Участники трека 4 рассмотрели вопросы цифровизации образования в контексте автоматизации управленческих процессов.
В выступлениях спикеров - Косаревой Ирины Евгеньевны, директора МАОУ «СОШ №14» г. Кемерово, Скрипцовой Нины Петровны, директора МАОУ «СОШ №99» г. Новокузнецк, Канищевой Жанны Васильевны, директора МБОУ «ООШ №20 им. В.М. Елсукова» г. Ленинск-Кузнецкий, Поздняковой Ирины Васильевны, директора МБОУ «Большеталдинская СОШ» Прокопьевский район, Смирновой Татьяны Леонидовны, директора МКОУ «ОШ «Коррекция и развитие» г. Междуреченск – были затронуты следующие темы: цифровые компетенции в управлении образовательной организацией, подходы к управлению созданием и функционированием школы цифрового педагога, оптимизация управленческих процессов школы в условиях цифровизации, совершенствование управления развитием цифровой образовательной среды в сельской школе, создание условий для формирования цифровой образовательной среды в коррекционном учреждении.
Генеральный директор ООО «Мирит» Хмелев Александр Петрович отметил важность и необходимость учета предложений от директоров при разработке функциональных модулей цифрового кабинета руководителя на базе АИС «Электронная школа 2.0».
Директор Регионального центра цифровизации образования КРИПКиПРО Сычева Татьяна Анатольевна поделилась экспертным мнением о текущих задачах по цифровизации образования, в т.ч. процесса управления образовательными организациями.
В завершении работы трека его модератор, директор Центра развития кадрового потенциала руководителей образовательных организаций и стратегических инициатив КРИПКиПРО Коцарь Юрий Анатольевич отметил, что развитие цифрового менеджмента основано на новых функциональных возможностях, которые могут быть реализованы с учетом целей цифровизации образования и существующих технических условий.
По итогам работы трека в результате интерактивного онлайн-опроса участников сформирован перечень функциональных модулей для разработки цифрового кабинета руководителя, в основу которых положена система электронного документооборота.
(научный консультант Касаткина Наталья Эмильевна, д-р пед. наук, профессор)
ОО - 7, РИП - 7 (образовательные организации - ОО, региональные инновационные площадки - РИП)
РИП | ОО | Территория / документ, подтверждающий статус РИП, сроки | Название образовательной организации | Тема инновационной деятельности | Промежуточный отчет | Итоговый отчет |
1 | 1 |
Беловский городской округ Приказ ДОиН КО от 12.09.2018 г №1697 Срок: 2021 г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 22 города Белово» | Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС СОО | Промежуточный отчет | |
2 | 2 |
Прокопьевский муниципальный район Приказ ДОиН КО от 12.09.2018 г №1697 Срок: 2021 г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новосафоновская средняя общеобразовательная школа» | Организация проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО | ||
3 | 3 |
Новокузнецкий городской округ Приказ ДОиН КО от 30.09.2019г. № 1835 Срок: 2022 г. |
Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Лицей № 111» | Формирование креативности обучающихся в условиях развития детско-взрослой событийности лицея | Промежуточный отчет | |
4 | 4 |
Беловский городской округ Приказ ДОиН КО от 30.09.2019г. № 1835 Срок: 2022 г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1 имени Тасирова Г. Х. города Белово» | Формирование и развитие математической и естественнонаучной грамотности учащихся в процессе урочной и внеурочной деятельности | Промежуточный отчет | |
5 | 5 |
Беловский муниципальный район Приказ ДОиН КО от 30.09.2019г. № 1835 Срок: 2022 г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа» | Становление воспитательного пространства образовательной организации, необходимого для гражданско-патриотического развития школьников | ||
6 | 6 |
Новокузнецкий городской округ Приказ МОиН КО от 09.09.2020г. № 1483 Срок: 2023 г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 97» | Преемственность формирования личностных качеств школьников в процессе реализации внеурочной деятельности | Промежуточный отчет |
В соответствии с планом образовательных услуг КРИПКиПРО Центр издательско-полиграфической деятельности 25.02.2021 года провел вебинар на тему «Оформление библиографического списка учебного издания».
Цель мероприятия – приобретение педагогическими работниками знаний и формирование навыков, необходимых для библиографического оформления списка литературы при подготовке авторской рукописи к печати.
Актуальность темы обусловлена вступлением в силу с 1 июля 2019 года ГОСТа Р 7.0.100–2018 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
Участники вебинара (педагоги, библиотекари, административно-управляющие работники ОО Кемеровской области) были ознакомлены с изменениями в правилах составления библиографического описания различных ресурсов: монографических, электронных, одно- и многочастных, сериальных и др., с составом областей и статусом элементов библиографического описания. Были даны примеры библиографического описания различных ресурсов и их анализ. По окончании участники выполнили практическое задание на применение полученных в ходе вебинара знаний.
Методист ЦИПД КРИПКиПРО С. А. Фурсова
Межрегиональная НПК «Бережливое управление в образовании» проводится на базе КРИПКиПРО впервые, но в контексте как реализации институтом регионального проекта «Внедрение бережливого производства в деятельность образовательных организаций Кузбасса», так и сопровождения образовательного сегмента межотраслевого областного конкурса «Лучшие практики применения бережливых технологий». В конференции, идущей очно (на 4-х площадках) и онлайн, принимает участие более 30 спикеров, 20 экспертов, 20 игроков мобильной фабрики процессов, 10 модераторов из Кемерова, Новокузнецка, Междуреченска, Ленинска-Кузнецкого, Прокопьевска, Полысаева – Кемеровской области, а также из Перми, Рязани, Нижнего Новгорода, Орла, Старого Оскола, Дзержинска, Москвы, Белгорода. Кроме того, посредством трансляции более 500 человек могут подключиться к работе НПК.
Цель конференции - поиск дальнейших путей развития образовательного пространства регионов в направлении оптимизации процессов и существенного увеличения результатов деятельности посредством внедрения технологии бережливого производства.
В этой связи сегодня обсуждаются вопросы, актуализированные потребностью в усилении качества образования в том числе благодаря бережливым технологиям:
- использование возможностей бережливого менеджмента в управлении качеством образования;
- освоение потенциала наставничества (менторство, тьюторство, коучинг, шедоуинг, баддинг и др.) как формата опережающей подготовки кадров;
- применение внутрифирменной и сетевой модели диссеминации опыта через внедрение кейсов бережливого производства в образование;
- формирование профессиональных компетенции и раскрытие личностного потенциала педагога для повышения эффективности образования;
- автоматизация и цифровизация процессов внутри управленческого цикла;
- использование бережливых технологий в ОО быстро меняющегося (VUCA) мира;
- формирование уникального профиля/ имиджа и стандартизация общих процессов/ результатов в деятельности ОО.
Участники конференции подчёркивают следующее:
- эффективность деятельности образовательной организации, внедряющей бережливое производство, должна быть комплексно нисходящей/ каскадной: каждый участник образовательных отношений в ОО, визуализируя все этапы, показывает собственную результативность; при уровневой дифференциации инструментов бережливого производства тактически (и стратегически) ОО обеспечивает естественное движение к общей цели;
- различные форматы сегментирования деятельности (в т.ч. посредством картирования, паззл-дизайна, паспортизации, каталогизации и др.) позволяют не только добиться повышения эффективности процессов и увеличения результативности образовательной деятельности, но и обеспечить горизонтальную (паритетную) и вертикальную (функциональную) преемственность;
- организация рабочего места и – шире – рабочего пространства (реального и виртуального) участников образовательных отношений должна осуществляться посредством минимизации избыточных действий и высвобождения времени для эффективной деятельности;
- кооперационные техники в образовательной деятельности позволяют добиться высоких результатов в командной (коллаборативной) деятельности и при этом существенно увеличивают возможности индивидуальных достижений посредством адресного распределения ресурсов (в т.ч. информации);
- последовательное применение инструментов бережливого управления обеспечивает качественное осуществление различных видов деятельности: урочной, внеурочной, а также консультативной, коммерческой и др. – и максимально реализует кадровый потенциал ОО;
- разноуровневая система наставничества – ключ к сохранению эффективности деятельности ОО, к тиражированию и транслированию лучших практик, к обеспечению неповторимого имиджа учреждения в целом и каждого педагога;
- конкурентная среда в сфере образования должна претвориться в сферу партнёрского взаимодействия благодаря бережливым принципам внешнего аудита, в том числе коллегиального и сетевого.
На конференции высказываются предложения:
- продолжить работу внедрению бережливого производства в деятельность организаций дошкольного, общего и дополнительного образования с целью оптимизации процессов и существенного увеличения результативности работы;
- АУП образовательных организаций означенных видов применить технологии бережливого управления, с одной стороны, в контексте реализации принципов цифрового менеджмента, а с другой – в русле обеспечения максимальной эффективности учреждения и каждого участника образовательных отношений;
- включить в программы развития ОО модуль, связанный с организацией процесса непрерывного совершенствования посредством использования приёмов/ сервисов систематизации проблем и их комплексного решения;
- интенсифицировать проведение цифровой трансформации и создания цифровой образовательной среды для организации эффективных процессов обучения и воспитания, а также для управленческих процессов;
- осуществлять планирование (в т.ч. составление расписания) с учётом сохранения производительного времени и существенного сокращения вспомогательного (перемещение, дублирование, освоение «с нуля» и др.);
- максимально использовать возможности и виды наставничества как формата кооперационного, взаимообогащающего сотрудничества, позволяющего непрерывно развиваться нескольким участникам образовательных отношений во взрослой, детско-взрослой и детской средах.
Кроме того, сегодня НПК – площадка для открытого заседания регионального клуба «Бережливое образование Кузбасса» (приказ Министерства образования и науки Кузбасса от 04.09.2020 г. № 1457 «О региональных профессиональных методических объединениях педагогических работников»), на котором эксперты всероссийского и регионального уровней рассказывают о широкой образовательной повестке, в контексте которой внедряется бережливое управление в образование, (частности, ВСОКО, ЦНППМ, опережающее развитие), а также о межотраслевых трендах бережливого производства (например, партнёрские проверки, бережливая личность).