Работаем с 1943 года

Институт развития образования Кузбасса

23-24 января 2024 года на площадке ГОУ ДПО ИРО Кузбасса состоялась интенсив-сессия «Комплексное развитие ОО в контексте реализации проекта «Школа Минпросвещения России», (Центральная локация: Тайгинский ГО, Крапивинский МО, Яшкинский МО, Промышленновский МО, Топкинский МО, Березовский ГО, Кемеровский МО)

Открывая интенсив-сессию, Забнева Эльвира Ивановна, ректор ИРО Кузбасса д-р филос. наук, канд. социол. наук, доцент, поприветствовала участников и выступила с докладом «Институт развития образования Кузбасса: новые вызовы – новые форматы».

Продолжая пленарную часть, Ненилин Сергей Николаевич, проректор по развитию и проектной деятельности ИРО Кузбасса, представил модель «бесшовного» инженерно-технологического и педагогического образования в Кузбассе.

В заключении пленарной части Дубовая Людмила Сергеевна, канд. экон. наук, проректор по УМР ИРО Кузбасса, выступила с докладом «Моя новая школа» в Кузбассе.

В ходе практикума для педагогов дошкольного образования (ДО) под руководством Заруцкой Светланы Валериевны, заведующей кафедры ДиНОО ИРО Кузбасса, были проанализированы структурные части федеральной основной общеобразовательной программы (ФООП), формы реализации требований ФГОС ДО, формы, регламентирующие взаимодействие с родителями, законными представителями, как субъектов образовательных отношений.

Отдельное внимание было уделено цифровым образовательным технологиям, образовательным площадкам, обеспечивающим единый формат дошкольного образования в преемственности с требованиями ФГОС НОО. Рассмотрены примеры.

Особый акцент ставился на формирование развивающей предметно-пространственной среды с использованием электронных библиотек, цифровых дидактических инструментариев в помощь воспитателю по развитию детской инициативы. Также, участники интенсива провели SWOT-анализ деятельности ДОО в современных условиях, проанализировали сильные и слабые стороны работы, субъективные и объективные факторы. Совместно, в условиях командной работы, обсудили возможности перевода «слабых» сторон в «сильные» позиции через организацию сетевого взаимодействия организаций, участие педагогов в грантах и конкурсах и других возможностей профессионального и личностного роста.

Материалы практикума для скачивания

В ходе работы секции-практикума для учителей начальных классов по теме: «Современный урок в условиях реализации требований ФГОС и ФОП на уровне начального общего образования» под руководством модераторов Владимировой Ларисы Михайловны и Митиревой Ларисы Николаевны, методистов кафедры дошкольного и начального общего образования, состоялось продуктивное обсуждение проблемы выбора образовательных подходов к обучению в начальной школе и реализации требований обновленного ФГОС НОО.

Участники встречи рассмотрели этапы проведения современного урока через его аспектный анализ в свете требований обновленного стандарта, а также организации учебного занятия в новой информационной образовательной среде, с использованием проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Особое внимание было уделено организации внутришкольной системы оценки достижений обучающихся и вопросам психолого-педагогического сопровождения участников образовательной деятельности. На секции была предоставлена возможность профессионального общения по проблеме использования СОТ; решению проектных задач и учебных ситуаций, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся. Актуальность проблем, которые обсудили участники секции, обусловлена ориентацией на качественное обучение, воспитание и развитие личности обучающихся в соответствии с ФГОС НОО.

Материалы практикума для скачивания

На секции учителей русского языка и литературы «Актуальные вопросы подготовки к ОГЭ по русскому языку и возможности развития навыков читательской грамотности» были предложены для обсуждения следующие вопросы:

  1. Итоги ОГЭ по русскому языку 2023 года и перспектива подготовки к ОГЭ-2024.
  2. Успешные практики подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку.
  3. Возможности методики развития навыков читательской грамотности обучающихся в подготовке к ОГЭ по русскому языку.

В рамках работы секции участники проанализировали итоги основного государственного экзамена по русскому языку, выделили проблемные, «недостаточные» зоны предметных знаний учащихся. В 2024 году меняется содержание и структура КИМа ОГЭ по русскому языку, участники секции внимательно проанализировали демонстрационные материалы на сайте ФИПИ. В контексте успешных практик подготовки учащихся к ОГЭ были представлены различные приемы, в том числе алгоритм создания интерактивной памятки на пунктуационные и орфографические правила.

Практическая работа была связана с моделированием элементов урока русского языка, отражающих возможности синтеза заданий ОГЭ и читательской грамотности. Итоги и материалы секции по ссылке

В ходе практикума для учителей музыки и изобразительного искусства Кузбасса участники обсуждали вопросы, связанные с актуальными требованиями в преподавании предметной области «Искусство» в условиях реализации обновленных ФГОС.

Педагоги обсудили роль учебных предметов «Музыка» и «ИЗО» в художественно-эстетическом развитии личности в контексте задач проекта «Школа Минпросвещения России». Методисты кафедры гуманитарного и художественно-эстетического образования, Шаталова И. Л., и Новоселова В. П., в своих выступлениях коснулись вопросов решения познавательных и практико-ориентированных задач на уроках искусства:

  • деятельности по развитию креативного мышления в процессе создания художественного и музыкального образов;
  • формирования личностных результатов обучения средствами искусства;
  • духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочное время.

Практическая работа педагогов была посвящена анализу планируемых ФРП ООО по учебным предметам «Музыка» и «ИЗО» предметных и метапредметных образовательных результатов, а также проектированию современного учебного занятия. Итоги и материалы секции по ссылке

В рамках практикума для учителей физики «Реализация ФООП на уровнях ООО и СОО по физике» Урванцева Лариса Дмитриевна, методист по физике, и. о. заведующего кафедрой естественно-научного, математического и технологического образования ИРО Кузбасса рассказала об особенностях, методах и технологиях реализации ФРП по физике в 2023/24 учебном году.

Особый интерес практикующих учителей физики вызвали вопросы, связанные с обновлениями в федеральных рабочих программах с учетом акцентов, которые представил Репенко Дмитрий Витальевич, учитель физики МБОУ «Тарасовская СОШ»:

  • межпредметные связи в процессе реализации учебного предмета «Физика» с учетом требований ФООП;
  • освоение экспериментальных умений через самостоятельный ученический эксперимент;
  • контекстное обучение с региональным компонентом инженерно-технологической и экологической направленностей;
  • о повышении компетенций педагога при формировании ФГ.

В практикуме по составлению контекстных задач с учетом регионального компонента для формирования ФГ приняли активное участие все присутствующие учителя физики, побывав в роли учеников на уроке.

Материал практикума вызвал хороший отклик у педагогов Кузбасса, так как проблема формирования функциональной естественнонаучной грамотности школьников на занятиях по физике является актуальной для каждого педагога.

Педагоги выразили благодарность выступающим за возможность совершенствования своей профессиональной компетентности по вопросам контекстного обучения. Итоги и материалы секции по ссылке

На практикум для учителей химии «Реализация ФООП на уровнях ООО и СОО по химии» в качестве спикеров были приглашены педагоги, работающие в классах углубленного изучения химии: Голенда Марина Викторовна, учитель химии МБОУ «Гимназия № 71» г. Кемерово и Чудинова Ирина Владимировна, учитель химии МБОУ «СОШ № 2» Топкинского МО.

Ирина Владимировна рассказала о формировании естественно-научной функциональной грамотности учащихся основного общего образования при изучении предмета «Химия».

Марина Викторовна презентовала свой опыт внеурочной деятельности по предмету «Химия» в соответствии требованиями обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО:

Голенда М.В. и Чудинова И.В. организовали практикум по проектно-исследовательской деятельности обучающихся средствами предмета «Химия».

Педагоги отметили актуальность и практическую значимость предложенного методического и дидактического материала и выразили благодарность спикерам за возможность совершенствования своей профессиональной компетентности в преподавании химии. Итоги и материалы секции по ссылке

Практикум для учителей географии по теме «Реализация ФООП на уровнях ООО и СОО по географии» проводила Кузина Татьяна Ивановна, методист кафедры ЕНМиТО. Были рассмотрены вопросы:

  1. Особенности реализации ФРП/ООО по географии в преемственности с преподаванием окружающего мира на уровне НОО в 2023/24 учебном году.
  2. Формирование естественно-научной функциональной грамотности учащихся основного общего образования при изучении предмета «География».
  3. Организация внеурочной деятельности по предмету «География» в соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО.
  4. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся средствами предмета «География».

В работе секции приняли участие учителя географии, которые помимо географии преподают так же биологию и обществознание. Работа практикума проходила в обстановке заинтересованности и внимания: происходил живой обмен мнениями, по некоторым моментам участники делились собственным опытом. В ходе практикума были рассмотрены различные виды задач на формирование естественнонаучной функциональной грамотности, различные формы внеурочной деятельности. Педагоги с большой охотой поделились своими наработками в области проектно-исследовательской деятельности. Данный семинар продемонстрировал высокий уровень методической активности педагогов, способствовал развитию профессионализма, возможности продемонстрировать опыт работы учителей. Итоги и материалы секции по ссылке

Практикум для учителей иностранного языка «Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС» состоял из двух частей.

Первая часть работы секции была посвящена вопросу контроля в обучении иностранному языку. Рыбкина Анжела Константиновна, методист кафедры ГиХЭО, представила учителям английского языка методические рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ на основе анализа результатов 2023 года. С учетом актуальных изменений был детально освещен вопрос подготовки к устной части и разделу письмо.

Во второй части Константинова Нина Анатольевна, заведующая кафедрой ГиХЭО, канд. филол. наук, доцент, осветила вопрос моделирования современного урока иностранного языка согласно требованиям обновленных ФГОС, представила технологии развития креативного мышления обучающихся, контент ФГИС «Моя школа» для проведения уроков английского языка.

Педагоги были активны в дискуссии, делились примерами из своей педагогической практики, и в ходе рефлексии отметили высокий методический уровень проведения образовательного мероприятия, актуальность обсуждаемых вопросов, практическую направленность предложенных методических рекомендаций. Итоги и материалы секции по ссылке.

Практикум для учителей информатики по теме «Реализация ФРП по информатике и особенности преподавания предмета в условиях внедрения обновленных ФГОС общего образования» проводила Тютюнникова Елена Васильевна, методист кафедры естественно-научного, математического и технологического образования ИРО Кузбасса. В ходе секции были рассмотрены вопросы:

  1. Обновленные ФГОС ООО и ФГОС СОО. Информатика: новые требования и возможности.
  2. Цифровая образовательная среда учителя информатики.
  3. Организация контрольно-оценочной деятельности на уроках информатики согласно ФГОС ООО и ФГОС СОО: спецификация контрольно-измерительных материалов для оценки достижения планируемых результатов на базовом и углубленном уровнях.
  4. Формирование функциональной грамотности учащихся при обучении информатике в школе ‒ требования обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО.

Практическая работа проходила в форме мастер-класса по созданию интерактивных обучающих ресурсов.

Материалы практикума для скачивания

Практикум для учителей математики «Обновление подходов к подготовке обучающихся к ОГЭ-2024 года по математике» проводила Трушкина Татьяна Петровна, методист кафедры естественно-научного, математического и технологического образования ИРО Кузбасса.

В ходе работы были рассмотрели изменения в перечне проверяемых требований к результатам освоения федеральной основной образовательной программы основного общего образования (ФООП ООО) по математике согласно демоверсии по математике 2024 года и примеры учебного задания для формирования комплекса планируемых результатов. Анализируя результаты ОГЭ 2023 года, Татьяна Петровна дала рекомендации по подготовке выпускников к ОГЭ по математике в 2024 году. Участники требования к оформлению задач с развернутым ответом на ОГЭ по математике, проведена практическая работа, в ходе которой участники поработали экспертами и оценили по предложенным критериям выполнение заданий реальных работ учеников, которые ребята выполняли на ОГЭ по математике.

Участники оценили проведенное мероприятие положительно, отметили актуальность и значимость поднимаемых вопросов. Итоги и материалы секции по ссылке

Подводя итоги интенсива участники встречи выразили свою удовлетворенность от совместной работы и выразили благодарность за содержательные методические материалы, а также сформировали методические запросы, обсудили возможность создания инновационных площадок при поддержке ИРО Кузбасса для проведения стажировок и выразили готовность к сотрудничеству в рамках работы регионального профессионально-педагогического сообщества (РППС).

Спасибо всем участникам и модераторам методического интенсива!

Вертилецкая И. Г., заведующий центра УМСОД, канд. пед. наук, доцент


© 2024 ИРОК