Как это было…
Из истории конкурса «Учитель года России»
В 1989 году «Учительская газета» (гл. ред. Г. Н. Селезнев) предложила своим читателям обсудить идею проведения конкурса «Учитель года». Его придумал редактор школьного отдела «Учительской газеты» Владимир Жуков. В 1990 году в СССР впервые состоялся Всесоюзный конкурс «Учитель года». Официальной эмблемой конкурса неслучайно был выбран пеликан – птица, согласно библейскому сказанию, готовая к самопожертвованию ради потомства. Первым обладателем главного приза – «Хрустального пеликана», которого вручал Президент СССР Михаил Горбачев, стал учитель русского языка и литературы Поповской средней школы Чернского района Тульской области Александр Сутормин.
С 1992 года ведет свою историю российский конкурс. В стране начался тяжелейший экономический кризис, забастовки, но конкурс не просто «выжил», он получил свое второе рождение. Первым «Учителем года России» стал Артур Заруба, преподаватель музыки Детгородской средней школы Волоколамского района Московской области. В Кузбассе областной конкурс впервые состоялся в 1994 году. Первый конкурс показал, что он способен зажигать новые звезды на педагогическом небосклоне нашей области.
Главный приз областного этапа конкурса присуждался Ю. Титорову (г. Мариинск, 1994), Н. Заруба (г. Кемерово, 1995), О. Петунину (г. Прокопьевск, 1996), Б. Дику (Тисульский район, 1997), Е. Клостер (г. Кемерово, 1998), Л. Груздевой (г. Междуреченск, 1999), П. Липатову (г. Междуреченск, 2000), Г. Приваловой (Топкинский район, 2001), Е. Ильиной (г. Прокопьевск, 2002), С. Фицу (Новокузнецкий район, 2003), В. Радченко (г. Белово, 2004), И. Бушихину (г. Юрга, 2005), И. Бережновой (Юргинский район, 2006), С. Москаленкову (г. Прокопьевск, 2007), Н. Клещеровой (Ленинск-Кузнецкий район, 2008), Н. Поварич (г. Кемерово, 2009), Н. Гаськовой (Прокопьевский район, 2010), С. Иванову (г. Кемерово, 2011), Н. Елескиной (г. Киселевск, 2012), А. Перфильеву (Промышленновский район, 2013), Е. Квасову (г. Ленинск-Кузнецкий, 2014), А. Смирнову (г. Кемерово, 2015), О. Михайловой (г. Прокопьевск, 2016), А. Лисову (г. Белово, 2017), В. Смолину (Прокопьевский район, 2018).
«Конкурс является условием повышения престижа профессии и профессионального уровня работников общего образования, что выражается в статусе конкурса и все большей весомости, его значимости в субъектах Российской Федерации. Это постоянная, целенаправленная работа с участниками, лауреатами и победителями. Из числа победителей конкурсов формируется педагогический олимп – те профессионалы, которые должны стать образцом для всей системы образования, экспертами по вопросам формирования государственной политики в сфере образования», – сказала министр Просвещения РФ О. Васильева о Всероссийском конкурсе «Учитель года России».
Сегодня конкурс педагогического мастерства «Учитель года России» – это участники из 85 субъектов Российской Федерации, это вручение главного приза на кремлевской сцене, это награды победителям в регионах, массовое послеконкурсное движение. На протяжении 28 лет менялись конкурсные испытания и способы оценивания участников, методика формирования жюри и отношение общественности к конкурсу, но неизменным остаются педагогический талант, творческие находки в обучении и воспитании подрастающего поколения.
Практически все участники конкурса – а их сотни тысяч – остались в системе образования. «Учитель года России» – знаковое событие в образовании, это объективность выбора победителя, прозрачность процедур и общественное признание победителя и всех участников конкурса.
11-15 марта 2019 г. в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования состоялся 26 региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России», направленный на выявление талантливых педагогов, их поддержки и поощрения, повышение социального статуса педагога и престижа учительского труда, распространение инновационного опыта лучших педагогов Кузбасса.
В 2019 году в конкурсе приняли участие 34 педагогических работника образовательных организаций Кемеровской области – победители муниципального этапа конкурса. Участникам предстояло показать свой профессионализм и мастерство в таких конкурсных испытаниях, как «Мастер-класс», «Учебное занятие», разработать и защитить «Образовательный проект», поучаствовать в «Педагогических дебатах».
Уже пятый год подряд для привлечения к событиям конкурса широкой общественности, информационного сопровождения конкурсных мероприятий работал официальный сайт http://konkurs.kuz-edu.ru, где освещались хроника конкурса, организованы Интернет-опросы и голосования.
По результатам заочных конкурсных испытаний были учреждены специальные призы:
- Специальный приз в номинации «Лучшее эссе» был вручен Панженской Анастасии Игоревне, учителю русского языка и литературы, МАОУ «СОШ №1», Топкинский МР.
- Специальный приз в номинации «Лучший методический семинар» получила Желтышева Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы, НМБОУ «Гимназия №11», Анжеро-Судженский ГО.
- Специальный приз в номинации «Лучший Интернет-ресурс» был вручен Лукьяновой Алесе Юрьевне, учителю английского языка, МБОУ СОШ № 24, Таштагольский МР.
- Специальный «Приз зрительских симпатий» заслуженно получила Томилина Елена Алексеевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ №35», Осинниковский ГО. За неё проголосовало 2145 коллег и зрителей конкурса!
- Специальный приз в номинации «За волю к победе» был вручен Анищенко Максиму Сергеевичу, учителю физической культуры, МБ ОУ СОШ №1 Яшкинского МР.
По результатам конкурсных мероприятий были определены 10 лауреатов конкурса:
- Дубро Анастасия Николаевна, учитель математики МБОУ ТСШ №1, Тяжинский МР.
- Желтышева Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы НМБОУ «Гимназия №11», Анжеро-Судженский ГО.
- Маталасова Оксана Васильевна, учитель физической культуры МКОУ «Начальная школа - детский сад № 33 г. Юрги».
- Матюшина Юлия Викторовна, учитель математики и информатики МКОУ «Анжерская школа», Яйский МР.
- Нечаев Сергей Сергеевич, учитель истории МБ НОУ «Лицей № 11», Новокузнецкий ГО
- Печёнкина Татьяна Константиновна, учитель английского языка МБОУ «Прокопьевская СОШ», Прокопьевский МР.
- Радкевич Анна Сергеевна, учитель математики МБОУ «Гимназия №72», Прокопьевский ГО.
- Ретивых Ольга Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №25 г.Салаира», Гурьевский МР.
- Скоркина Мария Дмитриевна, учитель биологии и химии МОУ Белогорская СОШ, Тисульский МР.
- Суздалева Светлана Дмитриевна, учитель информатики МБОУ «СОШ №44», Полысаевский ГО.
Со словами поздравления выступил Уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области Дмитрий Владимирович Кислицын, который наградил почетными грамотами следующих участников:
- Верташову Татьяну Васильевну, учителя географии МБОУ лицей № 22 города Белово.
- Тумашева Максима Александровича, учителя физической культуры МБОУ СОШ №1, Ленинск-Кузнецкий ГО.
- Маталасову Оксану Васильевну, учителя физической культуры МКОУ «Начальная школа - детский сад № 33 г. Юрги».
- Дубскую Марию Александровну, учителя музыки МБОУ «Борисовская сош», Крапивинский МР.
- Шорохову Екатерину Николаевну, учителя информатики МБОУ «Промышленновская СОШ №56».
- Яковлеву Надежду Александровну, учителя физической культуры МБОУ «В-Чебулинская СОШ».
- Айкину Диану Владимировну, учителя физики МБОУ «Искитимская СОШ» Юргинский МР.
По традиции активные участники профсоюзного движения были отмечены денежными призами от Кемеровской областной организации Профсоюзов работников народного образования и науки РФ в лице председателя Николая Андреевича Кирюшина. Николай Андреевич поздравил всех с окончанием конкурсного пути, вспомнил, как педагоги проходили испытания, и озвучил сумму денежного приза победителя – члена профсоюза, которого объявят на Губернаторском приеме.
Свои симпатии выразил и региональный клуб «Учитель года Кузбасса», составивший альтернативное жюри, в лице председателя Олега Викторовича Петунина. Достойным педагогом Кузбасса, по мнению членов клуба, стала Дубская Мария Александровна, учитель музыки МБОУ «Борисовская сош», Крапивинский МР.
На торжественной церемонии закрытия участники, призеры и лауреаты конкурса получили сертификаты, дипломы и ценные подарки.
Для участников конкурса были подготовлены необычные, современные, цифровые подарки от инновационного центра Сколково – лицензии на использование электронно-образовательного ресурса ЯКласс. Ресурс поможет учителю проводить тестирование знаний учащихся и задавать домашние задания в электронном виде.
Слово для поздравления было предоставлено Компании «МИРИТ» – разработчику программного обеспечения, в лице заместителя генерального директора по информационным технологиям Любецкого Андрея Геннадьевича, который вручил грамоту Суздалевой Светлане Дмитриевне, Полысаевский ГО за разработанное электронное пособие.
Поздравляем лауреатов и призеров конкурса, а также всех его участников и желаем дальнейших успехов!
Обучение работников образования с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения базируется на концептуальных основах открытого, вариативного и непрерывного образования и осуществляется на основе Положения «О реализации дистанционных образовательных технологий в Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (ПОЛОЖЕНИЕ).
Для реализации в ИРОК повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий создан сайт дистанционного обучения http://do.kuz-edu.ru/. Обучение ведется с использованием системы управления обучением moodle по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации (далее – ДПП ПК, программа ПК) прошедшим конкурсный отбор и вошедшим в реестр.
Организация обучения предусматривает реализацию программы ПК частично или в полном объеме с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающих возможность удаленного взаимодействия преподавателя и обучающегося. Тьютор сопровождает слушателей, осваивающих ДПП ПК, помогает разрешить возникающие вопросы и затруднения. Слушатели общаются с преподавателями, получают необходимую методическую поддержку, осваивают технологии сетевого взаимодействия, которые в дальнейшем могут использовать в своей педагогической практике. Применение дистанционных технологий в образовательной деятельности способствует развитию профессионального мастерства современного педагога.
В процессе реализации программ ПК практикуются различные совместные виды деятельности, систематические обсуждения всей группой рассматриваемых проблем, возникающих затруднений, интересных предложений в форуме, чате, интернет-конференции и т.п. Формы занятий: чат-занятия, веб-занятия и телеконференции. Формы и виды контроля сочетают автоматизированный контроль знаний и открытые виды контроля совместного результата деятельности. Учебные и методические материалы специально разработаны с учетом особенностей дистанционного обучения, необходимые учебные ресурсы оцифрованы.
КРИПКиПРО предлагает следующие формы сетевой совместной деятельности:
- Интеграция очной и очно-заочной форм. Освоение программы разбито на сессии, с учетом модульного подхода. Общие модули и часть содержательного модуля программы осваиваются дистанционно, на очные занятия выносится объяснение нового материала, проверка понимания, дискуссии, защита проектов. Формирование навыков и подготовка к семинарам, дискуссиям, проектам относится к занятиям в дистанционной форме. Объем освоения ДПП ПК с использованием дистанционных технологий варьируется от 56 до 72 часов. Итоговая аттестация проходит очно или дистанционно.
- Сетевая модульная модель. Данная модель освоения ДПП ПК позволяет организовать обучение без отрыва от работы и использовать виртуальные образовательные ресурсы института, размещенные в СДО, доступные слушателям преимущественно on-line (синхронно), и проводить синхронные виртуальные занятия: тьюториалы, семинары в формате видеоконференций, web-форумов, чато
Порядок организации повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий
1. Работник образования регистрируется (создает учетную запись) на сайте http://do.kuz-edu.ru/
2. Работник образования зачисляется на очно-заочное/заочное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения по выбранной ДПП ПК при наличии
- заявления на имя ректора ИРОК,
- договоры между образовательной организацией и институтом или между работником образования и институтом,
- подтверждения оплаты в форме платежного поручения или банковского чека.
3. Куратор допускает слушателя к электронному курсу в соответствии с приказом о зачислении и сопровождает его в процессе освоения программы ПК.
4. Слушатель получает доступ к электронным учебным и учебно-методическим ресурсам в рамках системы дистанционного обучения.
5. Слушатель,
- осваивает ДПП ПК (модуль);
- проходит промежуточный контроль;
- проходит итоговую аттестацию в форме защиты итоговой работы или тестирования (может проходить как в СДО, так и в очной форме).
6. Исходя из общего объема часов освоенных модулей, результата итоговой аттестации издается приказ об отчислении и выдаче слушателю соответствующего документа:
- удостоверения о повышении квалификации (если программа ПК освоена в полном объеме);
- справки с указанием освоенных модулей программы ПК (в случае неполного освоения программы).
Внимание!
Работникам образования, желающим использовать данную форму обучения необходимо иметь адрес электронной почты.
По организационным вопросам повышения квалификации просим обращаться в каб. 102, тел. 8 (3842) 31-15-85.
Повышение квалификации работников образования по накопительной системе осуществляется в соответствии с Положением о накопительной системе повышения квалификации (ПОЛОЖЕНИЕ) с применением индивидуальной или групповой траектории освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации.
Работник образования выбирает форму (очная/очно-заочная/заочная), сроки и территорию обучения, а также форму итоговой аттестации.
ОМ составляется на основе дополнительной профессиональной программы повышения квалификации (далее ДПП ПК, программа ПК), входящей в реестр, и по объему часов не должен превышать объема выбранной программы ПК. Его модули должны соответствовать инвариантным и вариативным модулям ДПП ПК, объем инвариантных модулей в сумме не должен быть менее 30% от объема выбранной ДПП ПК.
ОМ может включать проведение слушателем: мастер-класса, «круглого стола», открытого урока, выставки учебно-методических материалов, практических занятий, и др. научно-методических мероприятий. Научно-методические мероприятия не должны превышать 25% от общего объема выбранной ДПП ПК и должны быть зафиксированы в ОМ с указанием количества часов.
При формировании ОМ могут быть предусмотрены модули, которые осваиваются слушателем с использованием дистанционных образовательных технологий или электронного обучения. Возможно освоение модулей в форме стажировки на базе региональных стажировочных площадок, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Положением о региональной стажировочной площадке (ссылка на Положение).
По организационным вопросам повышения квалификации просим обращаться в каб. 102, тел. 8 (3842) 31-15-85.