ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ
Кузбасского регионального ИПКиПРО
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 71741
18+

О кафедре педагогических и здоровьесберегающих технологий

Кафедра педагогических и здоровьесберегающих технологий сравнительно «молодое» структурное подразделение института. Ее история начинается в сентября 2002 года. Одним из инициаторов создания кафедры стал Эдуард Михайлович Казин, профессор, доктор биологических наук, заслуженный деятель науки РФ, который по сей день определяет ключевые позиции в научно-методическом сопровождении здоровьесберегающей деятельности Кемеровской области. Первым заведующим кафедрой стала Ольга Алексеевна Никифорова, кандидат биологических наук, доцент. Энергичная и предприимчивая, обладающая замечательными организаторскими качествами и системным мышлением, Ольга Алексеевна успешно управляла кафедрой до 2005 года, заложив основы деятельности данного структурного подразделения.

За 10 лет существования кафедра претерпела ряд структурных изменений, изменился кадровый состав, поменялись приоритетные направления деятельности. Несмотря на это отличительной чертой кафедры остается верность традициям: быстро реагировать на изменения в системе образования; пропагандировать ценность здоровья; решать поставленные перед кафедрой задачи всем коллективом, обсуждая, советуясь, помогая друг другу.

С момента основания кафедры была определена основная цель ее деятельности, которая остается актуальной и в настоящее время. Это – создание условий для организации и осуществления повышения квалификации и переподготовки педагогических работников образовательных учреждений по профилю кафедры; оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса.

До 2008 года повышение квалификации и методическое сопровождение педагогических работников осуществлялось сотрудниками кафедры по трем направлениям:

1. Здоровьесберегающие технологии
2. Физическая культура и спорт
3. Основы безопасности жизнедеятельности

В2008 году кафедра включила в себя новое направление – современные педагогические технологии и стала называться кафедрой педагогических и здоровьесберегающих технологий.

Целью деятельности кафедры педагогических и здоровьесберегающих технологий является повышение квалификации и совершенствование уровня профессиональной компетентности специалистов в области физической культуры и спорта, учителей ОБЖ и других педагогических работников.

В настоящее время профессорско-преподавательский состав кафедры представлен 3 докторами наук, 17 кандидатами наук, 6 преподавателями.

Штатный состав кафедры представлен следующими сотрудниками:

Заведующая кафедрой:

Душенина Татьяна Владимировна, кандидат биологических наук
Научно-педагогический стаж - 15 лет
Стаж работы в должности - 8 лет

В 2011 году прошла повышение квалификации по программе «Развитие современного образования в условиях модернизации» (72 часа) в КРИПКиПРО.

В диссертационном исследовании Душениной Татьяны Владимировны по теме «Особенности морфофункционального развития и адаптации учащихся в процессе обучения» (2004 г.) рассматриваются актуальные проблемы адаптации школьников к учебной деятельности.

Материалы исследования внедрены в систему работы внутришкольных центров содействия укреплению здоровья обучающихся. Полученные в работе данные используются в системе высшего профессионального образования – при чтении спецкурса «Основы индивидуального здоровья» и курса «Возрастная физиология» на кафедре физиологии человека и животных и валеологии КемГУ; а также в системе дополнительного профессионального образования – при чтении модуля «Современные аспекты развития личности: воспитание и здоровье». Кроме курсовой подготовки результаты диссертационного исследования используются в процессе методического сопровождения здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений, реализующих требования ФГОС.

Душенина Т.В. читает следующие модули дополнительных профессиональных программ:

• Федеральные государственные образовательные стандарты – механизм модернизации общего образования;
• Проектирование уроков физической культуры в условиях ФГОС общего образования;
• Здоровьесберегающий аспект в условиях реализации требований ФГОС;
• Здоровьесберегающий аспект в условиях реализации требований ФГТ;
• Здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса;
• Особенности морфофункционального развития учащихся;
• Интеграция основного и дополнительного образования в условиях реализации требований ФГОС общего образования.

Планируя работу кафедры, Татьяна Владимировна ориентируется, прежде всего, на существующие тренды в системе образования и на профессиональные запросы педагогов. Именно поэтому кафедра педагогических и здоровьесберегющих технологий играет сегодня важную роль в методическом сопровождении перехода на федеральные государственные стандарты общего образования.

За плодотворный труд и высокий уровень профессионализма Татьяна Владимировна неоднократно награждалась почетными грамотами Департамента образования и науки Кемеровской области; а по итогам 2013 года стала победителем конкурса КРИПКиПРО «Профи-успех» в номинации «Руководитель структурного подразделения».


Доценты кафедры:

Лушпа Лариса Георгиевна, кандидат биологических наук, доцент
Научно-педагогический стаж - 29 лет
Стаж работы в должности - 7 лет

Прохождение стажировки, повышение квалификации:

- 2009 год, ГОУ ВПО Уральская государственная медицинская академия Росздрава по теме «Здоровьесберегающие технологии в образовательных учреждениях» (72 часа);
- 2011 год, стажировка в КРИПКиПРО по образовательной программе «Развитие современного образования в условиях модернизации» (72 часа).

Реализует учебно- и научно-методическую деятельность в области здоровьесберегающих технологий.

В диссертационном исследовании по теме «Влияние различных режимов двигательной активности на показатели физического развития и параметры вегетативной регуляции сердечного ритма младших школьников» изучено влияние различных режимов двигательной активности на функциональное состояние организма и физическое развитие учащихся начальных классов. На основании анализа полученных результатов показано, что режим двигательной активности, включающий развитие физических качеств, индивидуальные воздействия, учитывающие состояние здоровья и адаптационные возможности учащихся, является наиболее оптимальным в повышении резистетности организма к различным нагрузкам.

Материалы научного исследования Л.Г. Лушпа, имеющие практико-ориентированную направленность, используются при проведении занятий на курсах повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта: учителей физической культуры, тренеров-преподавателей, инструкторов по физической культуре ДОУ.

Ларисой Георгиевной разработаны и реализуются следующие модули дополнительных профессиональных программ:

• Здоровьесберегающий аспект в условиях реализации требований ФГОС;
• Здоровьесберегающий аспект в условиях реализации требований ФГТ;
• Здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса;
• Формирование культуры здоровья обучающихся;
• Особенности развития детей дошкольного возраста;
• Анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста. Гигиена и самообслуживание детей;
• Психофизическое развитие дошкольников.

Опыт работы в вузе и имеющийся стаж работы в должности заведующей школьного центра здоровья позволяют Ларисе Георгиевне выстраивать лекционный материал на глубокой научной основе, сохраняя практическую ценность и актуальность для педагогов-практиков. Она следит за меняющейся номративно-правовой базой и методическим обеспечением здоровьесберегающей деятельности, постоянно корректируя содержание лекций; является автором методических рекомендаций по формированию культуры здоровья обучающихся и более 30 работ по проблеме здоровьесберегающей деятельности в системе общего образования.

Лариса Георгиевна неоднократно становилась лауреатом и победителем профессионального конкурса «Профи-успех» в номинации «Доцент года», имеет почетные грамоты Департамента образования и науки Кемеровской области, благодарности от КРИПКиПРО и муниципальных методических служб за профессионализм и значительный вклад в систему повышения квалификации педагогических работников.


Горнов Александр Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент
Научно-педагогический стаж - 15 лет
Стаж работы в должности - 5 года

В 2008 году прошел повышение квалификации по программе «Теория практика социальной работы в Кемеровской области» (72 ч.), Комитет по совершенствованию управленческой деятельности Администрации Кемеровской области.

Реализует учебно- и научно- методическую деятельность в области современных педагогических технологий.

Тема диссертационного исследования доцента Горнова А.М. «Формирование проектировочных умений учителя в системе повышения квалификации» процесс повышения квалификации педагога рассматривается как канал снабжения учителей информацией о педагогическом проектировании, о методах проектирования (по Джонсу Дж. К. их – 35), о технологизации в сфере образования как явлении, о возможности трансформации метода проектирования в технологию, о педагогическом проекте, о признаках педагогического проекта, о технологии создания педагогического проекта, об образовательных технологиях как процессах формирования ключевых компетенций, о предъявлении и развёртывании технологии, об управлении проектом.

С учетом результатов диссертационного исследования разработаны и реализуются модули дополнительных профессиональных программ:

• «Современные образовательные технологии»;
• «Введение в прогностику».

Александр Михайлович имеет богатый опыт работы в системе общего, высшего, профессионального образования, а также в сфере государственной службы. Лекции Александра Михайловича эмоциональны и никого не оставляют равнодушным. Будучи специалистом в области проектирования, Александр Михайлович проводит консультации по разработке программ развития образовательных учреждений; по проектированию педагогической деятельности. Широкий кругозор, мобильность и неиссякаемая жизненная энергия являются важными составляющими его профессионального имиджа.

За добросовестное отношение к работе Горнов Александр Михайлович награжден грамотами муниципальных методических служб и КРИПКиПРО.


Методист кафедры:

Фролова Ольга Анатольевна
Общий педагогический стаж - 14 лет
Стаж работы в должности - 2 год

Прошла курсы повышения квалификации в 2012 году по программе «Теория и практика преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС общего образования» (120 ч.), КРИПКиПРО.

Курирует направление «Физическая культура и спорт».

Несмотря на то, что Ольга Анатольевна приступила к исполнениям обязанностей методиста в ноябре 2012 года, методическая работа ей понятна: работу учителя физической культуры она совмещала с деятельностью руководителя городского методического объединения на протяжении нескольких лет. Ольга Анатольевна органично влилась в коллектив кафедры, зарекомендовав себя ответственным, компетентным, инициативным специалистом, знатоком своего дела. Ею подготовлен аналитический материал по кадровому обеспечению физической культуры в области; по конкурсному движению; составлены рекомендации по преподаванию физической культуры. Фролова О.А. курирует деятельность регионального методического объединения учителей физической культуры и ОБЖ; принимает активное участие в организации тьюторского сопровождения по направлению «Проектирование уроков физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС». Помимо методической деятельности Фролова О.А. осуществляет преподавательскую работу. За короткий срок Ольгой Анатольевной разработаны модули дополнительных образовательных программ для учителей физической культуры и инструкторов ДОУ:

• Программно-методическое и нормативное обеспечение деятельности учителя физической культуры;
• Контрольно-оценочная деятельность учителя физической культуры
• Проектирование уроков физической культуры в условиях ФГОС общего образования
• Нормативное и программно-методическое обеспечение физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ;
• Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: актуальные вопросы;
• Средства физического воспитания в системе работы ДОУ.

По итогам 2013 года Ольга Анатольевна стала лауреатом конкурса КРИПКиПРО «Профи-успех» в номинации «Дебют».


Большую значение в работе кафедры имеют некоторые внешние совместители. На протяжении многих лет научно-методическая и учебно-методическая деятельность кафедры тесно связана с их именами:

Профессор-консультант:

Казин Эдуард Михайлович, доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Эдуард Михайлович является действительным членом Международной Академии наук высшей школы, действительным членом Академии педагогических и социальных наук.

Доценты:

Жуков Родион Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент. Реализует научно-методическую деятельность в области физической культуры и спорта.

В содержании лекций Родиона Сергеевича присутствуют научные и методические новинки в области физической культуры и спорта. Он часто использует интерактивные формы работы со слушателями, что значительно повышает качество курсовой подготовки и переподготовки. Родион Сергеевич принимает активное участие в жизни педагогического сообщества учителей физической культуры: он является автором многих методических пособий, адресованных педагогам; часто привлекается организаторами конкурсов к экспертизе конкурсных материалов; выступает на методических и проблемно-ориентированных семинарах, на конференциях; проводит консультации для учителей физической культуры; участвует в аттестации и сертификации специалистов в области физической культуры и спорта.

Скалозубова Лариса Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент. Реализует учебно- и научно-методическую деятельность в области безопасности жизнедеятельности. Лариса Евгеньевна имеет высокий рейтинг среди преподавателей института. Ее лекции актуальны, содержат региональный компонент и максимально приближены к практике учителей и преподавателей-организаторов ОБЖ. Являясь председателем жюри регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ и членом региональной предметно-методической комиссии, Лариса Евгеньевна много внимания уделяет подготовке педагогов к организации предметной олимпиады и других форм внеурочной деятельности.

Официальные партнеры

Важные ссылки