Работаем с 1943 года

Институт развития образования Кузбасса


Кафедрой гуманитарного и художественно-эстетического образования ИРО Кузбасса был проведен семинар по теме: «Развитие фонематического восприятия у детей билингвов средствами вокальных упражнений» 21.11.2025 в очной формате.

Цель: совершенствование компетенций педагогов, осуществляющих художественно-эстетическое развитие  детей на занятиях в образовательной организации.

         В семинаре приняли участие педагоги дошкольных, школьных и внешкольных образовательных организаций.

На семинар рассмотрены вопросы:

         Совместной деятельности педагогов образовательной организации по развитию фонематических процессов у детей-билингвов.

         Роль вокальных упражнений в развитии фонематического восприятия у детей-билингвов в образовательных организациях разного уровня (дошкольных, школьных, внешкольных).

         Приемы и методы развития дикции и тембра голоса детей-билингвов.

         Проведение в образовательных организациях мероприятий с обучающимися, направленных на формирования культуры межнационального общения и единство народов России.

 

Программа семинара:

 

Особенности общения с детьми-билингвами в образовательной организации

Шаталова Ирина Леонидовна, методист каф. ГХЭО ИРО Кузбасса

Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию фонематических процессов у детей-билингвов

Коляда Наталья Александровна, муз. руководитель, Макарова Евгения Олеговна, учитель-логопед МАДОУ

№ 242 «Детский сад общеразвивающего вида» г. Кемерово

Роль вокальных упражнений в развитии фонематического восприятия у детей-билингвов

Черкасова Светлана Александровна, муз. Руководитель МБДОУ № 53 «Детский сад комбинированного вида»;

Береговенко Эльмира Рафиковна, муз. руководитель МБДОУ № 32 «Детский сад комбинированного вида»;

Колчанова Татьяна Александровна, муз. руководитель МБДОУ № 40 «Детский сад компенсирующего вида» и МАДОУ № 212 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников»,
Кривошеева Флорика Михайловна, муз. Руководитель МБДОУ № 94 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников» г. Кемерово

Развитие тембра у детей-билингвов для формирования способности различать и узнавать фонему

Бешметова Екатерина Сергеевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Центр творчества Заводского района» города Кемерово

Развитие дикции у детей-билингвов с помощью вокальных упражнений

Губарева Яна Нуваховна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Центр творчества Заводского района» города Кемерово

Развитие фонематического восприятия обучающихся посредством использования системы упражнений В. В. Емельянова

Левченко Раиса Николаевна, Абрамова Нина Александровна, учителя музыки МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45» города Кемерово

Проведение этнокультурных фестивалей в образовательных организациях как способ формирования культуры межнационального общения

Спиридонова Наталья Васильевна, музыкальный руководитель МБДОУ №118 "Детский сад комбинированного вида" города Кемерово

Подведение итогов семинара- практикума

Шаталова Ирина Леонидовна, методист кафедры ГиХЭО ИРО Кузбасса

 

 

Участников семинара —35 чел.

Материалы для скачивания:

Развитие тембра у детей-билингвов для формирования способности различать и узнавать фонему

Бешметова Е. С.

https://yadi.sk/d/X3xfWaMMN_ekIA

Развитие дикции у детей-билингвов с помощью вокальных упражнений

Губарева Я. Н.

https://disk.360.yandex.ru/i/rAxnBFj5ZVmdTA и

Проведение этнокультурных фестивалей в образовательных организациях как способ формирования культуры межнационального общения

Спиридонова Н. В.

https://disk.yandex.ru/d/-0scdCNWr1rr6w

Развитие фонематического восприятия обучающихся посредством использования системы упражнений В. В. Емельянова

Левченко Р. Н., Абрамова Н. А.

https://disk.360.yandex.ru/i/sLc1CWG-IMI6Dw

 

Итоги конференции

«Функциональная грамотность в начальной школе: завершаем проект, открываем новые горизонты»

20 ноября 2025 года
Кафедра дошкольного и начального общего образования ИРО Кузбасса

20.11.2025 на базе ИРО Кузбасса, кафедрой дошкольного и начального общего образования была проведена региональная научно-практическая конференция «Функциональная грамотность в начальной школе: завершаем проект, открываем новые горизонты».

Цель конференции:

Обобщение и систематизация итогов реализации регионального проекта «От функциональной грамотности — к качеству образования: научно-методическое сопровождение педагогических работников по вопросам формирования функциональной грамотности», презентация лучших практик педагогического сообщества и определение перспективных направлений дальнейшего развития функциональной грамотности обучающихся в начальной школе в соответствии с актуальными требованиями ФГОС НОО.

26

Управлений регионального и муниципального уровней

Руководители и специалисты различных ведомств, педагоги, методисты и тьюторы

Программа конференции

Приветственное слово

СН

Ненилин Сергей Николаевич

Проректор по УМР ИРО Кузбасса, канд. пед. наук

Обозначил ключевые задачи конференции и пожелал участникам плодотворной работы

ИВ

Вертилецкая Инга Геннадьевна

Канд. пед. наук, доцент, заведующая ЦУМСОД ИРО Кузбасса

Обзор научно-методического сопровождения педагогов по формированию функциональной грамотности, подчеркнув системный подход к повышению качества образования

СЗ

Заруцкая Светлана Валериевна

Заведующий кафедрой дошкольного и начального общего образования ИРО Кузбасса

Стратегия успеха в формировании функциональной грамотности в начальной школе, акцентируя внимание на ее роли как фундамента непрерывного образования

АФ

Федорова Алевтина Рюриковна

Методист информационно-методического центра издательства «Русское слово», канд. пед. наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ

Обзор ресурсного обеспечения процесса формирования функциональной грамотности, акцентировав внимание на практических аспектах и доступных инструментах

ЕК

Кузьмина Елена Романовна

Канд. пед. наук, руководитель Центра дошкольного и начального образования АНО ДПО «Национальный институт качества образования» (г. Москва)

Практические подходы к формированию функциональной грамотности в начальной школе с учетом требований ФГОС НОО и ФОП НОО

ЕП

Прекина Елена Григорьевна

Канд. пед. наук, преподаватель ГАПОУ «Кузбасский педагогический колледж»

Проблемы и противоречия, возникающие при формировании функциональной грамотности в начальной школе, что послужило отправной точкой для дальнейших дискуссий на секциях

Работа секций

После пленарного заседания работа конференции продолжилась в рамках секций, где участники смогли более детально обсудить вопросы:

Математическая грамотность

Читательская грамотность

Естественнонаучная грамотность

Развитие креативного мышления

Глобальные компетенции

Итоги конференции

Конференция достигла поставленных целей, предоставив участникам возможность обменяться опытом, обсудить актуальные проблемы и определить дальнейшие шаги в области формирования функциональной грамотности.

Материалы конференции будут полезны педагогам, методистам и руководителям образовательных организаций, заинтересованным в повышении качества начального общего образования.

Итоги практического веб-модуля

«От ВСОКО – к росту качества образования в школе»

20 ноября 2025 года
отдел организации кадрового резерва ИРО Кузбасса

20 ноября 2025 года отдел организации кадрового резерва ИРО Кузбасса провёл практический веб-модуль «От ВСОКО – к росту качества образования в школе» в рамках реализации Концепции региональной системы научно - методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.

Обсуждаемые вопросы:

  • Система работы школы по привлечению и удержанию молодых специалистов;
  • Конкурсы профессионального мастерства как средство развития профессионализма педагогов;
  • Развитие функциональной грамотности педагогов на уровне ОО;
  • Эффективные практики наставничества в ОО;
  • Изменения в модели ВСОКО;
  • Оценка достижения образовательных результатов обучающихся по освоению программ общего образования. Индивидуальный проект.

Материалы выступлений

Название документа ФИО докладчика
Система работы школы по привлечению и удержанию молодых специалистов Шафф Игорь Георгиевич, директор МБОУ «СОШ N 14» Киселевского ГО
Конкурсы профессионального мастерства как средство развития профессионализма педагогов Шафф Елена Михайловна, заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 14» Киселевского ГО
Развитие функциональной грамотности педагогов на уровне ОО Юдаева Наталья Александровна, заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 14» Киселевского ГО
Эффективные практики наставничества в ОО Агошкова Светлана Александровна, учитель начальных классов, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями МБОУ «СОШ № 14» Киселевского ГО
Изменения в модели ВСОКО Писарева Алена Петровна, заместитель директора по УВР МАОУ «Гимназия города Юрги»
Оценка достижения образовательных результатов обучающихся по освоению программ общего образования. Индивидуальный проект. Кускова Анжелика Борисовна, заместитель директора по УВР МБОУ лицей № 22 города Белово имени К.Д. Ушинского

Итоги семинара «Школа Минпросвещения России»: Траектория развития

20 ноября 2025 года
30 участников

20 ноября 2025 года прошел семинар «Школа Минпросвещения России: траектория развития», организованный Центром непрерывного повышения профессионального мастерства с целью обмена успешными региональными практиками, обсуждения ключевых направлений проекта «Школа Минпросвещения России», презентации управленческих решений по устранению дефицитов, внедрению инновационных подходов и формированию единой стратегии развития школ.

Участники и география

Участники семинара, среди которых около 30 руководителей образовательных организаций, представителей педагогических коллективов, координаторов проекта, а также учителей и административных сотрудников школ 16 муниципалитетов, обсудили проблемы и перспективы реализации проекта «Школа Минпросвещения России» в Кемеровской области-Кузбассе, рассмотрели успешные практики организации внеурочной деятельности по русскому языку, наставничества в образовательной организации, оценили преимущества навигаторского подхода в управлении проектной деятельностью учащихся.

Итоги и перспективы

Педагогические работники и управленческие кадры наметили векторы дальнейшего взаимодействия в рамках реализации проекта «Школа Минпросвещения России», предложили тематические идеи для потенциальных мероприятий.

По итогам семинара участники отметили важность открытого диалога, обмена успешным опытом и разработки конкретных рекомендаций для дальнейшего совершенствования образовательной системы региона.


© 2025 ИРО Кузбасса