В рамках Августовского регионального форума работников образования Кузбасса состоялась научно-методическая конференция для учителей социально-гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин «Как жить и учиться вместе: языковое единство и мультикультурная среда».
В работе секции для учителей русского языка и литературы, методистов ММС, руководителей школьных МО, членов Ассоциации учителей литературы и русского языка (АССУЛ) Кемеровской области состоялось обсуждение проблемы формирования социально-образовательной поликультурной среды в образовательных организациях Кузбасса в связи с изменяющейся миграционной обстановкой в регионе и России.
Выступающие продемонстрировали различные методики, использование которых как в урочной, так и во внеурочной деятельности, обеспечивает создание и развитие многообразной поликультурной среды и формирование толерантной, мультикультурной личности.
Ащеулова Ирина Владимировна, методист по русскому языку и литературе кафедры ГиХЭД КРИПКиПРО в своем сообщении остановилась на возможностях предметов «Родной язык» и «Родная литература» в формировании поликультурной образовательной среды и развитии интереса у учащихся к традициям и культуре разных народов.
Вертилецкая Инга Геннадьевна, председатель Кемеровского РО ООО "АССУЛ" обозначила основные задачи реализации регионального проекта «Научно-методическое сопровождение реализации программ обучения и воспитания обучающихся организациями Кузбасса, осуществляющими образовательную деятельность в условиях поликультурной социальной среды в 2021-2023гг.» в 2021-2022 уч. году и предложила до 15 сентября скорректировать программы совместной деятельности опорных площадок КРИПКиПРО и курирующих кафедр по реализации проекта.
Быданова Марина Васильевна и Найденова Лариса Васильевна, учителя русского языка и литературы МБОУ «Лицей № 89» г. Кемерово рассказали о практике проведения Дней славянской письменности, в рамках которых возможно развитие интереса к русскому миру, к славянским традициям.
Лебедева Яна Александровна, учитель русского языка и литературы «Губернаторской специальной ООШ» Топкинского района представила курс внеурочной деятельности «Русь Православная», позволяющий познакомить учащихся с особенностями разных религий и культур, что способствует формированию толерантного поведения.
Афанасьева Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 36» г. Кемерово поделилась с коллегами методикой проектной деятельности по антропонимии, изучение личных имен и фамилий повышает мотивацию к обучению в поликультурной среде.
Семушкина Ирина Витальевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 160» г. Тайги обратила внимание коллег на возможности технологии «языковой портфель» как средство успешного изучения русского языка инофонами и билингвами.
Участники секции проявили огромную заинтересованность и отметили значимость состоявшегося заседания для дальнейшей совместной деятельности.
По итогам открытого расширенного заседания регионального отделения ООО "АССУЛ" и было принято решение:
- Утвердить состав Кемеровского регионального отделения ООО Ассоциации учителей литературы и русского языка ("АССУЛ") на 2021-2022 учебный год в составе 59 человек.
- Утвердить и разместить на странице кафедры сайта КРИПКиПРО Методические рекомендации по преподаванию ПО «Русский язык и литература» и ПО «Родной язык и родная литература» и План работы Кемеровского РО "АССУЛ" на 2021-2022 учебный год (приложение 1)
- В рамках реализации Концепции преподавания ПО «Русский язык и литература» и ПО «Родной язык и родная литература» в образовательных организациях РФ одобрить и взять за основу региональный ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по реализации Концепции преподавания предметной области «Русский язык и литература» в учреждениях Кемеровской области, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020-2024 гг..
- Утвердить и разместить на сайте КРИПКиПРО Дорожную карту регионального проекта «Научно-методическое сопровождение реализации программ обучения и воспитания обучающихся организациями Кузбасса, осуществляющими образовательную деятельность в условиях поликультурной социальной среды в 2021/2023гг.» (https://ipk.kuz-edu.ru/files/proekt/proekt%20polikulturnoe%20obrazovanie.pdf) на период нового 2021-2022 учебного года, включив образовательные мероприятия для педагогических работников региона (курсы, семинары, митапы, воркшопы, педагогические мастерские), посвященные проблеме формирования гражданской идентичности обучающихся средствами учебных предметов с использованием современных интерактивных технологий и методик обучения детей, включая билингвов и инофонов.
- Продолжить работу в муниципалитетах по выявлению, обобщению и распространению инновационного опыта, эффективных практик педагогов, в том числе по формированию комфортной поликультурной образовательной среды в процессе реализации образовательных программ по русскому языку, литературе, родному языку и родной литературе в урочной и внеурочной деятельности учащихся.
- Постоянно мониторировать мероприятия в образовательных организациях Кемеровской области, направленные на популяризацию филологического образования (участие педагогов-словесников в социально значимых проектах, участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах, направленных на популяризацию чтения, русского языка, русской литературы).
- Подключить общеобразовательные организации Кузбасса, рекомендованные в качестве опорных площадок КРИПКиПРО по разработке и апробации программно-методического сопровождения реализации программ обучения и воспитания обучающихся в условиях поликультурной социальной среды (Приказ КРИПКиПРО № 103 от 10.06.2021г.). к подготовке сборника методических материалов «Образ Кузбасса на уроках родного языка и родной литературы и во внеурочной деятельности» (4 квартал 2021 года, издательство КРИПКиПРО).
Вертилецкая И. Г., председатель Кемеровского РО ООО "АССУЛ" заведующий кафедрой ГиХЭД, канд. пед. наук, доцент
Ащеулова И. В., секретарь Кемеровского РО ООО "АССУЛ" методист по русскому языку и литературе кафедры ГиХЭД, канд. филол. наук, доцент
24 августа 2021 года в рамках августовских образовательных событий «Интеграция ресурсов: инновационные форматы повышения качества образования» кафедрой дошкольного образования была проведена питч-сессия инновационных проектов ДОО «Вариативные модели социокультурной образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста» ИХОиК РАО.
Дошкольные образовательные организации, претендующие на статус федеральной инновационной площадки ИХОиК РАО, представили свои проекты и выступили с их публичной защитой.
Эксперты питч-сессии решили рекомендовать ИХОиК РАО следующие ДОО на статус федеральной инновационной площадки:
- МБДОУ № 94 «Детский сад общеразвивающего вида», г. Кемерово, тема «Профессионально-личностное развитие педагога в условиях реализации социокультурных практик для детей младенческого и раннего возраста на базе ДОО», руководитель проекта Пахоменок Олеся Юрьевна;
- МБ ДОУ «Детский сад № 15», Новокузнецкий ГО, тема «Моделирование социокультурной образовательной среды ДОО на основе амплификации развития детей раннего возраста», руководитель проекта Спиридонова Татьяна Владимировна;
- МК ДОУ “Детский сад № 140”, Новокузнецкий ГО, тема «Проектирование модели социокультурной образовательной среды для детей раннего возраста с нарушением зрения», руководитель проекта Персикова Екатерина Николаевна;
- МК ДОУ «Детский сад № 225», Новокузнецкий городской округ, тема «Ресурсно-лекотечная комната как модель социокультурной среды для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья», руководитель проекта Литвинова Юлия Александровна;
- МБДОУ «Детский сад № 101 «Берёзка», Прокопьевский ГО, тема «Профессиональное развитие молодых педагогов в рамках проектирования и организации социокультурной образовательной среды для детей раннего возраста», руководитель проекта Агапкина Елена Юрьевна.
Несколько проектов было отправлено на доработку. Окончательный список инновационных площадок по инновационному проекту «Раннее детство» будет сформирован после 07.09.2021 года.
Фетищева О.В., методист кафедры дошкольного образования КРИПКиПРО.
19-20 августа 2021 г. состоялся форум "Педагоги России", по результатам которого был заключен Лицензионный договор между представителями Форума "Педагоги России" и КРИПКиПРО о передаче 5 образовательных курсов для обучения педагогов Кемеровской области.
23.08. 2021г. в рамках летней площадки КонференциАля «8К: Управляя изменениями» состоялась Unconference («антиконференция») «Раскол или интеграция: перспективы коммуникаций участников образовательных отношений» Модераторы: Смирнов Алексей Игоревич, канд. филол. наук, проректор по научно-методической работе КРИПКиПРО и Митирёва Лариса Николаевна, председатель РПМО учителей-логопедов, учителей-дефектологов, методист кафедры психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования КРИПКиПРО. На данном августовском событии приняли участие педагогические работники ДОУ и ОО, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, заместители директоров по ВР.
Большой интерес у присутствующих вызвал Кейс 2 «Корпоративная культура в ОО: принципы и подходы психологических служб». В работе кейса приняло участие более 20 человек, количество просмотров на YouTube - 266 подключений (ссылка).
Выступления спикеров на данном кейсе были яркими, насыщенными, носили продуктивно-познавательный характер.
В этот день свои творческие наработки представили специалисты:
Суслова Катерина Александровна, автор проекта "Мерсибо", логопед-практик, стаж работы более 20 лет, автор игр Мерсибо. (г.Москва) с темой: «Мерсибо» - незаменимый помощник современного логопеда;
Мария Александровна Соломатина, методист UTS, коммьюнити Профессионального клуба «Учись, играя», ведущий эксперт методического объединения ЭИРС., (г. Томск) - «Возможности использования интерактивного оборудования для повышения эффективности социализации детей в образовательных учреждениях»;
Тимофеева Наталья Викторовна, методист-разработчик интерактивных игр «Инновации детям», учитель -логопед высшей квалификационной категории (Г.Челябинск) - «Использование интерактивного программно-методического Умное зеркало ArtikMe – новый инструмент в логопедии, педагогике и психологии».
Данные коллеги, с полным соответствием темы конференции «Интеграция ресурсов: инновационные форматы повышения качества образования», показали методику работы с современными универсальными наборами интерактивных приспособлений, дидактических игр и упражнений для развивающих занятий с детьми в ДОУ и ОО разработанные с учетом ФГОС нового поколения.
Как всегда были на высоте коллеги-психологи, учителя-дефектологи: Преображенская Галина Анатольевна, Котова Оксана Валерьевна, Коняшина Анна Викторовна и Кузнецова Юлия Васильевна, которые провели «Кейс-стади» ситуационный практикум - «Корпоративная культура как ресурс управления образовательной организацией. Психология педагогического взаимодействия», ,World Café (Мировое кафе) - «Педагогическая помощь в разрешении детско - родительских конфликтов», «Коуч – сессия» - «Выстраивание эффективного общения и взаимодействия с родителями обучающихся». На данном этапе работы коллегам был предоставлен богатый материал для практической работы педагога с детьми, в том числе и с ОВЗ.
Показанные спикерами методы и приемы, проведенные тренинги, полностью раскрыли принципы и подходы психологической поддержки обучающего.
Проведенный калейдоскоп педагогических практик по корпоративной культуре в ОО « Принципы и подходы в создании благоприятного психологического климата для предупреждения конфликтных ситуаций посредством реализации "радужных" традиций в МАДОУ Детский сад №30 “Голубок”» - Сорокина Екатерина Александровна, старший воспитатель, Чен Милеуша Миневалиевна, педагог-психолог, Аверина Елена Валериевна, Казанцева Надежда Александровна, Перстенчик Татьяна Сергеевна, воспитатели МАДОУ Детский сад №30 «Голубок» (Осинниковский ГО) можно было назвать одним словом – ПРАЗДНИК! Занимательные игры, театрализованное представление, танцы, это далеко не весь спектр выступления замечательных, креативных и талантливых коллег из Осинников. Массу положительных эмоций получили все присутствующие.
Не осталось без внимания и психологическая поддержка сотрудничества педагога с родителями при проведении педагогического пазла в ситуационно-практическо-игровой форме «Корпоративная этика педагога. Предупреждение конфликтных ситуаций с родителями и детьми, в работе учителя-логопеда в ДОО» - Дацко Светланой Владимировной, Тарасовой Ириной Фёдоровной учителя-логопеды МБДОУ №111 «Детский сад комбинированного вида» (г. Кемерово).
Выступление каждого из спикера носило собой законченную, продуктивную, целенаправленную историю.
В основе учительской профессии лежит творческое начало. Именно оно помогает педагогу каждый раз заново вместе со своими учениками узнавать и понимать мир. Спасибо всем коллегам за их оптимизм, и профессионализм!
С новым 2021-2022учебным годом! Пускай этот год принесет множество новых открытий. Пускай каждый день будет ярким, запоминающимся, плодотворным и наполнится только положительными результатами, новым опытом и отличным настроением.
24.08.2021г.
С уваж. Митирева Л.Н.