Работаем с 1943 года

Институт развития образования Кузбасса


.

Век цифровых технологий требует от учителей постоянного обучения и адаптации. Учитель —не передатчик знаний, он проводник в мир открытий.

Учитель — это тот, кто сам учится каждый день как вдохновлять своих учеников, развивать их креативность и критическое мышление, как стать лучшим и нужным для своих учеников…

Именно это обсуждали учителя Зеленогорской СОШ на семинаре…

Подробности

.

Формирование функциональной грамотности (ФГ) является одной из ключевых задач современного образования.

В МБОУ «Зеленогорская СОШ» Крапивинского МО, прошел семинар-практикум «Цифровизация образования как инструмент формирования ФГ: перспективы развития». Мероприятие было посвящено актуальным вопросам современного образования, включая использование новых технологий и глобальных компетенций. Участники семинара также ознакомились с практическим опытом учителей в этой области.

Мастер-класс Вячеслава Валерьевича Кадашникова, учителя биологии, канд. с.-х. наук, на тему «Глобальные компетенции» был посвящен вопросам возобновления строительства Крапивинской ГЭС. Этот вопрос действительно вызывает широкий общественный резонанс и требует тщательного анализа с точки зрения глобальных компетенций. Глобальные компетенции, на формирование которых был направлен мастер – класс, включают в себя способность понимать и учитывать различные культурные, социальные и экологические аспекты, а также умение находить баланс между экономическими интересами и устойчивым развитием общества.

Понимание глобальных проблем человечества требует специальных компетентностей, важно для подготовки учащихся к жизни в современном мире, где нужны навыки критического мышления, межкультурной коммуникации и умения решать комплексные проблемы.

Екатерина Александровна Толстогузова, учитель начальных классов, представила опыт использования современных технологий для развития математической грамотности среди младших школьников. Для этого провела открытый урок на тему «Деление с остатком» для учеников 3-го класса. Эта тема является важной частью программы начальной школы и помогает развивать базовые математические навыки. Но проводила она его в виде виртуальной экскурсии в театре параллельно с уроком математики замечательная идея позволила интегрировать образовательные дисциплины и сделать учебный процесс более интересным и разнообразным. Такая интеграция помогает развивать у учащихся междисциплинарные связи, креативность и критическое мышление.

После экскурсии ученики обсудили увиденное, ответили на вопросы и выполнили практические задания, связанные с математикой и приобретенной информацией о театре.

Интеграция виртуальной экскурсии в урок математики сделал образовательный процесс более увлекательным и эффективным, способствуя всестороннему развитию учащихся.

Елена Васильевна Тютюнникова, методист кафедры естественно-научного, математического и технологического образования Института развития образования Кузбасса, осветила некоторые вопросы использования возможностей искусственного интеллекта (ИИ) в образовании.

Использование возможностей искусственного интеллекта (ИИ) в образовании становится всё более популярным благодаря способности ИИ автоматизировать рутинные процессы, персонализировать обучение и улучшать взаимодействие между учащимися и педагогами. Вот некоторые ключевые направления применения ИИ в образовательной сфере.

С развитием ИИ образовательные системы становятся более гибкими и индивидуализированными, способствуя повышению качества образования и расширению доступа к знаниям для всех категорий населения.

Опыт учителей, представленный школой на семинаре, включает разнообразные методики и практики, направленные на развитие различных аспектов функциональной грамотности.

При обсуждении проведенного мероприятия было решено, что цель семинара - выявить преимущества и вызовы современных подходов и практик внедрения современных технологий в образовательный процесс с целью повышения уровня ФГ учащихся была достигнута и получены планируемые результаты мероприятия (компетенции учителей), а именно:

  1. Выявление эффективных методов и подходов, которые наиболее эффективно способствуют формированию ФГ через цифровые инструменты.
  2. Обсуждение успешных практик использования цифровых технологий в образовательных учреждениях разных уровней, обмен опытом и идеями между участниками.

Педагоги решили, что школа может сосредоточиться на следующих направлениях в формировании ФГ:

  1. Углубление сотрудничества с педагогическим сообществом. Проведение семинаров, мастер-классов и конференций для обмена опытом и лучшими практиками среди педагогов.
  2. Развитие ресурсной базы. Создание и обновление учебных материалов, методических рекомендаций и цифровых ресурсов, которые помогут учителям эффективно внедрять новые подходы в обучении.
  3. Мониторинг и оценка результатов. Регулярное проведение диагностики уровня функциональной грамотности учащихся для корректировки образовательных программ и методик.
  4. Взаимодействие с родителями. Привлечение родителей к процессу формирования функциональной грамотности через информационные мероприятия и совместные проекты.
  5. Партнерство с бизнесом и общественными организациями. Установление контактов с местными предприятиями и организациями для организации стажировок, практикумов и других мероприятий, направленных на применение полученных знаний в реальной жизни.

МБОУ «Зеленогорская СОШ» Крапивинского МО, являющаяся опорной площадкой ИРО Кузбасса по формированию ФГ, играет важную роль в разработке и внедрении эффективных методов и подходов к обучению, направленных на повышение уровня функциональной грамотности учащихся, позволяет совершенствовать содержание и методы обучения, разрабатывать новые подходы к оценке качества образования и внедрять современные информационные технологии в учебный процесс. Совместная работа школы и ИРО Кузбасса будет продолжена в следующем учебном году.

27.03.2025 отделом цифровых компетенций ИРО Кузбасса был организован и проведён вебинар «Цифровая среда для системы дошкольного образования. Заполнение карт наблюдения выпускника ДОО» с целью демонстрации объектов цифровой среды, использующихся при освоении программ дошкольного образования.

Основным спикером мероприятия стала Солянникова Оксана Игоревна, ведущий методист отдела апробации и методического сопровождения ООО "МЭО", которая познакомила участников с цифровой образовательной средой «МЭО Детский сад» и сделала акцент на материалах, которые будут особенно актуальны в апреле–мае для будущих выпускников детских садов.  В частности, Оксана Игоревна продемонстрировала цифровые объекты, содержащие озвученные скороговорки, для отработки речевых навыков; материалы по теме «Часы и минуты», содержащие циферблат и кнопочку управления стрелками часов, для закрепления изученного на практике. При изучении модуля «Кем я хочу стать в будущем?» ребёнку предлагается отвечать на озвученные вопросы, чтобы ему впоследствии проще было пройти процесс адаптации в школе.   

Отдельное внимание было уделено такому инструменту, как карты наблюдения для оценки психологической готовности ребёнка к школьному обучению, и их итоговому заполнению, третьему в течение учебного года. По результатам сравнения и анализа всех кар наблюдения готовятся рекомендации для родителей и ссылки на конкретные материалы, которым летом стоит уделить внимание при подготовке ребёнка к школе.

В заключительной части вебинара Жанна Васильевна Сухачёва, методист отдела апробации и методического сопровождения ООО "МЭО", куратор регионального проекта «Сетевая модель преемственности дошкольного и начального общего образования в Кузбассе», подвела итоги мероприятия.

 

Фетищева Оксана Владимировна, заведующий отделом цифровых компетенций ИРО Кузбасса

 

27 марта 2025 года состоялся установочный дистанционный вебинар, посвященный организации и проведению IV региональной научно-практической конференции «Есть идея!». Мероприятие было организовано отделом сопровождения инфраструктуры национальных проектов в сфере образования Института развития образования Кузбасса для руководителей и педагогов образовательных центров «Точка роста», детских технопарков «Кванториум» и центров цифрового образования детей «IT-куб».

Вебинар позволил участникам получить важную информацию о подготовке конференции и обсудить актуальные вопросы, связанные с развитием образования.

Ключевые темы вебинара:

  • представлена технология оформления и подачи заявки на участие в конференции,
  • даны ответы на поставленные вопросы,
  • представлен опыт организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся,
  • приведены примеры проектно-исследовательских работ.

Особый интерес вызвал мастер-класс по сборке альтернативного источника, показанный Шевченко Татьяной Михайловной, учителем физики и математики МБОУ «Анжерская ООШ» Яйского МО.

 

Тема

Автор

Организация и проведение IV региональной научно-практической конференции «Есть идея!»

Никитина Анна Васильевна, заведующий отделом сопровождения инфраструктуры национальных проектов в сфере образования ИРО Кузбасса

Проектная деятельность

Чусовитина Светлана Ивановна, учитель истории МАОУ «Гимназия города Юрги» Юргинского ГО

 Алгоритм работы над проектами по истории и обществознанию

Серова Вера Владимировна, учитель обществознания МАОУ «Гимназия города Юрги» Юргинского ГО

Индивидуальный итоговый проект: от замысла до реализации

Шарова Людмила Анатольевна, заместитель директора по УМР МБОУ «Искитимская СОШ» Юргинского МО

Вид звездного неба: вчера, сегодня, завтра

Нестеренко Анастасия, ученица 11 класса МБОУ «Искитимская СОШ» Юргинского МО

Интерактивная игра «Загадки звёздного неба»

Время с точки зрения истории, физики и философии

Пахирко Мария, ученица 11 класса МБОУ «Искитимская СОШ» Юргинского МО

 

К вебинару подключилось 64 педагога из 39 общеобразовательных организаций 18 муниципалитетов Кемеровской области – Кузбасса.


© 2025 ИРО Кузбасса