Работаем с 1943 года

Институт развития образования Кузбасса


28 октября 2018 года Надежде Николаевне Томышевой исполнилось бы восемьдесят лет. Быть может, соединение опыта, мудрости, доброты и душевной красоты и есть то, что спасет мир педагогики и весь мир?

В душе каждого человека живёт благодарная память об Учителе, чьё доброе слово, чья вера в тебя окрыляли, придавали силы, а любовь к предмету, требовательность и строгость вызывали уважение. Для меня это была Анастасия (в миру – Надежда) Николаевна Томышева.

Есть люди, которых никто заменить не сумеет. Сотни, тысячи человек прошли в мире рядом с ней, сохранили о ней светлую, добрую память. Семья, в которой она была дочерью, женой, мамой, а потом и бабушкой. Друзья, коллеги-педагоги, ученики разного возраста; серьезные и не очень, трудолюбивые и ленивые. Соседи по подъездам, по дачам, прохожие, читатели, знакомые, знакомые знакомых. В нашем маленьком городке Юрга её узнавали по бегущей походке и вечно занятому виду:

– Некогда!

– Некогда сейчас!

– Давайте быстрее!!! Я спешу!

Учитель словесности. «Рус. яз.» и «лит-ра.»: так обычно школьники в дневниках сокращали названия её предметов. А она расширяла эти предметы для каждого своего ученика, насколько позволяло ей время школьных уроков.

Сколько тонн тетрадей и учебников переносила она из школы домой и обратно? Кто их считал? Допоздна горела в её окне лампа и с улицы была видна Надежда Николаевна, склонившаяся над тетрадками.

Ученики с раскрытыми глазами, а порой и ртами, сидели на её уроках. Она с легкостью умела держать внимание любой аудитории, не повышая голоса. Труден русский язык? Не всем дано? Как бы не так! Если вашим педагогом была Томышева, то вы невольно запоминали самые трудные правила, вы научились писать сочинения, вы вольно, или невольно полюбили литературных героев. Мало того − вы увидели, как может увлечь человека дело всей его жизни.

В педагогике есть аксиома: интеллект оттачивается интеллектом, характер воспитывается характером, личность формируется личностью. Ученики говорят: «Учитель должен знать всё и ещё чуть-чуть». Она знала столько, что трудно было «впихнуть» в 45 минут урока. Она не умела писать маленькие статьи и рефераты. Любила анализировать, сопоставлять и учила этому детей. Была талантливым организатором школьных агитбригад, помощи колхозам, встреч с интересными людьми. Жила.

Любимый предмет усваивается в десять раз продуктивнее, чем нелюбимый. Литературу у Томышевой любили.

Хороший педагог – это, прежде всего, хороший человек, способный к сопереживанию, порядочный и честный, умеющий уважать детей и бережно к ним относится. Хороших учеников может вырастить только хороший педагог. Она была именно такой. Профессию учителя по праву называют гуманной. Мне всегда вспоминается Януш Корчак. Для него не было хороших и плохих детей. Были просто дети, с которыми он пожелал разделить судьбу.

У истинного педагога не разделяется рабочее и свободное время: он всегда думает о детях. Она была истинным педагогом. Надежда Николаевна никогда не зацикливалась на материальном благополучии. Жила просто. Трудилась, не покладая рук. Целью её было научить, дать знания, дать нравственные ориентиры всем детям, да и взрослым, с кем сводила судьба.

В её небольшой квартирке на первом этаже всегда на стульчике около стола сидел очередной «репетируемый» и слушал скороговорку учительницы, забыв о времени и месте, и уж, конечно, не думая, что уроки ему даёт Заслуженный учитель школы РСФСР (1981), Почетный гражданин города (1989), автор популярных книг «Над строками школьных сочинений» (1994), «Поэзия земли родной» (2008) и более 150 газетных статей, опубликованных в периодических изданиях Юрги, и прочая, прочая… Перед ним сидела заботливая и мудрая учительница, и главным смыслом её урока было донести до ученика знания. А рядом, под стулом, сидел важный черно-белый кот Кеша − хозяйкин любимец.

Надежда Николаевна умела и привлечь, и удержать внимание всех вокруг, потому что разговаривала со всеми на равных, бесхитростным, простым языком, всегда честно и искренне. А люди ведь чувствуют любую фальшь, так как слушают не ушами, а сердцем, человека не обманешь…

Я не знаю, был ли у неё любимый школьный класс. Кажется, первый выпуск в десятой школе. Наверно, трудно даже сосчитать все те кабинеты, в которые входила Надежда Николаевна, поправляя высокую пышную прическу и легонько перешагивая пороги. Но в одном кабинете точно осталась частичка её души. В школьном Пушкинском музее, в школе № 6 г. Юрги.

При Надежде Николаевне в Пушкинском отделе музея – стенды о жизни и творчестве поэта, семь картин кемеровских художников большого формата (подарок бывшего главы города Е.П. Тупицына), семь тумб – витрин; в них – сочинения поэта 1934-1936 годов, земля с могилы поэта, листики дуба и клена из Святых гор и лицейского сада, коллекции значков, вымпелы, слайды, фотографии, медаль к 100-летию со Дня рождения А. С. Пушкина и др. Большая часть музейной коллекции – это подарки из Пушкинских музеев страны: Государственного музея Пушкина в Москве, Всероссийского музея А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге, Мемориального Музея-Лицея (г. Пушкин, до 1918 года Царское Село).

Дети собирали монетки с портретом поэта, спичечные коробки и обложки с шоколадок, сшили коллекцию кукол «Литературные герои Пушкина». В музее около тридцати плакатов о поэте, подарок музея «Лицей» г. Пушкина – редкие фотографии из его же запасников. Руками умельцев сделаны из дерева «Домик няни», «Скамья Онегина», «Часовня на Савкиной горке»; дети, педагоги, Центральная библиотека помогли создать Пушкинскую библиотеку, в которую вошли около 170 книг А.С. Пушкина и о Пушкине. В музее постоянно проводились пушкинские уроки, заседания общества русской словесности «Зеленая лампа», отмечался День лицея, День памяти и День рождения поэта. Постоянно пополнялись новыми материалами тематические пушкинские папки (около двадцати). Музей хранит рефераты и исследования по пушкинской тематике.

В отделе музея «Юрга и Кузбасс литературные» собрана небольшая библиотека сборников юргинских поэтов и писателей. Проводились встречи с кузбасскими поэтами. Старшеклассники успешно защищали рефераты и исследования на городских и областных историко-краеведческих конференциях по собранным литературно-краеведческим материалам. В методическую копилку вошли исследования А. Н. Томышевой по темам: «Поэзия земли родной», «Рубцовы и Россия», «Пушкинские традиции в творчестве Тамары Рубцовой», «Православное краеведение» и др.

Собран в музее отдел «Юрга. История школы». Поисково- краеведческий материал об улицах и памятниках родного города, о Юрге сороковых-шестидесятых годов двадцатого века: «Забытые памятники незабытой войны», «Памятник Машина-ЗИС-5», о героях Даманского, о педагогах- ветеранах и о детях войны-педагогах, о выпускниках школы № 6 на (1951-1974-х и 1980- 2000-х годах. Музей имел статус «Отличный музей».

В записной книжке Надежды Николаевны Томышевой сотни телефонов и адресов. У неё были особенные отношения со всеми творческими людьми: с поэтами, музыкантами. По приглашению Надежды Николаевны на встречу со школьниками приезжали многие кузбасские поэты: В. Бурмистров, С Донбай, Д. Мурзин, А. Катков, В. Лаврина. Ей сложно было отказать. И встречи всегда проходили на ура.

Благодаря её энтузиазму появился пушкинский романс на слова Варлама Шаламова. Музыку она упросила подобрать школьную учительницу. Если вы не слышали этого романса в исполнении старшеклассниц шестой школы – вы многое потеряли. Приезжайте в Юргу в библиотеку семейного чтения. Послушаем вместе.

Надежда Николаевна всю жизнь собирала материалы о Пушкине: десятки газетных и журнальных вырезок, старинные издания поэта. И вот, в 2015 году, Надежда Николаевна обратилась ко всем знакомым с просьбой распечатать по главе из собранных материалов. В итоге получился документальный труд – книга об Александре Сергеевиче Пушкине. Сейчас она хранится в электронном виде в музее и в библиотеке.

Внимательно Надежда Николаевна следила за выходом всех новых книг в Юрге. Анализировала каждую. Беседовала с начинающими писателями и «пишущими в стол». Старалась найти крупинки золота, подсказывала, помогала.По-сестрински относилась к Тамаре Рубцовой, по-матерински к своей лучшей ученице, Наталье Сенн, восхищалась прозой Виктора Чурилова.Она была настоящим другом для прикованного к постели юного поэта Антона Гапоника.Благодаря Надежде Николаевне посмертно был издан роман Голунчикова «Возмездие». Она мечтала об издании и других его романов, оставшихся в рукописях.Юрга литературная много потеряла с её уходом.

Ученик Надежды Николаевны Томышевой Витя Морозов написал о ней такие строки:

Что такое сердце? Кто ответит?

Не спешите просто отвечать.

Только тот, кто труд учителя заметит,

Тот и сможет оценить и всё понять.

Что такое сердце? Я скажу.

И, наверно, каждый согласится –

На учителя с восторгом я гляжу:

Сердцем своим может он гордиться.

Кто поступки сердцем отмечает?

У кого оно за всех болит?

Кто за все ошибки отвечает?

Кто у нас правительством забыт?

Ты, учитель, самый уязвимый,

Хоть и очень строгий ты на вид.

Милый, добрый и легкоранимый.

Пусть Господь тебя всегда хранит.

Светлая память об Учителе с большой буквы навсегда в сердцах её учеников.

Биографическая справка

Анастасия Николаевна Томышева родилась 28 октября 1938 года в Приморье. В Юргу родители Анастасии приехали в 1938 году и стали одними из первых жителей будущего города. В 1957 году окончила школу № 10, а в 1961 году историко-филологический факультет Кемеровского педагогического института. За скудными строками биографии стоит жизнь увлечённого человека, бесконечно любящего свою профессию. Дела школьные всегда для неё были на первом месте, домашние – на втором.

В 1997 году она создала музей А. С. Пушкина в Гуманитарно-педагогической школе и творческое объединение старшеклассников – любителей словесности «Зеленая лампа». В 2000 и 2002 годах стала победителем областного конкурса среди журналистов и педагогов Кузбасса по темам: «Проблемы воспитания подрастающего поколения» и «Такие разные школы». В 2003 году она – лауреат областного конкурса «Педагогические таланты Кузбасса». Её уроки, вошедшие в сборник «Поэзия земли родной» – настоящая творческая лаборатория.

Неоднократно в зоне её исследовательского внимания было творчество Василия Фёдорова, Владимира Мазаева, Тамары Рубцовой, Александра Голунчикова (Максима Сибирцева), Виктора Чурилова, Натальи Поляченковой, Татьяны Колач, Натальи Сенн, Леонида Кирчика, Бориса Бурмистрова, Дмитрия Мурзина, часть её критических статей была опубликована в журнале «Огни Кузбасса».

14 мая 2018 года не стало Анастасии Николаевны Томышевой, литературного критика, исследователя кузбасской литературы, Заслуженного учителя школы РСФСР, Почётного гражданина г. Юрга. Отпевание прошло 17 мая в храме Сретения Господня. Похоронена на Городском кладбище в Юрге.

Материал подготовили Чазова Е. В., ведущий библиотекарь Библиотеки семейного чтения им. Т. И. Рубцовой МБУК «Централизованная библиотечная система г. Юрги».

Г. И. Карпова, кандидат филологических наук, доцент, преподаватель КемГУ с 1979 по 2014 год, ветеран труда

И. Г. Вертилецкая, зав. кафедрой гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО,

канд. пед. наук, доцент, председатель Кемеровского регионального отделения ООО «АССУЛ».

...
...
...

Надежда Васильевна родилась и выросла в посёлке Верх-Чебула Чебулинского района Кемеровской области. После окончания Новокузнецкого педагогического института в 1961 г. бессменно работала в Верх-Чебулинской школе учителем немецкого языка. В 1980 г. награждена значком «Отличник народного просвещения РСФСР». В 1985 г. получила звание «Учитель-методист». Много лет руководила методическим объединением учителей иностранного языка Чебулинского района.

Школьное детство, школьные учителя, пожалуй, воспоминания об этом никогда не сотрутся в памяти. С возрастом может измениться понимание каких-либо фактов прошлого, но никогда не изменится наше эмоциональное восприятие людей и событий…

Мне повезло, моё школьное детство и юность пришлись на золотую эпоху Брежневского спокойствия, конец 90-х гг. 20 века. В моём детском восприятии время было прекрасно октябрятско-пионерско-комсомольским, с традиционными парадами и линейками, со сбором металлолома и макулатуры всей компанией школьных друзей и одноклассников. С пионерскими кострами в летних пионерлагерях и трудовыми бригадами, с полностью практически прогулянным сентябрём по причине сельскохозяйственных работ (помощь совхозу в уборке моркови, капусты, турнепса, картофеля считалась делом обыденным).

Оглядывая назад, осознаёшь, что главную роль в нашем нравственном взрослении, помимо родителей, бабушек, дедушек, играли наши учителя. Я училась с 1 по 10 класс в Верх-Чебулинской средней школе Чебулинского района Кемеровской области. Мы с одноклассниками уже стали (пусть ещё и с небольшим стажем), но бабушками и дедушками, но своих учителей помним, гордимся ими.

Рассказ о чебулинских учителях хочу начать с повествования об учителе немецкого языка Надежде Васильевне Приваловой. Помню, когда отец честно говорил о своих школьных успехах: «по немецкому языку чуть ли не двойка выходила…не собирался я учить язык фашистов». (Мой папа – ребёнок послевоенной страны). Но мы – то учились в другое время, и отношение к немецкому языку было другим, во многом благодаря Надежде Васильевне. Я не помню, когда увидела её впервые, но ее образ для меня – это образ очень живой, очень энергичной женщины, со стремительной, почти летящей походкой. Надежда Васильевна была высокого роста. Эта кареглазая женщина с коротким вьющимся волосом покоряла своей доброжелательной улыбкой, красивым тембром голоса, но главное – своим отношением к делу и детям.

Семья Приваловых жила с нами по соседству на улице 60 лет Октября, поэтому Надежду Васильевну я видела почти каждый день, часто с ней разговаривала. Она любила свой садик: там всегда с ранней весны до глубокой осени что-нибудь цвело. Николай Харламович (её муж), бывало, привозил на тракторе ей то медуницы, то огоньки на разведение, были в садике и «венерины башмачки», и Иван-да-Марья, и ландыши, и незабудки, были необычные лилии, ромашки, колокольчики…Её сад напоминал, скорее, лесную полянку…За всем она тщательно ухаживала, берегла. Любила, сидя на крыльце, глядя на свои цветы, говорить… Именно говорить, а не перемывать косточки соседям, по сельской привычке; она говорила о сельских детях: «Люблю деревенских ребятишек, пусть грязненькие после речки, леса, и одежонка на них не очень…но нет детей добрее».

Это отношения к детям чувствовалось на уроках и передавалось нам. Она считала, что чужой язык изучить несложно, нужно только стараться. Если кому-то с трудом давалось запоминание иностранных слов, она к такому ученику ставила в пару одноклассника, которому язык давался легче. Такой новый «учитель» помогал своему товарищу слова запомнить, выучить «словарный минимум», как говорила Надежда Васильевна. В 80-90 гг. 20 века в селе и не слышали про интернет. Практически не было связи с внешним миром. Если кто-то бывал за границей – так это целое событие. Помню, как на урок немецкого языка она позвала жену председателя Селетникова из Усманки рассказать о путешествии на Кубу. Господи, как мы ждали этого урока! Когда нам рассказали о далёкой социалистической Кубе, дали потрогать настоящие какао бобы, примерить кубинскую шляпу. Даже, несмотря на слабый запрет Надежды Васильевны, мы всё же подержали в руках настоящие кубинские сигары (гангстеры, да и только!), мы были счастливы. Да, на Кубе государственный язык не немецкий, но сам факт возможности общаться с миром посредством знания иностранных языков нами был прекрасно усвоен!

На уроках мы очень много говорили именно по-немецки. Темы для общения были самые насущные, жизненные: дом (как что приготовить, какую мебель выбрать, какую одежду носить- всё нужно и интересно, дружба- кто твой друг, какие у него черты внешности, характер – всё для нас было актуальным). Надежда Васильевна по-немецки поздравляла нас с днями рождения, могла спросить, в чём причина нашего плохого настроения. Всё это было так легко, так по-настоящему естественно. Надежда Васильевна откуда-то принесла нам адреса детей из ГДР по переписке. И мы писали им письма и получали ответы! Эти письма читали всем классом.

Она рассказывала нам о немецких городах, о немецкой культуре, читала по-немецки стихотворения. Надежда Васильевна проводила фестивали немецкой культуры. Каждый класс рассказывал по-немецки о каком-нибудь городе ГДР или ФРГ, его истории, архитектуре, культуре, знаменитых людях...

Всегда это было очень запоминающееся событие. Мы находили гербы, флаги городов, составляли короткие обзорные рассказы–экскурсии на немецком языке. Не удивительно, что, став студенткой Кемеровского государственного университета, я не испытывала никаких трудностей с изучением немецкого языка, наоборот, мне казался недостаточным объём учебной нагрузки на курс. Заняла 2 место в вузовской олимпиаде по немецкому языку. Спасибо Надежде Васильевне!

Надежда Васильевна была человеком лёгким, забывала огорчительные моменты жизни, любила петь (сколько мы с ней выучили немецких смешных песенок!), танцевала с удовольствием вальс, а для нас, девчонок, была примером одухотворённой личности. Часто деревенские женщины под гнётом каждодневных забот с возрастом как-то сереют, что ли…

Но это не про нашу Надежду Васильевну. Годы и профессия (со временем учителя часто накрепко усваивают привычку всех поучать, даже в быту) не сделали её консервативно разумной. Она всегда была и останется для нас молодой, открытой миру и людям. Много лет прошло после уроков, проведённых с Надеждой Васильевной Приваловой. Много лет нет в живых и самой Надежды Васильевны, но…

Память о личности Учителя, влюблённого в своё дело, детей, останется в моём и сердцах сотнях и сотнях чебулинских ребятишек навсегда. После её скоропостижной смерти в местной газете О. П. Гарбузова опубликовала стихотворение:

Благодарим за предоставленные материалы для статьи Ольгу Николаевну Фролову - Привалову, дочь Надежды Васильевны.

Помошникова О. В., учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14», г. Кемерово.

Вертилецкая И. Г., зав. кафедрой гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО,

канд. пед. наук, доцент, председатель Кемеровского регионального отделения ООО «АССУЛ».

Уважаемые коллеги! Продолжая рубрику «История образования Кузбасса в лицах», мы предлагаем вам материал, представленный Халабаевой Натальей Николаевной, руководителем ММО заместителей директоров по УВР, учителем русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 6» Топкинского МР.

Не по долгу, а по зову сердца

Так озаглавила Дарсалия Татьяна Викторовна эссе на конкурс «Учитель года - 2010». Именно зов сердца привёл юную Татьяну после окончания Кемеровского государственного университета в школу. Постигать азы профессии и проходить путь становления педагога она начала в 2004 году в школе № 6 г. Топки и за десять лет работы стала настоящим профессионалом. Татьяна Викторовна – так обращались дети к любимой учительнице, сразу завоевавшей доверие и уважение учеников, а коллеги называли «наша Танечка, Танюша». Её уроки не были похожи друг на друга, это были путешествия, КВНы, проекты; уроки познавания языка, знакомства со страной, обычаями и традициями англичан и немцев, т.к. преподавала Татьяна два языка. Будучи классным руководителем, часто бывала со своим классом на катке, на спортивной площадке, в лесу на лыжне. Хотела научить детей всему, чему научил в детстве её отец, Виктор Леопольдович Штанг. «Мой оптимизм – от отца, а серьёзный подход к работе мне привила мама. Родители – моя сила и опора в жизни», - часто говорила Татьяна. Поэтому так важно для неё было передать частичку семейного тепла и любви своим воспитанникам. Не один раз они выезжали в Кемеровский драматический театр, Театр для детей и молодежи, да и просто гуляли по набережной Томи. Педагогическое кредо Татьяна Викторовна выразила так: «Хочется отдать всё, что можно, сделать всё, что умеешь, чтобы жизнь стала светлее и лучше. И если дети, которых я учу, смогут хоть что-то сделать для процветания и своего города, и своей страны, - это будет моё большое человеческое счастье».

Участвуя в конкурсе «Учитель года» в 2010 году, Татьяна рассказывала о знаменитом педагоге Януше Корчаке, который отказался покинуть своих воспитанников. Он был с ними до последней минуты, хотя фашисты предлагали ему оставить детей, не идти с ними в газовую камеру и сохранить жизнь. Татьяна Викторовна говорила, в чём заключается смысл педагогической работы: «Сгорая самому, давать жизнь другому». 24.11.1980 г.– 25.03.2018 г.

Из исследовательской работы представленной на учебно-практической конференция исследовательских работ учащихся «Первые шаги в науку», Казариной Анастасии Ивановны, ученицы 8 класса МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 6»: «...Кемеровский государственный университет Татьяна Викторовна Дарсалия выбрала не случайно. Там она поступила на факультет романо-германской филологии изучать английский и немецкий языки. Многие родственники Татьяны к тому времени жили в Германии, и семья родителей тоже планировала переезд. Но, съездив летом в Германию, Татьяна твердо решила, что жить туда она не поедет. Поэтому после окончания университета стала работать учителем иностранных языков в школе № 6 в родном городе Топки. Директор школы Тамара Анатольевна Ишутина дала педагогу классное руководство в 5 классе. Для Татьяны всё было новым и интересным. На уроках Татьяна Викторовна хотела заинтересовать каждого ученика, рассказать о странах, обычаях. Поэтому часто ребята выполняли проекты и, выступая перед классом, представляли культуру, традиции, разыгрывали сценки, читали диалоги. Так сложный язык становился для них понятнее.

Учительница проводила много времени с детьми вне уроков. Татьяна Викторовна в своем детстве с родителями очень часто бывала в лесу на лыжах, умела плавать, любила прогулки, поэтому и своих ребят она часто возила на природу. Хотела, чтобы дети были дружными, чтобы школа для них стала вторым родным домом. Дети получали удовольствие от общения с ней, им было интересно и на ее уроках, и вне школьных стен. Коллеги радовались успехам молодого педагога. В ней энергия словно «била ключом»….

…..Исходя из того, что стало известно о профессиональной деятельности, понятно, что Т. В. Дарсалия была тем учителем, который воспитывает в учениках качества, необходимые для их будущей жизни.

Но 25 марта 2018 года произошла ужасная трагедия в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня», где среди многих детей и взрослых оказалась и она с дочерью. В этот день они с подругой Натальей Селезень решили пойти на мульфильм “Кролик Роджер” со своими дочерьми. Ничто не предвещало беды, настроение было прекрасное, т.к. в понедельник у Натальи день рождения. И вот в 15.58 в зал забежала женщина с криком: “Пожар!” Но из-за громкого звука ее мало кто расслышал. Люди поняли, что им кричали, когда с первых рядов стали вставать и выходить из зала. Татьяна Викторовна с Элей сидели на разных рядах. И Эля шла впереди, держа Арину за руку и оглядываясь назад, искала глазами маму. Татьяна Викторовна, направив свою дочь к выходу, осталась спасать других детей и сама погибла. Она, не задумываясь, отдала свою жизнь. Для нее не было чужих детей. Я считаю, что она совершила героический поступок. В числе лучших людей Кузбасса Татьяна Викторовна была посмертно награждена правительственной наградой, о чем я прочитала в газете «Аргументы и факты» в декабре 2018 года. И я горжусь, что она была в жизни многих людей, в том числе, и в моей!

В нашей школе ко дню рождения Татьяны Викторовны 24 ноября 2018 года открыта памятная экспозиция в музее Боевой Славы. Собраны фотографии, сочинения её учеников со словами о ней, материалы с её конкурсных мероприятий. Память о героическом поступке останется в нашей школе навсегда…

Личность человека формируется родителями в детстве, когда закладываются основные черты характера личности, и на протяжении всей дальнейшей жизни: в школьном коллективе, в студенческие годы. Цельный характер Татьяны Викторовны Дарсалии (Штанг) сложился рано. Выбор профессии произошел сознательно. В профессиональной деятельности Татьяна Викторовна проявила лучшие черты своего характера, и ее жизнь может послужить примером для воспитания в себе лучших качеств…». (скачать полный текст исследования).

Из эссе Дарсалии Татьяны Викторовны (на муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года - 2010»):

«В 2009 году наша школа праздновала 75-летний юбилей, немалый возраст по меркам человеческой жизни. Тысячи выпускников покинули стены школы за это время, стали настоящими людьми, многие из них пришли в этот праздничный день поблагодарить своих учителей. Самыми трогательными моментами этого торжества были встречи педагогов-ветеранов, которые работали здесь много лет назад, с их учениками. Охапки цветов, глаза учителей, полные слёз, слова благодарности… И пожилые женщины расцветали, становились моложе и краше, понимая, что прожили эту жизнь не зря, ведь их помнят и любят. Их ученики доставили радость гордиться своими успехами. Хотелось бы и мне быть таким учителем, чтобы оставить свой след в сердцах и душах своих выпускников.»

Из педагогической лекции Татьяны Викторовны (на муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года - 2010»): «Во все времена были педагоги-энтузиасты, которые становились путеводной звездой для своих учеников. В канун 65-летия Победы я хочу вспомнить о польском педагоге Януше Корчаке, который был воспитателем сиротского дома в варшавском гетто. Гитлеровцы обрекли несчастных детей на гибель в печах Треблинки. Когда Янушу предложили выбрать жизнь без детей или смерть вместе с детьми, он без колебаний и сомнений выбрал смерть. Он пошёл на смерть вместе с детьми, успокаивал их, заботясь, чтобы в сердца малышей не проник ужас ожидаемой смерти. В этом поступке – смысл педагогической работы: «Сгорая самому, давать жизнь другому».

Трагические события 25 марта 2018 года проявили цельный характер педагога. Такой и осталась Татьяна Викторовна в памяти всех знавших её: личностью яркой и притягательной, честной, решительной и доброй.

Халабаева Наталья Николаевна, руководитель ММО заместителей директоров по УВР, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 6» г. Кемерово, коллега и подруга.

Вертилецкая Инга Геннадьевна, зав. кафедрой гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО, канд. пед. наук, доцент, председатель Кемеровского регионального отделения ООО «АССУЛ». 

Геннадий Петрович в 1971 году окончил филологический факультет Кемеровского государственного пединститута (учился на одном курсе с Михаилом Юрьевичем Лучниковым), работал учителем, затем директором Шушталепской школы, секретарём горкома комсомола, вёл краеведческий сайт «Калтан – Осинники 21 века», автор историко-краеведческих статей и очерков, публиковался в городской газете «Калтанский вестник». Согласие на публикацию очерка Г. Казанина получено от его дочери Татьяны Геннадьевны Тутаевой (г. Калтан).

ГЕННАДИЙ КАЗАНИН

«ЧАС УЧЕНИЧЕСТВА – ОН В ЖИЗНИ КАЖДОЙ…»

Из очерка «И отделил свет от тьмы» (цикл «Дар памяти»)

kazinНа следующий год мы с Колей вместе пошли в школу. Пришла в первый класс деревенская детвора – как на подбор. В одёжках, перешитых из старья. С холщёвыми сумками через плечо. Точно с такими же ходили нищие по селу. Правда, там кроме кусочка хлеба, были ещё новенькие буквари, чистые тетрадки и чернильницы непроливашки, а в придачу к ним – бумага промокашка, сшитые из тряпочек перочистки и ручки с пером «Звёздочка». Такое перо позволяло выработать настоящий каллиграфический почерк – с буквами по горизонтали утончённые, по вертикали – утолщённые, с красивыми ровными переходами от толстых к тонким.

В общем, мы были похожи друг на друга ценою наших одежд, никто не мог кичиться материальным благополучием. Отличались только аккуратностью или неряшливостью. И, конечно, прилежанием. Учителя перед уроками проверяли наши головы, некоторых ребят выпроваживали выводить вшей. Вши, педикулёз – болезнь, приходившая от нищеты, голода, от грязных земляных полов. Над вшивыми никто не насмехался, потому что в неблагополучное послевоенное время каждый мог попасть в эту категорию. Конечно, вшивость, как мы понимали, отчасти была ещё и признаком нечистоплотности.

Мне сразу запомнился белобрысый мальчик-немец – Костя Беккер. Невысокого роста, чистенький, аккуратный, спокойный, даже в конфликтах не проявлявший никакой агрессии или злобы. Мы быстро подружились. Улыбался он редко, всегда был сосредоточен и задумчив. Однажды пригласил меня к себе домой, и я увидел маленькую, ровно оштукатуренную, чисто побеленную избу. Такой аккуратностью отличались в селе немногие, но немцы – обязательно. После этого стал уважать Костю ещё больше. Это была моя первая школьная дружба, которая тоже никогда не забудется.

До первого класса я не знал ни одной буквы. Начал учить азбуку с нуля. Меня удивило рождение живых слов и звуков из знаков, которые потом складываются в смысловой ряд, из слов – в предложения. В предложениях просматривались новые образы. Какие-то свои образы, непохожие ни на что. Взял в школьной библиотеке первую книжку. Это было стихотворение Якова Акима «Неумейка». Принёс домой, но дома меня ждало досадное испытание. Отец, просмотрев книжку с картинками, приказал выучить всю наизусть.

Лежали с младшим братом на печи и настойчиво зубрили «Позор Неумейке – обидных два слова ...». Мои попытки отказаться от задания пресекались безоговорочно.

- Пока не выучишь, никуда не пойдёшь, – строго сказал отец.

Пришлось учить – от начала и до конца. Потом рассказывать наизусть.

Однако это не охладило мою страсть к чтению. К Новому году я уже смело брал в библиотеке любые книги. Сначала – с картинками, а потом и без картинок. Некоторые буквы ещё не знал, но угадывал их, исходя из стоящих рядом с ними по смыслу.

В первом классе показал уже свою ершистость, или, лучше сказать – вредность. Решился оспорить учительницу. Когда мы дошли до изучения буквы «й». Учительница дала задание – написать в тетради по чистописанию строчку с прописной буквой «й». Все приступили к выполнению задания, а я спросил:

- Мария Васильевна, а как заглавная буква пишется?

- Такой заглавной буквы не бывает, – ответила учительница.

- Такая буква бывает, – возразил я. – Только что читал книгу «Йоналис идёт в школу».

- Гена, не спорь, – сказала она. – Такой буквы не бывает.

Я не мог настаивать – учитель есть учитель. Не перестал уважать свою Марью Васильевну, но впервые остался при своём мнении. В тот раз навсегда усвоил урок: не всегда прав тот, кто умнее меня. Только привычка спорить с учителями и начальством по существенным вопросам так и сохранилась у меня на всю жизнь. Иногда им это не нравилось, и могло повлиять на мою карьеру. Но тут уж ничего не поделаешь – такая натура сложилась. Откуда – сам не пойму до сих пор. Может, от своего рода...

***

Первая наша учительница Раиса Васильевна Хрусталёва, маленькая, худенькая, чернявая, с волосами, прибранными красивым венчиком вокруг маленькой головки, жена заведующего районного вет. участка, относилась к нам по-матерински, и мы это чувствовали. Зато и наказывала сурово за любое непослушание или баловство. Приговор всегда был жёстким и обжалованию не подлежал. Стояние на коленях за печкой на голом полу было обычным наказанием. Круглая кирпичная печь, обитая чёрной крашеной жестью, в самом углу класса на небольшом расстоянии от стены, всегда ждала очередного провинившегося баловника. Около неё было тепло и уютно. И стояние приносило, скорее всего, не физическое, а моральное страдание. Главным болезненным ощущением было – изоляция от коллектива и сам факт порицания. Физическое – забывается, моральное – беспощадными колючими когтями впивается в сознание, иногда изменяя его до неузнаваемости.

Мои ученики Шушталепской школы помнят, как во время полевых работ в Фёдоровке для озорников и неслухов я угрожал отстранением от работы. Только несведущий удивится: «Ну и что? От работы освободили. ...Это же поощрение». ...Не скажите. ...При угрозе освобождения от работы некоторые озорники даже плакали. Поэтому из жалости я почти не применял такого наказания. Только один раз изгнал с поля троих учеников среднего звена. То был особый неприятный случай, который запомнился им на всю жизнь. По крайней мере, так, спустя много лет, признался мне один из наказанных. Моральное страдание намного сильнее, чем физическое, хотя на первый взгляд кажется относительно щадящим.

Весной, перед окончанием первого класса, Раиса Васильевна привела нас к клумбам у школьного крыльца и сказала:

- Мы с девочками будем готовить землю, а мальчики пойдут на берег реки за прутьями. Прутьями украсим нашу клумбу.

Мальчики охотно пошли выполнять поручение, но по пути заигрались. Играли в партизан, в разведчиков, устраивали засады, атаки. Из первых школьных товарищей мне навсегда запомнился Коля Пономарёв. Он был весёлым пацаном, с хорошим чувством юмора, подвижный. Высокого роста и потому немного неуклюжий, всегда придумывал что-нибудь необычное, какие-нибудь новые игры и т.д. Он придумал играть в партизан.

Потом мы заблудились в густых зарослях прибрежной зелёнки. Время летело, а про задание все забыли. Когда спохватились и наспех наломали талины, времени прошло уже много. На подходе увидели – клумба готова и обставлена прутиками, а девочки заканчивали равнять землю. На нас никто не обращал внимания. Мы поняли – провинились. ...Заслужили наказание. Я повернулся к своим спутникам и тихо предложил:

- Пошли.

Все понуро вслед за мной побрели в класс. Я встал в угол первым, за мной Коля Пономарёв, а дальше выстроились кривым десятком за печь все другие – Костя Беккер, Володя Макарьев. ...Молчали. Ждали. Со стыдом и страхом ждали.

Вдруг распахнулась дверь, в ней шумно толпились девчонки и учительница. Увидев нас, стоящих в углу, разразились дружным хохотом – сами себя наказали. ...Но Раиса Васильевна вдруг посерьёзнела и строго сказала в сторону девчонок:

- Проходите, садитесь!

Сама молча прошла к учительскому столу. Когда девчонки расселись и успокоились, она повернулась в нашу сторону:

- Ну вот. Сами поняли, что виноваты. Выходите уж! Да больше так не делайте!

Это было очередным уроком. Человек всегда должен отвечать за свои поступки, выше всего – суд совести и сознание вины. И это стало безусловным законом для меня навсегда, и всегда помогало в личной жизни и в многолетней педагогической работе.

***

К сожалению, Раиса Васильевна нас вскоре оставила. Напоследок мы получили ещё один урок с её участием. Однажды она не пришла на работу. У неё умерла шестилетняя дочь. Через несколько дней появилась в чёрном платье – тихая, печальная, сгорбленная, совсем нестрогая. Мы встретили её молча, сочувственно затаившись. Переживали горе вместе с ней. Такое возможно только в деревенской школе, где все всех знают и где умеют сочувствовать.

В самом начале урока она встала, произнесла несколько слов, и вдруг, закрыв лицо ладонями, выбежала из класса. Больше Раиса Васильевна к нам не вернулась. От взрослых узнали, что при виде детей она вспоминала свою умершую дочь. Начинала рыдать и теряла сознание.

Памятным стало мгновение сочувствия, сопереживания. Чувства искренние и объединяющие всех людей на белом свете. Наши люди умеют чувствовать боль других людей! Это и есть настоящая человечность. В каждом теле, каким бы невзрачным оно ни было, есть душа. Нет души только у лютых зверей и у людей переродившихся – тварей нечистых.

***

Мария Васильевна Бердюгина, полненькая румяная девчонка, заменила на учительском посту строгую Раису Васильевну, и жизнь класса вошла в обычное русло. Новая учительница окончила Московский университет. Много и красочно рассказывала нам об этом. И мы вместе с нею полюбили и Москву, и университет.

Однажды вместо неё в класс пришла другая учительница, которая сказала, что сегодня у Марии Васильевны свадьба. Она выходит замуж за учителя физкультуры Виктора Семёновича Бердюгина. В полдень к крыльцу школы подкатила кошёвка с тройкой лошадей, разукрашенных разноцветными лентами и звонкими бубенцами. Все учителя и ученики выбежали на большое школьное крыльцо во главе с директором Сучковым Владимиром Васильевичем. Поздравляли нашу молодую учительницу и её жениха. Она – смущённая, раскрасневшаяся – принимала поздравления и весело смеялась. К нашему классу подошла, обняла каждого по отдельности. А мы тоже радовались, хотя в принципе ещё не могли понимать, что такое свадьба и замужество, какой может быть праздник из-за этого. Радовались, потому что радовались все. Это было общее, новое для нас, захватывающее чувство – общая радость.

Могу с удовольствием добавить, что супруги прожили долгую счастливую жизнь, дожили до внуков и правнуков. На днях узнал, что наша учительница Мария Васильевна ещё жива и здорова, несмотря на свой преклонный возраст. Дай ей Бог многие лета!

Однажды после уроков Мария Васильевна открыла довольно потрёпанную книжку и начала читать. Это была повесть «По ту сторону». Название запомнил, авторство установил уже позднее. Книга была о детях, вывезенных фашистами в Германию. О страданиях и мужестве малолетних узников.

Мария Васильевна сказала как-то задумчиво и печально:

- Они были дети, такие же, как вы.

Мы замерли от глубоко переживаемого ощущения общей сопричастности к судьбам героев. И каждый день ждали конца уроков, чтобы услышать продолжение повести. Все чувствовали себя участниками тех событий. Иногда в самых трогательных эпизодах учительница задерживала дыхание, ловя неожиданно покатившуюся слезу. Девчонки плакали, мальчишки терпели, но тоже глубоко переживали.

Это была совместная работа детских душ, которая воспитывала новые чувства, учила видеть зло и добро, жестокость и милосердие. В этом классе с нами учились дети немцев, высланных из Поволжья. Они вместе с нами переживали. А мы ещё тогда научились отличать наших порядочных и работящих немцев от фашистов. Впоследствии поняли, что русские фашисты не намного отличаются от немецких своей оголтелой ненавистью к человечеству.

Мария Васильевна нас не наказывала, хотя иногда в её голосе звучали строгие нотки. И этого было достаточно, чтобы добиться полного послушания. Ведь уроки за печкой нам тоже запомнились.

Ещё нам нравилось выходить всем классом за пределы школы. Уже на следующую осень сначала мы многоголовой тучей рассыпались по конопляному полю на берегу Каменки. Ломали грубые стебли, складывали в большие снопы. Попутно досыта наедались зёрнами. Но главное знали, что из стеблей потом будут вить канаты, верёвки – нужные в крестьянстве вещи. И не только в крестьянстве. А потом выходили с учительницей на гору над школой собирать колоски. И всегда наши выходы на работу сопровождались какой-нибудь важной информацией, которая запоминалась на всю жизнь. Идём по полю, собираем. Гомон, шум. Каждый хочет похвалиться, как много насобирал. А Мария Васильевна с улыбкой рассказывает:

- Ребята, каждый колосок – кусочек булочки хлебца. Чем больше соберём, тем больше у нас хлеба будет. А хлеб – всему голова.

Знали бы вы, как впились в наше сознание эти слова. ...Поэтому в нашем поколении, познавшем послевоенную нужду, собиравшем драгоценные колоски, никто не выбрасывал хлеб, как бы изобильно его ни было. Крошки со стола аккуратно собирали и съедали. Учительские слова помним навсегда, потому что они соотносились с нашей общей небогатой жизнью.

Мы любили своих первых учителей. Они покоряли нас силой правдивых знаний и своей огромной бескорыстной любовью к нам.

***

Когда-то, уже работая старшим воспитателем в спец. училище, впервые переступил порог Шушталепской школы. Пришёл узнать об успехах своего сына второклассника Олега. В классе меня встретила пожилая женщина с пышными седыми волосами. Вся добрая и мягкая. Она коротко похвалила сына за старательность и дисциплинированность. О себе сказала, что на пенсии, и лишь временно заменяет учителя. Попросила присесть, побыть на уроке.

Разговаривая со мной, не глядя в мою сторону, с большой белой расчёской переходила от одного ребёнка к другому – старательно, аккуратно и как-то по-домашнему, по-матерински ласково и осторожно расчёсывала их непокорные чёлки. Выглядело всё несколько умильно, но чувствовал – искренне.

Во всём виделась учительская любовь, которую я узнал ещё в алтайской школе в первые годы своей учёбы. Любовь, близкая к родительской. Через много лет стал работать в этой школе с богатейшей историей, девять лет был директором, потом вёл школьный музей. Долго и, к сожалению, безуспешно пытался что-нибудь узнать об этой учительнице. Говорили мне обычно: «У нас таких учителей много было».

И, слава Богу, что много! Сейчас, читая в социальных сетях отзывы об этих учителях бывших учеников Шушталепской школы из разных поколений и эпох, начиная с довоенных, думаю: «Вот он – дух школы, незабываемый десятки лет. На том и держится настоящая школа».

Кстати, недавно посмотрел художественный фильм «Чучело». Меня – как ледяной водой окатило. Там была совсем другая школа. Хотя и в нашей стране. Неужели такое бывает?! У нас такого не могло случиться ни-ко-гда. Говорю так не только потому, что отдал этой школе вторую половину своей жизни.

Есть другой фильм, который покорил весь мир чистотой человеческих отношений – «Доживём до понедельника». Именно в нём наша школа показана. Не без щербинок, но чистая в основах отношений между учителями и учениками, где учитель – не начальник, не деспот, а товарищ, живущий одной жизнью с коллективом. Старший товарищ, самый уважаемый и ответственный за всё.

***

В Малышевом логу была несколько другая школа. Хотя, вспоминая лучших своих учителей, тоже благодарен им всю жизнь за их замечательные уроки, за преданность профессии.

В начальных классах Суханова Евдокия Фёдоровна учила нас не только азам грамоты, но многим домашним навыкам – пришивать пуговицы, штопать рваную одежду и даже вышивать. Смешно теперь вспоминать, когда весь класс, мальчишки и девчонки, приносил из дому пяльцы, и мы учились вышивать на лоскутах белой материи разнообразные фантастические цветы, котиков и других животных и птиц.

Интересно, что рукоделию меня учили только в школе. Дома и в дальнейшей жизни обходился навыками, приобретёнными здесь, вместе с моими одноклассниками.

Евдокия Фёдоровна всю жизнь работала учителем начальных классов. Она жила в посёлке Шушталеп, и мы часто встречались с нею, когда я уже работал в спец. училище и директором Шушталепской школы. Каждый раз при встрече интересовалась моими успехами. Вникала в мои проблемы, подбадривала. Святая роль истинного учителя – тёплым вниманием сопровождать своих питомцев в их дальнейшей жизни.

Перешли в 5 класс, в новенькую школу № 29.Наш классный руководитель и учитель биологии и химии Петрова Лидия Ивановна научила понимать многие законы и секреты природы. Вместе с ней работали на пришкольном участке, учились азам огородничества. Она водила нас на экскурсию в лес. Рассказывала о растениях, об их взаимоотношениях в зелёном мире.

Уроки математики вела Мытаренко Клавдия Александровна, насмешница, шутница, под строгим взглядом которой испуганно замирали даже пирамиды и параллелепипеды, а циркуль всегда лежал в полной неподвижности, пока она не брала его в руки.

Трудные темы по математике объясняла просто и понятно. Давала самостоятельные задания. Сама тихо переходила, заглядывая в наши тетрадки. Останавливалась около того, кто затруднялся с работой. Иногда громко вслух приговаривала с улыбкой:

- Тяжела ж ты, шапка Мономаха... – И через паузу – когда под ней ...пустая голова.

Ещё легонько постучит по макушке пальчиком. Объясняла снова. Уже серьёзно, без тени улыбки.

Учитель труда, Иван Фёдорович Лютин, в отличие от отца, не махнул рукой на мою неспособность к столярному ремеслу, научил-таки изготавливать табуретки. Он многие годы отдал школе № 29. Это был крепкий человек, мощный физически от природы, строгий и добрый. А лучше сказать – мудрый. Мудрый от фронта, от пережитого и передуманного за долгую нелёгкую жизнь. Вёл уроки труда, замещал отсутствующих учителей, а потом взвалил на себя всё хозяйство школы с котельной и, как всегда неблагополучной, системой отопления.

Однажды раздобыл где-то полуразвалившуюся полуторку, отремонтировал её, и она стала незаменимым помощником в транспортировке разных грузов. Сам же и был шофёром и автослесарем. Помню, в конце 80-х годов полуторка служила иногда городскому отделу образования. Например, на сборы 1989 года на ней со всего города Осинники свозили спальные принадлежности. В лихие 90-е прибрали нашу полуторку какие-то умелые ребята.

Иван Фёдорович давно на пенсии. Всё такой же подвижный, сильный, неугомонный. Самый бодрый из ветеранов Великой Отечественной. Несмотря на преклонный возраст, охотно принимает участие во многих городских мероприятиях. Подружились мы с ним навсегда. Теперь оба пенсионеры и ветераны педагогического труда. Справляюсь о здоровье.

- Нормально, – говорит, – только ноги стали побаливать.

У старого фронтовика продолжаю учиться до сих пор и я – жить достойно и работать, не покладая рук.

К началу пятого класса я перечитал столько книг, сколько не прочитал никто из моих сверстников. Ещё на Алтае под моим натиском пали школьная и колхозная библиотеки, а потом и районная почти поддалась моим ненасытным читательским потребностям. От сборников сказок народов мира, эпических сказаний перешёл к более серьёзной литературе. После первого класса с интересом «проглотил» роман Юрия Яна «Чингисхан».

С первых шагов на всю жизнь полюбил исторические произведения. Средневековая грузинская история пришла ко мне из многотомного романа Анны Антоновской «Великий моурави» о великом грузинском государственном деятеле и полководце Георгии Саакадзе. История европейских стран была прочитана также в произведениях Вальтера Скотта, Стендаля, Гюго.

Перечитал всего Жюля Верна, почти всего Марка Твена и ещё много чего.

Когда мы приехали в Малышев Лог, первое время жили у брата моей мамы. Я учился тогда во 2-м классе в школе № 22. Однажды увидел, как мамин брат, дядя Петя, с супругой прятали от меня на шифоньере какую-то книгу, и, конечно, прочитал её, когда никого не было дома. Это была книга Джованни Боккаччо, сборник эротических новелл «Декамерон». Так что моё половое воспитание началось с одной из самых целомудренных книг в мировой эротической классике.

klimenkoКакой педагог и филолог получился бы из меня без любимого учителя литературы Анны Николаевны Клименко? Она была особенным человеком, могла управлять настроением класса одной только мимикой. Зашумели... Нахмурилась – тишина. Улыбнулась – все расцвели в улыбках. Живой камертон. У неё на уроках нельзя было побездельничать. Всегда увлекала каким-то новым интересным вопросом, упражнением, рассказом. Легко завораживала глубоким обаянием своей неординарной личности. Выразительная, эмоциональная, немного ироничная на уроке, на перемене – всегда уравновешенная и спокойная. До сих пор, когда встречаю среди своих коллег таких учителей, замираю перед ними, как перед богинями или волшебницами.

По-настоящему любить литературу, разбираться в ней научила меня она – наша Аннушка. Тема, идея, сюжет, композиция. ...Умение видеть главное, читать между строк, ощущать красоту родной речи. Хотя я окончил филфак, мне мало что пришлось прибавить к её изначальным урокам. Позднее мне нужно было прочитать много ранее недоступного для меня, и везде меня сопровождал взгляд моей неизменно любимой учительницы. Я потом легко понял светлое величие современных русских классиков, не известных нам ранее, – Михаила Булгакова, Андрея Платонова, Виктора Астафьева, Валентина Распутина, Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой и многих других, кто нёс свет правды и добра не только русскому народу, но, как всегда, всем народам мира. Русский дух и русская земля будут стоять дотоле, покуда народы Земли по своей простоте и неграмотности не позабудут их творения, этого величайшего достояния всего человечества. Надеюсь – не забудут.

В последний раз встретил её года три назад в сопровождении дочери Нины на базарной площади. Поклонился, поздоровался. Дочь громко сказала ей почти на ухо:

- Мама, Гена Казанин с тобой поздоровался. – И, повернувшись ко мне, тихо проговорила, – Мама почти не видит. И слышит плохо.

Анна Николаевна постарела, похудела. Взяла меня за руку, улыбнулась:

- Помню, помню. Умненький был. ...Умненький ...

Не забыла, значит. ...Знаю, настоящие учителя всегда помнят своих учеников. Вечная ей память. Надеюсь, что на своих собственных уроках я смог хоть в малой степени продолжить её. Помнит же моя ученица Вера Полянская, что я предрёк ей стать поэтессой. И ведь стала же. Хорошей поэтессой.

У Анны Николаевны мне тоже удавалось быть на хорошем счету. Читал стихи на школьных вечерах, переводил стихи Тараса Шевченко, за что был награждён на поселковом торжественном собрании, посвящённом его юбилею. А «Войну и Мир» Льва Толстого прочитал в 5 классе досрочно тоже благодаря ей.

Ни библиотекари, ни учителя не делали мне никаких ограничений в чтении. В дверях в комнату, где был основной фонд, стоял рабочий стол библиотекаря с картотекой. Ученики толпились у этого стола, выбирали самые читаемые книги, которые она выкладывала. Меня обычно допускали до всего библиотечного фонда. Я каждую перемену ходил между полками, перебирая и перелистывая книги. Не каждый мог заслужить такое доверие.

Однажды в библиотеку привезли новые книги. Среди них нашёл роман «Война и Мир» в новеньких красных переплётах. Перелистал, почитал отрывки. Оказалось, роман исторический, да ещё и военный. Принёс к столу все тома, нерешительно обратился к библиотекарю:

- Можно взять «Войну и Мир»?

Библиотекарь Екатерина Васильевна, пожилая женщина, интеллигентная и добрая, отмахнулась:

- Нет, нет, нет. Тебе рано такое читать. Это для десятого класса.

И как я ни просил, библиотекарь была непреклонна.

- Не дам, и не проси.

А если я у Анны Николаевны спрошу? – не отставал я.

- Хоть кого спрашивай, не дам.

И я решил подойти к Анне Николаевне.

- Анна Николаевна, почему мне Екатерина Васильевна «Войну и Мир» не даёт? – сказал я. Практически пожаловался.

- И что ты там поймёшь? – ответила она вопросом на вопрос.

- Пойму. Обещаю рассказать, когда прочитаю.

Учительница с сомнением посмотрела на меня, пошла в библиотеку. Она-то знала о моём пристрастии к чтению. Я последовал за ней.

- Через головы ребят сказала библиотекарю:

- Дайте уж ему «Войну и Мир».

С большим неудовольствием Екатерина Васильевна всё-таки дала мне четырёхтомник.

Читал я быстро, и примерно через неделю осилил весь роман. Особенно внимательно старался вникнуть в смысл философских глав. Готовился отчитаться о прочитанном перед Анной Николаевной. Достаточно чётко осмыслив размышления Льва Толстого о закономерностях в возникновении и развитии крупнейших исторических событий, я решился дать отчёт.

Выбрал время, когда Анна Николаевна будет не очень занята. Она стояла на первом этаже напротив столовой с красной повязкой дежурного учителя на рукаве.

- Анна Николаевна, я прочитал роман «Война и Мир». Хочу рассказать о нём.

- Ну...

Она, недоверчиво прищурившись, приготовилась слушать.

- Лев Николаевич в романе пытается ответить на вопрос – какая сила управляет всем, – начал я свой рассказ. Но Анна Николаевна вдруг прервала меня:

- Ой, ой, ой. Уйди, уйди, уйди, – и замахала руками.

Она изобразила такой искренний испуг, что я замолчал и в недоумении пошёл прочь, потому что быть назойливым – неприемлемо для мужчины. И всё-таки был доволен собой, что мог так удивить учителя своим «глубоким пониманием» главной линии поисков великого писателя. Не смотрите, мол, что я пятиклассник.

Так вот мы с вами, к сожалению, часто считаем детей несмышлёными, не способными освоить знания, которые им «не полагается» иметь, или те, которые могут быть им не по силам. Жалуемся на объёмы и сложности школьных программ. Не надо забывать, что наполнение нашего мозга наиболее эффективно в раннем детском возрасте. Максимально не нагружая ребёнка умственным трудом, мы рискуем оставить его в середняках на всю жизнь. На своём жизненном пути он никогда не добьётся никаких существенных результатов.

Чтение же художественной литературы служит развитию умственных способностей человека, формированию идеалов, укреплению нравственных основ его личности. По крайней мере, человек, который много читал, никогда не опустится на дно жизни, а если такое вдруг случится, всегда сможет выбраться из захватившей его трясины. Все мои друзья в детстве увлекались чтением. И все прожили достойную жизнь. Напомню слова великого читателя, писателя, неисправимого мечтателя Максима Горького: «Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нём стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать всё для того, чтобы люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты…»

Надеюсь, мне не изменяет память, и я смогу процитировать слова Карла Маркса, которые много лет красовались на первом этаже в школе № 29 посёлка Малышев Лог. «В науке нет широкой столбовой дороги. И только тот достигнет сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по её каменистым тропам».

Какие красивые и гениальные дети растут у нас! Не видит этого лишь слепой. Подвижные, любопытные, искромётно сообразительные. Всегда восторгаюсь ими. Как люблю их! Прямо до слёз люблю. От нас зависит – оставить их гениальными открывателями или затормозить развитие сознания, опустить до уровня своих далеко неполноценных познаний или вообще до самого низкого утилитарного мышления. Спаси, Господи, детей наших от нас, от нашего недомыслия, неразумия, неумения, нерадения! От равнодушия и нелюбви сохрани их!

А наши внуки – просветлённые и пытливые, настоящие дети индиго. За ними новые научные открытия. Они легко преодолеют далёкие пространства, открыв новые законы гравитации. На их пути открытие новых миров. Они найдут новые виды энергии, которые нам ещё неизвестны. Эта энергия будет почти бесплатна, легкодоступна каждому в любом месте земного шара. Информационные технологии будут усовершенствованы до такой степени, что нам они будут видеться невероятными. Уже сегодня готовится новый прорыв в этой сфере на основе использования биохимических технологий. Наши потомки коренным образом изменят лицо человеческой цивилизации. Хватило бы у них разума преодолеть вражду и противостояние.

У них прекрасные учителя, сохраняющие лучшие традиции. Таких вы не найдёте больше нигде, хоть всю землю обойдите. Какие были у нас с вами.

***

Много замечательных учителей у меня было и в вечерней школе, где пришлось учиться после восьмого класса. Правда, здесь была особая рабочая атмосфера, под стать моим одноклассникам, в основном горнякам шахты «Шушталепская» – мастерам, бригадирам, рядовым рабочим. В нашем классе учился Герой Социалистического труда Пустовалов Иван Фёдорович, простой в общении, добрый и порядочный мужик. Такую школу вы помните по фильму «Большая перемена». В одном классе учились семьями. Рядом сидели шестнадцатилетние, как я, и сорокалетние с проплешинами на головах, каких было большинство. И там по молодости не забалуешь – вмиг старички-работяги одёрнут.

Люди взрослые, познавшие жизнь, они затевали на уроках жаркие споры на разные философские, исторические, литературные темы. Говорили всё и обо всём без умолчаний, без зигзагов, и много крамольного. Не боялись доносов, потому что доверяли друг другу. На уроках литературы часто выступал со своими докладами и ответами Евгений Волков, лучший знаток литературы и особенно творчества Пушкина. Учителя нас не останавливали. Спорили на равных. За два года я не только стал взрослее физически, но приобрёл так пригодившиеся мне в будущем самостоятельность мышления, способность поиска и достижения результата.

Ведь мы всегда на пути к познанию мира. Человек от одноклеточного биологического объекта до самого себя прошёл путь эволюции в сотни миллионов лет, чтобы познать нравственные законы. Теперь нет выбора у него кроме как – следовать этим законам, либо нарушить их и низвергнуть себя в геенну огненную. Это мой выбор и твой выбор. И волей-неволей придётся выбирать между светом и тьмой.

«Класс ученичества... Он в сердце каждом...» В твоём и моём сердце. Он незабываем и велик. От него пошли мы все – рабочие, крестьяне и так называемая трудовая интеллигенция. Весь трудовой люд. Простоватый, обыденный на первый взгляд. И героический.

Многих моих учителей уже давно нет на свете. Даже многие мои одноклассники и друзья оставили этот мир. Однако вместе с родичами они всегда стоят около меня, заглядывают через плечо: всё ли так сказал? Не соврал ли? Не покривил ли душой? Отвечаю: Не соврал. Не покривил. Вы же рядом были – мой народный контроль. Разве только не очень красиво говорил. Уж за то простите меня, если сможете.

А ещё простите за то, что знаю о жизни много, а понимаю пока мало. Особенно в последнее смутное время. Современный мир погряз во лжи. И трудно разобраться – где правда, а где ложь, которую за правду выдают. Не пойму, почему есть на свете чёрные бессовестные люди. Разве у них были другие учителя? Может, у них другие родители? Что-то неправильное было в их жизни? Почему, почему, почему? Не пойму. ...Но надеюсь понять. А если не понять – то как жить?

Все прекрасно знают, что представляет собою чёрное, а что – белое, что такое добро и что такое зло. И отдельными яркими точками высвечивается наша народная правда. Там, где люди рискуют и жертвуют всем, даже своей жизнью, единственным и неповторимым даром природы. И любят всей душой.

Работайте, братья! Служите, братья! С нами Бог, с нами народ. И мы – вместе! Если будет иначе – это наша общая бесславная гибель. Ведь мы же все поголовно дерзкие, или как говорил мой друг, раненый и контуженый участник локальных войн, Лёня Подвигин, «безбашенные мы». Иного нам не дано. Будем работать и служить. Дорожить прошлым и мечтать о прекрасном будущем.

15 февраля 2017 года г. Калтан

Вертилецкая Инга Геннадьевна зав. кафедрой гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО,
канд. пед. наук, доцент, председатель Кемеровского регионального отделения ООО «АССУЛ»


© 2025 ИРО Кузбасса