Работаем с 1943 года

Институт развития образования Кузбасса


Пока горит свеча

О фронтовике и педагоге Николае Петровиче Челпанове

(1921-1992)

Изучение и осмысление истории родного края - главная задача краеведения во все времена. Одним из первых краеведов, кто предпринял систематизировать факты по истории Топкинского муниципального округа, была Марина Пермина, автор книги «Ономастика Топкинского района», которая вышла в свет в 2003-м году. К глубокому сожалению, в ней были неточности, на которые обратили внимание краеведы Анатолий Петренко и Игорь Усков. В этом отношении наследие нашего земляка, ветерана Великой Отечественной войны, ветерана педагогического труда Николая Петровича Челпанова (1921-1992) имеет большое значение, поскольку отличается точностью и системой изложения исторического материала.

Ветеран Великой Отечественной войны Николай Петрович Челпанов. Белово, 1985. Фото из личного архива ветерана ООО «Топкинский цемент» Анатолия Фёдоровича Назимова

 

Творческое наследие Николая Челпанова представляют собой работы по краеведению и фенологические заметки (их он писал с середины 50-х годов прошлого века), а также воспоминания и составление генеалогического дерева (над ними автор работал во второй половине 80-х годов до 1991 года включительно). Немаловажным является литературный талант Николая Петровича, его высочайшее педагогическое мастерство и опыт, которое не утратило значения и теперь в текущем XXI столетии, поскольку он был знатоком и ценителем русского языка и литературы, владел иностранными языками (в частности, немецким языком владел в совершенстве), не говоря о том, что помимо всего прочего являлся кадровым офицером, и более двух десятилетий вёл занятия по начальной военной подготовке с допризывной молодёжью. Таким образом, наследие Николая Челпанова имеет большое значение не только для Топкинского муниципального округа (здесь он родился и вырос, отсюда был призван Топкинским райвоенкоматом на военную службу, прошёл все тяготы и лишения Великой Отечественной войны (о чём свидетельствуют правительственные награды), неутомимо совмещал работу с учёбой, получил высшее профессиональное образование и всю жизнь посвятил педагогической деятельности), но и Кузбасса в целом, так как с 1964-го по 1991–й год он работал в школах города Белово и Беловского района, а позже в индустриальном техникуме города Новокузнецка, где наиболее ярко раскрыл все свои природные дарования. Но обо всём по порядку.

Николай Петрович родился 16 декабря 1921 года в селе Усть-Сосново Тарсьминской волости Томской губернии в многодетной крестьянской семье. Семья происходила из потомственных переселенцев, так как, по словам Николая Петровича его «дедушка Дмитрий Иванович Челпанов, служивший на Тихоокеанском флоте, со всей семьёй, выйдя в отставку, переехал из Владивостока сначала в Санкт-Петербург, а затем в провинцию». В свою очередь, сыновья Дмитрия Ивановича Иван, Пётр и Александр Челпановы в конце XIX века с семьями поселились в селе Усть-Сосново Томской губернии. Их обустройством на селе занимался крестьянский сход, который определяли представители трёх фамилий – Ермолаевых, Романовых и Черевых. Характерно то, что старообрядцев сход не принимал и отправлял на поселение в деревню Кокуй. О самой жизни в селе Усть-Сосново до революции 1917 года написано немало. Здесь была заметная социальная инфраструктура: функционировали школа, лечебница, маслобойное заведение, две торговые лавки и православная церковь. Здесь заметную роль играло купечество – семьи Ермолаевых, Сыровых, Завьяловых, Ваховых, Серовых и Фальковских, занимавшихся перевозом сельскохозяйственной продукции в города Томск и Кузнецк. Иную действительность увидел Николай Петрович в свои отроческие годы: коллективизацию и колхозы, приезд в село переселенцев из европейской части страны. Так, в начале 30-х годов прошлого века в селе поселилась семья Назимовых, приехавшая сюда из Урала, – из деревни Татарка Белоярского района Свердловской области.

С представителями семьи Назимовых подружился Николай Петрович – братьями Максимом и Николаем, сёстрами Анной и Ольгой. Анна Ефимовна Назимова в дальнейшем стала женой Николая Петровича. Но это будет потом, а пока… Пока Николай Челпанов увлечённо учился в сельской школе, был октябрёнком, пионером, затем стал комсомольцем. Незадолго до начала Великой Отечественной войны окончил среднюю школу, готовился к поступлению в высшее учебное заведение по педагогической специальности. 13 июня 1941-го женился и вдруг… И вдруг все планы нарушила война.

23 июня 1941 года Николая Петровича Челпанова, братьев Назимовых Максима и Николая, а также многих односельчан призвали в ряды Красной Армии и направили на фронт. Судьбы многих сложились трагично. В X томе Всекузбасской книги памяти сообщается, что старшие братья жены Николая Петровича Челпанова Анны Ефимовны пропали без вести: Николай 1918 года рождения в октябре 1942 года, а Максим 1906 года рождения – в марте 1944-го. Сам Николай Петрович Челпанов, имевший к моменту призыва в ряды РККА среднее образование, был направлен на учёбу в Киевское военное училище связи.

Участники Великой Отечественной войны Максим и Николай Назимовы; Ветеран Великой Отечественной войны Николай Петрович Челпанов (в центре) с однополчанами. Северная группа войск. Польша, 1946 год

В условиях войны обучение было ускоренным, после которого выпускникам были присвоены офицерские звания, и прошло их распределение по войсковым частям. Николай Челпанов был зачислен в состав 974-го отдельного ордена Александра Невского батальона связи 70-го стрелкового корпуса 49-й армии в качестве командира взвода 2-й телеграфно-кабельной роты, имея воинское звание «лейтенант». Воевал на Западном (3-м Белорусском), затем на 2-м Белорусском фронтах, пройдя боевой путь от обороны Москвы до взятия Берлина. Проявил себя квалифицированным и мужественным офицером. Об этом свидетельствуют архивные документы. «Во время боёв, - отмечается в его наградном листе - в районе реки Проня, при прорыве обороны противника 23 июня 1944 года сильный артминомётный огонь отступающего врага не давал возможности навести боевую связь от КП 70 с.к к подразделениям. Командир взвода Челпанов умело организовал работу по форсированию и наведению связи через водный рубеж. Взрывом близ разорвавшегося снаряда он был оглушён и засыпан землёй. Несмотря на сильную боль, он продолжал руководить работой по наведению связи и дал её командованию.

За мужество, самоотверженную работу и умелое руководство по обеспечению бесперебойной связи во время боя представляется к правительственной награде - ордену Красной Звезды». Представление к боевой награде было утверждено командованием 13 июля 1944 года, а спустя две недели 27 июля её вручили отличившемуся воину.

Вторично Николай Петрович отличился зимой 1945 года. «Во время боя, при наступлении наших войск в районе деревни Мирославль 14 февраля 1945 года, - отмечается в наградном листе – при наведении боевой связи на НП дивизии, лейтенант Челпанов, смело руководя работой своего взвода под огнём противника, - был ранен. Несмотря на ранение, лейтенант Челпанов продолжал руководить наведением связи, обеспечив её во время боя. За умелое руководство и обеспечение связью в бою – представляется к ордену Отечественной войны второй степени». Правительственную награду Николай Челпанов получил после окончания войны, став членов ВКП(б).

После окончания войны Николай Челпанов нёс службу в составе Северной группы войск на территории Польши. 17 января 1946 года его наградили медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг», а через год в звании старшего лейтенанта уволили в запас. После демобилизации Николай Петрович устроился работать в Усть-Сосновскую сельскую школу учителем русского языка и литературы, одновременно поступив учиться в Кемеровское педагогическое училище, затем в учительский институт. Совмещать работу с учёбой было непросто, к тому же будучи женатым человеком, но Николай Петрович доказал, что трудности нипочём, так как их научила переносить война.

К преподавательской и учебной деятельности добавилась и руководящая работа - с 1948-го по 1954-й год Николай Петрович Челпанов работал директором Усть-Сосновской сельской школы, а с 1954-го по 1964-й год - в сельской школе деревни Кокуй. И везде Николай Петрович успевал - он был главой многодетной семьи, воспитал двух сыновей Александра и Виктора и двух дочерей Людмилу и Ларису, блестяще закончил в 1962-м году филологический факультет Кемеровского педагогического института, получив высшее образование. В педагогический процесс он активно внедрял краеведческие материалы, фенологические заметки (погодоведение по имевшимся приметам), русский народный эпос, что было новшеством, инновацией в середине 50-х годов прошлого века. Многому научился у дяди ветеран ООО «Топкинский цемент» Анатолий Фёдорович Назимов, который вспоминает, что «фенологические заметки весьма помогли, когда стоило вовремя начинать покос и вести заготовки кормов, сбор урожая. В справедливости и точности слов дяди убеждался не раз».

В начале августа 1964 года Николай Петрович с семьёй и матерью Анной Поликарповной (отец Николая Петровича Пётр Дмитриевич умер в 1948-м году) по семейным обстоятельствам переехал в село Старые Бачаты Беловского района. Как и прежде он продолжил вести преподавательскую деятельность. Кроме того, всегда следовал правилу: где бы ни жил и работал, всегда изучал краеведение города Белово и Беловского района, а затем Новокузнецка. И здесь досконально и достаточно глубоко он использовал материал в педагогическом процессе. Здесь ему пришлось пережить немало горестных дней и тяжёлых утрат, поскольку в 1968-м году умерла мать Анна Поликарповна, а 16 августа 1973-го – жена Анна Ефимовна, с которой он прошёл по жизни в мире и согласии 32 года. Опорой для Николая Петровича стали дети, а потом и внуки. Отрадно сказать то, что Николай Петрович дождался первого правнука Евгения, который родился в 1990-м году. Но своему призванию Николай Петрович никогда не изменял.

1968-й год стал поворотным для Николая Челпанова. 25 ноября 1968 года приказом министра обороны СССР Маршала Советского Союза Андрея Гречко Николаю Челпанову было присвоено очередное воинское звание «капитан» с назначением на должность военрука средней школы №209 города Белова. Этому делу ветеран войны посвятил более 20 лет, активно ведя военно-патриотическое воспитание молодёжи. Для этого Николай Челпанов приглашал на встречи со старшеклассниками ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов пограничных войск и воинов - интернационалистов. Долголетняя добросовестная работа по военно-патриотическому воспитанию молодёжи не осталась незамеченной. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года Николай Петрович Челпанов был награждён орденом Отечественной войны первой степени.

Безупречной педагогической деятельности Николай Челпанов посвятил 44 года, стал ветераном педагогического труда. Во второй половине 80-х годов прошлого века он стал писать воспоминания, составлять генеалогическое дерево. Эта работа, как и краеведческие материалы и фенологические заметки, в совокупности, имеют большую ценность как исторический источник, благодаря которому можно написать немало ценных книг по истории не только Топкинского муниципального округа (свою РодинуНиколай Петрович никогда не забывал), но и Кузбасса в целом. Потому работы Николая Петровича Челпанова, конечно, необходимо опубликовать и использовать в первую очередь в педагогическом процессе для воспитания подрастающего поколения.

Николая Петровича Челпанова не стало 21 сентября 1992 года. С момента его кончины прошло без малого почти 30 долгих лет. Нет ничего удивительного в том, что на протяжении многих лет его имя практически никогда не упоминалось. Но когда касаешься его наследия, понимаешь то, что оно является, несомненно, настоящей находкой и кладом. И его имя теперь возвращается к нам как память, над которой не властно время. Как яркая свеча, освещающая путь…

Леонид Турков, член Союза журналистов России, г. Топки

Вертилецкая Инга Геннадьевна, зав. кафедрой ГиХЭД КРИПКиПРО, канд. пед. наук, доцент, председатель Кемеровского регионального отделения ООО «АССУЛ».

10.10.2020 г.

 

Мне очень дорог родной уголок – село Усть-Сосново

К 300-летию Кузбасса

(из краеведческих работ ветерана педагогического труда Николая Петровича Челпанова, 1921-1992)

Леонид Турков, член Союза журналистов России, г. Топки

Накануне 300-летия Кузбасса важно обратить внимание на истоки ряда населённых пунктов, с которых начиналось освоение и заселение родного края. Первым населённым пунктом Кузбасса по исследованиям выдающегося историка Зинаиды Григорьевны Карпенко стал Кузнецкий острог (впоследствии город Кузнецк), ныне Новокузнецк, основанный в 1618 году. От Томска к Кузнецку был проложен тракт, по которому впоследствии были основаны населённые пункты. Одно из них – село Усть – Сосново. По словам исследователя Игоря Юрьевича Ускова оно было основано в 1703 году на месте слияния рек Сосновка и Иня. Ранее краевед Марина Пермина называла другую дату основания села - 1662 год, но она, к сожалению, ничем не подтверждена. Игорь Усков привёл достаточно весомых доказательств своей концепции, назвав основоположников села – крестьян Филиппа Морозова и Дмитрия Черемисского, а также то, что его основанию и развитию способствовал тракт между Томском и Кузнецком, построенный для развития торговли в упомянутое время. Другими словами 1703-й год стал рубежом основания других населённых пунктов Тарсьминской волости (будущего Топкинского района), и начиная с 6 июля 1721 года, когда сибирский рудознатец Михайло Волков нашёл залежи каменного угля (эта дата стала днём рождения Кузбасса), процесс заселения и освоения Кузнецкого края, пошёл более быстрыми темпами. Следует отметить и то, что задолго до основания села Усть – Сосново были основаны ряд других населённых пунктов – села Искитимское (1665 год, по данным исследователя Анатолия Кулемзина) и Кийское (1699 год (с июня 1857 года город Мариинск), по данным краеведов С. Копылова и Ф. Лапкина).

Как бы то ни было, село Усть – Сосново входит в пятёрку старейших населённых пунктов Кузбасса. О вехах развития села написал интересный краеведческий материал ветеран Великой Отечественной войны, ветеран педагогического труда Николай Петрович Челпанов (1921-1992), где отметил ряд интересных фактов: «Мне очень дорог этот родной уголок – село Усть - Сосново. Село находится на слиянии реки Сосновки в реку Иня на правом берегу. Пойменная низменность реки Ини давала возможность много заготавливать сена для скота, особенно лошадей, так как ямщина стала основным средством сообщения между Томском и Кузнецком. В пойме много озёр с рыбой; рям богат ягодами, полевым луком. Место очень красивое; платформой является Красная гора, каких нигде не встречается. Основателями села были жители трёх фамилий: Ермолаевы, Романовы и Черевы. Была небольшая церквушка, почти на разломе горы, а рядом кладбище. Село было только до оврага, затем разрасталось. Сход принял Челпановых. Киржаков (старообрядцев) не принимали, отправляли в деревню Кокуй (они его и основали). В конце 19 века построили новую церковь, открылась волость, стало зарождаться купечество – Ермолаевы, Завьяловы, Ваховы, Серовы, Сыровы, приехал поляк Фальковский. А в 1910 году наехали российские переселенцы по Столыпинской аграрной реформе».

Краеведческий материал Николая Петровича Челпанова подтверждается архивными документами. Так по данным переписи населения в 1763 году в селе Усть – Сосново проживало 180 человек, что для того времени было весьма много. Старообрядцев крестьянский сход для проживания на селе не принимал, а направлял на поселение в деревню Кокуй. Так и было, поскольку об этих событиях подробно написал исследователь Игорь Усков. Далее, школы в селе первоначально не было. Она была открыта в 1837 году. Что касается церкви, то она была построена в 1843 году и называлась храмом Святителя Николая Чудотворца. Настоятелем в ней многие годы являлся отец Александр Костылёв. В 1893-м храм сгорел в огне пожара и вместо него построили новый.

Николай Челпанов писал: «В конце 19 века, вместо старой церкви построили новую большую, заказали колокол (большой). Звук его отчетливо был слышен на расстоянии 8 километров. Так окончательно возродилось село». Настоятелем новой церкви являлся отец Виктор Лавров, ставший почётным гражданином села. В 1868 году в селе было открыто училище (сельскохозяйственная школа), при которой функционировала аптека. В селе было волостное правление, в котором несли службу мировой судья, следователь и полицейский урядник. Все дома, в том числе купеческие, были построены из красного леса – лиственницы и сосны. Как правило, лиственница составляла первые (нижние) ряды сруба, а сосна – верхние. Брёвна для постройки добротных домов использовались весьма прочные. Возраст деревьев для обработки всегда был почтенным – 80 лет. Купеческие дома были двухэтажными с орнаментом на ставнях окон. У купцов в наличии были 2 торговые лавки, гостиница, маслобойное заведение. В частности, на средства купца Вахова была построена гостиница (заезжий двор), а на средства купца Ермолаева – лечебница (врачебный участок). Первоначально с 1895 года в ней работал фельдшер. С 1898 года – врач Анатолий Матвеевич Карпов, а позднее, с 1906 года, добавилась должность акушерки. Ездить медикам приходилось много – участок обслуживал 29 населённых пунктов.

Сегодня вместо врачебного участка функционирует фельдшерско- акушерский пункт Топкинской районной больницы. В целом в селе, как и по Топкинскому муниципальному округу, в частности, уделяется большое внимание сохранению исторического наследия, потому что купеческие дома являются важными памятниками архитектуры 19 века.

Население села росло год от года. Так в 1904 году в нём было 90 дворов, проживало 399 человек. Спустя семь лет, в 1911-м, в селе было 111 дворов, а число жителей возросло до 573. Интересно то, что по данным переписи населения за 2011 год в селе проживало 652 жителя. Таким образом, село Усть – Сосново сегодня является одним из крупных населённых пунктов Топкинского муниципального округа.

Время Столыпинских реформ было весьма благоприятным. Село было настолько развитым, что 4 сентября 1924 года стало центром Усть – Сосновского района наряду с Топкинским. Правда, в 1929-м они объединились в единый Топкинский район. О его истории ещё предстоит написать отдельную книгу, основанную на методологии и архивных документах. Но факты красноречивы. Например то, что в 30-х годах по всему Топкинскому району прокатились репрессии против церкви (такие события происходили не только по Кузбассу, но и по всей стране). Не обошли репрессии и село Усть – Сосново. Вот что писал о происходивших тогда событиях Николай Петрович Челпанов: «В 1930-м году враги народа разорили церковь, спилив замки, сняли колокола, выбросили иконы, затем сожгли. На её месте сделали контору совхоза».

Сегодня следует сказать то, что в селе Усть – Сосново ведётся строительство часовни, а её открытие планируется совершить в 2021 году, в год 300-летия Кузбасса. Вместо совхоза Усть – Сосновского сегодня плодотворно функционируют крестьянско-фермерские хозяйства Александра Шейна и Сергея Кирейчука, весьма известные по Топкинскому муниципальному округу.

Вышеприведённые отрывки из краеведческих материалов Николая Петровича Челпанова (кстати, впервые использованные и сохранившиеся в личном архиве ветерана ООО «Топкинский цемент» Анатолия Фёдоровича Назимова, который является племянником ветерана Великой Отечественной войны), действительно чётко воссоздают интересные события, происходившие в нашем крае. Потому, что они являются одним из важных источников по истории не только Топкинского муниципального округа, но и Кузбасса в целом. И стиль автора действительно завораживает с первой строки: «Мне очень дорог родной уголок – село Усть – Сосново».

Материал подготовлен:

Леонид Турков, член Союза журналистов России, г. Топки

Вертилецкая Инга Геннадьевна, зав. кафедрой ГиХЭД КРИПКиПРО, канд. пед. наук, доцент, председатель Кемеровского регионального отделения ООО «АССУЛ».

23.11.2020 г.

9 октября 2020 года состоялся вебинар «Организация адаптивного образования для детей с особыми образовательными потребностями».

В работе вебинара приняли участие руководители и заместители руководителей образовательных организаций региона.

В ходе работы вебинара были представлены нормативно-правовые аспекты организации обучения детей с ОВЗ и инвалидов, а также эффективные управленческие практики обучения и социализации детей с особыми образовательными потребностями из опыта работы руководящих работников школ – менторов.

Картышова О.Л., директор МБОУ «СОШ № 2» г. Топки, рассказала о нормативно-правовом сопровождении создания образовательной среды для обучения детей с ОВЗ, а Горенкова Е.А., директор МБОУ «ООШ № 26» г. Салаир, - как создать в общеобразовательной школе условия для реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Лехтина Л.П., директор МБОУ «СОШ № 30 имени Н. Н. Колокольцова» г. Калтана, в своем выступлении представила модель комплексного сопровождения детей с ОВЗ и инвалидов. Петухова Л.А., директор МБОУ «СОШ № 1» города Калтана, ознакомила участников вебинара с эффективной управленческой практикой обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной школы, а Васькова А.И., директор МАОУ «СОШ №110» города Новокузнецка, - с организацией коррекционной и профориентационной работы в условиях инклюзии.

Участники веб-семинара проявили интерес к управленческим практикам обучения и социализации детей с особыми образовательными потребностями и активно задавали вопросы директорам школ – менторам.

По итогам веб-семинара участники отметили практическую направленность и высокий содержательный уровень организации мероприятия. С выступлениями можно ознакомиться в прилагаемом презентационном материале.

Л.С. Дубовая, заведующий отделом менторского сопровождения управленческих кадров КРИПКиПРО

Название Автор
Организация коррекционной и профориентационной работы в условиях инклюзии Васькова Анжелика Ивановна, директор МАОУ «СОШ №110»
Создание условий реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Горенкова Екатерина Анатольевна, директор МБОУ «ООШ No26» г. Салаира
Нормативное правовое обеспечение создания образовательной среды для обучения детей с ОВЗ в ОО Картышова Ольга Леонидовна, директор МБОУ «СОШ No 2», г. Топки
Модель комплексного сопровождения детей с ОВЗ и инвалидов Лехтина Лариса Петровна, директор МБОУ «СОШ No 30» Калтанский ГО
Политика обеспечения условий доступности для инвалидов и других маломобильных граждан объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи  
Как обучать детей с ОВЗ в условиях инклюзивной школы Петухова Лариса Анатольевна, директор МБОУ «СОШ №1», г. Калтан
Институт менторства в региональной системе образования Дубовая Людмила Сергеевна, заведующая отделом менторского сопровождения управленческих кадров

  

28 октября 2018 года Надежде Николаевне Томышевой исполнилось бы восемьдесят лет. Быть может, соединение опыта, мудрости, доброты и душевной красоты и есть то, что спасет мир педагогики и весь мир?

В душе каждого человека живёт благодарная память об Учителе, чьё доброе слово, чья вера в тебя окрыляли, придавали силы, а любовь к предмету, требовательность и строгость вызывали уважение. Для меня это была Анастасия (в миру – Надежда) Николаевна Томышева.

Есть люди, которых никто заменить не сумеет. Сотни, тысячи человек прошли в мире рядом с ней, сохранили о ней светлую, добрую память. Семья, в которой она была дочерью, женой, мамой, а потом и бабушкой. Друзья, коллеги-педагоги, ученики разного возраста; серьезные и не очень, трудолюбивые и ленивые. Соседи по подъездам, по дачам, прохожие, читатели, знакомые, знакомые знакомых. В нашем маленьком городке Юрга её узнавали по бегущей походке и вечно занятому виду:

– Некогда!

– Некогда сейчас!

– Давайте быстрее!!! Я спешу!

Учитель словесности. «Рус. яз.» и «лит-ра.»: так обычно школьники в дневниках сокращали названия её предметов. А она расширяла эти предметы для каждого своего ученика, насколько позволяло ей время школьных уроков.

Сколько тонн тетрадей и учебников переносила она из школы домой и обратно? Кто их считал? Допоздна горела в её окне лампа и с улицы была видна Надежда Николаевна, склонившаяся над тетрадками.

Ученики с раскрытыми глазами, а порой и ртами, сидели на её уроках. Она с легкостью умела держать внимание любой аудитории, не повышая голоса. Труден русский язык? Не всем дано? Как бы не так! Если вашим педагогом была Томышева, то вы невольно запоминали самые трудные правила, вы научились писать сочинения, вы вольно, или невольно полюбили литературных героев. Мало того − вы увидели, как может увлечь человека дело всей его жизни.

В педагогике есть аксиома: интеллект оттачивается интеллектом, характер воспитывается характером, личность формируется личностью. Ученики говорят: «Учитель должен знать всё и ещё чуть-чуть». Она знала столько, что трудно было «впихнуть» в 45 минут урока. Она не умела писать маленькие статьи и рефераты. Любила анализировать, сопоставлять и учила этому детей. Была талантливым организатором школьных агитбригад, помощи колхозам, встреч с интересными людьми. Жила.

Любимый предмет усваивается в десять раз продуктивнее, чем нелюбимый. Литературу у Томышевой любили.

Хороший педагог – это, прежде всего, хороший человек, способный к сопереживанию, порядочный и честный, умеющий уважать детей и бережно к ним относится. Хороших учеников может вырастить только хороший педагог. Она была именно такой. Профессию учителя по праву называют гуманной. Мне всегда вспоминается Януш Корчак. Для него не было хороших и плохих детей. Были просто дети, с которыми он пожелал разделить судьбу.

У истинного педагога не разделяется рабочее и свободное время: он всегда думает о детях. Она была истинным педагогом. Надежда Николаевна никогда не зацикливалась на материальном благополучии. Жила просто. Трудилась, не покладая рук. Целью её было научить, дать знания, дать нравственные ориентиры всем детям, да и взрослым, с кем сводила судьба.

В её небольшой квартирке на первом этаже всегда на стульчике около стола сидел очередной «репетируемый» и слушал скороговорку учительницы, забыв о времени и месте, и уж, конечно, не думая, что уроки ему даёт Заслуженный учитель школы РСФСР (1981), Почетный гражданин города (1989), автор популярных книг «Над строками школьных сочинений» (1994), «Поэзия земли родной» (2008) и более 150 газетных статей, опубликованных в периодических изданиях Юрги, и прочая, прочая… Перед ним сидела заботливая и мудрая учительница, и главным смыслом её урока было донести до ученика знания. А рядом, под стулом, сидел важный черно-белый кот Кеша − хозяйкин любимец.

Надежда Николаевна умела и привлечь, и удержать внимание всех вокруг, потому что разговаривала со всеми на равных, бесхитростным, простым языком, всегда честно и искренне. А люди ведь чувствуют любую фальшь, так как слушают не ушами, а сердцем, человека не обманешь…

Я не знаю, был ли у неё любимый школьный класс. Кажется, первый выпуск в десятой школе. Наверно, трудно даже сосчитать все те кабинеты, в которые входила Надежда Николаевна, поправляя высокую пышную прическу и легонько перешагивая пороги. Но в одном кабинете точно осталась частичка её души. В школьном Пушкинском музее, в школе № 6 г. Юрги.

При Надежде Николаевне в Пушкинском отделе музея – стенды о жизни и творчестве поэта, семь картин кемеровских художников большого формата (подарок бывшего главы города Е.П. Тупицына), семь тумб – витрин; в них – сочинения поэта 1934-1936 годов, земля с могилы поэта, листики дуба и клена из Святых гор и лицейского сада, коллекции значков, вымпелы, слайды, фотографии, медаль к 100-летию со Дня рождения А. С. Пушкина и др. Большая часть музейной коллекции – это подарки из Пушкинских музеев страны: Государственного музея Пушкина в Москве, Всероссийского музея А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге, Мемориального Музея-Лицея (г. Пушкин, до 1918 года Царское Село).

Дети собирали монетки с портретом поэта, спичечные коробки и обложки с шоколадок, сшили коллекцию кукол «Литературные герои Пушкина». В музее около тридцати плакатов о поэте, подарок музея «Лицей» г. Пушкина – редкие фотографии из его же запасников. Руками умельцев сделаны из дерева «Домик няни», «Скамья Онегина», «Часовня на Савкиной горке»; дети, педагоги, Центральная библиотека помогли создать Пушкинскую библиотеку, в которую вошли около 170 книг А.С. Пушкина и о Пушкине. В музее постоянно проводились пушкинские уроки, заседания общества русской словесности «Зеленая лампа», отмечался День лицея, День памяти и День рождения поэта. Постоянно пополнялись новыми материалами тематические пушкинские папки (около двадцати). Музей хранит рефераты и исследования по пушкинской тематике.

В отделе музея «Юрга и Кузбасс литературные» собрана небольшая библиотека сборников юргинских поэтов и писателей. Проводились встречи с кузбасскими поэтами. Старшеклассники успешно защищали рефераты и исследования на городских и областных историко-краеведческих конференциях по собранным литературно-краеведческим материалам. В методическую копилку вошли исследования А. Н. Томышевой по темам: «Поэзия земли родной», «Рубцовы и Россия», «Пушкинские традиции в творчестве Тамары Рубцовой», «Православное краеведение» и др.

Собран в музее отдел «Юрга. История школы». Поисково- краеведческий материал об улицах и памятниках родного города, о Юрге сороковых-шестидесятых годов двадцатого века: «Забытые памятники незабытой войны», «Памятник Машина-ЗИС-5», о героях Даманского, о педагогах- ветеранах и о детях войны-педагогах, о выпускниках школы № 6 на (1951-1974-х и 1980- 2000-х годах. Музей имел статус «Отличный музей».

В записной книжке Надежды Николаевны Томышевой сотни телефонов и адресов. У неё были особенные отношения со всеми творческими людьми: с поэтами, музыкантами. По приглашению Надежды Николаевны на встречу со школьниками приезжали многие кузбасские поэты: В. Бурмистров, С Донбай, Д. Мурзин, А. Катков, В. Лаврина. Ей сложно было отказать. И встречи всегда проходили на ура.

Благодаря её энтузиазму появился пушкинский романс на слова Варлама Шаламова. Музыку она упросила подобрать школьную учительницу. Если вы не слышали этого романса в исполнении старшеклассниц шестой школы – вы многое потеряли. Приезжайте в Юргу в библиотеку семейного чтения. Послушаем вместе.

Надежда Николаевна всю жизнь собирала материалы о Пушкине: десятки газетных и журнальных вырезок, старинные издания поэта. И вот, в 2015 году, Надежда Николаевна обратилась ко всем знакомым с просьбой распечатать по главе из собранных материалов. В итоге получился документальный труд – книга об Александре Сергеевиче Пушкине. Сейчас она хранится в электронном виде в музее и в библиотеке.

Внимательно Надежда Николаевна следила за выходом всех новых книг в Юрге. Анализировала каждую. Беседовала с начинающими писателями и «пишущими в стол». Старалась найти крупинки золота, подсказывала, помогала.По-сестрински относилась к Тамаре Рубцовой, по-матерински к своей лучшей ученице, Наталье Сенн, восхищалась прозой Виктора Чурилова.Она была настоящим другом для прикованного к постели юного поэта Антона Гапоника.Благодаря Надежде Николаевне посмертно был издан роман Голунчикова «Возмездие». Она мечтала об издании и других его романов, оставшихся в рукописях.Юрга литературная много потеряла с её уходом.

Ученик Надежды Николаевны Томышевой Витя Морозов написал о ней такие строки:

Что такое сердце? Кто ответит?

Не спешите просто отвечать.

Только тот, кто труд учителя заметит,

Тот и сможет оценить и всё понять.

Что такое сердце? Я скажу.

И, наверно, каждый согласится –

На учителя с восторгом я гляжу:

Сердцем своим может он гордиться.

Кто поступки сердцем отмечает?

У кого оно за всех болит?

Кто за все ошибки отвечает?

Кто у нас правительством забыт?

Ты, учитель, самый уязвимый,

Хоть и очень строгий ты на вид.

Милый, добрый и легкоранимый.

Пусть Господь тебя всегда хранит.

Светлая память об Учителе с большой буквы навсегда в сердцах её учеников.

Биографическая справка

Анастасия Николаевна Томышева родилась 28 октября 1938 года в Приморье. В Юргу родители Анастасии приехали в 1938 году и стали одними из первых жителей будущего города. В 1957 году окончила школу № 10, а в 1961 году историко-филологический факультет Кемеровского педагогического института. За скудными строками биографии стоит жизнь увлечённого человека, бесконечно любящего свою профессию. Дела школьные всегда для неё были на первом месте, домашние – на втором.

В 1997 году она создала музей А. С. Пушкина в Гуманитарно-педагогической школе и творческое объединение старшеклассников – любителей словесности «Зеленая лампа». В 2000 и 2002 годах стала победителем областного конкурса среди журналистов и педагогов Кузбасса по темам: «Проблемы воспитания подрастающего поколения» и «Такие разные школы». В 2003 году она – лауреат областного конкурса «Педагогические таланты Кузбасса». Её уроки, вошедшие в сборник «Поэзия земли родной» – настоящая творческая лаборатория.

Неоднократно в зоне её исследовательского внимания было творчество Василия Фёдорова, Владимира Мазаева, Тамары Рубцовой, Александра Голунчикова (Максима Сибирцева), Виктора Чурилова, Натальи Поляченковой, Татьяны Колач, Натальи Сенн, Леонида Кирчика, Бориса Бурмистрова, Дмитрия Мурзина, часть её критических статей была опубликована в журнале «Огни Кузбасса».

14 мая 2018 года не стало Анастасии Николаевны Томышевой, литературного критика, исследователя кузбасской литературы, Заслуженного учителя школы РСФСР, Почётного гражданина г. Юрга. Отпевание прошло 17 мая в храме Сретения Господня. Похоронена на Городском кладбище в Юрге.

Материал подготовили Чазова Е. В., ведущий библиотекарь Библиотеки семейного чтения им. Т. И. Рубцовой МБУК «Централизованная библиотечная система г. Юрги».

Г. И. Карпова, кандидат филологических наук, доцент, преподаватель КемГУ с 1979 по 2014 год, ветеран труда

И. Г. Вертилецкая, зав. кафедрой гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО,

канд. пед. наук, доцент, председатель Кемеровского регионального отделения ООО «АССУЛ».

...
...
...

Надежда Васильевна родилась и выросла в посёлке Верх-Чебула Чебулинского района Кемеровской области. После окончания Новокузнецкого педагогического института в 1961 г. бессменно работала в Верх-Чебулинской школе учителем немецкого языка. В 1980 г. награждена значком «Отличник народного просвещения РСФСР». В 1985 г. получила звание «Учитель-методист». Много лет руководила методическим объединением учителей иностранного языка Чебулинского района.

Школьное детство, школьные учителя, пожалуй, воспоминания об этом никогда не сотрутся в памяти. С возрастом может измениться понимание каких-либо фактов прошлого, но никогда не изменится наше эмоциональное восприятие людей и событий…

Мне повезло, моё школьное детство и юность пришлись на золотую эпоху Брежневского спокойствия, конец 90-х гг. 20 века. В моём детском восприятии время было прекрасно октябрятско-пионерско-комсомольским, с традиционными парадами и линейками, со сбором металлолома и макулатуры всей компанией школьных друзей и одноклассников. С пионерскими кострами в летних пионерлагерях и трудовыми бригадами, с полностью практически прогулянным сентябрём по причине сельскохозяйственных работ (помощь совхозу в уборке моркови, капусты, турнепса, картофеля считалась делом обыденным).

Оглядывая назад, осознаёшь, что главную роль в нашем нравственном взрослении, помимо родителей, бабушек, дедушек, играли наши учителя. Я училась с 1 по 10 класс в Верх-Чебулинской средней школе Чебулинского района Кемеровской области. Мы с одноклассниками уже стали (пусть ещё и с небольшим стажем), но бабушками и дедушками, но своих учителей помним, гордимся ими.

Рассказ о чебулинских учителях хочу начать с повествования об учителе немецкого языка Надежде Васильевне Приваловой. Помню, когда отец честно говорил о своих школьных успехах: «по немецкому языку чуть ли не двойка выходила…не собирался я учить язык фашистов». (Мой папа – ребёнок послевоенной страны). Но мы – то учились в другое время, и отношение к немецкому языку было другим, во многом благодаря Надежде Васильевне. Я не помню, когда увидела её впервые, но ее образ для меня – это образ очень живой, очень энергичной женщины, со стремительной, почти летящей походкой. Надежда Васильевна была высокого роста. Эта кареглазая женщина с коротким вьющимся волосом покоряла своей доброжелательной улыбкой, красивым тембром голоса, но главное – своим отношением к делу и детям.

Семья Приваловых жила с нами по соседству на улице 60 лет Октября, поэтому Надежду Васильевну я видела почти каждый день, часто с ней разговаривала. Она любила свой садик: там всегда с ранней весны до глубокой осени что-нибудь цвело. Николай Харламович (её муж), бывало, привозил на тракторе ей то медуницы, то огоньки на разведение, были в садике и «венерины башмачки», и Иван-да-Марья, и ландыши, и незабудки, были необычные лилии, ромашки, колокольчики…Её сад напоминал, скорее, лесную полянку…За всем она тщательно ухаживала, берегла. Любила, сидя на крыльце, глядя на свои цветы, говорить… Именно говорить, а не перемывать косточки соседям, по сельской привычке; она говорила о сельских детях: «Люблю деревенских ребятишек, пусть грязненькие после речки, леса, и одежонка на них не очень…но нет детей добрее».

Это отношения к детям чувствовалось на уроках и передавалось нам. Она считала, что чужой язык изучить несложно, нужно только стараться. Если кому-то с трудом давалось запоминание иностранных слов, она к такому ученику ставила в пару одноклассника, которому язык давался легче. Такой новый «учитель» помогал своему товарищу слова запомнить, выучить «словарный минимум», как говорила Надежда Васильевна. В 80-90 гг. 20 века в селе и не слышали про интернет. Практически не было связи с внешним миром. Если кто-то бывал за границей – так это целое событие. Помню, как на урок немецкого языка она позвала жену председателя Селетникова из Усманки рассказать о путешествии на Кубу. Господи, как мы ждали этого урока! Когда нам рассказали о далёкой социалистической Кубе, дали потрогать настоящие какао бобы, примерить кубинскую шляпу. Даже, несмотря на слабый запрет Надежды Васильевны, мы всё же подержали в руках настоящие кубинские сигары (гангстеры, да и только!), мы были счастливы. Да, на Кубе государственный язык не немецкий, но сам факт возможности общаться с миром посредством знания иностранных языков нами был прекрасно усвоен!

На уроках мы очень много говорили именно по-немецки. Темы для общения были самые насущные, жизненные: дом (как что приготовить, какую мебель выбрать, какую одежду носить- всё нужно и интересно, дружба- кто твой друг, какие у него черты внешности, характер – всё для нас было актуальным). Надежда Васильевна по-немецки поздравляла нас с днями рождения, могла спросить, в чём причина нашего плохого настроения. Всё это было так легко, так по-настоящему естественно. Надежда Васильевна откуда-то принесла нам адреса детей из ГДР по переписке. И мы писали им письма и получали ответы! Эти письма читали всем классом.

Она рассказывала нам о немецких городах, о немецкой культуре, читала по-немецки стихотворения. Надежда Васильевна проводила фестивали немецкой культуры. Каждый класс рассказывал по-немецки о каком-нибудь городе ГДР или ФРГ, его истории, архитектуре, культуре, знаменитых людях...

Всегда это было очень запоминающееся событие. Мы находили гербы, флаги городов, составляли короткие обзорные рассказы–экскурсии на немецком языке. Не удивительно, что, став студенткой Кемеровского государственного университета, я не испытывала никаких трудностей с изучением немецкого языка, наоборот, мне казался недостаточным объём учебной нагрузки на курс. Заняла 2 место в вузовской олимпиаде по немецкому языку. Спасибо Надежде Васильевне!

Надежда Васильевна была человеком лёгким, забывала огорчительные моменты жизни, любила петь (сколько мы с ней выучили немецких смешных песенок!), танцевала с удовольствием вальс, а для нас, девчонок, была примером одухотворённой личности. Часто деревенские женщины под гнётом каждодневных забот с возрастом как-то сереют, что ли…

Но это не про нашу Надежду Васильевну. Годы и профессия (со временем учителя часто накрепко усваивают привычку всех поучать, даже в быту) не сделали её консервативно разумной. Она всегда была и останется для нас молодой, открытой миру и людям. Много лет прошло после уроков, проведённых с Надеждой Васильевной Приваловой. Много лет нет в живых и самой Надежды Васильевны, но…

Память о личности Учителя, влюблённого в своё дело, детей, останется в моём и сердцах сотнях и сотнях чебулинских ребятишек навсегда. После её скоропостижной смерти в местной газете О. П. Гарбузова опубликовала стихотворение:

Благодарим за предоставленные материалы для статьи Ольгу Николаевну Фролову - Привалову, дочь Надежды Васильевны.

Помошникова О. В., учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14», г. Кемерово.

Вертилецкая И. Г., зав. кафедрой гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО,

канд. пед. наук, доцент, председатель Кемеровского регионального отделения ООО «АССУЛ».


© 2025 ИРО Кузбасса