Работаем с 1943 года

Институт развития образования Кузбасса


Якушева Альбина Константиновна ‒ учитель математики МБОУ «Лицей №17», Березовский ГО, Кемеровская область

Математика – царица наук … Именно этому предмету вот уже более 50 лет обучает ребят в МБОУ «Лицей №17» Березовского городского округа Якушева Альбина Константиновна.

Альбина Константиновна – педагог в третьем поколении. Её дедушка Фёдор Устинович Смердин, директор начальной школы в деревне Змеинка Крапивинского района, стал для своей внучки учителем и примером на всю жизнь. Она вспоминает, как сосредоточенно её дед работал над планами будущих уроков. При свете керосиновой лампы он продумывал детали урока для малышей, заносил всё это в самодельные общие тетради. Их чеканный стиль и вёл Альбину Константиновну по жизни как образец. Поэтому долго не размышляя, уже в 20 лет она пошла работать в школу, сразу же после окончания Кемеровского пединститута, куда Альбина Константиновна поступила в 16 лет. Уроки математики, фотокружок, лыжные прогулки, поэтические декламации в актовом зале, КВНы – и всё время вместе со своими учениками. «Школа – дом, так было, есть и будет», ‒ говорит Альбина Константиновна.

Приехав в 1964 году в город Березовский по распределению, Альбина Константиновна работала в разных должностях: от учителя до директора школы, но до сих пор она остается главным методистом: учителем учителей. Её семинары и консультации по математике вызывают устойчивый интерес коллег, стремящихся получить в личное пользование разработанные ею методические материалы.

На протяжении многих лет Якушева Альбина Константиновна работает в профильных математических классах. Принцип ведущей роли теоретических знаний стал фундаментом, на котором базируется быстрое продвижение учащихся. Они демонстрируют глубокие и прочные знания, творчески подходят к решению нестандартных задач, занимаются самообразованием, что даёт им возможность занимать призовые места в городских и областных олимпиадах, подтверждать свои оценки при поступлении в ВУЗы. Исследовательские работы по математике, выполненные её учениками, неоднократно отмечены дипломами городских и областных научно-практических конференций.

Ученики Альбины Константиновны традиционно показывают хорошие знания на выпускных экзаменах. Ежегодно средний балл по математике стабильно выше городских, областных и российских показателей. Такой результат возможен только при полной самоотдаче, способности влюбить в предмет, повести за собой. «Она на полпути не останавливается, ‒ говорит директор лицея №17 В. А. Лебедева. – Если поставила цель, не отступит, пока не доведет до конца. Профильные математические классы – это титанический труд. КИМы с заданиями приходят из года в год сложнее, но Альбина Константиновна не даёт себе расслабиться, успокоиться на достигнутом. Это ясный ум и самодисциплина, ответственность».

Открытый душевный педагог, Альбина Константиновна пользуется уважением у коллег, учащихся и их родителей. «Не о каждом учителе можно сказать, что его дар обучать детей дан ему от Бога, а вот об Альбине Константиновне можно сказать именно так, ‒ отмечают ученики 10 А класса. ‒ Якушева Альбина Константиновна учит нас с 9 класса, но за это время мы узнали больше, чем когда-либо. Все функции, уравнения и даже трудная и нелюбимая геометрия вдруг стали понятны. К Альбине Константиновне можно обратиться в любой момент за помощью, она всегда придет на помощь, объяснит непонятное».

За свою работу Альбина Константиновна отмечена знаком «Отличник народного просвещения», Благодарственными письмами и Почетными грамотами администрации города и области, а также медалями «За особый вклад в развитие Кузбасса» II и III степени. Она является победителем областного конкурса «100 лучших учителей Кузбасса» (2010) и победителем муниципального конкурса «За особые успехи в педагогической деятельности» в номинации «Мастер своего дела» (2016).

Юнгман Олег Валентинович родился в 1937 году в г. Хабаровске. Война в самом начале жизненного пути забросила пятилетнего мальчика в небольшой поселок Топкинского района Кемеровской области, отняла отца, сделала трудным детство. Но он всегда стремился учиться и после окончания школы выбрал для себя профессию педагога. В 1958 году, окончив Кемеровский педагогический институт, он работал учителем математики, а затем инспектором Топкинского района. В 1966 году Олег Валентинович переезжает в Кемерово, где работает учителем математики, в 1967 году был принят на должность методиста в областной институт усовершенствования учителей. Его стаж работы в институте – 36 лет.

В течение длительного времени он был бессменным руководителем областных семинаров и лектором на курсах повышения квалификации для учителей математики.

Именно Олег Валентинович стоял у истоков компьютеризации системы образования Кемеровской области, заведуя кабинетом математики, а затем – информатики и вычислительной техники. В начале 1986 года институт получил первые компьютеры, и Олег Валентинович был организатором и вдохновителем первых курсов для 77 учителей математики, большинство из которых связали свою профессиональную деятельность с новым предметом.

Первая школьная олимпиада по информатике была проведена в 1989 году с О. В. Юнгманом в роли председателя жюри. Он стоял у истоков конкурса программных средств, который впервые был организован в 1993 году.

С 1990 года в институте под его руководством начали преподавать спецкурс «Знакомство с компьютером» для всех категорий слушателей, повышающих квалификацию в Кемеровском облИУУ.

Принадлежал он к той счастливой породе людей, которые никогда не успокаиваются на достигнутом, не устают учиться и делают это с явным удовольствием. В те годы многие учителя математики нашли замечательного наставника в этом скромном методисте, который ежедневно добросовестно выполнял свою трудную и такую нужную работу по велению сердца, открытого для любого учителя, который нуждался в его добром слове, участии, совете. Этот замечательный человек с очень чистой и открытой душой, педагог с большой буквы оказывал огромную помощь учителям в овладении эффективными методами работы.

За свой труд Олег Валентинович награжден медалью «За трудовую доблесть», знаком «Отличник народного просвещения». В 1980 году ему было присвоено звание «Заслуженный учитель РФ».
Все, кому посчастливилось сотрудничать, общаться с Олегом Валентиновичем, помнят его как исключительно порядочного человека, профессионала высокого класса, обладающего большой эрудицией и при этом скромного, немногословного, по-философски относящегося к жизни.

На сайте «Педсовет. ORG» в ходе проведения XVI Всероссийского интернет-педсовета обсуждался вопрос о том, что включает понятие «повышение квалификации», насколько изменение мотивации завесит от руководителя курсов повышения квалификации? Мы нашли воспоминания учителей об Олеге Валентиновиче: «Давным-давно у нас (в Кемеровском ИУУ) был методист Юнгман Олег Валентинович, так он чтобы катализировать процесс повышения квалификации, предложил кооперацию по разработке сборника задач, то есть распределили функции (по школам, учителям), и пошла работа. Причем методист выступал в роли редактора и координатора. Когда работа была завершена, сборник был издан силами ИУУ. Представляете, как кипела работа на местах?!»

«Я не знаю почему, но никто не пишет на форуме ни хорошо, ни плохо о своих учителях. Мне хочется сказать несколько слов о методисте О. В. Юнгмане. Когда я уже достаточно проработал учителем в школе, и мне завистливый директор никак не хотел повышать разряд с 11-го на 12-й, хотя мои ученики уже проявили себя на олимпиадах и пр., написал письмо метотодисту областного ИУУ. И самое удивительное, он приехал на мой обычный урок (200 километров на автобусе!). Так вот, просмотрев урок, он посоветовал директору присвоить 12-й разряд, а мне на следующий учебный год подать заявление на 13-й. Олега Валентиновича уже давно нет с нами. Но я помню, как он проводил курсы повышения квалификации в Кемеровском областном ИУУ. Таких курсов в дальнейшей своей педагогической практике я больше не видел, поэтому мне не стыдно сказать вот такие от сердца благодарные слова хорошему и понимающему человеку:

Призрачно всё в этом мире бушующем,

Есть только миг – за него и держись.

Есть только миг между прошлым и будущим,

Именно он называется жизнь…».

Это слова из любимой песни Олега Валентиновича. К сожалению, он уже ушел из жизни, но его «миг между прошлым и будущим» еще долгие годы теплом и светом останется в сердцах помнящих его людей.

Т. П. Трушкина, методист по математике кафедры естественно-научных и математических дисциплин КРИПКиПРО, г. Кемерово

Шпакова Ирина Ивановна ‒ учитель математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Гурьевска» Кемеровской области.

Ирина Ивановна родилась в 1967 году в городе Гурьевске. Училась и окончила СОШ №5 города Гурьевска. В 1990 году окончила НГПИ по специальности учитель математики и физики.

«Я с детства «играла в школу», учила сначала кукол, а потом и ребят, которые были младше меня», ‒ рассказывает Ирина Ивановна. Учителем математики Ирина Ивановна захотела стать потому, что убедилась, всё в мире подвластно математическим законам, ведь, математика – царица всех наук!

Учителем математики Ирина Ивановна работает 27 лет. Первый год она по распределению проработала в городе Салаире, в школе № 25. Все остальные годы – в школе №5, в своей любимой и родной школе.

Целью её педагогической деятельности является создание условий для обучения ребят, развитие их индивидуальных, творческих способностей, сохраняя их физическое и психическое здоровье. Ирина Ивановна на уроках старается использовать игровые и компьютерные технологии, чтобы уроки не были однообразными, даже в наше непростое время подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Всё это позволяет на её уроках создавать атмосферу успеха, сотрудничества. Её ученики успешно применяют свои знания, участвуя и побеждая в конференциях, олимпиадах школьного, районного, всероссийского уровня, а также являются активными участниками предметных математических недель в школе.

Свой опыт она распространяет на школьных методических объединениях, педагогических советах, семинарах – практикумах, её методические разработки были представлены на Международных выставках – ярмарках «Кузбасский образовательный форум» в городе Кемерово, уже несколько лет подряд, это и работы по использованию новых педагогических технологий, а также её методические статьи были опубликованы в сборниках Кузбасских и Всероссийских педагогических конференций.

Ирина Ивановна систематически даёт открытые уроки для своих коллег и является участником районных семинаров – практикумов. С 2014 года она является руководителем районного МО учителей математики. Ирина Ивановна является активным участником областных семинаров, входит в состав членов жюри на районной научно-практической конференции «Шаг в будущее», а также является членом жюри районной олимпиады по математике.

Но главная её гордость – её собственные дети и, конечно же, ученики. Так, на итоговой аттестации в форме ЕГЭ в 2010 г. максимальный балл составил 69, уже в 2014 году он составил 77 баллов, 43% учащихся 11-х классов в 2014 г. показали результаты на ЕГЭ выше среднерегиональных. Не подвели и 9-классники – в 2015 году абсолютная успеваемость сдачи ОГЭ – 100%. По этим результатам Ирина Ивановна награждена почётной грамотой от Совета народных депутатов Гурьевского муниципального района за личный вклад в развитие системы образования Гурьевского района. Среди её учеников – серебряная медалистка 2007 г. – Сизикова Евгения, золотые медалисты 2014 года – Васенков Иван, Кудряшов Кирилл, Уфимцева Екатерина, Сывнов Станислав, Конышева Елена.

Как у классного руководителя у Ирины Ивановны 2 выпуска: 2000 г., 2017 г.. В 2017 году у выпуска 2007 года – юбилейное десятилетие окончания школы.

За активное участие учащихся и подготовку победителей и призёров в заочных и очных конкурсах, олимпиадах, за их успешную организацию и проведение у Ирины Ивановны многочисленные сертификаты, дипломы, благодарности, почётные грамоты от руководителей и председателей жюри, свидетельства и сертификаты от «Информационно-методического центра Гурьевского района», от « КРИПК и ПРО», от издательства « Вентана-Граф», от Администрации Гурьевского района, она награждена почётной грамотой от Департамента образования и науки Кемеровской области (2015 г.) за значительный вклад в обучении и воспитании подрастающего поколения. В 2005 году Шпаковой Ирине Ивановне присвоено звание «Почётный работник общего образования РФ».

У Ирины Ивановны дружная семья: муж – Шпаков Е. Н., водитель транспортного цеха ОАО ГМЗ с многолетним стажем, две дочери – Наталья, окончившая 9 лет назад школу с серебряной медалью и с Красным дипломом СГУПС г. Новосибирска в 2013 году, сейчас она работает в авиакомпании «Сибирь» г. Новосибирска; Екатерина – учащаяся в МБОУ «СОШ №5» , учится в 7 классе и является ежегодным стипендиатом губернаторской премии, а также в школе искусств № 22 г. Гурьевска.

Д. Н. Хомяков известен не только в нашей стране. Его ученики работают в научных центрах России, Канады, США, Австралии. «Понимаете, я учитель, – говорил Дмитрий Никифорович. – У меня мама учительница и сам я хотел стать и стал учителем... Я вижу кого и как можно научить». Невозможно переоценить роль этого учителя в истории российской школы. Рассказать о нем значит рассказать о становлении обучения математике на углублённом уровне. Ведь наша школа № 11 города Новокузнецка знаменита, в первую очередь, своими математическими классами, организатором которых и учителем математики в них был Дмитрий Никифорович Хомяков.

Известно каждому,

Что математика – царица всех наук.

Вы же властитель ее сути совершенной.

И словно нежной скрипки чистый звук,

Решения задач звучат светло и вдохновенно.

 

Эти строки написаны учителем математики лицея № 11 Л. А. Бутовой в 1998 году и посвящены они Дмитрию Никифоровичу Хомякову, проработавшему в нашей школе (затем гимназии, лицее) 40 лет. В том, что математик, оставив более привычный ему язык формул и знаков, обратился для выражения своих чувств к поэзии, ничего удивительного нет. Д. Н. Хомякова здесь любят, уважают и память о нем берегут.

В 1952 году Дмитрий Никифорович окончил среднюю школу с серебряной медалью и поступил в Московский госу- дарственный педагогический институт им. В. И. Ленина. Учился у знаменитых педагогов, авторов многих учебников: С. П. Новикова, Н. Я. Виленкина, А. Н. Барсукова. После окончания института в 1956 году по распределению уехал в село Новопокровка Приморского края, где в течение восьми лет работал учителем. Обучать приходилось не только математике, но и физике с астрономией. Жизнь на Дальнем Востоке вспоминал как самое счастливое время, хотя бытовые условия были непростыми. Там встретил и свою будущую жену, Генриетту Васильевну, приехавшую по комсомольской путевке в Новопокровку после окончания Ленинградского медицинского института. Именно на Дальнем Востоке с его необыкновенной природой Дмитрий Никифорович на всю жизнь влюбился в тайгу. Помимо математики и шахмат, туризм с рыбалкой стали неотъемлемой частью его жизни. Наверное, он никогда бы не покинул те места, но Генриетте Васильевне после учебы в Новокузнецком ГИДУВе предложили здесь перспективную работу. Поэтому в 1964 году вместе с женой и маленькой дочерью он приезжает в сибирский город Новокузнецк, где в 1965 году у него родился сын.

Приехав в г. Новокузнецк, Дмитрий Никифорович сразу же начал работать учителем в школе № 11. Будучи беззаветно преданным математике, молодой педагог совершенно искренне считал эту науку самой необходимой для формирования личности человека, был уверен, что способные от природы ученики должны иметь возможность изучать предмет более глубоко еще в школе. Именно эти убеждения тогда, более пятидесяти лет назад, привели к идее организовать классы с углубленным изучением математики по разработанной им программе. При этом сам он всегда отрицал наличие каких-то особенных собственных методик, не был сторонником экспериментов и новых технологий. Самостоятельность, творчество, развитие логического мышления и, конечно, добросовестность – на формировании этих качеств у обучающихся была основана его педагогика. За внешней простотой, «незре- лищностью» уроков стоял великий труд: огромное количество прочитанных книг, множество самостоятельно разработанных задач, изучение и анализ заданий для вступительных экзаменов в лучшие вузы страны, олимпиад, заочных физико-математи- ческих школ и др.

Работоспособность и педагогический дар Дмитрия Никифоровича в сочетании с личностными качествами давали необыкновенные результаты. Очень много примеров, когда ученики, изначально не блиставшие великими способностями, через какое-то время начинали добиваться серьезных успехов: занимали призовые места на олимпиадах, а по окончании школы покоряли лучшие вузы страны: МФТИ, МГУ, НГУ, НЭТИ и др., защищали диссертации. Были, конечно, и гениальные «звездочки», наделенные большим природным талантом к математике, имена которых учитель всегда вспоминал с гордостью: Боря Спокойный, Миша Цодыкс, Саша Гутман, Андрей Аралкин, Слава Базайкин и др.

Для каждого человека наступает время, когда появляются сомнения, когда кажется, что в своей деятельности ты достиг потолка, когда не видно перспектив и хочется кардинально изменить свою жизнь. Поэтому в 1977 году Дмитрий Никифорович переходит работать старшим преподавателем в Сибирский металлургический институт, затем инспектором в городской отдел образования. Но престижные по тем временам должности не приносили ему такого удовлетворения, как работа учителя – школа «не отпускала». Редкое явление – с должности чиновника добровольно вернуться в простые учителя, но именно такое решение он принял в 1985 году и до последних дней оставался верен своему призванию и любимой школе.

Каким он остался в нашей памяти? Человеком обаятельным, с тонким чувством юмора (очень любил прибаутки, афоризмы, поговорки, что делало общение с ним живым и интересным). Он был скромным, даже застенчивым – избегал повышенного внимания к собственной персоне, иронизировал и посмеивался, когда о нем отзывались восторженно и высокопарно, очень эрудированным – среди нескольких сотен книг в домашней библиотеке не было ни одной непрочитанной. За внешней мягкостью скрывался твердый характер, вполне определенная жизненная позиция (например, так и не вступил в партию, не желая идти на компромисс с собственными убеждениями). Никогда не искал ни денег, ни славы, ни регалий. Из тех немногочисленных наград, которыми был отмечен его труд (медалью «За особый вклад в развитие Кузбасса», нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», почетным званием «Заслуженный учитель России»), сам больше всего гордился серебряной медалью, полученной по окончании школы. Не любил использовать знакомства и связи, хотя многие бывшие ученики занимали высокие посты и должности. Никогда не жаловался на жизнь, не желал выглядеть слабым, больным и немощным. С большим уважением относился к людям. Всегда отмечал, что именно коллеги (администрация школы, замечательные педагоги) создают необходимые условия для работы математических классов.

Дмитрия Никифоровича Хомякова нередко величали высокими эпитетами: «учитель с искрой божьей», «ум и совесть гимназии», «слава и гордость школы», «человек-легенда». Но для тех, кому довелось его знать близко (родных, друзей, коллег, учеников), «Кефирыч» всегда останется тем, кем и считал себя сам – совершенно «земным» человеком, простым школьным учителем.

В Международный день учителя 5 октября 2015 года состоялось торжественное открытие мемориальной доски в память о Д. Н. Хомякове и Е. П. Булавине, выдающихся учителях лицея № 11.

Л. В. Шестакова, учитель математики МБНОУ «Лицей № 11», Новокузнецкий городской округ;

Н. В. Миняйлова, заместитель директора по УВР, учитель математики МБНОУ «Лицей № 11», Новокузнецкий городской округ


© 2025 ИРО Кузбасса