20-21 марта 2024 года состоялся очередной методический интенсив «Комплексное развитие ОО в контексте реализации проекта «Школа Минпросвещения России»», который охватил педагогических и руководящих работников ОО, специалистов ММС верхнего куста южной агломерации (Киселевский ГО, Прокопьевский ГО, Прокопьевский МО, Беловский ГО).
Методисты и преподаватели ГОУ ДПО ИРО Кузбасса, центра учебно-методического сопровождения образовательной деятельности (УМСОД) организовали практикумы по теме "Эффективный урок в условиях введения обновленных ФГОС и ФООП общего образования».
Цель методического интенсива состояла в обсуждении актуальных вопросов развития образования, обмене результативным педагогическим опытом и обозначении перспектив развития ОО в регионе в контексте реализации проекта «Школа Минпросвещения России».
В рамках практикума для учителей географии были рассмотрены вопросы:
- Переход на ФОП при обучении в основной и средней школе: ключевые изменения в Федеральной рабочей программе по учебному предмету "География" на уровне основного и среднего общего образования.
- Особенности конструирования урока географии с учетом требований ФООП в 2023-2024 учебном году
- Обновление контрольно-оценочной деятельности по географии в условиях обновленного ФГОС
Спикеры Кузина Татьяна Ивановна, методист кафедры естественнонаучного, математического и технологического образования, и Ширинская Любовь Анатольевна, учитель географии, МБОУ «Лицей №1», Киселевского ГО организовали практическую работу по конструированию уроков и занятий внеурочной деятельности с использованием активных методов обучения географии. с опорой на методические рекомендации Института стратегии развития образования «Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «География»».
Практикум для учителей русского языка и литературы модерировала Ащеулова Ирина Владимировна, канд. филол. наук, доцент, методист кафедры гуманитарного и художественно-эстетического образования ИРО Кузбасса совместно с Шепелевой Ларисой Васильевной, учителем русского языка и литературы, МБОУ «Основная общеобразовательная школа» Прокопьевского ГО. Особое внимание было уделено эффективным методикам развития навыков читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы. В ходе практической работы участники познакомились с такими формами урока как «урок-аукцион» и «урок-квест», позволяющими активизировать познавательную деятельность обучающихся. Участники, разделившись на группы, в совместной практической деятельности разрабатывали абстрактный урок нового формата с использованием разнообразных содержательных ресурсов учебного предмета и специальных форм организации совместной образовательной деятельности обучающихся. На презентацию продукта групповой работы спикерам было выделено по 1 минуте, но через дополнительные вопросы от представителей других групп для всех были раскрыты особенности подготовки метапредметных уроков.
Заруцкая Светлана Валериевна, заведующий кафедры дошкольного и начального общего образования ИРО Кузбасса модерировала практикум для воспитателей и руководящих работников ДОО Инновационная деятельность в ДОО в условиях реализации требований ФГОС и ФОП дошкольного образования на базе МАДОУ детский сад № 1 «Лёвушка» Киселевского ГО.
Участники обсудили вопросы обновления содержания и технологий образовательной работы в группах детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО и развития инфраструктуры детского сада
Практическая работа была посвящена конструированию занятия с использованием технологии, способствующей развитию детей дошкольного возраста.
Под руководством Владимировой Ларисы Михайловны, методиста кафедры дошкольного и начального общего образования ИРО Кузбасса, в ходе практикума для учителей начальных классов состоялось продуктивное обсуждение проблемы выбора образовательных подходов к обучению на уровне начального общего образования и реализации требований обновленного ФГОС НОО.
Участники рассмотрели этапы проведения современного урока через его аспектный анализ в свете требований ФГОС, а также организации учебного занятия в новой информационной образовательной среде, с использованием проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Особое внимание было уделено организации внутришкольной системы оценки достижений обучающихся.
На секции был проведён мастер-класс (тему надо взять из программы, не помню). На котором Лысенко Наталья Геннадьевна, МБОУ СОШ 45 Прокопьевский ГО, учитель начальных классов, Формирование читательской грамотности на примере Русской народной сказки "Солдатская шинель" представила разные интерактивные методы, с помощью которых можно формировать функциональную грамотность младшего школьника.
В рамках практикума была предоставлена возможность профессионального общения по проблеме использования современных образовательных технологий; решению проектных задач и учебных ситуаций, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся. Актуальность проблем, которые обсудили участники секции, обусловлена ориентацией на качественное обучение, воспитание и развитие личности обучающихся в соответствии с ФГОС НОО.
Под руководством Тютюнниковой Елены Васильевны, методиста кафедры естественно-научного, математического и технологического образования ИРО Кузбасса практикум для учителей информатики был проведен совместно с участием педагогов стажировочных площадок, педагоги обсудили вопросы реализации обновленных ФГОС ООО и СОО на уроках информатики и на практике рассмотрели примеры конструирования современного урока информатики с использованием возможности искусственного интеллекта, контекстных задач по информатике, кейсовых заданий.
Плотникова Ирина Борисовна, учитель информатики МБОУ «СОШ № 11» региональной пилотной площадки Прокопьевского ГО, работающей над проблемой «Формирование функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности», выступила с сообщением «Формирование функциональной грамотности учащихся при обучении информатике в школе: требования обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО».
Ермушина Алла Александровна, учитель информатики МБОУ «СОШ № 32 с углубленным изучением отдельных предметов», Прокопьевского ГО осветила вопрос «Инженерное образование в углубленном курсе информатики», поделилась своим видением решения вопросов введения инжерного образования в школе с учетом того опыта, который имеется в ее школе.
Темнорусова Ольга Николаевна, главный специалист МБУ ИМЦ города Белово рассказала о новых цифровых ресурсах, использование которых поможет учителю информатики сделать урок информатики еще эффективнее. Участникам практикума были представлены интерактивные технологии и приемы обучения.
Практикум для учителей математики модерировали спикеры: Трушкина Татьяна Петровна, методист кафедры естественно-научного, математического и технологического образования ИРО Кузбасса, Радкевич Анна Сергеевна, учитель математики МБОУ «Гимназия № 72», Прокопьевский ГО. В ходе работы обсудили вопросы:
- Организация уроков математики с учетом требований ФООП.
- Эффективные методики развития навыков математической грамотности обучающихся при подготовке к ОГЭ по предмету.
- Приемы формирования метапредметных универсальных учебных действий. Практическая работа была посвящена конструированию урока математики, ориентированного на развитие функциональной грамотности обучающихся.
Практикум для учителей физики организовала и провела Урванцева Лариса Дмитриевна, методист по физике, и. о. заведующего кафедрой естественно-научного, математического и технологического образования ИРО Кузбасса, состоялась продуктивная работа с коллегами по актуальным вопросам:
- Переход на ФОП при обучении в основной и средней школе: ключевые изменения в Федеральной рабочей программе основного и среднего общего образования, задачи по их реализации.
- Организация урока физики с учетом требований ФООП.
- Обновление контрольно-оценочной деятельности учителя физики в условиях обновленного ФГОС.
- Лабораторный практикум по конструированию урока физики и занятия внеурочной деятельности с использованием активных методов обучения
Особый интерес практикующих учителей физики вызвали вопросы, связанные с межпредметными связями в процессе реализации учебного предмета «Физика» с учетом требований ФООП; контекстное обучение с региональным компонентом инженерно-технологической направленности и повышении компетенций педагога при формировании ФГ. В работе по составлению контекстных задач с учетом регионального компонента для формирования ФГ приняли активное участие все учителя физики, побывав в роли учеников на уроке.
Материал, представленный спикером, вызвал положительный отклик у педагогов Кузбасса, так как проблема формирования функциональной естественнонаучной грамотности школьников на занятиях по физике является актуальной для каждого педагога.
Практикум для учителей технологии и черчения модерировала Ларионова Ирина Юрьевна, методист кафедры естественно-научного, математического и технологического образования ИРО Кузбасса
В ходе работы обсудили вопросы:
- Особенности преподавания учебного предмета «Технология» с учетом требований ФООП в 2023-2024 учебном году
- Роль учебного предмета «Черчение» в естественно-научном образовании.
- Особенности учебного предмета «Черчение» для решения познавательных и практических задач: КТП, урок и ВУД.
Практическая работа была посвящена конструированию уроков технологии черчения в аспекте требований требование обновленного ФГОС ООО и ФОП.
Практикум для учителей химии и биологии модерировали Матвеева Алена Владимировна и Шабалина Елена Васильевна, методисты кафедры естественно-научного, математического и технологического образования ИРО Кузбасса
По первому вопросу: «Особенности конструирования современного урока с учетом требований ФООП в 2023/24 учебном году» Матвеева Алена Владимировна, методист кафедры естественно-научного, математического и технологического образования ИРО Кузбасса раскрыла особенности современного урока, его основные принципы, ведущие ориентиры, требования, отличия от традиционного урока; обратив особое внимание на то, как обучать в новых условиях; какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к уроку сегодня.
Была представлена классификация нетрадиционных уроков и современных образовательных технологий, рассмотрены различия типов уроков в традиционном исполнении и с учетом требований ФГОС; методы деятельности учителя и обучающихся на уроке, принципы педагогических технологий и в чем их новизна.
По второму вопросу: «Переход на ФОП при обучении в основной и средней школе: ключевые изменения в Федеральной рабочей программе по учебным предметам «Химия» и «Биология» на уровне основного и среднего общего образования» методисты ИРОК, Матвеева Алена Владимировна и Шабалина Елена Васильевна представили основные изменения в Федеральной рабочей программе по учебным предметам «Химия» и «Биология». Выход из сложившейся ситуации по реализации содержания курса биологии за два учебных года, с 2023 по 2025.
По вопросу: «Использование дидактических материалов на уроках химии и биологии для формирования ЕНГ», слушали Мячину Людмилу Александровну, учителя химии МБОУ «Школа № 25», Прокопьевский ГО. Людмила Александровна наглядно представила использование дидактических материалов на уроках химии и биологии для формирования ЕНГ, задания с жизненными ситуациями. Приведены ситуации из школьной практики, когда чаще всего возникают проблемы у обучающихся и способы решения данных проблем.
Шабалина Елена Васильевна провела практикум по конструированию уроков и занятий внеурочной деятельности с использованием активных методов обучения химии и биологии и представила возможности цифровой лаборатории для достижения нового качества естественнонаучного образования.
В ходе рефлексии участники интенсива выразили благодарность за проведенное мероприятие и содержательные методические материалы, а также сформировали методические запросы и выразили готовность к дальнейшему сотрудничеству.
Спасибо всем участникам и модераторам методического интенсива!
Вертилецкая И. Г., заведующий центра УМСОД, канд. пед. наук, доцент
22.03.2023 г. состоялся семинар для педагогов ОО и ДОО организаций Кемеровской области.
Цель семинара: совершенствование профессиональных компетенций педагога ОО и ДОО, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, учителя начальных классов, сурдолога в вопросах формирования и развития психолого-педагогических принципов организации уроков (занятий) в системе развивающего обучения.
На семинаре присутствовало 26 участников (с дистанционным подключением более 70 слушателей) из 9 территорий Кузбасса: г. Кемерово, Анжеро-Судженского, Беловского, Ленинск-Кузнецкого, Полысаевского, Осинниковского, Тайгинского, Юргинского городских округов, Юргинского муниципального округа.
Митирева Лариса Николаевна, методист кафедры ДиНОО Кузбасса, представила слушателям рекомендации о том, как современные психолого-педагогические принципы и правила обучения в школе способствуют организации урока в системе развивающего обучения.
Преображенская Галина Анатольевна, педагог – психолог дала методические рекомендации по психологическим аспектам организации уроков в системе развивающего обучения.
Сутормина Мария Александровна и Корпунина Светлана Юрьевна, воспитатель, МАДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад 54 «Малыш», в презентации поделилась опытом работы с детьми старшего дошкольного возраста. как добивается высоких результатов используя психолого-педагогические принципы организации занятий в системе развивающего обучения
Практическое занятие проведенное Николаенко Натальей Сергеевной и Кононенко Ольгой Васильевной, учителя – логопеды, МБДОУ 32 «Детский сад комбинированного вида», Кемерово, раскрыли инновационные подходы по использованию технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Актуальными были выступления с практическими мастер-классами по развитию графо-моторных навыков у детей с ТНР, Козырь Татьяны Сергеевны, МБДОУ 32 «Детский сад комбинированного вида», Кемерово и Литвиненко Любовь Сергеевны, учителя-логопеда, МАДОУ 216 «Детский сад комбинированного вида» по формированию предпосылок функциональной грамотности дошкольников на логопедических занятиях.
Завершился семинар-практикум мастер-классом «Умные движения или нейрогимнастика - это интересно», который с успехом провели Дацко Светлана Владимировна, Тарасова Ирина Фёдоровна, учителя-логопеды, Кузнецова Оксана Васильевна, воспитатель МБДОУ №111 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово
В ходе проведения семинара слушатели совместно с выступающими обсудили психолого-педагогические принципы организации уроков (занятий) в системе развивающего обучения, влияние активизации речи на развитие коммуникативной культуры детей, их дальнейшей адаптации и социализации. Предложено темы следующих семинаров формулировать с акцентом на работу с обучающимися с нарушением речи и коммуникации.
Содержание и организация семинара -практикума получила положительную оценку.
Цель семинара достигнута: участники отметили, что повысили уровень профессиональной компетентности по вопросу психолого-медико-педагогической помощи обучающимся и воспитанникам в условиях социальной дезадаптации.
Запись семинара и содержательные материалы можно найти на сайте дистанционного обучения ИРО Кузбасса в разделе «Вебинары, онлайн-круглые столы» - https://vk.com/video-64883964_456240272
Ждем Вас на следующий семинар по теме: «Логопедия в дошкольных образовательных организациях и в начальной школе (работа с обучающимися с нарушением речи » который состоится 25.04.2024 г. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.
Все участники семинара отметили высокий уровень мероприятия и актуальность материалов, которые представили коллеги, для профессиональной деятельности.
Благодарим всех, кто принял участие в семинаре!
Митирева Л.Н., методист ДиНОО
20.03.2024 г. в городе Киселевске проходил Методический интенсив «Комплексное развитие ОО в контексте реализации проекта «Школа Минпросвещения России» (Киселевский ГО, Прокопьевский МО, Прокопьевский ГО) в рамках которого был проведен Практикум для учителей географии «Эффективный урок географии в условиях введения обновленных ФГОС и ФООП».
Спикерами были: Кузина Татьяна Ивановна, методист кафедры естественнонаучного, математического и технологического образования; Ширинская Любовь Анатольевна, учитель географии, МБОУ «Лицей №1», Киселевского ГО
В ходе семинара были рассмотрены вопросы:
- Переход на ФОП при обучении в основной и средней школе: ключевые изменения в Федеральной рабочей программе по учебному предмету "География" на уровне основного и среднего общего образования.
- Особенности конструирования урока географии с учетом требований ФООП в 2023-2024 учебном году
- Обновление контрольно-оценочной деятельности по географии в условиях обновленного ФГОС
Практическая работа по конструированию уроков и занятий внеурочной деятельности с использованием активных методов обучения географии.
Название | Автор |
Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «География» | Институт стратегии развития образования |
28 марта стартует регистрация в проекте «Большая перемена».
К началу регистрации в школах организованы мероприятия в формате лекций, квизов, классных часов, собраний по привлечению учащихся к участию в проекте.
Занятия прошли с использованием методических материалов, разработанных педагогами-наставниками победителей Всероссийского конкурса «Большая перемена» и сотрудниками АНО «Большая Перемена», а также с приглашением успешных участников конкурса прошлых лет.
На мероприятиях учащиеся познакомились с возможностями и этапами конкурса, направлениями, которые можно выбрать для создания своего проекта.