Работаем с 1943 года

Институт развития образования Кузбасса

Д. Н. Хомяков известен не только в нашей стране. Его ученики работают в научных центрах России, Канады, США, Австралии. «Понимаете, я учитель, – говорил Дмитрий Никифорович. – У меня мама учительница и сам я хотел стать и стал учителем... Я вижу кого и как можно научить». Невозможно переоценить роль этого учителя в истории российской школы. Рассказать о нем значит рассказать о становлении обучения математике на углублённом уровне. Ведь наша школа № 11 города Новокузнецка знаменита, в первую очередь, своими математическими классами, организатором которых и учителем математики в них был Дмитрий Никифорович Хомяков.

Известно каждому,

Что математика – царица всех наук.

Вы же властитель ее сути совершенной.

И словно нежной скрипки чистый звук,

Решения задач звучат светло и вдохновенно.

 

Эти строки написаны учителем математики лицея № 11 Л. А. Бутовой в 1998 году и посвящены они Дмитрию Никифоровичу Хомякову, проработавшему в нашей школе (затем гимназии, лицее) 40 лет. В том, что математик, оставив более привычный ему язык формул и знаков, обратился для выражения своих чувств к поэзии, ничего удивительного нет. Д. Н. Хомякова здесь любят, уважают и память о нем берегут.

В 1952 году Дмитрий Никифорович окончил среднюю школу с серебряной медалью и поступил в Московский госу- дарственный педагогический институт им. В. И. Ленина. Учился у знаменитых педагогов, авторов многих учебников: С. П. Новикова, Н. Я. Виленкина, А. Н. Барсукова. После окончания института в 1956 году по распределению уехал в село Новопокровка Приморского края, где в течение восьми лет работал учителем. Обучать приходилось не только математике, но и физике с астрономией. Жизнь на Дальнем Востоке вспоминал как самое счастливое время, хотя бытовые условия были непростыми. Там встретил и свою будущую жену, Генриетту Васильевну, приехавшую по комсомольской путевке в Новопокровку после окончания Ленинградского медицинского института. Именно на Дальнем Востоке с его необыкновенной природой Дмитрий Никифорович на всю жизнь влюбился в тайгу. Помимо математики и шахмат, туризм с рыбалкой стали неотъемлемой частью его жизни. Наверное, он никогда бы не покинул те места, но Генриетте Васильевне после учебы в Новокузнецком ГИДУВе предложили здесь перспективную работу. Поэтому в 1964 году вместе с женой и маленькой дочерью он приезжает в сибирский город Новокузнецк, где в 1965 году у него родился сын.

Приехав в г. Новокузнецк, Дмитрий Никифорович сразу же начал работать учителем в школе № 11. Будучи беззаветно преданным математике, молодой педагог совершенно искренне считал эту науку самой необходимой для формирования личности человека, был уверен, что способные от природы ученики должны иметь возможность изучать предмет более глубоко еще в школе. Именно эти убеждения тогда, более пятидесяти лет назад, привели к идее организовать классы с углубленным изучением математики по разработанной им программе. При этом сам он всегда отрицал наличие каких-то особенных собственных методик, не был сторонником экспериментов и новых технологий. Самостоятельность, творчество, развитие логического мышления и, конечно, добросовестность – на формировании этих качеств у обучающихся была основана его педагогика. За внешней простотой, «незре- лищностью» уроков стоял великий труд: огромное количество прочитанных книг, множество самостоятельно разработанных задач, изучение и анализ заданий для вступительных экзаменов в лучшие вузы страны, олимпиад, заочных физико-математи- ческих школ и др.

Работоспособность и педагогический дар Дмитрия Никифоровича в сочетании с личностными качествами давали необыкновенные результаты. Очень много примеров, когда ученики, изначально не блиставшие великими способностями, через какое-то время начинали добиваться серьезных успехов: занимали призовые места на олимпиадах, а по окончании школы покоряли лучшие вузы страны: МФТИ, МГУ, НГУ, НЭТИ и др., защищали диссертации. Были, конечно, и гениальные «звездочки», наделенные большим природным талантом к математике, имена которых учитель всегда вспоминал с гордостью: Боря Спокойный, Миша Цодыкс, Саша Гутман, Андрей Аралкин, Слава Базайкин и др.

Для каждого человека наступает время, когда появляются сомнения, когда кажется, что в своей деятельности ты достиг потолка, когда не видно перспектив и хочется кардинально изменить свою жизнь. Поэтому в 1977 году Дмитрий Никифорович переходит работать старшим преподавателем в Сибирский металлургический институт, затем инспектором в городской отдел образования. Но престижные по тем временам должности не приносили ему такого удовлетворения, как работа учителя – школа «не отпускала». Редкое явление – с должности чиновника добровольно вернуться в простые учителя, но именно такое решение он принял в 1985 году и до последних дней оставался верен своему призванию и любимой школе.

Каким он остался в нашей памяти? Человеком обаятельным, с тонким чувством юмора (очень любил прибаутки, афоризмы, поговорки, что делало общение с ним живым и интересным). Он был скромным, даже застенчивым – избегал повышенного внимания к собственной персоне, иронизировал и посмеивался, когда о нем отзывались восторженно и высокопарно, очень эрудированным – среди нескольких сотен книг в домашней библиотеке не было ни одной непрочитанной. За внешней мягкостью скрывался твердый характер, вполне определенная жизненная позиция (например, так и не вступил в партию, не желая идти на компромисс с собственными убеждениями). Никогда не искал ни денег, ни славы, ни регалий. Из тех немногочисленных наград, которыми был отмечен его труд (медалью «За особый вклад в развитие Кузбасса», нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», почетным званием «Заслуженный учитель России»), сам больше всего гордился серебряной медалью, полученной по окончании школы. Не любил использовать знакомства и связи, хотя многие бывшие ученики занимали высокие посты и должности. Никогда не жаловался на жизнь, не желал выглядеть слабым, больным и немощным. С большим уважением относился к людям. Всегда отмечал, что именно коллеги (администрация школы, замечательные педагоги) создают необходимые условия для работы математических классов.

Дмитрия Никифоровича Хомякова нередко величали высокими эпитетами: «учитель с искрой божьей», «ум и совесть гимназии», «слава и гордость школы», «человек-легенда». Но для тех, кому довелось его знать близко (родных, друзей, коллег, учеников), «Кефирыч» всегда останется тем, кем и считал себя сам – совершенно «земным» человеком, простым школьным учителем.

В Международный день учителя 5 октября 2015 года состоялось торжественное открытие мемориальной доски в память о Д. Н. Хомякове и Е. П. Булавине, выдающихся учителях лицея № 11.

Л. В. Шестакова, учитель математики МБНОУ «Лицей № 11», Новокузнецкий городской округ;

Н. В. Миняйлова, заместитель директора по УВР, учитель математики МБНОУ «Лицей № 11», Новокузнецкий городской округ


© 2024 ИРОК