Межрегиональная НПК «Бережливое управление в образовании» проводится на базе КРИПКиПРО впервые, но в контексте как реализации институтом регионального проекта «Внедрение бережливого производства в деятельность образовательных организаций Кузбасса», так и сопровождения образовательного сегмента межотраслевого областного конкурса «Лучшие практики применения бережливых технологий». В конференции, идущей очно (на 4-х площадках) и онлайн, принимает участие более 30 спикеров, 20 экспертов, 20 игроков мобильной фабрики процессов, 10 модераторов из Кемерова, Новокузнецка, Междуреченска, Ленинска-Кузнецкого, Прокопьевска, Полысаева – Кемеровской области, а также из Перми, Рязани, Нижнего Новгорода, Орла, Старого Оскола, Дзержинска, Москвы, Белгорода. Кроме того, посредством трансляции более 500 человек могут подключиться к работе НПК.
Цель конференции - поиск дальнейших путей развития образовательного пространства регионов в направлении оптимизации процессов и существенного увеличения результатов деятельности посредством внедрения технологии бережливого производства.
В этой связи сегодня обсуждаются вопросы, актуализированные потребностью в усилении качества образования в том числе благодаря бережливым технологиям:
- использование возможностей бережливого менеджмента в управлении качеством образования;
- освоение потенциала наставничества (менторство, тьюторство, коучинг, шедоуинг, баддинг и др.) как формата опережающей подготовки кадров;
- применение внутрифирменной и сетевой модели диссеминации опыта через внедрение кейсов бережливого производства в образование;
- формирование профессиональных компетенции и раскрытие личностного потенциала педагога для повышения эффективности образования;
- автоматизация и цифровизация процессов внутри управленческого цикла;
- использование бережливых технологий в ОО быстро меняющегося (VUCA) мира;
- формирование уникального профиля/ имиджа и стандартизация общих процессов/ результатов в деятельности ОО.
Участники конференции подчёркивают следующее:
- эффективность деятельности образовательной организации, внедряющей бережливое производство, должна быть комплексно нисходящей/ каскадной: каждый участник образовательных отношений в ОО, визуализируя все этапы, показывает собственную результативность; при уровневой дифференциации инструментов бережливого производства тактически (и стратегически) ОО обеспечивает естественное движение к общей цели;
- различные форматы сегментирования деятельности (в т.ч. посредством картирования, паззл-дизайна, паспортизации, каталогизации и др.) позволяют не только добиться повышения эффективности процессов и увеличения результативности образовательной деятельности, но и обеспечить горизонтальную (паритетную) и вертикальную (функциональную) преемственность;
- организация рабочего места и – шире – рабочего пространства (реального и виртуального) участников образовательных отношений должна осуществляться посредством минимизации избыточных действий и высвобождения времени для эффективной деятельности;
- кооперационные техники в образовательной деятельности позволяют добиться высоких результатов в командной (коллаборативной) деятельности и при этом существенно увеличивают возможности индивидуальных достижений посредством адресного распределения ресурсов (в т.ч. информации);
- последовательное применение инструментов бережливого управления обеспечивает качественное осуществление различных видов деятельности: урочной, внеурочной, а также консультативной, коммерческой и др. – и максимально реализует кадровый потенциал ОО;
- разноуровневая система наставничества – ключ к сохранению эффективности деятельности ОО, к тиражированию и транслированию лучших практик, к обеспечению неповторимого имиджа учреждения в целом и каждого педагога;
- конкурентная среда в сфере образования должна претвориться в сферу партнёрского взаимодействия благодаря бережливым принципам внешнего аудита, в том числе коллегиального и сетевого.
На конференции высказываются предложения:
- продолжить работу внедрению бережливого производства в деятельность организаций дошкольного, общего и дополнительного образования с целью оптимизации процессов и существенного увеличения результативности работы;
- АУП образовательных организаций означенных видов применить технологии бережливого управления, с одной стороны, в контексте реализации принципов цифрового менеджмента, а с другой – в русле обеспечения максимальной эффективности учреждения и каждого участника образовательных отношений;
- включить в программы развития ОО модуль, связанный с организацией процесса непрерывного совершенствования посредством использования приёмов/ сервисов систематизации проблем и их комплексного решения;
- интенсифицировать проведение цифровой трансформации и создания цифровой образовательной среды для организации эффективных процессов обучения и воспитания, а также для управленческих процессов;
- осуществлять планирование (в т.ч. составление расписания) с учётом сохранения производительного времени и существенного сокращения вспомогательного (перемещение, дублирование, освоение «с нуля» и др.);
- максимально использовать возможности и виды наставничества как формата кооперационного, взаимообогащающего сотрудничества, позволяющего непрерывно развиваться нескольким участникам образовательных отношений во взрослой, детско-взрослой и детской средах.
Кроме того, сегодня НПК – площадка для открытого заседания регионального клуба «Бережливое образование Кузбасса» (приказ Министерства образования и науки Кузбасса от 04.09.2020 г. № 1457 «О региональных профессиональных методических объединениях педагогических работников»), на котором эксперты всероссийского и регионального уровней рассказывают о широкой образовательной повестке, в контексте которой внедряется бережливое управление в образование, (частности, ВСОКО, ЦНППМ, опережающее развитие), а также о межотраслевых трендах бережливого производства (например, партнёрские проверки, бережливая личность).