24 января 2019 г. на базе МБОУ Киселевского ГО «Лицей №1» прошел областной семинар «Роль деятельности методического объединения в профессиональном становлении и развитии мастерства учителя математики».
Цель семинара − презентация опыта работы методического объединения учителей математики города Киселевска и обмен опытом деятельности территориальных методических объединений учителей математики Кемеровской области.
Колосова Тамара Андреевна, методист ИМЦ Киселевского ГО рассказала участникам семинара о деятельности методической службы и методического объединения учителей математики города Киселевска, сделала небольшой экскурс в прошлое. Вспомнила интересные формы работы, которые по объективным причинам сегодня не проводятся на территории города, но могут быть полезны участникам встречи. Например, одной из таких форм работы, были рождественские встречи учителей математики города. Встречи проходили в зимние каникулы на территории одной из школ. Учителя школы − хозяева встреч делились опытом работы с коллегами, презентовали свои методические находки. Новой формой работы является использование технологии квест, как интерактивной среды для взаимодействия членов методического объединения города. Накрайникова Алена Викторовна, учитель математики МБОУ Киселевского ГО «Лицей №1» провела для участников семинара практическое занятие «Технология создания Веб-Квеста».
В рамках методического объединения учителей математики работает городская школы «Интеграл». Главная задача школы − развитие профессиональных компетенций учителя математики, обеспечивающих результативную подготовку учащихся к ЕГЭ по математике. На занятиях школы учителя рассматривают изменения в экзамене, знакомятся с новинками литературы, обсуждают методы решения задач, проводят открытые мероприятия для учителей города.
Для участников семинара было проведено открытое занятие городской школы «Интеграл». Руководитель школы − Летягина Ирина Владимировна, учитель математики МБОУ Киселевского ГО«СОШ № 28» сделала обзор новинок литературы, которую можно использовать при подготовке к экзамену по математике, выделила достоинства и недостатки каждого издания. Елескина Наталья Николаевна, учитель математики МБОУ Киселевского ГО «Лицей №1» провела занятие элективного курса «Решение планиметрических задач», на котором было показано, как организовать повторение теории и подходы к решению одной задачи разными методами. Назарова Людмила Сергеевна, учитель математики МБОУ Киселевского ГО «СОШ № 27» дала мастер-класс «Вы это знали?», на котором показала, как поэтапно готовить выпускников по теме «Процентные вычисления при купле-продаже товаров» и подвести к решению одной из сложных задач № 17 на ЕГЭ по математике. Савицкая Ольга Ивановна, учитель математики МБОУ Киселевского ГО «СОШ № 11» провела методическую мастерскую по графическому методу решения задач с параметрами.
Хочется отметить, что работа методического объединения города Киселевска не сводится к «показательным выступлениям», а действительно является инструментом обмена успешными методиками и опытом работы, где можно увидеть ежедневную практику и индивидуальность учителя.
На семинаре выступили Ковалева Фарида Илхамутдиновна, учитель математики МБОУ «СОШ № 54», руководитель МО учителей математики города Прокопьевска и Кондратенко Лариса Николаевна, доцент кафедры менеджмента и общего образования МАОУ ДПО ИПК г. Новокузнецка, которые рассказали о деятельность своих городских МО учителей математики. Интересное выступление было о деятельности городского методического объединения города Белово. Ягина Екатерина Сергеевна, учитель математики МБОУ «СОШ № 32 города Белово»» в своем выступлении остановилась на роли МО в её личном профессиональном становлении.
В семинаре приняло участие 31 человек, это учителя математики, руководители методических объединений из городов Киселевск, Прокопьевск, Новокузнецк, Белово, Прокопьевского и Новокузнецких районов.
Название | Автор |
Чем мы живем сейчас и небольшой экскурс в прошлое | Колосова Тамара Андреевна, методист ИМЦ Киселевского ГО |
Практическое занятие «Технология создания Веб-Квеста» | Накрайникова Алена Викторовна, учитель математики МБОУ Киселевского ГО «Лицей №1» |
Фрагмент занятия элективного курса «Решение планиметрических задач» | Елескина Наталья Николаевна, учитель математики МБОУ Киселевского ГО «Лицей №1» |
Мастер-класс «Вы это знали?» | Назарова Людмила Сергеевна, учитель математики МБОУ Киселевского ГО «СОШ № 27». |
Методическая мастерская «Геометрические методы решения задач с параметрами» | Савицкая Ольга Ивановна, учитель математики МБОУ Киселевского ГО «СОШ № 11». |
Деятельность городского МО учителей математики как условие повышения профессионального мастерства учителя | Ковалева Фарида Илхамутдиновна, учитель математики МБОУ «СОШ № 54», руководитель МО учителей математики города Прокопьевска |
14 февраля на базе МБОУ «Гимназия № 72» в городе Прокопьевске прошел региональный семинар для учителей математики «Вариативность школьного математического образования в современных условиях».
Открыла семинар Гордымова Елена Юрьевна, заместитель директора по УВР МБОУ «Гимназия № 72». Она рассказала участникам семинара о гимназии, её достижениях, о замечательных и талантливых педагогах, умеющих учить не только науке, но и нравственным ценностям.
С вопросом «Педагогические условия вариативного обучения математике» выступила Трушкина Татьяна Петровна, методист, кафедры естественнонаучных и математических дисциплин КРИПКиПРО. О реализации принципа вариативности в школьном математическом образовании г. Прокопьевска рассказала Грехова Светлана Аркадьевна, ст. методист МБУ «ИМЦ».
Вариативность образования ‒ один из основополагающих принципов и направлений развития современной системы образования. В городе Прокопьевске реализация идей вариативности образования осуществляется различными путями и способами: через разнообразие типов и видов образовательных учреждений; возможность выбора программно-методического обеспечения, образовательных технологий и методик обучения. Вариативность математического образования проявляется и в разновидностях учебных курсов (обязательные, элективные и факультативные), в применяемых учителем методах и организационных формах обучения. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, т. е. формирования способности к систематическому перебору возможных вариантов и выбору оптимального варианта.
Как работает это требование на уроках показали учителя математики МБОУ «Гимназия № 72» на открытых уроках. Петракова Татьяна Петровна провела урок в 9 классе по теме «Применение векторов в решении задач», Бедарева Екатерина Евгеньевна урок в 7 классе по теме «Применение формул сокращенного умножения при решении заданий разного вида». Учебное содержание, построенное в соответствии с принципом вариативности, обеспечивает ученику выбор заданий по степени их сложности. Для этого педагоги выделяют задания, для выполнения которого ученику необходимо продемонстрировать применение простого алгоритма. Другой тип заданий требует объяснить результат, который получен на основании известного алгоритма. Или объяснить результат, полученного на основании неизвестного алгоритма, если алгоритм строится известным методом. Учащиеся имеют возможность повышать уровень освоения математики не только в рамках целого курса, но и в рамках каждого урока в отдельности. Выбор заданий по уровню сложности может осуществляться как в ходе урока, так и при выполнении домашних заданий.
Михайлова Ирина Александровна, учитель математики МБОУ «Школа № 54» показала, как можно организовать работу в группах на уроках геометрии, в том числе и при решении вариативных разноуровневых задач. Винтерголлер Тамара Александровна, учитель математики МБОУ «Школа №71», на своем мастер-классе «Разные способы решения одной задачи» важную развивающую функцию задач в школьном курсе математики. Именно сам процесс решения задач оказывает положительное влияние на умственное развитие школьников, поскольку он требует выполнения умственных операций: анализа и синтеза, конкретизации и абстрагирования, сравнения, обобщения. Поиски различных способов решения математических задач, рассмотрение всех возможных способов решения, критическая оценка этих способов с целью выделения из них наиболее рационального – важный фактор развития математического мышления.
Радкевич Анна Сергеевна, учитель математики МБОУ «Гимназия №72» презентовала свой опыт работы по теме «Исследовательский подход в обучении математике» через призму признака вариативности. Крупейченко Любовь Михайловна, учитель математики МБОУ «Гимназия №72» подвела итог в своем выступлении «Вариативность в обучении математике как путь повышения качества образования».
При подведении итогов участники и слушатели семинара поделились мнениями, обсудили опыт работы коллег, отметили положительные практики, которые они будут применить в своей профессиональной деятельности.
Слушатели были едины в положительной оценке представленных уроков, практической ценности семинара, отметили высокий профессиональный уровень коллег, которые подготовили и провели замечательное мероприятие.
Презентации мероприятия можно скачать ЗДЕСЬ.
Фотоотчет:
11.04.2018 кафедра естественнонаучных и математических дисциплин совместно с отделом учебно-методического сопровождения цифровизацииКРИПКиПРО провели семинар для учителей математики «Требования к созданию электронных образовательных ресурсов (интерактивных презентаций, видеоуроков) по математике».
Заведующая отделом Вербилова Ирина Викторовна, рассказала участникам семинара о задачах и месте электронного обучения в образовательной деятельности, охарактеризировала элементы электронного обучения в классно-урочной системе, раскрыла особенности и перспективы использования в очной форме обучения. Учителя познакомились с региональными электронными образовательными платформами, интеграцией в федеральную цифровую среду.
В ходе работы семинара учителя рассмотрели виды электронных образовательных ресурсов, инструменты создания, требования к соблюдению авторских прав.
Материалы семинара можно скачать ЗДЕСЬ.
15 августа 2019 года прошли августовские мероприятия для учителей математики и учителей естественнонаучного цикла.
На пленарном заседании был заслушан доклад «Научно-образовательный центр «КУЗБАСС»,как фактор развития образования региона», который был сделан О. В. Петуниным, заведующим кафедрой естественнонаучных и математических дисциплин. Т. П Трушкина, методист кафедры естественно-научных и математических дисциплин выступила с докладом «Лучшие педагогические практики математического образования на территории Кемеровской области: критерии и способы распространения». О. А. Литвинов, ведущий методист ЦМПП (г. Москва), остановился на вопросе «Инженерные классы – новая форма профиля в школе». Е. В. Синдрякова, ведущий методист издательства «Просвещение» (г. Москва), осветила вопрос «Реализация Федерального проекта «Современная школа» в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам».
В рамках августовских мероприятий работников образования прошло открытое заседание регионального профессионального методического объединения учителей математики. На заседании присутствовало 57 человек из муниципальных территорий Кемеровской области.
В ходе обсуждения основных вопросов повестки заседания РПМО учителей математики Кузьмина Наталья Анатольевна, Федина Оксана Сергеевна, учителя математики МБОУ СОШ № 67 г. Новокузнецка и Кондратенко Лариса Николаевна, доцент МАОУ «ИПК» г. Новокузнецка, провели педагогическую мастерскую «Организации занятий внеурочной деятельности по математике». В качестве примера был проведен фрагмент занятия «С банками на «ты»». Все присутствующие активно включились в работу, явно получая удовольствие от самого процесса. Подводя итог обсудили, какие универсальные учебные умения формируются при организации внеурочного занятия в активном режиме. В ходе обсуждения была выдвинута идея о создании регионального банка программ внеурочной деятельности и учебно-методического их сопровождения.
Дубро Анастасия Николаевна, учитель математики МБОУ «Тяжинская СОШ № 1» Тяжинского МР, своим мастер-классом «Секреты быстрого счета» еще раз подчеркнула, что современный мир технологий и гаджетов все активнее вытесняет умение человека считать в уме, устный счет важен не только с практической точки зрения, но и для развития мышления школьника.
Практико-ориентированному подходу были посвящены мастер-классы Елескиной Натальи Николаевны, учителя математики МБОУ Киселевского ГО «Лицей № 1» (Практико-ориентированный подход в обучении математике) и Радкевич Анны Сергеевны, учителя математики МБОУ «Гимназия № 72» Прокопьевского ГО (Структура практико-ориентированной задачи). Актуальность рассмотренных вопросов связана, прежде всего, с реализацией практико-ориентированного подхода, который провозглашен в Концепции развития математического образования и ФГОС ОО. В ходе обсуждения мастер-классов было отмечено, что нет смысловой и методической ясности в вопросе о том, в какой форме и объеме практико-ориентированные задачи целесообразно включить в обязательную программу школьного курса математики; в действующих учебниках крайне мало заданий, содержание которых ориентировано на реализацию практико-ориентированного обучения математике в основной и старшей школах.
Анализ результатов итоговой аттестации 2019 года провели Трель Ирина Леонидовна, зам. председателя региональной экспертной комиссии по проверке ЕГЭ, и Трушкина Татьяна Петровна, председатель региональной экспертной комиссии по проверке ОГЭ. Оба докладчика отметили, что несмотря на улучшение результатов итоговых экзаменов, как в 9-х, так и в 11-х классах, остается проблема – выполнение школьниками задач повышенного и высокого уровня сложности. Большой процент учащихся даже не приступал к выполнению заданий с развернутым ответом. Это можно объяснить стремлением учащихся максимально полно и качественно выполнить задания первой части экзаменационной работы, что обеспечивает успешность выполнения работы. К сожалению, на это настроена и часть учителей.
В ходе проведения заседания регионального методического объединения учителей математики выработаны решения:
1. Продолжить работу по обобщению лучших педагогических практик математического образования отдельных учителей математики и образовательных организаций, используя различные формы и способы их тиражирования.
2. Для достижения более высоких качественных результатов итоговой аттестации на уровнях основного и полного общего образования педагогам целесообразно использовать:
- дифференцированный поход;
- интерактивные технологии обучения, направленные на активизацию познавательной деятельности и самостоятельности учащихся;
- наиболее эффективные приемы и формы организации учебной деятельности обучающихся, в том числе возможности Интернет-ресурсов и дистанционных форм обучения.
3. Рекомендовать кафедре естественнонаучных и математических дисциплин подготовить методические рекомендации по особенностям преподавания математики по инженерному и технологическому профилям.
4. Обобщить опыт педагогов Кемеровской области по разработке и реализации программ внеурочной деятельности, элективных курсов по математике и создать цифровой банк лучших программ;
5. Организовать работу творческой группы учителей математики по составлению сборника контекстных и практико-ориентированных задач по математике, методических рекомендаций по использованию сборника в учебном процессе.
Участники заседания РПМО пожелали коллегам хорошего нового учебного года, оптимизма, успехов и хорошего настроения.
Председатель РПМО учителей математики Кемеровской области
Трушкина Т.П.
Название | Автор |
«Научно-образовательный центр «КУЗБАСС» | Олег Викторович Петунин, заведующий кафедрой естественнонаучных и математических дисциплин КРИПКиПРО |
Лучшие педагогические практики математического образования на территории Кемеровской области: критерии и способы распространения | Трушкина Татьяна Петровна, методист кафедры естественно-научных и математических дисциплин КРИПКиПРО |
Инженерные классы – новая форма профиля в школе | Литвинов Олег Андреевич, ведущий методист ЦМПП, г. Москва |
Реализация Федерального проекта «Современная школа» в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам | Синдрякова Елена Владимировна, ведущий методист издательства «Просвещение», г. Москва |
Организации занятий внеурочной деятельности по математике «С банками на «ты» | Кузьмина Наталья Анатольевна, Федина Оксана Сергеевна, учителя математики МБОУ СОШ № 67 г. Новокузнецка, Кондратенко Лариса Николаевна, доцент кафедры |
Матемагия или секреты быстрого счета | Дубро Анастасия Николаевна, учитель математики МБОУ «Тяжинская СОШ № 1» Тяжинского МР |
Практико-ориентированный подход в обучении математики» | Елескина Наталья Николаевна, учитель математики МБОУ Киселевского ГО «Лицей № 1» |
Структура практико-ориентированной задачи» | Радкевич Анна Сергеевна, учитель математики МБОУ «Гимназия № 72» Прокопьевского ГО |
Анализ результатов итоговой аттестации на ЕГЭ 2019 года в Кемеровской области | Трель Ирина Леонидовна, зам. председателя региональной экспертной комиссии при проверке ЕГЭ |
Результаты ОГЭ по математике в Кемеровской области в 2019 году | Трушкина Татьяна Петровна, председатель региональной экспертной комиссии при проверке ОГЭ |