г. Кемерово, 18-19 марта 2021 года
Всероссийская НПК «Актуальные вопросы и современные тенденции воспитания и дополнительного образования» продолжает цикл тематически близких образовательных событий КРИПКиПРО: НПК «Социализация и воспитание обучающихся: опыт, проблемы, пути их преодоления» (2016 г), НПК «Оценка качества воспитания обучающихся образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС общего образования» (2017 г.), НПК «Научно-методическое сопровождение воспитания и социализации обучающихся: опыт, проблемы и пути их преодоления» (2018, 2019 гг.), научно-практический форум «Развитие детско-юношеского общественного движения в образовательных организациях Кемеровской области» (2020 г.). Конференции преемственно позволяли, с одной стороны, осмыслить опыт реализации программ, проектов, планов деятельности, а с другой – коллегиально начать работу в новых направлениях воспитания и дополнительного образования в соответствии с актуальными документами, эффективными практиками реализации деятельности.
В работе конференции в 2021 году приняли участие в качестве спикеров, модераторов мастер-классов, экспертов и авторов статей 243 человека из 9 регионов Российской Федерации: Кемеровская область, Новосибирская область, Тульская область, Пермская область, Алтайский край, Воронежская область, Ивановская область, г. Санкт-Петербург, г. Москва и Московская область, - а также 1 участник из КНР. Посредством трансляции на YouTube-канале более 1000 человек подключилось к работе конференции.
Цель конференции - определение приоритетных стратегий и эффективных практик, а также оценка актуальных изменений и тенденций, трендов в области воспитания, демонстрации кооперационных возможностей общего и дополнительного образования в русле формирования гармонично развитой и социально ответственной личности.
В этой связи обсуждались вопросы, актуализированные в процессе модернизации систем воспитания и дополнительного образования в РФ:
- организация воспитательной работы в ОО в соответствии с современной нормативно-правовой базой: создание и реализация программы воспитания, форматы воспитания для обучающихся с особенными образовательными потребностями, интерактивные (в т.ч. дистанционные) практики воспитания, критерии и показатели оценки эффективности воспитательной работы.
- волонтерская и добровольческая деятельности в разных типах образовательных организаций: идеология, формы работы, продуктивный опыт, актуальные проблемы, исследования.
- профориентационная работа в образовательной организации: вопросы самоопределения и самореализации, эффективные практики, современные исследования и концепции, перспективы развития направления.
- проблема духовно-нравственного воспитания в психолого-педагогической науке и практике: ценностный, институциональный и поведенческий аспекты; феномен семейного воспитания в современном российском обществе.
- гражданско-патриотическое воспитание в актуальных форматах и видах деятельности, в перспективе развития направления как приоритетного вектора модернизации образования.
- актуальные вопросы физического воспитания в организациях дошкольного, общего и дополнительного образования, в т.ч. с детьми ОВЗ и инвалидами; эффектность инновационных технологий (в частности, создание социально-адаптивной среды) по обеспечению физической подготовленности учащихся и воспитанников
- перспективы удовлетворения запросов детей с разными образовательными потребностями, актуальные направления, основные тенденции, тренды развития.
В процессе работы коллеги отметили следующее:
- при качественном научно-методическом обеспечении системы (института) наставничества в практической реализации преимущественно представлен вертикальный формат, тогда как сегодня актуализированы различные виды горизонтального, паритетного взаимодействия;
- эффективность образовательно-родительской коллаборации часто минимальная как в силу различной интерпретации в общем единой цели (воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности), так и в связи с малой мотивацией родительской общественности на сотрудничество с ОО;
- продуктивность практики проведения общественно-профессиональной экспертизы программ воспитания с целью распространения лучшего опыта и оптимизации деятельности в актуальных форматах и направлениях;
- духовно-нравственное воспитание, осуществляемое различными субъектами и организациями, носит коммуникативный характер, тогда как потребности современного поколения школьников часто лежат в деятельностной плоскости, а потому требуют кейсовых и/или проектных форматов;
- работа в направлении гражданско-патриотического воспитания находится в полном соответствии с актуальными и перспективными направлениями системы образования и часто является стержневым фактором обеспечения воспитания в целом;
- инновационные практики физического воспитания, достаточно широко представленные в других сферах, носят частный, несистемный характер, не всегда учитывая различные (образовательные) потребности обучающихся в формировании ценностей здорового образа жизни;
- дополнительное образование нуждается в дальнейшей интеграции с общим (и дошкольным) особенно в части единых требований к реализации программ, (непрерывному) повышению профессионального мастерства педагогов, организации сетевого взаимодействия и др.
В этой связи по итогам конференции приняты следующие решения-рекомендации:
- продолжить формирование многоуровневой системы наставничества в системе детско-детских, детско-взрослых и взросло-взрослых отношений посредством нюансирования форматов: тьюторство, коучинг, баддинг, шедоуинг;
- в преддверии перехода 100% организаций ОО на программы воспитания (а также в контексте создания программ воспитания для ДОУ), на основе разработанной Институтом стратегии развития образования РАО, провести дополнительную сессию общественно-профессиональной экспертизы рабочих программ воспитания с целью диссеминации лучшего опыта;
- продолжить разработку, обсуждение и апробацию критериев и показателей оценки эффективности деятельности классного руководителя;
- в рамках единой системы воспитания, и в частности – в сфере духовно-нравственного воспитания, активно предлагать форматы вовлечения родителей в образовательный процесс: единая (цифровая) база просветительской работы, постоянно действующие советы, диагностики и опросы, открытые мероприятия, «семейные олимпиады» и др.;
- учитывая потребности современного поколения школьников, осуществлять духовно-нравственное воспитание средствами интерактивного взаимодействия, кейсового марафона, видео-, фото- и текстового челленджа, различных видов искусства и спорта;
- вносить предложения в разработку единого подхода к межведомственному взаимодействию в системе воспитания и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, сокращения (и исчезновения) «группы риска» как феномена;
- содействовать применению инновационных технологий в предметно-развивающей среде по формированию ценностей здорового образа жизни посредством детско-родительских фестивалей, квестов, спортивных праздников, проектов (н., «Дошкольная спортивная лига»), в т.ч. в отношении детей с ОВЗ ;
- способствовать направленному развитию системы персонифицированного дополнительного образования в регионе с акцентом на выявлении одаренности у детей, в т.ч. посредством разработки индивидуальных образовательных маршрутов, а также посредством получения (удалённого) доступа к полному спектру услуг системы дополнительного образования детей во всех населённых пунктах.
В рамках II Интернет-баркемпа «Инновационные практики в дошкольном образовании: от мировых трендов до авторских проектов» отделом менторского сопровождения управленческих кадров проведено онлайн-мероприятие в формате воркшопа «Мастерская ментора «Эффективные управленческие практики в контексте внедрения инноваций в дошкольное образование».
В работе воркшопа участвовали молодые и вновь назначенные заведующие и старшие воспитатели дошкольных образовательных организаций.
Спикеры (руководящие работники ДОО школ из числа региональных менторов) поделились эффективными управленческими практиками в контексте внедрения инноваций в дошкольное образование, а именно:
Оксана Николаевна Корчагина, заведующая МАДОУ Центр развития ребенка – Детский сад «Планета» Калтанского ГО, рассказала о модели инклюзивного образования в ДОУ «6 Шагов к успеху ребёнка с особыми образовательными потребностями».
Чичкарева Ирина Борисовна, заведующая МБДОУ №40 «Детский сад компенсирующего вида» г. Кемерово, представила практику организации работы консультационного центра на базе ДОО как одну из форм психолого-педагогической поддержки родителей, имеющих детей с ОВЗ раннего и дошкольного возраста.
Федосеева Татьяна Николаевна, заведующая МБДОУ Детский сад № 180 «Детский сад общеразвивающего вида» г. Кемерово, ознакомила участников с управленческой практикой в области формирования финансовой грамотности в дошкольном возрасте.
Чугунная Наталия Викторовна, заведующая МАДОУ Детский сад №23 «Золотой ключик» Березовского ГО, рассказала о практике применения технологий эффективной социализации на этапе адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
Егель Елена Юрьевна, заведующая МБДОУ «Детский сад № 4 «Ручеек» Мариинского МР, познакомила с практикой организации сетевого партнерства в дошкольной образовательной организации.
Гульняшкина Ирина Николаевна, заведующая МБДОУ детский сад № 24 «Солнышко» Таштагольского МР представила практику организационно-методического сопровождения инновационной деятельности по ранней профориентации в ДОО.
Голикова Надежда Геннадьевна, заведующая МАДОУ «Детский сад №10» Березовского ГО, ознакомила с опытом и продуктами реализация инновационного проекта «Безопасное детство».
Шалаева Марина Исаковна, заведующая МБДОУ детский сад № 11 «Золотая рыбка» Таштагольского МР, представила практику организации проектной деятельности как условия системно-деятельностного подхода в условиях ДОУ.
Жукова Татьяна Александровна, заместитель заведующей МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3 «Звездочка» Гурьевского МО, поделилась практикой реализации инновационного проекта «Формирование представлений о родном крае как основа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Бочкарева Татьяна Сергеевна, заведующая МБДОУ Детский сад № 37 «Семицветик» Калтанского ГО рассказала об использовании шкал ECERS-R при оценке качества образовательной среды».
Участники отметили практическую направленность и высокий уровень организации мероприятия. С содержанием выступлений можно ознакомиться в прилагаемом презентационном материале.
Л.С. Дубовая, заведующий отделом менторского сопровождения управленческих кадров КРИПКиПРО
19 марта 2021 года состоялся вебинар «Применение методов и инструментов бережливого производства для оптимизации и совершенствования образовательного процесса в рамках школьного обучения».
Руководители, заместители руководителей и педагогические работники 43 общеобразовательных организаций г. Кемерово актуализировали знания об основных понятиях, методах и инструментах бережливого производства.
Опытом приобщения школьников к культуре бережливого производства и их вовлечения к реализации проектов по улучшению процессов поделились:
Мурышкина Елена Вадимовна, директор ГБНОУ «ГМЛИ» г. Кемерово, председатель Клуба директоров бережливых школ Российской Федерации,
Абдульденова Елена Николаевна, заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №35» г. Кемерово, председатель регионального клуба «Бережливое образование Кузбасса»,
Каславская Тамара Николаевна, и.о. директора МАОУ «Школа № 79 им. Н.А. Зайцева» г. Нижний Новгород.
Спикеры также поделились рекомендациями по реализации предложений по улучшению процессов и открытию бережливых проектов в образовательной организации.
Желаем руководящим и педагогическим работникам успехов по формированию бережливого мышления у обучающихся!
Шумило Е.Н., заведующая центром бережливых технологий в образовании