Работаем с 1943 года

Институт развития образования Кузбасса


7-8 декабря 2023 года состоялась VIII Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Интеграция содержания естественно-научных дисциплин как путь его обновления» в формате фасеточной сессии. В конференции приняли участие около 500 человек из муниципалитетов Кемеровской области - Кузбасса, а также гг. Москва, Якутск, Южно-Сахалинск, Кострома, Калуга, Казань, Новосибирск, г. Санкт-Петербург, г. Мичуринск Тамбовской области, г. Горловка Донецкой Народной Республики, г. Полоцк Республики Беларусь, г. Душанбе Республики Таджикистан, г. Караганда Республики Казахстан, .

Целью Всероссийской научно-практической конференции являлось определение потенциала естественнонаучной (и математической) конвергенции в свете ключевых положений ФГОС НОО, ООО и СОО, обсуждение путей повышения эффективности при формировании функциональной грамотности участников образовательных отношений, оценка механизмов трансформации научной картины мира с учётом достижений современных наук о природе

В рамках конференции работали 19 дискуссионных площадок в очном и дистанционном форматах, на которых состоялось обсуждение актуальных вопросов интеграции содержания естественно-научных знаний на всех уровнях общего образования.

Фасеточная сессия включала в себя:

Пленарный модуль в виде «Телемоста» и секционную работу по направлениям:

  1. Аспекты интеграции предметов естественнонаучного, математического и технологического циклов в соответствии с ФОП на всех уровнях общего образования.
  2. Формирование научного суверенитета России и импортозамещение как новые задачи естественнонаучного, математического и технологического образования.
  3. Цифровизация как актуальное направление в школьном естественнонаучном образовании.
  4. Инженерное образование, робототехника, приборостроение – ведущие направления в развитии естественнонаучного, математического и технологического образования.
  5. Предметы естественнонаучного, математического и технологического циклов в аспекте профориентации.
  6. Развитие функциональной грамотности личности в школе: от целевых ориентиров – к национальным результатам.
  7. Проектная и исследовательская деятельность в школьном естественнонаучном, математическом и технологическом образовании.
  8. Работа с одарёнными детьми (в т.ч. олимпиадное движение) на занятиях по предметам естественнонаучного, математического и технологического циклов.

Дискуссионные площадки проходили на базе: ИРО Кузбасса; МБОУ «Ягуновская СОШ» Кемеровского МО; ГАПОУ «Кузбасский педагогический колледж» г. Кемерово; ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова» г. Кемерово; МБОУ «Новониколаевская ООШ» Яйского МО; МБОУ «Гимназия № 6 им. С. Ф. Вензелева» г. Междуреченска; МБОУ «Школа № 14» г. Прокопьевска; МАОУ «Лицей № 2» г. Южно-Сахалинска; АОУ ДПО РС (Я) «ИРОиПК имени С. Н. Донского-II» г. Якутска Республики Саха (Якутия); КГУ «ОШ № 25» г. Караганды Республики Казахстан; ГБОУ «Школа № 1517» г. Москвы; ГБОУ «СОШ № 141» г. Санкт-Петербурга; ОГБОУ ДПО «КОИРО» г. Костромы, МАОУ «Лицей № 12» г. Новосибирска; МБОУ «СОШ № 15» г. Калуги

В этом году впервые в работу площадок активно включились педагоги-преподаватели системы СПО. Таким образом, преемственность школа-колледж-вуз по теме конференции «Интеграция содержания естественнонаучного образования как путь его обновления» можно было проследить особенно отчетливо.

По итогам проведения конференции была утверждена резолюция:

  • совершенствовать научно-методическое сопровождение педагогов и управленческих кадров региона в направлении формирования функциональной грамотности посредством решения ситуационных, контекстных и компетентностных задач в урочной, внеурочной и внеучебной деятельности путем организации серии семинаров и вебинаров и интенсивов в муниципалитетах и ИРО Кузбасса;
  • включать модули по формированию естественнонаучной грамотности и интеграции содержания гуманитарных и естественнонаучных дисциплин в программу повышения квалификации ИРО Кузбасса для формирования научного мировоззрения обучающихся и единой научной картины мира
  • продолжить практику расширения географии и тематики конференций, активнее вовлекая в их работу не только педагогов естественно-научного цикла и гуманитарнно- социальных дисциплин, но и воспитателей ДОУ, преподавателей дополнительного образования учителей, преподавателей колледжей, техникумов и вузов;
  • выявлять и диссеминировать региональный и межрегиональный опыт педагогических работников по конвергенции содержания общего образования и педагогических технологий как важного способа интеграции естественнонаучных знаний в форме выступлений педагогов, статей, сборников задач;
  • уделять больше внимания научно-методическому обеспечению преемственности целей, содержания, форм, технологий, методов и приемов, контрольно-оценочных процедур в продуктивном осуществлении интеграции содержания естественно-научного образования между различными уровнями общего образования: дошкольным, начальным, основным и средним ОО;
  • продолжить обобщение опыта педагогов Кузбасса по разработке и реализации программ внеурочной деятельности, элективных курсов для старшеклассников и создание цифрового банка лучших программ интегрированного характера;
  • продолжить на основе объединения усилий РМА, творческих команд, экспертных групп обобщение результатов работы по созданию образовательных продуктов (методических пособий, рекомендаций и др.), отражающих успешный опыт педагогов Кузбасса по реализации различных подходов и способов интеграции содержания естественно-научных дисциплин. Опубликовать данные продукты на протяжении 2024-2025 учебного года.

С материалами конференции можно ознакомиться по ссылкам видеотрансляций, представленных в Программе. Материалы представлены ниже:

Пленарный модуль в формате «Телемост»

Дискуссионная площадка на базе ИРО Кузбасса. Ярмарка педагогических идей «Развитие функциональной грамотности личности в школе: от целевых ориентиров – к национальным результатам»

Дискуссионная площадка на базе ИРО Кузбасса. Ярмарка педагогических идей «Аспекты интеграции предметов естественно-научного, математического и технологического циклов в соответствии с ФОП на всех уровнях общего образования»

Дискуссионная площадка на базе ИРО Кузбасса. Ярмарка педагогических идей «Инженерное образование, робототехника, приборостроение – ведущие направления в развитии естественно-научного, математического и технологического образования»

Дискуссионная площадка на базе ГБОУ «СОШ № 141» Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга. Творческая лаборатория «Интеграция содержания образования как способ формирования естественно-научной грамотности школьников»

Дискуссионная площадка на базе КГУ «ОШ № 25» г. Караганды, Республика Казахстан. Методический мост «Интеграция содержания образования как способ формирования естественно-научной грамотности школьников»

Дискуссионная площадка на базе АОУ ДПО РС (Я) «Институт развития образования и повышения квалификации имени С. Н. Донского-II». Педагогический калейдоскоп «Интеграция содержания естественно-научного и экологического образования при формировании функциональной грамотности школьников»

Дискуссионная площадка на базе ГБОУ «Школа № 1517» г. Москвы. Педагогический фестиваль «Организация предпрофильного образования в медицинских классах»

Дискуссионная площадка на базе ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования». Методический диалог «Ключевые аспекты формирования естественно-научной грамотности обучающихся»

14 декабря 2023 года ООО «МЭО» совместно с Институтом развития образования Кузбасса был организован и проведён обучающий семинар «Цифровая трансформация образовательной среды дошкольной образовательной организации: от планирования до реализации ФОП ДО (на примере ЦОС «МЭО Детский сад»)» для руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций Кемеровской области.

Открыла мероприятие Сычёва Татьяна Анатольевна, проректор по организационной работе и цифровизации, представив специалистов цифровой образовательной среды для дошкольных образовательных организаций «МЭО Детский сад».

Солянникова Оксана Игоревна, методист центра дошкольного образования МЭО ФОП ДО, рассказала о цифровых средствах познания окружающего мира и формировании цифровой безопасности ребёнка в рамках ФОП ДО и реализации его содержательного раздела с использованием ЦОС «МЭО Детский сад». Также Оксана Игоревна познакомила участников семинара с возможностями ЦОС «МЭО Детский сад» для реализации программы воспитания, для «бесшовного» перехода от дошкольного к начальному общему образованию и ресурсами МЭО для подготовки и проведения праздников в дошкольной образовательной организации.

В заключительной части встречи Ханафиева Галия Закиевна подвела итоги не только этого мероприятия, но и всего цикла обучающих семинаров, который представители МЭО провели с 11 по 14 декабря 2023 года в городах Новокузнецк, Междуреченск, Киселёвск, Белово, Берёзовский, Кемерово и посёлке Яя для педагогов более чем из 250 детских садов тридцати муниципалитетов Кемеровской области.

Фетищева Оксана Владимировна, методист центра цифровых компетенций ИРО Кузбасса

14 декабря на базе ГКУ «Кузбасский центр мониторинга качества образования» методист кафедры естественнонаучных дисциплин Трушкина Татьяна Петровна провела семинар для учителей математики «Решение геометрических задач повышенного и высокого уровня сложности на ОГЭ».

В своем выступлении докладчик рассматривает решение каждой задачи несколькими способами, считая, что различные методы решения геометрических задач развивают мыслительную деятельности учащихся и их математическую интуицию.

Название Автор
Решение геометрических задач повышенного и высокого уровня сложности на ОГЭ Трушкина Т. П. 

 

13 декабря на кафедре естественнонаучного, математического и технологического образования прошел вебинар «ЕГЭ по профильной математике: задание 15 (неравенства) – основные методы решения, методические рекомендации».

На семинаре выступила Гончарова Мария Алексеевна, преподаватель ОД (математики, информатики и ИКТ) Кемеровского ПКУ, старший эксперт региональной предметной комиссии по математике на ОГЭ. В своем выступлении докладчик осветила приемы и методы решения логарифмических неравенств, остановилась на методе рационализации при решении логарифмических неравенств.

Казаченко Ирина Валерьевна, преподаватель ОД (математики, информатики и ИКТ) Кемеровского ПКУ, старший эксперт региональной предметной комиссии по математике на ЕГЭ проанализировала ошибки при решении логарифмических неравенств реальных заданий ЕГЭ прошлых лет, проиллюстрировала примерами реальных решений выпускников прошлых лет.

Трель Ирина Леонидовна, учитель математики МБОУ «Лицей №23» г. Кемерово, зам. председателя региональной предметной комиссии по математике на ЕГЭ дала рекомендации по оформлению задания 15 (неравенств) второй части КИМ ЕГЭ.

Запись семинара можно найти на сайте дистанционного обучения ИРО Кузбасса в разделе «Вебинары, онлайн-круглые столы».

Приглашаем 17.01.2024 г. в 11.00 на очный семинар ««ЕГЭ по профильной математике: решаем задачи с параметром» и 28.02.2024 г. на веб-семинар «ЕГЭ по профильной математике: задание 16 (экономические задачи), типология, решения»

Название Автор
Приемы и методы решения логарифмических неравенств Гончарова Мария Алексеевна, преподаватель ОД (математики, информатики и ИКТ) Кемеровского ПКУ, старший эксперт региональной предметной комиссии по математике на ОГЭ
Анализ ошибок при решении логарифмических неравенств реальных заданий ЕГЭ прошлых лет Казаченко Ирина Валерьевна, преподаватель ОД (математики, информатики и ИКТ) Кемеровского ПКУ, старший эксперт региональной предметной комиссии по математике на ЕГЭ
Рекомендации по оформлению задания 15 второй части КИМ ЕГЭ Трель Ирина Леонидовна, зам. председателя региональной предметной комиссии по математике на ЕГЭ; учитель математики МБОУ «Лицей № 23» г. Кемерово

 


© 2025 ИРО Кузбасса