Работаем с 1943 года

Институт развития образования Кузбасса


12 ноября 2024 года на базе ИРО Кузбасса прошел семинар «Система работы учителя начальных классов по формированию функциональной грамотности обучающихся», направленный на повышение мотивации и развитие интереса у учителей к процессу формирования у обучающихся практических навыков формирования функциональной грамотности.

Всего в мероприятии приняли участие около 56 человека (подключений 123).

 Семинар был посвящен обсуждению системы работы учителей начальных классов по формированию функциональной грамотности у учащихся, обсуждению современных подходов к обучению и выявлению эффективных методов формирования функциональной грамотности среди младших школьников. Спикерами обсуждались такие темы, как:

  • Основные направления деятельности учителей начальной школы» (Власкина Анна Вадимовна, методист МБУ «ИМЦ»).
  • Новый ФГОС и функциональная грамотность: роль учителя в начальной школе (Владимирова Лариса Михайловна, методист кафедры дошкольного и начального общего образования ИРО Кузбасса).
  • Мастер-класс.Развитие логического мышления на уроках в начальной школе (Бузова Юлия Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 62»).
  • Мастер-класс. Решение контекстных задач на уроках в начальной школе (Удалая Наталья Олеговна, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 45»)
  • Мастер-класс. Приемы формирования читательской грамотности при работе с художественным текстом (Вахранева Юлия Олеговна, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 6»)
  • Внеурочное занятие по курсу «Функциональная грамотность» - «Новогодние хлопоты», 3а класс (Синицкая Инна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 11»)
  • Проведение звукового анализа слов с буквами Л, л. Согласные звуки [Х], [х]. Урок. 1а класс. (Осипова Ольга Игоревна, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 11»)
  • Приемы формирования читательской грамотности в начальной школе (Лысенко Наталья Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 45»)
  • Внеурочное занятие «Формирование читательской грамотности и создание исследовательского проекта «Секреты школьного мелка» (Матвеева Марина Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 11»)
  • Урок литературного чтения «А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», 2в класс. (Козлова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 11»)
  • Функциональная грамотность: создание контекстных задач (Шарыпова Наталья Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 45»).

По итогам семинара были сделаны следующие выводы и выработаны рекомендации:

  1. Формирование функциональной грамотности должно начинаться уже в начальной школе. Это позволит учащимся лучше адаптироваться к дальнейшему обучению и жизни в обществе.
  2. Использование интерактивных методов обучения способствует лучшему усвоению материала и развитию критического мышления у детей.
  3. Взаимодействие с родителями является важным аспектом процесса формирования функциональной грамотности. Родители должны быть вовлечены в образовательный процесс и понимать важность развития этих навыков у своих детей.
  4. Регулярное проведение мониторинга уровня функциональной грамотности поможет своевременно выявлять пробелы в знаниях и корректировать учебный процесс.

Семинар прошел успешно и достиг поставленных целей. Участники получили новые знания и навыки, а также обменялись ценным опытом. Организаторы выразили надежду на продолжение сотрудничества и проведение подобных мероприятий в будущем.

18 сентября 2024 года на базе ИРО Кузбасса состоялось заседание РППС начального общего образования «Обновленный ФГОС НОО предметное содержание и развитие функциональной грамотности обучающихся»», направленное на обеспечение методического сопровождения деятельности учителей начальных классов в условиях создания единого образовательного пространства в соответствии с реализацией ФГОС.

Всего в мероприятии приняли участие около 46 человек.

Заседание рабочей группы педагогов начального общего образования (РППС) было посвящено обсуждению обновленного Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), его влияния на предметное содержание и развитие функциональной грамотности обучающихся. Целью встречи было рассмотрение новых требований к содержанию образования и методическим подходам, а также разработка рекомендаций по их внедрению в образовательный процесс.

 Спикерами обсуждались различные подходы к интеграции таких детей в образовательную среду, а также методы поддержки их культурного и языкового развития:

  • Начальная школа: актуальные вопросы реализации обновленного ФГОС НОО. Анализ выполнения ВПР по русскому языку, математике, окружающему миру в 4 классе за 2023-2024 учебный год (Владимирова Лариса Михайловна, методист кафедры дошкольного и начального общего образования ИРО Кузбасса).
  • Оценочные материалы для проведения тематического контроля по русскому языку, математике и окружающему миру в соответствии с ФОП НОО: (Пичугин Сергей Сергеевич, канд. пед.наук, доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования ГАОУ ВО МГПУ, Почетный работник общего образования РФ, лектор-методист АНО «НЦИО» и издательства «Экзамен»).
  • Программа «Орлята России» как эффективный инструмент развития системы воспитания в начальной школе (Кушта Ольга Николаевна, методист отдела воспитания и профориентации ИРО Кузбасса).
  • Методология урока: нормативные документы по организации обучения в начальных классах (Прекина Елена Григорьевна, кан.пед.наук, доцент, преподаватель ГАПОУ КузПК).
  • Повышение мотивации учащихся к изучению русского языка в условиях введения ФГОС НОО (Федорова Алевтина Рюриковна, методист информационно-методического центра издательства "Русское слово", канд.пед.наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ (видеоролик))
  • ФГИС «Моя школа» и «Сферум» -цифровые образовательные платформы в работе педагога начальной школы (Фетищева Оксана Владимировна, методист центра цифровизации образования ИРО Кузбасса)

Результаты обсуждения:  

  1. Изменения в ФГОС НОО Участники отметили, что обновленный стандарт предусматривает более гибкий подход к организации учебного процесса, акцентируя внимание на развитии у учащихся универсальных учебных действий и функциональной грамотности. Особое внимание уделяется межпредметным связям и интеграции различных дисциплин.
  2. Предметное содержание. Было решено внести изменения в программы по следующим предметам:

- Математика: включение элементов логического мышления и решения задач в контексте реальной жизни.

- Русский язык: усиление внимания к развитию коммуникативных навыков и критическому мышлению.

- Окружающий мир: интеграция экологического воспитания и понимания глобальных процессов.

  1. Функциональная грамотность. Разработан комплекс мероприятий по формированию функциональной грамотности, включающий использование проектного метода, организацию внеклассных мероприятий и взаимодействие с родителями.
  2. Методическое обеспечение Рекомендовано использовать новые учебно-методические комплексы, соответствующие обновленным стандартам, а также активно внедрять информационные технологии в образовательный процесс.

Заседание прошло продуктивно, все поставленные задачи были выполнены. Участники выразили готовность к дальнейшей работе над реализацией обновленного ФГОС НОО и совершенствованием образовательного процесса в начальной школе.

       23 января с целью презентация достижений участников регионального сетевого проекта «Апробация примерных образовательных программ по искусственному интеллекту в образовательных организациях Кемеровской области-Кузбассе» и популяризации ИИ отделом цифровых компетенций был организован и проведён вебинар «Искусственный интеллект в начальной школе глазами детей и педагогов».

       Открыла мероприятие Фетищева Оксана Владимировна, заведующий отделом цифровых компетенций ИРО Кузбасса, рассказав о новым цикле вебинаров «Искусственный интеллект глазами детей и педагогов», который будет посвящён изучению ИИ на разных уровнях образования: начальной, основной, старшей школы, – а также во внеурочной деятельности и дополнительном образовании. Спикерами данного цикла мероприятий станут педагоги из образовательных организаций, участвующих в региональном сетевом проекте «Апробация примерных образовательных программ по искусственному интеллекту в образовательных организациях Кемеровской области-Кузбассе».

        Пантелеев Леонид, обучающийся 4 «а» класса МБОУ «Школа № 14» Полысаевского ГО, подготовил выступление «Путешествие в мир искусственного интеллекта: взгляд из начальной школы» о своём знакомстве с ИИ и использовании его при создании игр в программе Scratch, создании музыки и др. Кроме того, Леонид и сам уже выступает в роли популяризатора возможностей ИИ среди своих ровесников.  Медведева Анастасия Викторовна, учитель музыки МБОУ «Школа № 14» Полысаевского ГО, рассказала о создании её учениками песен на заданные темы с помощью нейросетей.

        Марченко Наталья Александровна, учитель информатики и математики МБОУ «Урская СОШ» Гурьевского МО, поделилась опытом применения конструкторов Lego Education при преподавании модуля «Искусственный интеллект» в курсе внеурочной деятельности «Мир проектов» в 3-4 классах. Также Наталья Александровна показала на платформе «Урок цифры» новые уроки, посвящённые ИИ.

       Канарская Александра Владимировна, учитель начальных классов МАОУ «Гимназия города Юрги», подготовила большое выступление об использовании искусственного интеллекта в образовательном процессе и рисках, связанным с этим.

       Мартюшева Татьяна Яковлевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9 Таштагольского МР, рассказала о том, с какими виртуальными помощниками стоит знакомить детей 1-3 классов, а к каким стоит перейти только в четвёртом классе.

       В течении всего мероприятия шло живое обсуждение каждого выступления, а по окончании – в чате видеозвонка осталось много сообщений со словами благодарности всем спикерам.

        Закрыла вебинар Фетищева Оксана Владимировна, подведя итоги данного образовательного события и сделав несколько анонсов ближайших мероприятий отдела цифровых компетенций ИРО Кузбасса.

        Запись вебинара можно посмотреть по ссылке: https://vkvideo.ru/video239752506_456239352  

Фетищева Оксана Владимировна, заведующий отделом цифровых компетенций ИРО Кузбасса

23 сентября 2024 года кафедра психолого-педагогического сопровождения ИРО Кузбасса провела вебинар «Проблемы формирования школьного климата в контексте социального здоровья участников образовательных отношений».

Цель вебинара состояла в совершенствовании профессиональных компетенций руководителей и педагогических работников по вопросам формирования благоприятного школьного климата.

В работе вебинара приняли участие классные руководители, заместители по ВР и УВР, методисты, молодые специалисты, социальные педагоги, педагоги-психологи.

В программе вебинара были рассмотрены следующие вопросы: социально-психологическое здоровье обучающихся и педагогов; безопасность школьного климата; буллинг, причины, приводящие к возникновению буллинга; нарушения психоэмоционального состояния и последствия для всех участников буллинга; конфликты и пути их решения.

Благодарим всех, кто принял участие и приглашаем принять участие в нашем следующем вебинаре «Когнитивно-поведенческий подход к формированию ответственного поведения и развитию социальных компетенций младшего школьника» 31.01.2025 г. В 13 часов.

С уважением,

Осипова Т.Ю., заведущая кафедрой психолого-педагогического сопровождения, канд. псих. наук

Леушина А.В., методист кафедры ППС, клинический психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, ведущая информационно-просветительского психологического проекта «Время есть» ГТРК Кузбасс

Вертилецкая И. Г., заведующий центром УМСОД ИРО Кузбасса, канд. пед. наук, доцент


© 2025 ИРО Кузбасса