Работаем с 1943 года

Институт развития образования Кузбасса


12 марта 2025 г. отделом цифровых компетенций ИРО Кузбасса было организовано и проведено мероприятие, посвящённое ИИ в образовании, и соединившее в себе вебинар «Искусственный интеллект в старшей школе глазами детей и педагогов» и ВКС «Предварительные итоги регионального сетевого проекта «Апробация примерных образовательных программ по искусственному интеллекту в образовательных организациях Кемеровской области - Кузбасса» с участниками проекта.

Открыла вебинар-ВКС Фетищева Оксана Владимировна, заведующий отделом цифровых компетенций ИРО Кузбасса, рассказав о плане работы и регламенте, а также сделав несколько анонсов.

Спикерами первой части мероприятия, посвящённого ИИ в старшей школе, стали учащиеся 10 класса МБОУ «Гимназия № 72» Прокопьевского ГО Невзоров Максим и Леммер Михаил и МБОУ "Гимназия № 21 имени А. М. Терехова" Кемеровского ГО Игрунков Владимир и Машутин Михаил. Ребята из Прокопьевска презентовали свои проекты по созданию чат-ботов для подготовки к ЕГЭ по информатике и русскому языку, а ученики из Кемерово показали свой сайт «Инновации в образовании: как нейросети меняют процесс обучения» https://projectkem.usluga.me/#news

Вторую и наиболее значимую объёмную часть мероприятия открыла Сычева Татьяна Анатольевна, научный руководитель проекта, проректор по организационной работе и цифровизации ИРО Кузбасса, канд. ист. наук, доцент, выступив с докладом «Государственная политика в вопросах внедрения ИИ в образовательный процесс». Татьяна Анатольевна рассказала о стратегических направлениях образования до 2030 года и роли ИИ в них.

ВКС «Предварительные итоги регионального сетевого проекта «Апробация примерных образовательных программ по искусственному интеллекту в образовательных организациях Кемеровской области - Кузбасса» состоял из выступлений-отчётов участников проекта о проделанной работе за 3 учебных года, полученных продукта, своих достижениях и достижениях своих учеников, некоторые поделились планами на будущее: как хотят использовать нейросети в своей образовательной организации после завершения проекта.

Самая большая категория педагогов, принявших участие в апробации, – учителя начальных классов, работавших по модулям из программы "Введение в искусственный интеллект". Внедряя ИИ в начальной школе в условии цифровизации образования, педагогии формировали у учащихся базовые представления о возможностях взаимодействия с технологиями ИИ, применяя его при проверке рукописных заданий в тетрадях, при работе в медиастудии, запуская проект «Радио-линейка с ИИ» и т. п.

О реализации программ внеурочной деятельности в 7-9-х классах «Введение в искусственный интеллект» рассказывали педагоги из Яи, Юрги, Берёзовского, Прокопьевска, говоря и о возникавших затруднениях, и о их решениях, в ходе проекта. Кроме того, учителя делились друг с другом новыми платформами, которые можно использовать при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, новыми языками программирования и другими полезными инструментами.

Об использовании искусственного интеллекта на уроках в 10-11-х классах говорили только два педагога – Крекова Ирина Павловна, учитель информатики МБОУ "Гимназия № 21 имени А. М. Терехова" Кемеровского ГО, и Мангазеев Александр Юрьевич, учитель информатики НМБОУ "Гимназия № 11" Анжеро-Судженского ГО, т. к. углубленное изучение информатики в старших классах требует особых навыков и знания нескольких языков программирования. Оба выступления были посвящены тому, как школьники в старших классах воспринимают ИИ, обратной связи между учениками и учителями.

Об искусственном интеллекте как инструменте проектной деятельности говорил Олег Юрьевич Попов, директор МБУ ДО «Меридиан» Новокузнецкого ГО. «Меридиан» – единственный участник проекта, который не общеобразовательная организация, а организация дополнительного образования, что накладывает определённую специфику на использовании ИИ. Олег Юрьевич рассказал о трёх уровнях взаимодействия с технологиями искусственного интеллекта (пользовательском, исследовательском и инженерном), его применением в своей ОО и 87 программах (технической, социальной и художественной направленности), имеющих разделы с использованием, а иногда и построением нейросетей.

В заключительной части мероприятия Фетищева Оксана Владимировна выступила с сообщением о выполнении технического задания в рамках проекта, сделав акцент на том, что пока не готово у некоторых участников проекта, но резюмировав, что в целом деятельность по реализации проекта проходит хорошо и предварительные итоги апробации программ по ИИ заслуживают высокой оценки. 

 

Запись мероприятия можно посмотреть по ссылке: https://vkvideo.ru/video-64883964_456241106?t=1s

13 марта 2025 г. кафедра естественно-научного, математического и технологического образования организовала и провела на базе ИРО Кузбасса семинар – практикум для учителей химии по теме «Актуальные вопросы подготовки учащихся к ГИА по химии».

Семинар-практикум был ориентирован на подготовку учителей химии к Государственной итоговой аттестации (ГИА) и включает в себя разбор сложных заданий ЕГЭ и ОГЭ. На семинаре обсуждались различные подходы и методы решения задач повышенной и высокой сложности, а также вопросы подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ. В ходе семинара – практикума эксперты и педагоги делились своими знаниями и опытом.

Шабалина Елена Васильевна, методист по химии, обозначила изменения в нормативно-правовых документах для проведения государственной итоговой аттестации по химии в 2025 году, дала полезные советы педагогам по подготовке школьников к экзамену.

Голенда Марина Викторовна, эксперт предметной комиссии ЕГЭ по химии Кемеровской области, учитель химии МБОУ «Гимназия № 71» (Радуга) г. Кемерово, представила примеры решения задач повышенного и высокого уровней сложности ЕГЭ по химии (разбор заданий 29-30).

Шипачева Светлана Владимировна, эксперт предметной комиссии ЕГЭ по химии Кемеровской области, учитель химии НМБОУ «Гимназия № 11» г. Анжеро-Судженск, поделилась алгоритмами и методами решения задач повышенного и высокого уровней сложности (разбор заданий 31-32).

Наймушина Ирина Анатольевна, эксперт предметной комиссии ЕГЭ по химии Кемеровской области, учитель химии МАОУ «Гимназия № 42» г. Кемерово, проанализировала варианты ошибок в задачах (разбор заданий 33).

Паршков Роман Сергеевич, эксперт предметной комиссии ЕГЭ по химии Кемеровской области, г. Кемерово, акцентировал внимание на структуре решения задач повышенного и высокого уровней сложности по ЕГЭ по химии (разбор заданий 34).

Гриб А.В., учитель биологии и химии МБНОУ «Гимназия №18» Ленинск – Кузнецкий ГО, показал и отработал с коллегами методы и приемы подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по химии для успешной сдачи экзаменов.

Материал, представленный спикерами, вызвал положительный отклик у предметников Кузбасса, так как проблема подготовки школьников к ОГЭ и ЕГЭ по химии является актуальной для каждого педагога.

Педагоги выразили благодарность выступающим за возможность совершенствования своей профессиональной компетентности учителей химии в вопросах подготовки обучающихся к ГИА по химии.

13 марта 2025 года кафедра естественнонаучного, математического и технологического образования ИРО Кузбасса провела семинар «Актуальные вопросы подготовки к ОГЭ по географии». Семинар прошел успешно и собрал учителей географии, методистов и педагогов, заинтересованных в повышении качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации.

 В ходе мероприятия были освещены следующие ключевые моменты:
1. Об изменениях в ОГЭ по географии: участники ознакомились с требованиями к проведению ОГЭ по географии в 2025 году, с расписанием экзаменов, со шкалой перевода суммарного первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной системе оценивания, представленными Татьяной Ивановной Кузиной, методистом кафедры ЕНМиТО ИРО Кузбасса. Особое внимание было уделено изменениям в содержании экзаменационных материалов и критериях оценки.
2. Анализ результатов ОГЭ-2024: Ольга Александровна Лазарева, учитель географии МБОУ «СОШ №92» и председатель предметной региональной комиссии по проверке заданий с развернутым ответом, представила статистику и анализ выполненных работ учеников. Были разобраны задания, вызвавшие наибольшие трудности, и выявлены типичные ошибки. Участники получили новые рекомендации по подготовке школьников к экзамену в 2025 году.
3. Практическая работа: совместно с Татьяной Ивановной Кузиной и Ольгой Александровной Лазаревой был проведен практикум по решению и оцениванию задач повышенного уровня сложности. Это позволило участникам закрепить теоретические знания на практике и получить полезные советы по эффективной подготовке учащихся к экзамену.
4. Использование современных технологий: Екатерина Вячеславовна Николаева, учитель географии МБОУ «СОШ №99», рассказала о возможностях использования мессенджера «Сферум» от социальной сети «ВКонтакте» в образовательном процессе. Она поделилась своим опытом интеграции платформы в подготовку школьников к ОГЭ по географии.
5. Рефлексия и обсуждение: мероприятие завершилось рефлексией участников и обсуждением вопросов, возникших в ходе семинара. Все присутствующие отметили высокую практическую ценность полученных знаний и выразили благодарность организаторам за качественную организацию мероприятия.
Таким образом, семинар позволил педагогическому сообществу региона повысить уровень профессиональной компетентности в вопросах подготовки к ОГЭ по географии и способствовал обмену передовым опытом среди специалистов.

13 марта 2025 года в ИРО Кузбасса, г. Кемерово был организован семинар, цель которого, повышение квалификации учителей биологии и методистов, обсуждения актуальных вопросов подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) по биологии. В семинаре приняли участие педагоги из различных образовательных организаций Кемеровской области.

Семинар состоял из нескольких ключевых докладов и практических занятий.

По-первому вопросу «Новые рекомендации по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ – 2025 по биологии» выступила Свиридова Татьяна Олеговна. В своем выступлении Татьяна Олеговна представила новые рекомендации по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ, а также результаты пробного экзамена 2025 года. Были проанализированы статистические данные, обсуждены задания, вызвавшие затруднения, и типичные ошибки учащихся.

Практикум по разбору и методике решения сложных задач нового типа ЕГЭ по популяционной генетике (на закон Харди-Вайнберга) провела Шукаева Вероника Олеговна. Участники практикума разобрали задачи нового типа, связанные с популяционной генетикой. Обсудили методические приемы решения задач, что позволило педагогам повысить свою компетенцию в данной области.

Тема «Методы решения биологических задач повышенного и высокого уровней сложности» раскрыта Мокрушиной Натальей Викторовной. Она поделилась методами и приемами подготовки старшеклассников к итоговой аттестации по биологии. Особое внимание было уделено задачам повышенной сложности, что помогло участникам лучше понять требования к знаниям учащихся.

Практикум по разбору и методике решения сложных задач нового типа ЕГЭ по молекулярной биологии провела Леонова Татьяна Викторовна, в ходе которого участники не просто изучили методику решения задач по молекулярной биологии, рассмотрели примеры задач разного уровня сложности, но и практически освоили стратегии их решения.

В заключении семинара Поспелова Любовь Андреевна представила результаты пробного экзамена ОГЭ в 2025 году, проанализировала статистику, обсудив задания, которые вызвали наибольшие затруднения у учащихся.

Участники семинара получили рекомендации по методике подготовки учащихся к экзаменам.

В целом семинар прошел успешно и способствовал обмену опытом между педагогами. Участники отметили важность представленных материалов и практических занятий для повышения качества подготовки учащихся к ГИА.

По итогам семинара были составлены рекомендации для учителей биологии по применению новых методик в учебном процессе:

  • активно внедрять новые методические подходы в преподавание биологии;
  • проводить регулярные практические занятия по решению задач нового формата;
  • уделять внимание анализу результатов пробных экзаменов для корректировки учебного процесса.


© 2025 ИРО Кузбасса