06.03.2024 центром цифровых компетенций ИРО Кузбасса был организован и проведён круглый стол «ИИ и ресурсы цифровых платформ как инструмент повышения качества образовательного процесса».
Открыла мероприятие модератор Фетищева Оксана Владимировна, методист центра цифровых компетенций ИРО Кузбасса, представив программу и тайминг круглого стола.
Сычёва Татьяна Анатольевна, проректор по организационной работе и цифровизации ИРО Кузбасса, выступила с докладом о трендах цифрового образования и ЭОР, связанных с региональным компонентом, и как данные ресурсы влияют на повышение качества образовательного процесса.
Тютюнникова Елена Васильевна, методист кафедры естественно-научного, математического и технологического образования ИРО Кузбасса, подготовила выступление «Искусственный интеллект в образовании: изучаем, внедряем, планируем», где рассказала о своём первом знакомстве с ИИ, влиянии на его развитие гуманитарных и социальных наук, а также о внедрении ИИ в современный образовательный процесс.
Фетищева Оксана Владимировна, рассказала о стремительных изменениях в мире нейросетей, госполитики в данном направлении и региональном опыте использования ИИ в образовательных организациях.
О практическом применении ИИ в школе рассказала Федорова Светлана Петровна, учитель информатики МБОУ "СОШ № 4" Мысковского ГО. Светлана Петровна поделилась опытом использования нейросетей старшеклассниками в проектной деятельности.
В процессе мероприятия все спикеры ответили на заданные вопросы и привлекли к обсуждению их всех участников круглого стола. Дискуссия вышла оживлённой, т. к. большинство собравшихся имеет свой опыт использования искусственного интеллекта.
В заключительной части мероприятия Фетищева Оксана Владимировна подвела итоги круглого стола и сделала несколько анонсов ближайших мероприятий ЦЦК.
Фетищева Оксана Владимировна, методист центра цифровых компетенций ИРО Кузбасса
05.03.2024 г. кафедрой естественно-научного, математического и технологического образования ИРО Кузбасса был проведен проблемно-ориентированный семинар по теме «Лучшие практики подготовки к ОГЭ на основе анализа результатов оценочных процедур по физике».
Урванцева Лариса Дмитриевна, методист по физике, и. о. зав. кафедрой ЕНМиТО обозначила нормативно-правовые документы для проведения государственной итоговой аттестации по физике в 2024 году, дала полезные советы педагогам по использованию нормативных документов при подготовке школьников к экзамену.
Учитель физики МБОУ «СОШ № 94» г. Кемерово, Зайцева Светлана Геннадьевна, осветила трудные вопросы и задания прошедшего ОГЭ – 2023 по физике, обратила внимание на нюансы при решении качественных и расчетных задач.
Леонтьева Светлана Борисовна, преподаватель отдельных дисциплин (физика, химия, биология) ФГКОУ «Кемеровское президентское кадетское училище», председатель региональной ПК по физике провела подробный анализ диагностической работы ОГЭ−2024. Рассмотрела задания ОГЭ по физике, которые вызвали затруднения у учащихся. Представила решение задач по достаточно обширной теме «Тепловые и электромагнитные явления».
Коллеги поделились информацией о материалах для подготовки учащихся к ОГЭ по физике, расположенных на сайтах Академии Просвещения РФ, ИСРО РАО, ФИПИ, ИРО Кузбасса и других источниках.
Материал, представленный спикерами, вызвал положительный отклик у предметников Кузбасса, так как проблема подготовки школьников к ОГЭ по физике является актуальной для каждого педагога.
Педагоги выразили благодарность выступающим за возможность совершенствования своей профессиональной компетентности учителей физики в вопросах подготовки обучающихся к ОГЭ по физике.
Благодарим всех участников семинара!
29 февраля–1 марта 2024 года преподаватели ГОУ ДПО ИРО Кузбасса, центра учебно-методического сопровождения образовательной деятельности (УМСОД) организовали проведение очередной интенсив-сессии «Комплексное развитие ОО в контексте реализации проекта «Школа Минпросвещения России». В ходе встречи педагоги образовательных организаций "нижнего куста северной агломерации" получили возможность обсудить актуальные вопросы развития образования и обменяться результативным педагогическим опытом.
В рамках практикума для учителей физики по проблеме реализации ФООП на уровнях ООО и СОО по физике Урванцева Лариса Дмитриевна, и. о. заведующего кафедрой естественнонаучного, математического и технологического образования (ЕНМиТО) раскрыла особенности перехода на ФОП при обучении в основной и средней школе, обозначила ключевые изменения в Федеральной рабочей программе и представила опыт реализация учебного предмета «Физика» с учетом требований ФООП и обновленного ФГОС. Педагоги, участвующие в работе семинара, активно включились в обсуждение вопросов:
- межпредметные связи в процессе реализации учебного предмета «Физика» с учетом требований ФООП;
- освоение экспериментальных умений через самостоятельный ученический эксперимент;
- контекстное обучение с региональным компонентом инженерно-технологической и экологической направленностей;
- о повышении компетенций педагога при формировании функциональной грамотности на уроках физики.
Особый интерес практикующих учителей физики вызвали вопросы, связанные с лабораторным практикумом по реализации активных методов обучения на уроках физики и во внеурочной деятельности. Все присутствующие учителя физики приняли активное участие в практикуме по составлению контекстных задач с учетом регионального компонента для формирования ФГ побывав в роли учеников на уроке. Материал практикума вызвал хороший отклик у педагогов Кузбасса, так как проблема формирования функциональной естественнонаучной грамотности школьников на занятиях по физике является актуальной для каждого педагога.
Педагоги выразили благодарность выступающим за возможность совершенствования своей профессиональной компетентности по вопросам контекстного обучения.
Итоги и материалы секции по ссылке.
В ходе практикума для учителей технологии и черчения Ларионова Ирина Юрьевна, методист кафедры естественно-научного, математического и технологического образования ИРО Кузбасса рассмотрела актуальные вопросы преподавания учебного предмета «Технология». Введение учебного предмета «Черчение» в образовательных организациях в 2024–2025 учебном году». Участники обсудили особенности учебного предмета «Черчение» для решения познавательных и практических задач: КТП, урок и ВУД.
Особый интерес практикующих учителей технологии (и черчения) вызвали вопросы, связанные с особенностями преподавания учебного предмета «Черчение» и модуля учебного предмета «Технология» – «Компьютерная графика. Черчение» для решения познавательных и практических задач: КТП, на уроках технологии (черчения) и во внеурочной деятельности. Участники семинара, активно включились в обсуждение вопросов:
- особенности преподавания предмета «Технология» в соответствии с обновленным ФГОС – новые модули: «Робототехника» и «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»;
- введение учебного предмета «Черчение» в образовательных организациях в 2024-2025 учебном году и особенности этого предмета для решения познавательных и практических задач;
- занимательность при изучении предмета «Черчение».
Материал был подготовлен по запросам педагогов Ленинск-Кузнецкого ГО, Ленинск-Кузнецкого МО, Беловского МО, Полысаевского ГО, Гурьевского МО.
Учителями технологии было предложено организовать обучающие семинары по предмету «Черчение».
Итоги и материалы секции по ссылке.
На практикуме для учителей биологии и химии в качестве спикеров выступили Матвеева Алена Владимировна, методист кафедры естественнонаучного, математического и технологического образования; Шабалина Елена Васильевна, методист кафедры естественнонаучного, математического и технологического образования. Участники обсудили вопросы формировании естественно-научной функциональной грамотности учащихся основного общего образования при изучении предмета «Химия «и «Биология»; Беленкова Лариса Эриковна, учитель биологии МБОУ «Святославская СОШ» Ижморского МО, представила свой опыт работы по методике работы учителя биологии и химии с одаренными детьми. Особенности и практические приемы подготовки школьников к результативному участию в олимпиадном и конкурсном движении в области естествознания. Были представлены лучшие результаты работы учителя. Живой интерес вызвало общение с учителем из сельской школы, имеющей такие результаты на Всероссийском уровне. Педагоги были воодушевлены творчеством Ларисы Эриковны и воспользуются ее рекомендациями в своей работе с одаренными детьми. Участники практикума рассмотрели вопросы:
- Переход на ФОП при обучении в основной и средней школе: ключевые изменения в Федеральной рабочей программе основного и среднего общего образования, задачи по их реализации
- Реализация учебных предметов «Биология» и «Химия» с учетом требований ФООП в 2023-2024 учебном году.
- Межпредметные связи в процессе реализации учебного предмета «Химия» с учетом требований ФООП.
- Освоение экспериментальных умений с использованием цифрового оборудования центра образования «Точка роста»;
- Условия эффективности использования активных методов обучения на уроках и во внеурочной деятельности.
Особый интерес участники проявили в работе по организации лабораторного практикума, направленного на освоение практических и экспериментальных умений учащимися при изучении биологии и химии. Педагоги побывали в роли учеников на уроке, используя цифровое оборудование центра образования естественнонаучной направленности «Точка роста», которое позволяет в необычном формате проводить традиционные уроки и внеурочные занятия. Использование такого оборудования позволит обучающимся активно заняться проектной и исследовательской деятельностью.
Педагоги, участвующие в работе семинара, активно включились в обсуждение вопросов.
Итоги и материалы секции по ссылке.
Практикум для учителей математики «Обновление подходов к подготовке обучающихся к ОГЭ-2024 года по математике» модерировала Трушкина Татьяна Петровна, методист кафедры естественно-научного, математического и технологического образования ИРО Кузбасса.
В ходе работы были рассмотрели изменения в перечне проверяемых требований к результатам освоения федеральной основной образовательной программы основного общего образования (ФООП ООО) по математике согласно демоверсии по математике 2024 года и примеры учебного задания для формирования комплекса планируемых результатов. Анализируя результаты ОГЭ 2023 года, Татьяна Петровна дала рекомендации по подготовке выпускников к ОГЭ по математике в 2024 году. Участники требования к оформлению задач с развернутым ответом на ОГЭ по математике, проведена практическая работа, в ходе которой участники поработали экспертами и оценили по предложенным критериям выполнение заданий реальных работ учеников, которые ребята выполняли на ОГЭ по математике.
Участники оценили проведенное мероприятие положительно, отметили актуальность и значимость поднимаемых вопросов.
На секции учителей русского языка и литературы «Актуальные вопросы подготовки к ОГЭ по русскому языку и возможности развития навыков читательской грамотности» были предложены для обсуждения следующие вопросы:
- Функциональная грамотность (читательская) и урочная деятельность: методы и приемы развития навыков обучающихся.
- Урок литературы и учебная литература: творческие задания; трансмедийная стратегия обучения на уроке литературы.
- Воспитание читателя в практике основной школы.
В рамках работы секции участники под руководством Ащеуловой Ирины Владимировны, канд. филол. наук, доцента, методиста кафедры гуманитарного и художественно-эстетического образования ИРО были раскрыты методические проблемы в период обновления современной российской системы образования (русский язык и литература). Практическая работа была связана с моделированием урока литературы, отражающих возможности синтеза заданий ОГЭ и читательской грамотности.
Итоги и материалы секции по ссылке.
На секции для руководящих работников общеобразовательных организаций по теме: «Актуальные аспекты повышения качества образования на организационном уровне» модератор Плосконосова Елена Алексеевна, методист кафедры менеджмента и психолого-педагогического сопровождения ИРО Кузбасса организовала обсуждение актуальных аспектов деятельности педагогического коллектива по повышению уровня функциональной грамотности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.
В ходе работы секции был представлен педагогический опыт работы МБОУ «СОШ №70» МБОУ «Ленинуглёвская СОШ» по обеспечению объективности результатов ВПР. Участники ознакомились с подходами к организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, получили рекомендации по обеспечению объективности результатов ВПР в общеобразовательных организациях. Особое внимание было уделено практическим аспектам обсуждаемых вопросов.
На секции была предоставлена возможность профессионального общения по обсуждаемым вопросам, направленным на обеспечение качества планируемых результатов обучающихся. Итоги и материалы секции для руководителей по ссылке.
Подводя итоги интенсива участники встречи выразили свою удовлетворенность от совместной работы и выразили благодарность за содержательные методические материалы, а также сформировали методические запросы, обсудили возможность создания инновационных площадок при поддержке ИРО Кузбасса для проведения стажировок и выразили готовность к сотрудничеству в рамках работы регионального профессионально-педагогического сообщества (РППС).
Спасибо всем участникам и модераторам методического интенсива!
Вертилецкая И. Г., заведующий центра УМСОД, канд. пед. наук, доцент
05.03.2024 центром цифровых компетенций ИРО Кузбасса был организован и проведён очередной вебинар из цикла «Цифровая образовательная среда ФГИС «Моя школа» - опыт использования в Кузбассе и других регионах РФ» с целью актуализация умений и навыков по регистрации участников образовательного процесса и использованию платформы ФГИС «Моя школа».
Открыла мероприятие Фетищева Оксана Владимировна, методист центра цифровых компетенций ИРО Кузбасса, рассказав об актуальности цикла данных вебинаров для педагогов, администраторов образовательных организаций, муниципальных координаторов ФГИС "Моя школа".
Основным спикером на мероприятии выступил Иван Валентинович Аникеев, специалист методической поддержки системы "Моя Школа", который рассказал об основных ошибках при регистрации образовательных организаций, педагогов, параллелий и группировок на ФГИС «Моя школа». Также Иван Валентинович в режиме реального времени показал, как нужно вносить изменения и исправления в уже созданные учётные записи.
В процессе вебинара все участники, пользуясь возможностями группового звонка, смогли задать свои вопросы и получить и на них исчерпывающие ответы.
В заключительной части мероприятия Фетищева Оксана Владимировна подвела итоги вебинара-консультации и сделала несколько анонсов ближайших мероприятий ЦЦК.
Запись мероприятия можно посмотреть по ссылке.
Фетищева Оксана Владимировна, методист центра цифровых компетенций ИРО Кузбасса