16 февраля 2024 итоговой аттестацией завершились курсы по реализации ДПП (ПК) «Формирование профессионально-образовательных кластеров: методика работы в профильных предпрофессиональных классах». Слушателями курсов были 25 педагогов, работающих в инженерных классах, открытых на базе образовательных организаций Кемеровской области – Кузбасса.
В ходе проведения курсов педагоги рассмотрели общие вопросы современной (образовательной) профориентации в дискурсе профессионально-образовательных кластеров и профильных предпрофессиональных классов:
- нормативные правовые и концептуально-теоретические основы профориентации;
- информационный, социально-экономический, психолого-педагогический аспекты профориентации;
- особые образовательные потребности в профориентационном дискурсе;
- концепцию профориентации Кузбасса.
Кроме этого, учителя, работающие в инженерных классах, определили, какие существуют особенности урочной, внеурочной, внеучебной деятельности и дополнительного образования учеников профильного предпрофессионального класса, как использовать партнёрский ресурс производства и бизнеса в профориентации школьников, какие подходы должны быть к оцениванию их предметных, метапредметных и личностных результатов по направлению «Профориентация».
Для качественной реализации программы курсов для слушателей было организовано три выездных тематических занятия, в ходе которых показаны фрагменты уроков физики, информатики и математики для учеников 10-11 инженерных классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» Кемеровского ГО, проведены профессиональные пробы на базе Центра опережающей профессиональной подготовки Кемеровской области, представлена информация об институтах и жизни студентов Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева» – драйвера технологического развития промышленности Кузбасса.
На практических занятиях педагоги занимались 3D моделированием с помощью Autodesk Fusion 360, решали математические, технические, инженерные, олимпиадные задачи и учились обрабатывать экспериментальные данные с помощью среды MS Excel, знакомились с сервисами и ресурсами по поиску научно-популярной информации и т.д. В результате, учителя составили банк заданий инженерной направленности, выработали методику проведения практических работ и организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся инженерных классов, подготовили и успешно защитили итоговые работы.
Все слушатели курсов по реализации ДПП (ПК) «Формирование профессионально-образовательных кластеров: методика работы в профильных предпрофессиональных классах» получили удостоверения о повышении квалификации.
15 февраля 2024 года сотрудники кафедры естественнонаучного и географического образования ГАУ ДПО РО ИРО совместно с сотрудниками отдела воспитания и профориентации НИЦ РЭСО ИРО Кузбасса организовали телемост «Медицинские классы – путь в будущее медицины» для руководителей, педагогических работников медицинских классов, функционирующих на базе общеобразовательных организаций, муниципальных координаторов центров образования «Точка роста».
Целью телемоста было совершенствование профессиональных компетенций учителей физики, химии, биологии в области предпрофессиональной медицинской подготовки обучающихся.
В ходе проведения мероприятия решались следующие задачи:
- выявление, обобщение и трансляция успешных образовательных практик, реализуемых в медицинских классах, функционирующих на базе общеобразовательных организаций;
- содействие в повышении профессиональной компетентности педагогов и развитии творческой активности работников образования в области реализации профильного уровня подготовки по физике, химии и биологии;
- создание условий для формирования навыков практического применения профильного уровня подготовки по физике, химии и биологии в условиях медицинского класса;
- создание открытого банка инновационных педагогических идей по составлению и реализации практико-ориентированных программ по предпрофильной медицинской подготовке.
В ходе проведения телемоста представителями педагогической общественности были освещены следующие вопросы:
- Об организационно-методическом сопровождении деятельности медицинских классов в системе образования Кузбасса (Коцарь Юрий Анатольевич, кандидат биологических наук, доцент, заведующий центром развития личности в образовании ГОУ ДПО «Институт развития образования Кузбасса»).
- Опыт создания и организация работы профильного медицинского класса в общеобразовательной школе (Щиклина Алина Евгеньевна, заместитель директора по УВР, учитель биологии; Гриб Андрей Викторович, учитель химии, МБОУ «Школа № 14» Полысаевского ГО Кемеровской области – Кузбасса).
- Компетентностный подход к препрофильной и профильной подготовке обучающихся в условиях «Школы Гиппократа» (Медведева Юлия Валериевна, заместитель директора по УВР, Родькина Ольга Семеновна, учитель химии, МБОУ «СОШ № 31» Осинниковского ГО Кемеровской области – Кузбасса).
- Профессия – творить добро: работа волонтерского отряда (Веденева Оксана Давидовна, учитель биологии, МАОУ «Гимназия № 1 г. Благовещенска», Амурская область).
- Шаг к профессии: об индивидуальных проектах обучающихся естественнонаучного профиля (Кучумова Инна Владимировна, учитель химии, МАОУ «Гимназия № 1 г. Благовещенска», Амурская область).
- Реализация модели профильного обучения "Медицинский класс" в МОАУ Лицей города Зеи Амурской области (Скибина Татьяна Николаевна, директор, МАОУ Лицей, г. Зея, Амурская область).
- О деятельности классов естественнонаучной направленности (медицинского лицея) (Кузьменко Галина Игоревна, учитель биологии, МБОУ «Школа № 43», г. Ростов-на-Дону).
- Формирование функциональной грамотности при развитии проектно- исследовательской деятельности (Березина Ольга Александровна, МАОУ «Школа № 22» , г. Ростов-на-Дону).
- Сотрудничество с высшими и средними профессиональными образовательными учреждениями как метод реализации профориентации и наставничества (Малютина Галина Ильинична, учитель химии, МБОУ «Лицей № 58» , г. Ростов-на-Дону).
- Система профориентационной работы, направленная на формирование устойчивых профессиональных интересов обучающихся – медицинский класс (Русецкая Анна Александровна, МБОУ «Гимназия № 1», г. Миллерово).
К телемосту подключилось 55 педагогических работника центров образования «Точка роста» из 19 образовательных организаций 11 муниципалитетов Кемеровской области – Кузбасса.
Название | Автор |
Опыт создания и организация работы профильного медицинского класса в общеобразовательной школе | Щиклина Алина Евгеньевна, заместитель директора по УВР, учитель биологии; Гриб Андрей Викторович, учитель химии, МБОУ «Школа № 14» Полысаевского ГО |
Компетентностный подход к препрофильной и профильной подготовке обучающихся в условиях «Школы Гиппократа» | Медведева Юлия Валериевна, заместитель директора по УВР, Родькина Ольга Семеновна, учитель химии, МБОУ «СОШ № 31» Осинниковского ГО |
13 февраля 2024 в рамках регионального круглого стола по развитию школьных научных обществ на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» Кемеровского ГО методист отдела воспитания и профориентации НИЦ РЭСО ГОУ ДПО «Институт развития образования Кузбасса» Анна Васильевна Никитина провела мастер-класс «Особенности организации проектной и исследовательской деятельности».
В ходе мастер-класса были даны определения исследовательской, проектной и проектно-исследовательской деятельности, показана структура исследовательской работы, перечислены этапы проектирования, названы общие и отличительные характеристики проектной и исследовательской деятельности, приведены примеры проектно-исследовательских работ – победителей научно-практических конференций различного уровня.
В мастер-классе приняли участие более 30 учащихся школьных научных обществ региона. Главное, у ребят есть устойчивое желание заниматься проектной и исследовательской деятельностью.
Название | Автор |
Особенности организации проектной и исследовательской деятельности | Анна Васильевна Никитина, методист отдела воспитания и профориентации НИЦ РЭСО ГОУ ДПО «Институт развития образования Кузбасса» |
9 февраля 2024 в рамках реализации ДПП (ПК) «Формирование профессионально-образовательных кластеров: методика работы в профильных предпрофессиональных классах» было проведено выездное тематическое занятие (ВТЗ) на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева».
В ходе ВТЗ для слушателей курсов был организован «круглый стол», на котором актуальной информацией о месте Кузбасского политеха в технологическом развитии промышленности Кузбасса, структуре вуза, направлениях подготовки будущих специалистов, реализуемых проектах и студенческой жизни поделился Яковлев Алексей Николаевич, ректор ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева», и проректор по учебной работе этого же вуза Кудреватых Наталья Владимировна. Педагоги, со своей стороны, не только задали множество вопросов и получили исчерпывающе полные ответы о подготовке школьников к поступлению в вуз, условиях проживания студентов, трудоустройстве выпускников КузГТУ, но и внесли предложение о разработке профориентационных уроков и проведении онлайн родительского собрания о КузГТУ.
Продолжилось выездное тематическое занятие интерактивной экскурсией в Центр управления полетами, УникУм, лабораторию электрооборудования карьерных самосвалов, Центр промышленной робототехники.
Слушатели курсов – 25 педагогов, работающих в инженерных классах, оценили высокий уровень организации выездного тематического занятия и наметили траекторию эффективного партнерского взаимодействия.
Название | Автор |
Университеты как драйверы технологического развития промышленности Кузбасса | Яковлев Алексей Николаевич, ректор ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева» |
Презентация профилей обучения в Институте энергетики | Шаулева Надежда Михайловна, заведующий кафедрой электропривода и автоматизации ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева» |