическим отделом, кандидат сельскохозяйственных наук. В своем выступлении она рассказала о том, как привлечь школьников в профессии, связанные с сельским хозяйством, и провела мастер-класс по определению морфологических особенностей семян сельскохозяйственных культур.
Опытом участия во Всероссийском сетевом проекте «Малая Тимирязевка» поделилась Игнатьева Наталья Юрьевна, заведующая биологическим отделом. Наталья Юрьевна пояснила, почему этот проект является средством агроэкологического образования и трудового воспитания обучающихся, привела примеры успешных стартапом школьников, участвующих в этом проекте. Участников семинара заинтересовал мастер-класс «Технология выращивания микрозелени», после которого педагоги решили выращивать микрозелень у себя на подоконниках в учебных кабинетах с привлечением учащихся.
Педагоги наметили пути дальнейшего взаимодействия и развития естественнонаучной направленности, включающие сельскохозяйственный труд, экспериментальную биологию и полевую биологию.
Протасова Е. В., методист КРИПКиПРО
Волкова Ю. Л., зам. дир. по УВР ГУДО «Центр «Юннат»