.
Век цифровых технологий требует от учителей постоянного обучения и адаптации. Учитель —не передатчик знаний, он проводник в мир открытий.
Учитель — это тот, кто сам учится каждый день как вдохновлять своих учеников, развивать их креативность и критическое мышление, как стать лучшим и нужным для своих учеников…
Именно это обсуждали учителя Зеленогорской СОШ на семинаре…
.
Формирование функциональной грамотности (ФГ) является одной из ключевых задач современного образования.
В МБОУ «Зеленогорская СОШ» Крапивинского МО, прошел семинар-практикум «Цифровизация образования как инструмент формирования ФГ: перспективы развития». Мероприятие было посвящено актуальным вопросам современного образования, включая использование новых технологий и глобальных компетенций. Участники семинара также ознакомились с практическим опытом учителей в этой области.
Мастер-класс Вячеслава Валерьевича Кадашникова, учителя биологии, канд. с.-х. наук, на тему «Глобальные компетенции» был посвящен вопросам возобновления строительства Крапивинской ГЭС. Этот вопрос действительно вызывает широкий общественный резонанс и требует тщательного анализа с точки зрения глобальных компетенций. Глобальные компетенции, на формирование которых был направлен мастер – класс, включают в себя способность понимать и учитывать различные культурные, социальные и экологические аспекты, а также умение находить баланс между экономическими интересами и устойчивым развитием общества.
Понимание глобальных проблем человечества требует специальных компетентностей, важно для подготовки учащихся к жизни в современном мире, где нужны навыки критического мышления, межкультурной коммуникации и умения решать комплексные проблемы.
Екатерина Александровна Толстогузова, учитель начальных классов, представила опыт использования современных технологий для развития математической грамотности среди младших школьников. Для этого провела открытый урок на тему «Деление с остатком» для учеников 3-го класса. Эта тема является важной частью программы начальной школы и помогает развивать базовые математические навыки. Но проводила она его в виде виртуальной экскурсии в театре параллельно с уроком математики замечательная идея позволила интегрировать образовательные дисциплины и сделать учебный процесс более интересным и разнообразным. Такая интеграция помогает развивать у учащихся междисциплинарные связи, креативность и критическое мышление.
После экскурсии ученики обсудили увиденное, ответили на вопросы и выполнили практические задания, связанные с математикой и приобретенной информацией о театре.
Интеграция виртуальной экскурсии в урок математики сделал образовательный процесс более увлекательным и эффективным, способствуя всестороннему развитию учащихся.
Елена Васильевна Тютюнникова, методист кафедры естественно-научного, математического и технологического образования Института развития образования Кузбасса, осветила некоторые вопросы использования возможностей искусственного интеллекта (ИИ) в образовании.
Использование возможностей искусственного интеллекта (ИИ) в образовании становится всё более популярным благодаря способности ИИ автоматизировать рутинные процессы, персонализировать обучение и улучшать взаимодействие между учащимися и педагогами. Вот некоторые ключевые направления применения ИИ в образовательной сфере.
С развитием ИИ образовательные системы становятся более гибкими и индивидуализированными, способствуя повышению качества образования и расширению доступа к знаниям для всех категорий населения.
Опыт учителей, представленный школой на семинаре, включает разнообразные методики и практики, направленные на развитие различных аспектов функциональной грамотности.
При обсуждении проведенного мероприятия было решено, что цель семинара - выявить преимущества и вызовы современных подходов и практик внедрения современных технологий в образовательный процесс с целью повышения уровня ФГ учащихся была достигнута и получены планируемые результаты мероприятия (компетенции учителей), а именно:
- Выявление эффективных методов и подходов, которые наиболее эффективно способствуют формированию ФГ через цифровые инструменты.
- Обсуждение успешных практик использования цифровых технологий в образовательных учреждениях разных уровней, обмен опытом и идеями между участниками.
Педагоги решили, что школа может сосредоточиться на следующих направлениях в формировании ФГ:
- Углубление сотрудничества с педагогическим сообществом. Проведение семинаров, мастер-классов и конференций для обмена опытом и лучшими практиками среди педагогов.
- Развитие ресурсной базы. Создание и обновление учебных материалов, методических рекомендаций и цифровых ресурсов, которые помогут учителям эффективно внедрять новые подходы в обучении.
- Мониторинг и оценка результатов. Регулярное проведение диагностики уровня функциональной грамотности учащихся для корректировки образовательных программ и методик.
- Взаимодействие с родителями. Привлечение родителей к процессу формирования функциональной грамотности через информационные мероприятия и совместные проекты.
- Партнерство с бизнесом и общественными организациями. Установление контактов с местными предприятиями и организациями для организации стажировок, практикумов и других мероприятий, направленных на применение полученных знаний в реальной жизни.
МБОУ «Зеленогорская СОШ» Крапивинского МО, являющаяся опорной площадкой ИРО Кузбасса по формированию ФГ, играет важную роль в разработке и внедрении эффективных методов и подходов к обучению, направленных на повышение уровня функциональной грамотности учащихся, позволяет совершенствовать содержание и методы обучения, разрабатывать новые подходы к оценке качества образования и внедрять современные информационные технологии в учебный процесс. Совместная работа школы и ИРО Кузбасса будет продолжена в следующем учебном году.
27.03.2025 отделом цифровых компетенций ИРО Кузбасса был организован и проведён вебинар «Цифровая среда для системы дошкольного образования. Заполнение карт наблюдения выпускника ДОО» с целью демонстрации объектов цифровой среды, использующихся при освоении программ дошкольного образования.
Основным спикером мероприятия стала Солянникова Оксана Игоревна, ведущий методист отдела апробации и методического сопровождения ООО "МЭО", которая познакомила участников с цифровой образовательной средой «МЭО Детский сад» и сделала акцент на материалах, которые будут особенно актуальны в апреле–мае для будущих выпускников детских садов. В частности, Оксана Игоревна продемонстрировала цифровые объекты, содержащие озвученные скороговорки, для отработки речевых навыков; материалы по теме «Часы и минуты», содержащие циферблат и кнопочку управления стрелками часов, для закрепления изученного на практике. При изучении модуля «Кем я хочу стать в будущем?» ребёнку предлагается отвечать на озвученные вопросы, чтобы ему впоследствии проще было пройти процесс адаптации в школе.
Отдельное внимание было уделено такому инструменту, как карты наблюдения для оценки психологической готовности ребёнка к школьному обучению, и их итоговому заполнению, третьему в течение учебного года. По результатам сравнения и анализа всех кар наблюдения готовятся рекомендации для родителей и ссылки на конкретные материалы, которым летом стоит уделить внимание при подготовке ребёнка к школе.
В заключительной части вебинара Жанна Васильевна Сухачёва, методист отдела апробации и методического сопровождения ООО "МЭО", куратор регионального проекта «Сетевая модель преемственности дошкольного и начального общего образования в Кузбассе», подвела итоги мероприятия.
Фетищева Оксана Владимировна, заведующий отделом цифровых компетенций ИРО Кузбасса
27 марта 2025 года состоялся установочный дистанционный вебинар, посвященный организации и проведению IV региональной научно-практической конференции «Есть идея!». Мероприятие было организовано отделом сопровождения инфраструктуры национальных проектов в сфере образования Института развития образования Кузбасса для руководителей и педагогов образовательных центров «Точка роста», детских технопарков «Кванториум» и центров цифрового образования детей «IT-куб».
Вебинар позволил участникам получить важную информацию о подготовке конференции и обсудить актуальные вопросы, связанные с развитием образования.
Ключевые темы вебинара:
- представлена технология оформления и подачи заявки на участие в конференции,
- даны ответы на поставленные вопросы,
- представлен опыт организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся,
- приведены примеры проектно-исследовательских работ.
Особый интерес вызвал мастер-класс по сборке альтернативного источника, показанный Шевченко Татьяной Михайловной, учителем физики и математики МБОУ «Анжерская ООШ» Яйского МО.
Тема |
Автор |
Организация и проведение IV региональной научно-практической конференции «Есть идея!» |
Никитина Анна Васильевна, заведующий отделом сопровождения инфраструктуры национальных проектов в сфере образования ИРО Кузбасса |
Чусовитина Светлана Ивановна, учитель истории МАОУ «Гимназия города Юрги» Юргинского ГО |
|
Серова Вера Владимировна, учитель обществознания МАОУ «Гимназия города Юрги» Юргинского ГО |
|
Шарова Людмила Анатольевна, заместитель директора по УМР МБОУ «Искитимская СОШ» Юргинского МО |
|
Нестеренко Анастасия, ученица 11 класса МБОУ «Искитимская СОШ» Юргинского МО |
|
Пахирко Мария, ученица 11 класса МБОУ «Искитимская СОШ» Юргинского МО |
К вебинару подключилось 64 педагога из 39 общеобразовательных организаций 18 муниципалитетов Кемеровской области – Кузбасса.