Работаем с 1943 года

Институт развития образования Кузбасса

11 октября 2021 г. Министерством образования Кузбасса совместно с Кузбасским региональным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования, Кузбасской митрополией, Кузбасской православной духовной семинарией были проведены XXIII Иоанновские образовательные чтения «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность».

Целью мероприятий было обсуждение актуальных проблем формирования у обучающихся нравственных ценностей, определение путей их преодоления с учетом приоритетных направлений в сфере образования, обобщение опыта реализации программ духовно-нравственного и патриотического воспитания, формирования исторической памяти у обучающихся и их родителей.

На пленарном заседании 11 октября 2021 г., проходившим на базе Епархии, выступила Гераськина Марина Петровна, начальник управления общего образования Министерства образования Кузбасса. В своем выступлении отметила важность совместной деятельности образования и Русской Православной Церкви в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Она вручила дипломы лауреатам и победителям Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» .

Были рассмотрены вопросы: диалог Государства и Церкви о задачах образования и воспитания в России: исторические уроки петровских преобразований и современные «вызовы» и рассмотрены юбилейные даты 2021-2022 гг. как ресурс развития государственно-конфессионального партнерства в сфере православного образования и воспитания в Кузбассе.

Затем для педагогов образовательных организаций работа на Иоанновских чтениях продолжилась на территории КРИПКиПРО. Мероприятие проходило в офлайн-формате (очно) и транслировалось на канале КРИПКиПРО на YouTube в режиме реального времени.

В рамках Чтений была организована работа двух презентационных площадок.

На презентационной площадке 1 обсуждались вопросы нравственного наследия эпохи Петра I в контексте современных педагогических идей XXI века. Были затронуты исторические факты, характеризующие религиозность и церковную составляющую в делах государственного управления Петра I, развитие образования в эпоху правления Петра I, особенности изучения церковной реформы Петра I в светской общеобразовательной школе.

Педагоги-практики поделились опытом работы как раскрыть образа Петра I на уроках литературы и внеурочных школьных мероприятиях в контексте гражданского воспитания, по формированию исторической памяти у обучающихся начальных классов посредством проектной деятельности и обсудили влияние реформ на семейные ценности от Петра I до наших дней. Был проведен анализ образа Петра первого в школьных учебниках конца XX – начала XXI века.

На презентационной площадке 2, педагоги рассмотрели образ Петра I в истории и культуре с позиций: вчера, сегодня, завтра.

Выступающие обсудили проблему мифологизации Петра I в XVIII-XIX веках, образ Петра I в литературе: советский и российский варианты, в живописи и музыке, в произведениях А.С. Пушкина, оценили образ Петра I в рамках реализации концепции преподавания истории России. Петр I рассмотрен как деятель эпохи Нового времени.

В обсуждении данных проблем приняли участие представители педагогического и научного сообщества, директора ОО, преподаватели православной гимназии, священнослужители и др.

Выступающие актуализировали проблемы использования инноваций в формировании духовно-нравственных ценностей, исторической памяти обучающихся.

Всего в Иоанновских чтениях приняли участие более 120 человек из образовательных организаций Кузбасса, а также представители традиционных религий и государства. Трансляцию на канале КРИПКиПРО на YouTube в режиме реального времени смотрели более 70 человек.

Педагоги, участвующие в XXIII Иоанновских образовательных чтениях

«К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность», отмечали содержательность, актуальность проблем, вынесенных на обсуждение, их практическое разрешение, возможность познакомиться с положительным опытом духовно-нравственного воспитания и представить свои идеи, материалы, чтобы получить оценку педагогического сообщества.

По итогам работы Чтений были приняты следующие рекомендации:

  • одобрить сложившуюся практику методического сопровождения приоритетных направлений духовно-нравственного воспитания в регионе;
  • привлекать ученых Кузбасса к разработке методических материалов для педагогов области, обеспечивающих духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения;
  • внедрять результаты деятельности региональных инновационных площадок по актуальным проблемам духовно-нравственного воспитания обучающихся в образовательную практику организаций региона;
  • одобрить практику объединения ресурсов дошкольного, общего и дополнительного образования в сфере духовно-нравственного воспитания;
  • продолжить формирование базы методических материалов (в том числе электронных ресурсов) по основам православной культуры для всех уровней (дошкольного, начального, основного, среднего) общего и дополнительного образования;
  • расширять практику консультирования учителей основ православной культуры на базе епархиального управления;
  • распространять продуктивный опыт педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

Участники Чтений подчеркивают недопустимость утраты в современном мире фундаментальных ценностей, носителями которых являются образы святых. Это способствует сохранению самобытности отечественной культуры, повышению интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания.

Материалы для скачивания

Материал подготовила Н. А. Аптина, методист кафедры ПВиДО


© 2024 ИРОК