6 марта 2024 года отделом дополнительного образования проведен семинар «Раскрытие талантов и способностей детей с особыми потребностями посредством дополнительного образования».
Открыла семинар методист отдела дополнительного образования Екатерина Викторовна Протасова. В своем выступлении она дала определение понятию «дети с особыми образовательными потребностями». Этот термин делает акцент на необходимости обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, имеющих определенные особенности. Также были перечислены категории детей с особыми образовательными потребностями (ООП).
В первом треке семинара речь шла о школьниках из сельских территорий. Педагоги-практики знают, что к таким детям нужен особый подход, отличный от работы с городскими детьми. Свою программу и специфику деятельности по агрообразованию представила Ольга Александровна Шульгина, зав. агротехнологическим отделом, педагог дополнительного образования ГУДО «Центр «Юннат», кандидат сельскохозяйственных наук. Кроме того, она поделилась научным лайфхаком, как рассчитать потребность в рассаде (например, томатов) на определенной площади.
Второй трек был посвещен работе с детьми семей мигрантов. Такой опыт есть у педагогов МБОУДО «Кедровский ЦРТДЮ» города Кемерово. Оксана Михайловна Гагарина, методист и педагог дополнительного образования этого учреждения, показала приемы, которые она использовала для объединения в коллектив детей разных национальностей, даже не говорящих на русском языке.
Следующий трек оказался самым большим. Посвещен он был детям с ОВЗ и инвалидам. Педагог дополнительного образования МБОУ ДО «ДДТ Рудничного района г. Кемерово» Ольга Николаевна Плаксина представила формы и методы работы с детьми с ОВЗ в объединении «Оранжевое солнце», которым она руководит. Большую помощь в работе с детьми оказывают их родители. Ольга Николаевна показала приобретенные столы для рисования песком и отметила важность тактильных приемов для развития детей. Участники семинара могли сами продемонстрировать свои «песочные творения».
Педагог, учитывая недостаточное развитие познавательной сферы учащихся с задержкой психического развития (ЗПР), должен решать основную задачу – формирование учебных мотивов, которые в свою очередь окажут положительное влияние на формирование познавательной деятельности. Как развить познавательные способности детей с ОВЗ с помощью шахмат и шашек, знает Светлана Васильевна Азарова, педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦДОД» Мариинского МО. Она раскрыла некоторые свои секреты.
Дети вырастают и становятся взрослыми. Люди с ЗПР, повзрослев, зачастую попадают в психоневрологический интернат (ПНИ). В Кемеровской области таких учреждений более двадцати. Учреждения дополнительного образования могут организовать работу с людьми с ЗПР как в очной, так и заочной форме с использованием дистанционных технологий. Именно так работает педагог дополнительного образования ГУДО «Центр «Юннат» Анастасия Александровна Клюева, которая поделилась с участниками семинара своим опытом. Анастасия Александровна продемонстрировала, как люди из ПНИ взаимодействуют с животными живого уголка на примере использования живого объекта (полоз).
В очередном треке речь шла о работе с одаренными детьми, т. к. такие учащиеся также относятся к группе детей с ООП. Поэзия и проза – вот с чем работает педагог дополнительного образования МБОУ ДО «ДДТ Рудничного района г. Кемерово» Марина Викторовна Цыпкайкина. Но пишет не только она. Учащиеся литературной студии «Рудничок», которой она руководит, создали детское литературно-художественное издание «Литературный сундучок», где публикуют свои стихи, рассказы и сказки. Интересно, что красочные иллюстрации к изданию пишет тоже учащаяся Марины Викторовны. В настоящее время информационно-рекламную поддержку «Литературному сундучку» осуществляет Кемеровское областное отделение Союза писателей России и Государственная научная библиотека Кузбасса имени В. Д. Федорова.
Как работать с «трудными» подростками? Как работать с теми детьми, у которых родители лишены родительских прав или безработные, с детьми с девиантным поведением? Выход есть! Как правило, такие учащиеся физически очень развитые и крепкие. Используя эти качества, педагоги МАУДО ДДТ города Белово привлекают «трудных» подростков к деятельности поискового движения. Учащиеся поискового отряда «Искатели им. И. Логунова» занимаются раскопками на местах боев Великой Отечественной войны в г. Белый Бельского района Тверской области. Не придавая изначально значения теоретическим аспектам своей деятельности (знание истории, работа в архиве), побывав в поисково-полевой экспедиции «Вахта памяти», подростки начинают интересоваться теми или иными событиями ВОВ, «подтягивают» успеваемость в школе и меняют свое поведение. Обо всем этом рассказала в заключительном треке семинара педагог дополнительного образования МАУДО ДДТ города Белово Ирина Сергеевна Долгова, руководитель поискового отряда. Участники семинара посмотрели фильм, снятый в экспедиции, и познакомились с деятельностью поисковиков.
В семинаре приняли участие 23 педагогических работника организаций дополнительного образования, средних и специальных общеобразовательных школ, школ-интернатов. В целом участники мероприятия отметили значимость работы с детьми с ООП, приняли к сведению демонстрируемые методы и приемы работы с такими детьми и высказали пожелание организовывать подобные мероприятия в дальнейшем.
Протасова Е. В., методист
12.03.2024 центром цифровых компетенций ИРО Кузбасса был организован и проведён вебинар «Новые возможности Сферума и региональный опыт их использования» (на примере дошкольных образовательных организаций).
Открыла мероприятие Фетищева Оксана Владимировна, методист центра цифровых компетенций ИРО Кузбасса, рассказав о специфике цикла данных вебинаров.
Архипова Елена Владимировна, руководитель направления по работе с регионами направления Сферум ООО "ВК", подготовила сообщение о задачах, которые стоят перед учебным профилем Сферум, о рейтинге Кемеровской области среди регионов по стране об активности пользователей, а также о применении цифрового сервиса Сферум/ВК Мессенджер в работе педагога дошкольной организации.
Кулешова Юлия Дмитриевна, заведующий МБДОУ «Детский сад № 61 «Тополек» Прокопьевского ГО, поделилась опытом внедрения учебного профиля Сферум/ВК Мессенджер в своей малокомплектной дошкольной организации, которая в 2023 году вошла в число призёров акции Сферума «Мастер цифрового общения» в номинации «Самые активные образовательные организации региона».
О возможностях Сферума в дошкольной образовательной организации говорили и педагоги МБДОУ «Детский сад № 110 «Жемчужинка» Прокопьевского ГО – Галякбарова Татьяна Альвердовна, старший воспитатель, и Панахидкина Мария Ивановна, музыкальный руководитель, которая вошла в число призёров акции Сферума «Мастер цифрового общения» в номинации «Самые активные работники сферы образования региона». Педагоги рассказали о том, что они уже сделали в своей дошкольной организации в плане использования Сферума и что ещё планируют сделать, какие новые возможности мессенджера их наиболее заинтересовали.
В течении всего мероприятия все подключившиеся к групповому звонку педагоги могли задавать интересующие их вопросы, как в чате, так и через открытый микрофон.
В заключительной части вебинара Фетищева Оксана Владимировна, по традиции, сделала несколько анонсов ЦЦК, в том числе представила новые чаты, которые были созданы с целью оперативного информирования о событиях и мероприятиях, связанных с цифровизацией.
Ссылка на чат «Дошкольные организации Кузбасса».
Ссылка на чат «Общеобразовательные организации Кузбасса».
Ссылка на чат «Организации дополнительного образования Кузбасса».
Запись мероприятия можно посмотреть по ссылке.
Фетищева Оксана Владимировна, методист центра цифровых компетенций ИРО Кузбасса
06 марта 2024 в рамках областного образовательного проекта «Научный десант» на базе МБОУ "Ясногорская СОШ" Кемеровского округа состоялась встреча молодых ученых со школьниками Ясногорской и Мазуровской школ.
Цель проекта «Научный десант» – рассказать школьникам о научном направлении работы вузов, деятельности исследовательских институтах региона. Организатором Проекта является АНО «Научно-образовательный центр «КуZбасс-Донбасс», Министерство науки, высшего образования и молодёжной политики Кузбасса и Министерство образования Кузбасса при поддержке Института развития образования КуZбасса и «Движения Первых». Проект направлен на популяризацию науки в Кузбассе. Во время встреч со школьниками молодые учёные рассказывают о том, кто такой учёный, о его пути в науку, о своих научных исследованиях, каким образом он выбрал научное направление своей деятельности.
Так, доцент кафедры теплоэнергетики КузГТУ, кандидат технических наук Константин Юрьевич Ушаков остановился на определении науки, актуальности научного исследования и направленности проектов, доступных для реализации школьниками в настоящее время, привел пример реального эксперимента, проведенного в ходе собственного научного исследования, в котором уголь рассматривается не только как топливо, а как сырье для получения продуктов с химическим и топливным назначением, описал знания, которые были получены в результате этого эксперимента.
Кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии, философии и искусствоведения КемГИК Анастасия Сергеевна Двуреченская в первой части своего выступления дала определение идеи, ее первостепенного значения и роль в научном исследовании для учёного и творческого человека. Во второй части Анастасия Сергеевна провела викторину, посвящённую истории интересных необычных старинных повседневных предметов, которые когда-то играли большую роль в жизни людей разных социальных групп, а сегодня практически утратили своё значение.
Во встрече с молодыми учеными приняло участие 130 обучающихся (110 школьников Ясногорской школы 20 – Мазуровской).