28 апреля 2021 года в соответствии с планом образовательных услуг КРИПКиПРО на 2020/2021 учебный год кафедрой проблем воспитания и дополнительного образования совместно с МБОО ДО Центр дополнительного образования г. Мыски проведен областной проблемно-ориентированный семинар «Внедрение инноваций и обеспечение качества образовательных услуг в дополнительном образовании детей».
В работе семинара принял участие 51 педагогический работник организаций дополнительного образования, общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций из Новокузнецкого муниципального района, Прокопьевского муниципального округа, Новокузнецкого, Междуреченского и Мысковского городских округов.
Для участников семинара были организованы экскурсии по Центру, выставки методической продукции муниципальной базовой методической площадки и работ педагогов-победителей муниципального этапа областных конкурсов профессионального мастерства «ИТ-образование XXI века» и «Педагогические таланты».
С приветственным словом к участникам семинара обратилась Коваль Светлана Александровна, начальник МКУ «Управление образованием Мысковского городского округа». Светлана Александровна обозначили приоритеты муниципалитета в вопросах организации дополнительного образования детей.
Во вступительном слове методист кафедры проблем воспитания и дополнительного образования КРИПКиПРО г. Кемерово Протасова Екатерина Викторовна обозначила актуальность темы семинара.
В ходе пленарной части семинара педагогические работники рассмотрели подходы к внедрению инноваций в образовательной деятельности в организации дополнительного образования детей и степень их влияния на повышение качества образовательных услуг.
Директор МБОО ДО Центра дополнительного образования г. Мыски Вараксина Ольга Александровна рассказала о перспективных направлениях и результатах инновационной образовательной деятельности педагогического коллектива.
Методист Центра Коневич Наталья Николаевна представила опыт инновационной деятельности педагогов Центра дополнительного образования, направленной на повышения профессиональной компетентности педагогов и распространение передового опыта посредством организации мероприятий в рамках муниципальной базовой методической площадки, муниципальных педагогических мастерских, создание условий для работы творческих (проблемных) групп педагогов.
В 2020/2021 учебном году на базе Центра работали 7 муниципальных педагогических мастерских. В рамках мастерских было проведено 22 занятия и 6 мастер-классов, в работе которых приняли участие более 100 человек.
Завершилась пленарная часть семинара выступлением Гайноченко Елены Владимировны, куратора информационно-медийного направления РДШ Центра дополнительного образования по теме «РДШ - площадка для развития и самореализации подрастающего поколения». Елена Владимировна поделилась опытом организации и проведения различных форм мероприятий, акций, реализацией социально-значимых проектов в рамках деятельности РДШ.
В практической части семинара педагоги Центра дополнительного образования представили практический опыт внедрения инновационных форм в образовательную деятельность:
1. «Образовательная робототехника как педагогическая инновационная технология для развития инженерного мышления, познавательных и творческих способностей детей» - Буткеев Андрей Витальевич, педагог дополнительного образования. Педагог акцентировал внимание на особенностях проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по робототехнике, реализуемых в Центре дополнительного образования. Поделился опытом использования в образовательном процессе элементов соревновательной робототехники, что позволяет повысить мотивацию, организовать демонстрацию успешности учащихся, актуализировать полученные знания на реальных практических задачах, упражнений на развитие алгоритмического мышления учащихся.
2. «Организация дистанционного обучения в условиях реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Дизайн игрушки» - Колмогорова Наталья Александровна, педагог дополнительного образования. Педагог представила практический опыт организации дистанционного обучения в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Дизайн игрушки» по теме «Швы» в период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией. Поделилась опытом создания мастер-классов и видеороликов с дополнительным материалом, обратила внимание педагогов на необходимость соблюдения требований к оформлению электронных образовательных ресурсов.
3. «Видеомастер-класс как форма дистанционной практической деятельности в условиях реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Бумажная механика» - Тищенко Любовь Валерьевна, педагог дополнительного образования. Педагог поделилась опытом создания видеомастер-классов для реализации дистанционного модуля программы с использованием доступного оборудования, графического редактора CorelDRAW, приложения VideoPad для редактирования видео, стрим-камеры Web Logitech Pro C922 с микрофоном.
4. «Использование интернет-технологий в условиях дистанционного обучения» - Сыромолот Надежда Павловна, педагог дополнительного образования. Педагог поделилась своим педагогическим опытом организации занятий в условиях дистанционного обучения с использованием облачной платформы ZOOM, которая позволяет организовать работу в микрогруппах с разделением комнаты на сессионные залы для обсуждения разных тем, гугл-форм для мониторинга усвоения материала, мониторинга успеваемости, анкетирования, сбора необходимой информации, образовательной платформы Learnis для создания учебных веб-квестов.
5. «Инновационные направления деятельности педагогов естественнонаучной направленности» - Зеленкова Ксения Александровна, Овсиенко Наталья Николаевна, Рогожникова Надежда Фетисовна, педагоги дополнительного образования. Педагоги представили опыт использования в образовательной деятельности эффективных форм и методов экологического образования и воспитания в условиях Центра дополнительного образования. Реализуемые в Центре программы естественнонаучной направленности охватывают весь возрастной диапазон детей от 5 до 18 лет:
- программа «Живой мир» реализуется в рамках сетевого взаимодействия Центра дополнительного образования с муниципальными бюджетными дошкольными образовательными организациями. Воспитанники от 5 до 7 лет являются участниками Всероссийской природоохранной социально-образовательной акции «Россия – территория Эколят – молодых защитников природы», принимают активное участие во всех мероприятия, конкурсах, акциях, направленных на формирование у детей экологической культуры и любви к природе;
- учащиеся детских объединений в возрасте от 7 до 14 лет в процессе работы над проектными и исследовательскими работами изучают состояние окружающей среды в окрестностях г. Мыски, знакомятся с разнообразием растительного и животного мира на территории города, учатся оценивать экологическое состояние отдельных компонентов и экосистем в целом, представляют результаты на заседаниях Научного общества учащихся, принимают активное участие в работе клуба Друзей заповедника «Кузнецкий Алатау», волонтерского отряда «Эко-град»;
- программа «Экологический мониторинг» предназначена учащимся 14-18 лет. Для реализации программы открыта «Эко-лаборатория» по программе создания новых учебных мест. С помощью поступившего оборудования учащиеся города смогут достаточно точно анализировать состояние объектов окружающей среды. Участникам семинара была предложена возможность принять участие в проведении исследования на определение количества нитратов в овощах с помощью мини-экспресс-лаборатории «Пчелка-У».
В заключительной части семинара была проведена рефлексия в форме анкетирования. Педагоги отметили высокий уровень организации, актуальность и информативность содержания, благоприятную психологическую атмосферу общения.
Е. В. Протасова, методист КРИПКиПРО
Н. Н. Коневич, методист МБОО ДО ЦДО г. Мыски
29.04.2021 года прошел веб-семинар для учителей математики «Контекстные и практико-ориентированные задачи по математике как средство развития функциональной грамотности школьников».
В ходе семинара Трушкина Татьяна Петровна, методист кафедры естественнонаучных и математических дисциплин КРИПКиПРО, актуализировала проблему развития функциональной грамотности средствами контекстных и практико-ориентированных задач.
Радкевич Анна Сергеевна, учитель математики МБОУ «Гимназия № 72» Прокопьевского ГО, поделилась опытом работы по развитию функциональной грамотности школьников при обучении математике средствами контекстных и практико-ориентированных задач. Анна Сергеевна показала, на каких этапах урока и при изучении каких тем она использует практико-ориентированные и контекстные задачи, обосновала мотивирующий характер задач.
Гордеева Татьяна Александровна и Терентьева Татьяна Николаевна, учителя математики МБОУ «СОШ №1» Калтанского ГО, представили свою программу внеурочной деятельности «Начала финансовой грамотности» для основной школы. В ходе выступления были рассмотрены практико-ориентированные задачи по математике, которые изучаются в ходе реализации программы.
Большая часть семинара была посвящена решению новых практико-ориентированных задач на ОГЭ по математике. О приемах решения отдельных задач нового типа на ОГЭ по математике и методических аспектах обучения их решению рассказали Пичугина Светлана Николаевна, учитель математики МБНОУ «Гимназия № 59» г. Новокузнецка, Кузьмина Наталья Анатольевна, учитель математики МБНОУ СОШ № 67 г. Новокузнецка, Салпанова Наталья Леонидовна, учитель математики МБОУ «СОШ № 22» Анжеро-Судженского ГО», Воракуто Ирина Ивановна, Кильдеева Ирина Владимировна, Харина Екатерина Витальевна, Корчагина Ирина Афанасьевна, учителя математики МБОУ «СОШ № 37 им. Новикова Г.Г.» г. Кемерово.
Кафедра естественнонаучных дисциплин выражает свою признательность всем выступающим за их содержательные и актуальные выступления! Методические материалы в виде презентаций, которыми коллеги поделились будут полезны учителям математики в их практической работе.
Название | Автор |
Актуализация проблемы развития функциональной грамотности средствами контекстных и практико-ориентированных задач | Трушкина Татьяна Петровна, методист кафедры естественнонаучных и математических дисциплин КРИПКиПРО |
Формирование финансовой грамотности школьников при обучении математики в основной школе | Гордеева Татьяна Александровна, Терентьева Татьяна Николаевна, учителя математики МБОУ «СОШ №1», Калтанский ГО |
Развитие функциональной грамотности школьников при обучении математике средствами контекстных и практико-ориентированных задач (из опыта работы) | Радкевич Анна Сергеевна, учитель математики МБОУ «Гимназия № 72», Прокопьевский ГО |
Задача «Маркировка шин» | Пичугина Светлана Николаевна, учитель математики МБНОУ «Гимназия № 59», г. Новокузнецк |
Задача «Зонт» | Кузьмина Наталья Анатольевна, учитель математики МБНОУ СОШ № 67, г. Новокузнецк |
Задача «Листы бумаги» | Салпанова Наталья Леонидовна, учитель математики МБОУ «СОШ № 22» Анжеро-Суджеского ГО» |
Задача «Земледельческие террасы» | Воракуто Ирина Ивановна, учитель математики МБОУ «СОШ № 37 им. Новикова Г. Г.», г. Кемерово |
С 25 марта по 24 апреля 2021 г. в КРИПКиПРО лабораторией научно-методического сопровождения деятельности педагогов по формированию функциональной грамотности школьников КРИПКиПРО проводился второй этап диагностики профессиональных дефицитов педагогов общеобразовательных организаций Кузбасса. Второй этап исследования, в котором приняли участие 2818 учителей, проводился в форме самооценки и персонифицированной предметной диагностики.
В результате реализации проекта наметился качественный рост профессиональных компетенций педагогов в вопросах формирования функциональной грамотности обучающихся. В целом, он составил от 1 до 26% по разным показателям.
Для планирования дальнейшей работы по устранению затруднений педагогов в формировании функциональной грамотности обучающихся выделены компетенции, уровень развития которых требует организационного, психолого-педагогического и методического сопровождения. Запланирована дальнейшая учебно-методическая и организационная деятельность лаборатории для устранения данных дефицитов.
№ п/п | План ближайших мероприятий лаборатории | Время реализации |
1 | Сборник контекстных задач по истории Кузбасса | Май, 2021 г. |
2 | Организация и проведение педагогического форума в рамках августовских мероприятий 2021 г. | Август, 2021 г. |
3 | Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности школьников | Ноябрь, 2021 г. |
4 | Организация и проведение семинаров лаборатории | 2021-2022 - учебный год |
5 | Интеграция лаборатории в деятельность структурных подразделений КРИПКиПРО | 2021-2022 - учебный год |
29.04.2021 г. в КРИПКиПРО состоялся тематический вебинар «Методика индивидуальных проектов как способ формирования функциональной грамотности обучающихся». Выступали М.Е. Игнатенко и М.А. Сущенко.
В рамках учебно-методического мероприятия вниманию слушателей были представлены основные аспекты проектной деятельности школьников, развивающих их функциональную грамотность.
Слушатели познакомились с этапами организации индивидуальной проектной деятельности школьников, способами актуализации, оптимизации и оценивания проектов обучающихся. В выступлении М.Е. Игнатенко, зам. директора по НМР МБОУ «Колачёвская СОШ», были освещены некоторые актуальные направления проектной работы учеников и педагогов ООО, приуроченных к 300-летию Кузбасса.
Слушатели проявили заинтересованность в вопросах проектной деятельности школьников, способствующей развитию их функциональной грамотности, выразив готовность к дальнейшей работе по повышению профессиональной квалификации в институте.