Работаем с 1943 года

Институт развития образования Кузбасса


22 марта 2021 г. в КРИПКиПРО кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин в соответствии с планом образовательных услуг на 2020/2021 учебный год по направлению «Оценка индивидуальных образовательных достижений обучающихся» провела вебинар по теме «Подготовка к ГИА. Анализ «трудных случаев» ЕГЭ по литературе. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Ащеулова Ирина Владимировна, заместитель председателя областной предметной комиссии ЕГЭ по литературе, старший эксперт, методист кафедры ГиХЭД раскрыла методику подготовки обучающихся к ЕГЭ по литературе по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1867).

В начале вебинара И. В. Ащеулова обратила внимание участников вебинара на текущий юбилейный год Ф. М. Достоевского. В октябре 2021 года исполнится 200 лет со дня рождения великого русского писателя. Роман «Преступление и наказание», несомненно, в юбилейный год будет представлен в КИМах ЕГЭ по литературе. В связи с этим возрастает уровень подготовки, необходимо еще раз обратить пристальное внимание на анализ фрагмента романа в 1-9 заданиях и отражение содержания романа в 17 задании (сочинение).

В контексте прочтения и понимания смыслового поля романа И. В. Ащеулова предложила участникам вебинара собственную, индивидуальную методику анализа ключевых эпизодов романа. Были рассмотрены смыслы названия романа, жанровый дискурс, теория Р. Раскольникова, ее связь с практикой, мотивы расколотости, раздвоения, вины, совести. Особый акцент сделан на взаимоотношениях Автора и персонажа. В качестве расширения «внешнего контекста» романа И. В. Ащеулова предложила слушателям вебинара обратиться к статье И. Ф. Анненского «Достоевский» (1905), открытым лекциям Д. Быкова по роману Достоевского.

Слушатели вебинара отметили, что в виду приближающегося экзамена (31 мая) предложенные материалы оказались полезны как для учителей, так и для выпускников.

29 марта 2021 года состоится вебинар, посвященный анализу «трудных случаев» ЕГЭ по русскому языку.

Спасибо всем участникам вебинара!

Ащеулова И. В., методист КГиХЭД КРИПКиПРО, канд. филол. наук, доцент

Вертилецкая И. Г., заведующий КГиХЭД КРИПКиПРО, канд. пед. наук, доцент

Название Автор
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Ащеулова И. В.

   

В рамках проведения VIII Регионального научно-практического форума «Дни истории в Кузбассе» региональный информационно-библиотечный центр (Библиотека КРИПКиПРО) предлагает Вашему вниманию виртуальную выставку информационных ресурсов по теме «Кузбасс за три века истории: лента времени и векторы развития».

На выставке представлены электронные издания об истории Кузбасса, о тяготах гражданской и Великой Отечественной войн, героях первых послевоенных пятилеток, о достижениях в науке, культуре и спорте, об особенностях становления Кузбасса в новой России на рубеже третьего тысячелетия.

Предлагаем участникам форума и педагогам области ознакомиться с представленными материалами.

Ссылка: Коллекция электронных ресурсов по теме «Кузбасс за три века истории: лента времени и векторы развития»

Сандалова И. Н., методист РИБЦ (Библиотека КРИПКиПРО)

г. Кемерово, 18-19 марта 2021 года

Всероссийская НПК «Актуальные вопросы и современные тенденции воспитания и дополнительного образования» продолжает цикл тематически близких образовательных событий КРИПКиПРО: НПК «Социализация и воспитание обучающихся: опыт, проблемы, пути их преодоления» (2016 г), НПК «Оценка качества воспитания обучающихся образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС общего образования» (2017 г.), НПК «Научно-методическое сопровождение воспитания и социализации обучающихся: опыт, проблемы и пути их преодоления» (2018, 2019 гг.), научно-практический форум «Развитие детско-юношеского общественного движения в образовательных организациях Кемеровской области» (2020 г.). Конференции преемственно позволяли, с одной стороны, осмыслить опыт реализации программ, проектов, планов деятельности, а с другой – коллегиально начать работу в новых направлениях воспитания и дополнительного образования в соответствии с актуальными документами, эффективными практиками реализации деятельности.

В работе конференции в 2021 году приняли участие в качестве спикеров, модераторов мастер-классов, экспертов и авторов статей 243 человека из 9 регионов Российской Федерации: Кемеровская область, Новосибирская область, Тульская область, Пермская область, Алтайский край, Воронежская область, Ивановская область, г. Санкт-Петербург, г. Москва и Московская область, - а также 1 участник из КНР. Посредством трансляции на YouTube-канале более 1000 человек подключилось к работе конференции.

Цель конференции - определение приоритетных стратегий и эффективных практик, а также оценка актуальных изменений и тенденций, трендов в области воспитания, демонстрации кооперационных возможностей общего и дополнительного образования в русле формирования гармонично развитой и социально ответственной личности.

В этой связи обсуждались вопросы, актуализированные в процессе модернизации систем воспитания и дополнительного образования в РФ:

  • организация воспитательной работы в ОО в соответствии с современной нормативно-правовой базой: создание и реализация программы воспитания, форматы воспитания для обучающихся с особенными образовательными потребностями, интерактивные (в т.ч. дистанционные) практики воспитания, критерии и показатели оценки эффективности воспитательной работы.
  • волонтерская и добровольческая деятельности в разных типах образовательных организаций: идеология, формы работы, продуктивный опыт, актуальные проблемы, исследования.
  • профориентационная работа в образовательной организации: вопросы самоопределения и самореализации, эффективные практики, современные исследования и концепции, перспективы развития направления.
  • проблема духовно-нравственного воспитания в психолого-педагогической науке и практике: ценностный, институциональный и поведенческий аспекты; феномен семейного воспитания в современном российском обществе.
  • гражданско-патриотическое воспитание в актуальных форматах и видах деятельности, в перспективе развития направления как приоритетного вектора модернизации образования.
  • актуальные вопросы физического воспитания в организациях дошкольного, общего и дополнительного образования, в т.ч. с детьми ОВЗ и инвалидами; эффектность инновационных технологий (в частности, создание социально-адаптивной среды) по обеспечению физической подготовленности учащихся и воспитанников
  • перспективы удовлетворения запросов детей с разными образовательными потребностями, актуальные направления, основные тенденции, тренды развития.

В процессе работы коллеги отметили следующее:

  • при качественном научно-методическом обеспечении системы (института) наставничества в практической реализации преимущественно представлен вертикальный формат, тогда как сегодня актуализированы различные виды горизонтального, паритетного взаимодействия;
  • эффективность образовательно-родительской коллаборации часто минимальная как в силу различной интерпретации в общем единой цели (воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности), так и в связи с малой мотивацией родительской общественности на сотрудничество с ОО;
  • продуктивность практики проведения общественно-профессиональной экспертизы программ воспитания с целью распространения лучшего опыта и оптимизации деятельности в актуальных форматах и направлениях;
  • духовно-нравственное воспитание, осуществляемое различными субъектами и организациями, носит коммуникативный характер, тогда как потребности современного поколения школьников часто лежат в деятельностной плоскости, а потому требуют кейсовых и/или проектных форматов;
  • работа в направлении гражданско-патриотического воспитания находится в полном соответствии с актуальными и перспективными направлениями системы образования и часто является стержневым фактором обеспечения воспитания в целом;
  • инновационные практики физического воспитания, достаточно широко представленные в других сферах, носят частный, несистемный характер, не всегда учитывая различные (образовательные) потребности обучающихся в формировании ценностей здорового образа жизни;
  • дополнительное образование нуждается в дальнейшей интеграции с общим (и дошкольным) особенно в части единых требований к реализации программ, (непрерывному) повышению профессионального мастерства педагогов, организации сетевого взаимодействия и др.

В этой связи по итогам конференции приняты следующие решения-рекомендации:

  • продолжить формирование многоуровневой системы наставничества в системе детско-детских, детско-взрослых и взросло-взрослых отношений посредством нюансирования форматов: тьюторство, коучинг, баддинг, шедоуинг;
  • в преддверии перехода 100% организаций ОО на программы воспитания (а также в контексте создания программ воспитания для ДОУ), на основе разработанной Институтом стратегии развития образования РАО, провести дополнительную сессию общественно-профессиональной экспертизы рабочих программ воспитания с целью диссеминации лучшего опыта;
  • продолжить разработку, обсуждение и апробацию критериев и показателей оценки эффективности деятельности классного руководителя;
  • в рамках единой системы воспитания, и в частности – в сфере духовно-нравственного воспитания, активно предлагать форматы вовлечения родителей в образовательный процесс: единая (цифровая) база просветительской работы, постоянно действующие советы, диагностики и опросы, открытые мероприятия, «семейные олимпиады» и др.;
  • учитывая потребности современного поколения школьников, осуществлять духовно-нравственное воспитание средствами интерактивного взаимодействия, кейсового марафона, видео-, фото- и текстового челленджа, различных видов искусства и спорта;
  • вносить предложения в разработку единого подхода к межведомственному взаимодействию в системе воспитания и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, сокращения (и исчезновения) «группы риска» как феномена;
  • содействовать применению инновационных технологий в предметно-развивающей среде по формированию ценностей здорового образа жизни посредством детско-родительских фестивалей, квестов, спортивных праздников, проектов (н., «Дошкольная спортивная лига»), в т.ч. в отношении детей с ОВЗ ;
  • способствовать направленному развитию системы персонифицированного дополнительного образования в регионе с акцентом на выявлении одаренности у детей, в т.ч. посредством разработки индивидуальных образовательных маршрутов, а также посредством получения (удалённого) доступа к полному спектру услуг системы дополнительного образования детей во всех населённых пунктах.

 


© 2025 ИРО Кузбасса