Работаем с 1943 года

Институт развития образования Кузбасса

29 февраля–1 марта 2024 года преподаватели ГОУ ДПО ИРО Кузбасса, центра учебно-методического сопровождения образовательной деятельности (УМСОД) организовали проведение очередной интенсив-сессии «Комплексное развитие ОО в контексте реализации проекта «Школа Минпросвещения России». В ходе встречи педагоги образовательных организаций "нижнего куста северной агломерации" получили возможность обсудить актуальные вопросы развития образования и обменяться результативным педагогическим опытом.

В рамках практикума для учителей физики по проблеме реализации ФООП на уровнях ООО и СОО по физике Урванцева Лариса Дмитриевна, и. о. заведующего кафедрой естественнонаучного, математического и технологического образования (ЕНМиТО) раскрыла особенности перехода на ФОП при обучении в основной и средней школе, обозначила ключевые изменения в Федеральной рабочей программе и представила опыт реализация учебного предмета «Физика» с учетом требований ФООП и обновленного ФГОС. Педагоги, участвующие в работе семинара, активно включились в обсуждение вопросов:

  • межпредметные связи в процессе реализации учебного предмета «Физика» с учетом требований ФООП;
  • освоение экспериментальных умений через самостоятельный ученический эксперимент;
  • контекстное обучение с региональным компонентом инженерно-технологической и экологической направленностей;
  • о повышении компетенций педагога при формировании функциональной грамотности на уроках физики.

Особый интерес практикующих учителей физики вызвали вопросы, связанные с лабораторным практикумом по реализации активных методов обучения на уроках физики и во внеурочной деятельности. Все присутствующие учителя физики приняли активное участие в практикуме по составлению контекстных задач с учетом регионального компонента для формирования ФГ побывав в роли учеников на уроке. Материал практикума вызвал хороший отклик у педагогов Кузбасса, так как проблема формирования функциональной естественнонаучной грамотности школьников на занятиях по физике является актуальной для каждого педагога.

Педагоги выразили благодарность выступающим за возможность совершенствования своей профессиональной компетентности по вопросам контекстного обучения.

Итоги и материалы секции по ссылке.

В ходе практикума для учителей технологии и черчения Ларионова Ирина Юрьевна, методист кафедры естественно-научного, математического и технологического образования ИРО Кузбасса рассмотрела актуальные вопросы преподавания учебного предмета «Технология». Введение учебного предмета «Черчение» в образовательных организациях в 2024–2025 учебном году». Участники обсудили особенности учебного предмета «Черчение» для решения познавательных и практических задач: КТП, урок и ВУД.

Особый интерес практикующих учителей технологии (и черчения) вызвали вопросы, связанные с особенностями преподавания учебного предмета «Черчение» и модуля учебного предмета «Технология» – «Компьютерная графика. Черчение» для решения познавательных и практических задач: КТП, на уроках технологии (черчения) и во внеурочной деятельности. Участники семинара, активно включились в обсуждение вопросов:

  • особенности преподавания предмета «Технология» в соответствии с обновленным ФГОС – новые модули: «Робототехника» и «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»;
  • введение учебного предмета «Черчение» в образовательных организациях в 2024-2025 учебном году и особенности этого предмета для решения познавательных и практических задач;
  • занимательность при изучении предмета «Черчение».

Материал был подготовлен по запросам педагогов Ленинск-Кузнецкого ГО, Ленинск-Кузнецкого МО, Беловского МО, Полысаевского ГО, Гурьевского МО.

Учителями технологии было предложено организовать обучающие семинары по предмету «Черчение».

Итоги и материалы секции по ссылке. 

На практикуме для учителей биологии и химии в качестве спикеров выступили Матвеева Алена Владимировна, методист кафедры естественнонаучного, математического и технологического образования; Шабалина Елена Васильевна, методист кафедры естественнонаучного, математического и технологического образования. Участники обсудили вопросы формировании естественно-научной функциональной грамотности учащихся основного общего образования при изучении предмета «Химия «и «Биология»; Беленкова Лариса Эриковна, учитель биологии МБОУ «Святославская СОШ» Ижморского МО, представила свой опыт работы по методике работы учителя биологии и химии с одаренными детьми. Особенности и практические приемы подготовки школьников к результативному участию в олимпиадном и конкурсном движении в области естествознания. Были представлены лучшие результаты работы учителя. Живой интерес вызвало общение с учителем из сельской школы, имеющей такие результаты на Всероссийском уровне. Педагоги были воодушевлены творчеством Ларисы Эриковны и воспользуются ее рекомендациями в своей работе с одаренными детьми. Участники практикума рассмотрели вопросы:

  1. Переход на ФОП при обучении в основной и средней школе: ключевые изменения в Федеральной рабочей программе основного и среднего общего образования, задачи по их реализации
  2. Реализация учебных предметов «Биология» и «Химия» с учетом требований ФООП в 2023-2024 учебном году.
  3. Межпредметные связи в процессе реализации учебного предмета «Химия» с учетом требований ФООП.
  4. Освоение экспериментальных умений с использованием цифрового оборудования центра образования «Точка роста»;
  5. Условия эффективности использования активных методов обучения на уроках и во внеурочной деятельности.

Особый интерес участники проявили в работе по организации лабораторного практикума, направленного на освоение практических и экспериментальных умений учащимися при изучении биологии и химии. Педагоги побывали в роли учеников на уроке, используя цифровое оборудование центра образования естественнонаучной направленности «Точка роста», которое позволяет в необычном формате проводить традиционные уроки и внеурочные занятия. Использование такого оборудования позволит обучающимся активно заняться проектной и исследовательской деятельностью.

Педагоги, участвующие в работе семинара, активно включились в обсуждение вопросов.

Итоги и материалы секции по ссылке.

Практикум для учителей математики «Обновление подходов к подготовке обучающихся к ОГЭ-2024 года по математике» модерировала Трушкина Татьяна Петровна, методист кафедры естественно-научного, математического и технологического образования ИРО Кузбасса.

В ходе работы были рассмотрели изменения в перечне проверяемых требований к результатам освоения федеральной основной образовательной программы основного общего образования (ФООП ООО) по математике согласно демоверсии по математике 2024 года и примеры учебного задания для формирования комплекса планируемых результатов. Анализируя результаты ОГЭ 2023 года, Татьяна Петровна дала рекомендации по подготовке выпускников к ОГЭ по математике в 2024 году. Участники требования к оформлению задач с развернутым ответом на ОГЭ по математике, проведена практическая работа, в ходе которой участники поработали экспертами и оценили по предложенным критериям выполнение заданий реальных работ учеников, которые ребята выполняли на ОГЭ по математике.

Участники оценили проведенное мероприятие положительно, отметили актуальность и значимость поднимаемых вопросов.

На секции учителей русского языка и литературы «Актуальные вопросы подготовки к ОГЭ по русскому языку и возможности развития навыков читательской грамотности» были предложены для обсуждения следующие вопросы:

  1. Функциональная грамотность (читательская) и урочная деятельность: методы и приемы развития навыков обучающихся.
  2. Урок литературы и учебная литература: творческие задания; трансмедийная стратегия обучения на уроке литературы.
  3. Воспитание читателя в практике основной школы.

В рамках работы секции участники под руководством Ащеуловой Ирины Владимировны, канд. филол. наук, доцента, методиста кафедры гуманитарного и художественно-эстетического образования ИРО были раскрыты методические проблемы в период обновления современной российской системы образования (русский язык и литература). Практическая работа была связана с моделированием урока литературы, отражающих возможности синтеза заданий ОГЭ и читательской грамотности.

Итоги и материалы секции по ссылке.

На секции для руководящих работников общеобразовательных организаций по теме: «Актуальные аспекты повышения качества образования на организационном уровне» модератор Плосконосова Елена Алексеевна, методист кафедры менеджмента и психолого-педагогического сопровождения ИРО Кузбасса организовала обсуждение актуальных аспектов деятельности педагогического коллектива по повышению уровня функциональной грамотности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.

В ходе работы секции был представлен педагогический опыт работы МБОУ «СОШ №70» МБОУ «Ленинуглёвская СОШ» по обеспечению объективности результатов ВПР. Участники ознакомились с подходами к организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, получили рекомендации по обеспечению объективности результатов ВПР в общеобразовательных организациях. Особое внимание было уделено практическим аспектам обсуждаемых вопросов.

На секции была предоставлена возможность профессионального общения по обсуждаемым вопросам, направленным на обеспечение качества планируемых результатов обучающихся. Итоги и материалы секции для руководителей по ссылке.

Подводя итоги интенсива участники встречи выразили свою удовлетворенность от совместной работы и выразили благодарность за содержательные методические материалы, а также сформировали методические запросы, обсудили возможность создания инновационных площадок при поддержке ИРО Кузбасса для проведения стажировок и выразили готовность к сотрудничеству в рамках работы регионального профессионально-педагогического сообщества (РППС).

Спасибо всем участникам и модераторам методического интенсива!

Вертилецкая И. Г., заведующий центра УМСОД, канд. пед. наук, доцент


© 2024 ИРОК