11 октября 2021 г. Министерством образования Кузбасса совместно с Кузбасским региональным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования, Кузбасской митрополией, Кузбасской православной духовной семинарией были проведены XXIII Иоанновские образовательные чтения «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность».
Целью мероприятий было обсуждение актуальных проблем формирования у обучающихся нравственных ценностей, определение путей их преодоления с учетом приоритетных направлений в сфере образования, обобщение опыта реализации программ духовно-нравственного и патриотического воспитания, формирования исторической памяти у обучающихся и их родителей.
На пленарном заседании 11 октября 2021 г., проходившим на базе Епархии, выступила Гераськина Марина Петровна, начальник управления общего образования Министерства образования Кузбасса. В своем выступлении отметила важность совместной деятельности образования и Русской Православной Церкви в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Она вручила дипломы лауреатам и победителям Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» .
Были рассмотрены вопросы: диалог Государства и Церкви о задачах образования и воспитания в России: исторические уроки петровских преобразований и современные «вызовы» и рассмотрены юбилейные даты 2021-2022 гг. как ресурс развития государственно-конфессионального партнерства в сфере православного образования и воспитания в Кузбассе.
Затем для педагогов образовательных организаций работа на Иоанновских чтениях продолжилась на территории КРИПКиПРО. Мероприятие проходило в офлайн-формате (очно) и транслировалось на канале КРИПКиПРО на YouTube в режиме реального времени.
В рамках Чтений была организована работа двух презентационных площадок.
На презентационной площадке 1 обсуждались вопросы нравственного наследия эпохи Петра I в контексте современных педагогических идей XXI века. Были затронуты исторические факты, характеризующие религиозность и церковную составляющую в делах государственного управления Петра I, развитие образования в эпоху правления Петра I, особенности изучения церковной реформы Петра I в светской общеобразовательной школе.
Педагоги-практики поделились опытом работы как раскрыть образа Петра I на уроках литературы и внеурочных школьных мероприятиях в контексте гражданского воспитания, по формированию исторической памяти у обучающихся начальных классов посредством проектной деятельности и обсудили влияние реформ на семейные ценности от Петра I до наших дней. Был проведен анализ образа Петра первого в школьных учебниках конца XX – начала XXI века.
На презентационной площадке 2, педагоги рассмотрели образ Петра I в истории и культуре с позиций: вчера, сегодня, завтра.
Выступающие обсудили проблему мифологизации Петра I в XVIII-XIX веках, образ Петра I в литературе: советский и российский варианты, в живописи и музыке, в произведениях А.С. Пушкина, оценили образ Петра I в рамках реализации концепции преподавания истории России. Петр I рассмотрен как деятель эпохи Нового времени.
В обсуждении данных проблем приняли участие представители педагогического и научного сообщества, директора ОО, преподаватели православной гимназии, священнослужители и др.
Выступающие актуализировали проблемы использования инноваций в формировании духовно-нравственных ценностей, исторической памяти обучающихся.
Всего в Иоанновских чтениях приняли участие более 120 человек из образовательных организаций Кузбасса, а также представители традиционных религий и государства. Трансляцию на канале КРИПКиПРО на YouTube в режиме реального времени смотрели более 70 человек.
Педагоги, участвующие в XXIII Иоанновских образовательных чтениях
«К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность», отмечали содержательность, актуальность проблем, вынесенных на обсуждение, их практическое разрешение, возможность познакомиться с положительным опытом духовно-нравственного воспитания и представить свои идеи, материалы, чтобы получить оценку педагогического сообщества.
По итогам работы Чтений были приняты следующие рекомендации:
- одобрить сложившуюся практику методического сопровождения приоритетных направлений духовно-нравственного воспитания в регионе;
- привлекать ученых Кузбасса к разработке методических материалов для педагогов области, обеспечивающих духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения;
- внедрять результаты деятельности региональных инновационных площадок по актуальным проблемам духовно-нравственного воспитания обучающихся в образовательную практику организаций региона;
- одобрить практику объединения ресурсов дошкольного, общего и дополнительного образования в сфере духовно-нравственного воспитания;
- продолжить формирование базы методических материалов (в том числе электронных ресурсов) по основам православной культуры для всех уровней (дошкольного, начального, основного, среднего) общего и дополнительного образования;
- расширять практику консультирования учителей основ православной культуры на базе епархиального управления;
- распространять продуктивный опыт педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
Участники Чтений подчеркивают недопустимость утраты в современном мире фундаментальных ценностей, носителями которых являются образы святых. Это способствует сохранению самобытности отечественной культуры, повышению интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания.
Материал подготовила Н. А. Аптина, методист кафедры ПВиДО
13 октября 2021 года состоялся веб-семинар по теме: «Оценка профессионализма педагогических работников в процессе реализации процедуры аттестации», в ходе которой были раскрыты цели, задачи, основные виды, основания для прохождения процедуры аттестации; основные требования, предъявляемые к квалификационным категориям; критерии оценки педагогической деятельности, способ подачи заявления на аттестацию. Дано разъяснение Приказа № 713 от 11 декабря 2020 г. «Об особенностях аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
В работе семинара приняли участие 203 педагогических работника.
12 октября 2021 года Центр организационно-методического сопровождения общественно-значимых мероприятий в образовании КРИПКиПРО провел вебинар для участников областного конкурса «Самый классный классный» (43 подключения)
На вебинаре уделялось внимание формированию у участников конкурса готовности к прохождению конкурсных этапов, развитию уверенности в себе, стрессоустойчивости.
В соответствии с планом образовательных услуг КРИПКиПРО на 2021/2022 учебный год, 12 октября 2021 года кафедрой проблем воспитания и дополнительного образования совместно с лабораторией научно-методического сопровождения школ на этапе перехода в эффективный режим работы был проведен семинар «Методы работы с учащимися группы риска с целью повышения качества воспитания».
Участниками вебинара стали более 114 слушателей из 20 территорий Кузбасса (98 точек подключения). Категория слушателей: руководители, заместители руководителей по УВР и ВР, педагогические работники, осуществлявшие классное руководство, педагоги-психологи, социальные педагоги, кураторы проекта 500+.
На вебинаре рассматривались методы и средства повышения качества работы педагогического коллектива с детьми группы риска, актуальные вопросы формирования образовательной среды как ресурса повышения качества воспитательной деятельности с обучающимися группы риска, направления профилактической работы с детьми группы риска в рамках психолого-педагогического сопровождения, инструменты в деятельности классного руководителя по созданию ситуации успеха для обучающихся через участие в делах класса школы.
В результате участники получили алгоритм реализации методов работы с учащимися группы риска с целью повышения качества воспитания, методические рекомендации по работе с обучающимися группы риска и видеоматериалы для проведения родительских собраний по рассматриваемой теме.
Кушта Ольга Николаевна, методист кафедры ПВиДО, и Давыденко Анастасия Александровна, заведующая лабораторией научно-методического сопровождения школ на этапе перехода в эффективный режим работы, подвели итоги вебинара. В процессе рефлексии использовался методический прием «Дерево ожиданий», с помощью которого коллеги обменялись мнениями и собственным опытом, обозначили проблемные вопросы, которые могут стать основой для будущих мероприятий.
Кушта Ольга Николаевна, методист кафедры ПВиДО
Давыденко Анастасия Александровна, заведующая ЛНМСШЭРР