Межрегиональная НПК «Бережливое управление в образовании» проводится на базе КРИПКиПРО впервые, но в контексте как реализации институтом регионального проекта «Внедрение бережливого производства в деятельность образовательных организаций Кузбасса», так и сопровождения образовательного сегмента межотраслевого областного конкурса «Лучшие практики применения бережливых технологий». В конференции, идущей очно (на 4-х площадках) и онлайн, принимает участие более 30 спикеров, 20 экспертов, 20 игроков мобильной фабрики процессов, 10 модераторов из Кемерова, Новокузнецка, Междуреченска, Ленинска-Кузнецкого, Прокопьевска, Полысаева – Кемеровской области, а также из Перми, Рязани, Нижнего Новгорода, Орла, Старого Оскола, Дзержинска, Москвы, Белгорода. Кроме того, посредством трансляции более 500 человек могут подключиться к работе НПК.
Цель конференции - поиск дальнейших путей развития образовательного пространства регионов в направлении оптимизации процессов и существенного увеличения результатов деятельности посредством внедрения технологии бережливого производства.
В этой связи сегодня обсуждаются вопросы, актуализированные потребностью в усилении качества образования в том числе благодаря бережливым технологиям:
- использование возможностей бережливого менеджмента в управлении качеством образования;
- освоение потенциала наставничества (менторство, тьюторство, коучинг, шедоуинг, баддинг и др.) как формата опережающей подготовки кадров;
- применение внутрифирменной и сетевой модели диссеминации опыта через внедрение кейсов бережливого производства в образование;
- формирование профессиональных компетенции и раскрытие личностного потенциала педагога для повышения эффективности образования;
- автоматизация и цифровизация процессов внутри управленческого цикла;
- использование бережливых технологий в ОО быстро меняющегося (VUCA) мира;
- формирование уникального профиля/ имиджа и стандартизация общих процессов/ результатов в деятельности ОО.
Участники конференции подчёркивают следующее:
- эффективность деятельности образовательной организации, внедряющей бережливое производство, должна быть комплексно нисходящей/ каскадной: каждый участник образовательных отношений в ОО, визуализируя все этапы, показывает собственную результативность; при уровневой дифференциации инструментов бережливого производства тактически (и стратегически) ОО обеспечивает естественное движение к общей цели;
- различные форматы сегментирования деятельности (в т.ч. посредством картирования, паззл-дизайна, паспортизации, каталогизации и др.) позволяют не только добиться повышения эффективности процессов и увеличения результативности образовательной деятельности, но и обеспечить горизонтальную (паритетную) и вертикальную (функциональную) преемственность;
- организация рабочего места и – шире – рабочего пространства (реального и виртуального) участников образовательных отношений должна осуществляться посредством минимизации избыточных действий и высвобождения времени для эффективной деятельности;
- кооперационные техники в образовательной деятельности позволяют добиться высоких результатов в командной (коллаборативной) деятельности и при этом существенно увеличивают возможности индивидуальных достижений посредством адресного распределения ресурсов (в т.ч. информации);
- последовательное применение инструментов бережливого управления обеспечивает качественное осуществление различных видов деятельности: урочной, внеурочной, а также консультативной, коммерческой и др. – и максимально реализует кадровый потенциал ОО;
- разноуровневая система наставничества – ключ к сохранению эффективности деятельности ОО, к тиражированию и транслированию лучших практик, к обеспечению неповторимого имиджа учреждения в целом и каждого педагога;
- конкурентная среда в сфере образования должна претвориться в сферу партнёрского взаимодействия благодаря бережливым принципам внешнего аудита, в том числе коллегиального и сетевого.
На конференции высказываются предложения:
- продолжить работу внедрению бережливого производства в деятельность организаций дошкольного, общего и дополнительного образования с целью оптимизации процессов и существенного увеличения результативности работы;
- АУП образовательных организаций означенных видов применить технологии бережливого управления, с одной стороны, в контексте реализации принципов цифрового менеджмента, а с другой – в русле обеспечения максимальной эффективности учреждения и каждого участника образовательных отношений;
- включить в программы развития ОО модуль, связанный с организацией процесса непрерывного совершенствования посредством использования приёмов/ сервисов систематизации проблем и их комплексного решения;
- интенсифицировать проведение цифровой трансформации и создания цифровой образовательной среды для организации эффективных процессов обучения и воспитания, а также для управленческих процессов;
- осуществлять планирование (в т.ч. составление расписания) с учётом сохранения производительного времени и существенного сокращения вспомогательного (перемещение, дублирование, освоение «с нуля» и др.);
- максимально использовать возможности и виды наставничества как формата кооперационного, взаимообогащающего сотрудничества, позволяющего непрерывно развиваться нескольким участникам образовательных отношений во взрослой, детско-взрослой и детской средах.
Кроме того, сегодня НПК – площадка для открытого заседания регионального клуба «Бережливое образование Кузбасса» (приказ Министерства образования и науки Кузбасса от 04.09.2020 г. № 1457 «О региональных профессиональных методических объединениях педагогических работников»), на котором эксперты всероссийского и регионального уровней рассказывают о широкой образовательной повестке, в контексте которой внедряется бережливое управление в образование, (частности, ВСОКО, ЦНППМ, опережающее развитие), а также о межотраслевых трендах бережливого производства (например, партнёрские проверки, бережливая личность).
24 февраля 2021 года завершил свою работу семинар «Интерактивные информационные технологии в деятельности библиотек образовательных организаций».
В ходе работы семинара участники познакомились с автоматизированными информационно-библиотечными системами и их возможностями в деятельности информационно-библиотечных центров/библиотек, изучили систему поиска электронных ресурсов в ЭБС "Университетская библиотека онлайн". Рассмотрели технологию создания интерактивной выставки, формы представления виртуальных книжных выставок, используя онлайн-инструменты и сервисы. Освоили технологию создания мультимедийных объектов: видео, аудио, презентации, слайд-шоу и т.д. с помощью онлайн-сервисов. Научились создавать собственные цифровые ресурсы.
В работе семинара принимали участие специалисты библиотек образовательных организаций, муниципальных органов управления образованием, курирующие школьные библиотеки, педагоги-библиотекари. В семинаре приняли участие более 110 человек из 23 муниципалитетов Кузбасса, а также Ленинградской области и Красноярского края.
После завершения работы семинара в качестве рефлексии было проведено анкетирование по удовлетворенности слушателей качеством семинара «Интерактивные информационные технологии в деятельности библиотек образовательных организаций». В ходе рефлексии участники отметили высокий уровень организации семинара, актуальность полученной информации для совершенствования работы в своей общеобразовательной организации, его практическую направленность.
Сандалова И. Н., методист РИБЦ (Библиотека КРИПКиПРО)
Положение об областном конкурсе «ИТ-образование Кузбасса XXI века»
2022 г.
Подведены итоги областного конкурса «ИТ-образование Кузбасса XXI века» в 2022 году
2021 г.
Подведены итоги областного конкурса «ИТ-образование Кузбасса XXI века» в 2021 году
Очный тур областного конкурса «ИТ-образование XXI века» 2021 г.
2020 г.
Подведены итоги областного конкурса «ИТ-образование Кузбасса XXI века» в 2020 году
Елена Юрьевна Лысенко, учитель истории, "... остается для нас намного бОльшим, чем просто школьным учителем... "
Призвание учителя есть призвание высокое и благородное.
Л.Н. Толстой
В 1980-х годах город Кемерово активно застраивался новостройками, жители Центрального района пренебрежительно называли их «спальные района». Одним из таких «спальников» стал «Верхний бульвар» или бульвар Строителей в районе КемТИПа. Но новоселы не обращали внимания на прозвища, а активно обживали новое пространство, устраивали детей в детские сады и школы. Школа № 25 открылась сразу же, как только были заселены «девятиэтажки» по бульвару и проспекту Ленинградскому.
Первым директором школы стала Нина Павловна Неворотова, она начала собирать коллектив единомышленников, профессионалов своего дела, любящих и уважающих своих учеников. Затем в школу пришла Светлана Георгиевна Сажнева и на долгие годы стала уважаемым и любимым директором. При ней коллектив сложился и сплотился, молодые учителя постепенно приобрели опыт и необходимые навыки.
В 1996 году, сразу после окончания вуза, в школу пришла Елена Юрьевна Лысенко. Она сразу же обратила на себя внимание учеников: всегда с хорошим настроением, со вкусом одетая, активная и харизматичная, прекрасно знающая предмет. История стала одним из любимых уроков. Несмотря на строгость и требовательность Елены Юрьевны, ребята с удовольствием учили параграфы, выполняли поручения, включались во внеурочную деятельность. Елена Юрьевна придумывала различные игровые и интерактивные формы освоения учебного материала, например, перед уроком, на пороге класса нужно было назвать дату исторического события, это было своеобразным паролем, началом увлекательной игры, где ты – посвященный в тайны истории. Не случайно, многие ученики Елены Юрьевны, видя ее любовь к предмету, впоследствии выбирали исторический факультет и никогда не жалели об этом, потому что исторический дает фундаментальное классическое образование. Своим отношением к работе, к ученикам Елена Юрьевна демонстрировала правила жизненного поведения, поэтому и после окончания школы ребята возвращались к ней общаться, делиться удачами и проблемами. В 2019 году Елена Юрьевна поменяла школу и стала заместителем директора по учебно-воспитательной работе в МБОУ «Лицей № 62». Лицей приобрел высококвалифицированного педагога и хорошего, творческого человека.
Елена Юрьевна Лысенко является Почетным работником воспитания и просвещения Российской Федерации, награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ.
Выпускной вечер 11 А класса МБОУ «Гимназия № 25» 2016 год
Выпускники с любовью отзываются о своей учительнице:
"Елена Юрьевна - одна из моих любимых учителей) Я всегда любила её уроки и внимательно слушала, мне было интересно, как она рассказывает. Это тот человек, к которому можно прийти в любой момент за помощью: она тебя выслушает, даст совет. Мы всегда с ней общались не только на тему школы и уроков, но и разговаривали по душам. Она очень чуткая, искренняя и добрая женщина. Я знаю, что она всегда была рада видеть любого своего ученика, она любила каждого из нас по-своему, а когда мы "выпустились", было грустно, потому что такого выпуска как мы у неё больше не было. Она всегда так говорила. Моя мама и я всегда уважали её за индивидуальный подход к каждому, за умение слышать и слушать. Я бесконечно благодарна ей за её доброту, внимание и поддержку" .(Кристина Юган, 2016 год)
"Елена Юрьевна остается для нас намного бОльшим, чем просто школьным учителем. По счастливому случаю, я попала к ней под классное руководство в 10-11 классах и лучшего классного руководителя сложно представить. С Еленой Юрьевной было легко и интересно не только учиться, но и проводить время вне уроков. Мы часто решали вместе какие-то вопросы по творческой жизнедеятельности класса, ведь школьные мероприятия и подготовка к выпускному в 11 классе занимали много времени. Елена Юрьевна всегда помогала решить наши проблемы не только в учебном плане, но и в личных делах тоже, поражала своей чуткостью и эмпатией, что, на мой взгляд, сейчас редкость – встретить учителя, который так сильно проникается твоими проблемами и искренне хочет тебе помочь. Я думаю, что мой выбор исторического факультета не случаен и связан с тем отношением к предмету, что показывала Елена Юрьевна. Я не работаю по специальности «историк», но бесконечно благодарна истории и моему учителю за получение фундаментального образования" (Елена Калачикова, 2016 год).
В.Ю. Ключевский писал: "Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь"
Составитель материала: Ащеулова Ирина Владимировна. методист кафедры ГиХЭД КРИПКиПРО. канд. филол. наук, доцент