28 сентября 2020 г. в КРИПКиПРО в рамках XXII Иоанновских образовательных чтений по теме «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» состоялась работа презентационных площадок.
К участию в работе презентационных площадок образовательных Чтений были приглашены научные работники и преподаватели ВУЗов, педагогические работники образовательных организаций, учреждений дополнительного профессионального образования, члены региональных профессиональных методических объединений педагогов духовно-нравственного воспитания, учителей истории, руководители инновационных площадок, музееведы, представители общественности и др.
Цель чтений: обсуждение актуальных проблем формирования у обучающихся нравственных ценностей, определение путей их преодоления с учетом приоритетных направлений в сфере образования, обобщение опыта реализации программ духовно-нравственного и патриотического воспитания, формирования исторической памяти у обучающихся и их родителей.
Были рассмотрены проблемы:
- отражение проблемы формирования исторической народной памяти и нравственных ценностей в общеразвивающих программах;
- проблемы развития исторической памяти в образовательной практике;
- взаимодействие образовательных, общественных организаций по вопросам духовно-нравственного воспитания обучающихся, ориентированное на осознание роли великих полководцев, которые могли бы служить примером доблести и чести для россиян;
- образ Александра Невского в исторических источниках, кинематографе и его роль в патриотическом воспитании;
- Северо-Западная Русь в XIII веке между Западом и Востоком: методические аспекты преподавания на уроках истории;
- личность князя Александра Невского в истории как национального героя, государственного деятеля, полководца, святого: подготовка учащихся к проектно-исследовательской деятельности.
Мероприятие проходило в онлайн-формате и транслировалось на канале КРИПКиПРО на YouTube в режиме реального времени. Подключение к трансляции было организовано на 20 точках.
На воркшопе «Образ Александра Невского в исторической памяти народа и его влияние на патриотическое воспитание детей и молодежи» были рассмотрены типичные ошибки при подготовке работ на Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя». Анализ сделала Баранцева Светлана Петровна, Федеральный эксперт Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»; заведующий сектором по работе с ДОУ ОРОиК Омской епархии, Отличник народного просвещения РФ. Накануне, 26-27 сентября проходила экспертиза II (межрегионального) этапа XV ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» по Сибирскому федеральному округу 2020 г.
И 27 сентября 2020 г., на пленарном заседании XXII Иоанновских образовательных чтений, которое состоялось в Кемеровском епархиальном управлении, было озвучено решение Конкурсной комиссии II (межрегионального) этапа XV ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» по Сибирскому федеральному округу 2020 г. Победителем в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения» стала Воробьева Ирина Ивановна, педагог дополнительного образования МБУДО Крапивинский дом детского творчества, пгт. Зеленогорский, Крапивинский район, Кемеровская область. Тема конкурсной работы «Организация деятельности ОДК Кузбасса фольклорного ансамбля «Забава» в МБУДО Крапивинский ДДТ».
Предвосхищая события проведения олимпиады по Основам православной культуры (ОПК), которые стартуют 1 октября 2020 г., Пивень Сергей Николаевич, канд. ист. наук, доцент кафедры церковно-практических дисциплин религиозной организации «Кузбасская православная духовная семинария», (Новокузнецкий ГО) дал педагогам рекомендации по подготовке обучающихся к олимпиаде по ОПК. Тема его выступления «Роль и место Славянской школы при Александро-Невском монастыре в реформе просвещения Петра I».
Кирейчук Елена Леонидовна, заведующая отделом подросткового и молодежного чтения ГУК «Государственная библиотека Кузбасса для детей и молодежи» (Кемеровский ГО), поделилась опытом по формированию патриотических ценностей на примере личности Александра Невского.
Учителя поделились своим опытом работе по обозначенной теме чтений. Ковалышина Венера Рашитовна, учитель МБОУ СОШ №22 (Междуреченский ГО), раскрыла проблемы развития исторической памяти в образовании и их решение в урочной и внеурочной деятельности обучающихся МБОУ СОШ № 22 города Междуреченска.
Солякова Марина Рафиковна, заместитель директора по УВР, учитель ОРКСЭ МАОУ Тисульская СОШ № 1 (Тисульский МР), рассказала, как развивает историческую память обучающихся на уроках ОРКСЭ.
Затем свой опыт работы представили педагоги дошкольных образовательных организаций. Педагоги МБДОУ «Детский сад № 49 «Радуга» (Краснобродский ГО) Шевченко Виктория Владимировна и Березина Татьяна Аркадьевна, представили опыт работы по организации социального партнёрства по формированию исторической памяти обучающихся на примере образа русских богатырей.
Салтыкова Ольга Викторовна, заведующая МБДОУ №28 «АБВГДейка» (Кемеровский ГО) провела мастер-класс по использованию ИКТ при формировании патриотических чувств дошкольников в процессе ознакомлении с историческими событиями страны.
Таким образом был рассмотрен опыт работы по формированию исторической памяти обучающихся на разных уровнях образования, в котором личность князя Александра Невского как национального героя, государственного деятеля, полководца, святого занимает важное место в образовательном процессе детских садов, школ.
По итогам работы Чтений приняты следующие рекомендации:
- обобщить опыт духовно-нравственного и патриотического воспитания детей на примере использования образа Александра Невского на уроках истории, ОДНКНР и выделить лучшие практики с целью
- пополнения депозитария ЭОР передовыми практиками проведения уроков и диссеминации данного опыта;
- активизировать участие членов РПМО в образовательных мероприятиях для педагогов по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию в рамках интеграции дополнительного и основного общего образования;
- сформировать базу методических материалов по развитию исторической памяти у обучающихся для всех уровней образования: дошкольного, начального, основного общего и дополнительного образования.
Участники Чтений подчеркивают недопустимость утраты в современном мире фундаментальных ценностей, искажения исторической памяти и высказывают убеждение в том, что, образование, как социальный институт, в своей деятельности будет и далее содействовать утверждению этих ценностей, сохранению памяти и исторической правды.
Аптина Н.А., методист кафедры ПВиДО