В соответствии с планом образовательных услуг на 2022/2023 учебный год кафедра проблем воспитания и дополнительного образования КРИПКиПРО 23 ноября 2022 года провела вебинар для педагогов Кемеровской области «Формирование гражданской идентичности у учащихся в условиях дополнительного образования». В мероприятии приняли участие руководящие и педагогические работники организаций дополнительного образования и школ из 16 территорий Кузбасса.
В ходе вебинара был представлен опыт работы организаций дополнительного образования Кузбасса по данному вопросу. Так, Рубанова Ольга Александровна, старший педагог дополнительного образования МБОУ ДО «ЦДОД им. В. Волошиной» города Кемерово, рассказала о духовно-нравственном воспитании учащихся в Образцовом детском коллективе Кузбасса шоу-балете «Радуга». Смысл духовно-нравственного воспитания в хореографическом коллективе заключается в формировании нравственного сознания, развитии нравственных чувств, выработки привычек нравственного поведения детей посредством технологии организации трехкомпонентного формата «3В», где первая «В» - воспитание через, традиционные воспитательные события в городе, учреждении, объединении, вторая «В» - воспитание через образовательные туры по России и Кузбассу, третья «В» - воспитание через международные творческие встречи по культурному обмену и гастрольно-образовательные туры.
Солдатова Татьяна Александровна, педагог-организатор, педагог дополнительного образования МБУДО ДТДиМ города Белово, победитель Всероссийского конкурса методических материалов «Классики» - 2021, поделилась опытом по формированию активной гражданской позиции учащихся посредством применения практико-ориентированных форм работы. Этот процесс во Дворце творчества детей и молодежи им. Добробабиной А.П. города Белово строится на организации содержательного досуга детей, формировании значимых качеств человека, и реализуется в программе воспитания «Семь вершин успеха».
Воспитать культурного человека очень сложно, нужно с детства приобщать к культурным традициям своего народа, и, в тоже время, учить уважительному отношению к культуре и традициям других народов. Россия – межнациональная страна, и дети должны понимать традиции, уважаемые в другой национальной культуре. Изучение истории родной земли, ее культурных традиций, устоев народа было и остается очень важными для образования и воспитания детей, способствует формированию национального и культурного самоопределения учащихся. Об этом помнят педагоги Киселевска. Об этом шла речь в выступлении педагога дополнительного образования МАУ ДО ДДЮТЭ Киселевского ГО, обладателя Гран-при регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» - 2022 Пугачевой Евгении Михайловны.
Педагог-организатор МБОУ ДО «ДДТ» Полысаевского ГО, лауреат областного конкурса «Педагогические таланты Кузбасса» - 2022 Панина Елена Викторовна, поделилась опытом реализации досуговой программы «Я живу в России», цель которой – развитие социальной активности, гражданской ответственности, духовности у учащихся, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества. Особенностью программы является то, что ряд мероприятий программы носят профориентационный характер, знакомят ребят с военными профессиями и способствуют профессиональному самоопределению учащихся. Результатом деятельности работы по программе часто является желание ребят в дальнейшем связать свою жизнь со службой в силовых структурах.
Синельникова Анастасия Сергеевна, педагог дополнительного образования МБОУДО «ЦТ Заводского района» города Кемерово, лауреат областного конкурса «Кузбасс — моя малая Родина», 2022, рассказала об этнокультурном образование в Образцовом детском коллективе Кузбасса фольклорном ансамбле «Веселые посиделки». Целью творческой деятельности коллектива является приобщение учащихся к национальной культуре через традиционные виды русского народного творчества: изучение народных праздников, устного народного творчества, народных игр, традиционной русской пляски, костюма, музыкальные инструменты и народный вокал. С 2017 года все учащиеся ансамбля осваивают игру на крыловидных и шлемовидных гуслях. Можно смело сказать, что игра на гуслях стала визитной карточкой коллектива. Приобщение учащихся к игре на гуслях - это один из важных аспектов привлечения детей к истокам русского фольклора, а народная культура является не только историческим достоянием народа, но и одним из средств сохранения самобытности, способом этнокультурного образования учащихся.
Слушатели высоко оценили организацию мероприятия и отметили качество содержания представленных материалов, ведь работа по воспитанию патриотов – это не только учебный процесс, но и реализация государственной программы по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации. Представленная в ходе вебинара деятельность является весьма действенным методом воспитания и способствует формированию патриотических чувств у детей и подростков, а значит, и формированию гражданской идентичности.
Протасова Е. В., методист КПВиДО
24.11.2022 г. состоялась консультация по теме: «Проблемы формирования резерва управленческих кадров ОО на муниципальном уровне и направления их преодоления».
Участие в консультации приняли руководители и заместители руководителей ОО, методисты ММС, МОУО, резерв управленческих кадров Междуреченского ГО, Ижморского МО, Мариинского МО, Калтанского ГО, Тяжинского МО, Чебулинского МО и др.
Во время консультации были рассмотрены вопросы:
- риски, возникающие в процессе формирования резерва управленческих кадров ОО на муниципальном уровне,
- проблемы в подборе, оценке и обучении резерва управленческих кадров ОО муниципального уровня,
- направления разрешения проблем, связанных с формированием кадрового резерва руководителей ОО на муниципальном уровне.
Тема консультации вызвала интерес и получила высокую оценку слушателей.
24 ноября 2022 г. кафедрой естественно-научных и математических дисциплин КРИПКиПРО был проведен семинар по теме «Контекстные задачи как средство формирования функциональной грамотности на уроках физики» для учителей физики и методистов, курирующих образовательные предметы «Физика» и «Астрономия».
В ходе семинара были освещены вопросы:
- Контекстное обучение в компетентностном подходе на занятиях по физике
- Использование контекстных задач при изучении равномерного движения на уроке в 7 классе
- Предметная составляющая задач по физике для формирования естественно-научной грамотности
- Контекстные задачи как способ формирования метапредметных результатов при изучении физики
- Решение контекстных задач на уроках физики в условиях реализации ФГОС
Слушатели семинара активно участвовали в обсуждении роли контекстных задач при формировании функциональной грамотности школьников на занятиях по физике. Отметили важность использования данного контента для подготовки к итоговой аттестации выпускников основной и средней школы.
Урванцева Лариса Дмитриевна, и. о. зав. кафедрой ЕНиМД КРИПКиПРО, теоретически и практически обосновала компетентностный подход в обучении физике и контекстное обучение.
Золотарева Олеся Валерьевна, учитель физики МБОУ «СОШ № 34» г. Кемерово, поделилась опытом по решению практических контекстных задач на уроках физики в 7 классе.
Шелыхаева Мария Андреевна, учитель физики «Гимназия 21» им. А.М. Терехова» г. Кемерово показала примеры задач по физике для формирования естественно-научной грамотности с учетом предметной составляющей.
Лучшие практики использования контекстных задач продемонстрировала Люкина Татьяна Витальевна, учитель физики МБОУ «СОШ № 2» Ленинск-Кузнецкого ГО. Она обратила внимание присутствующих на формирование метапредметных результатов при изучении физики.
Виртуальная гостья из г. Трехгорный Челябинской области, Загидулина Маргарита Рибхатовна, учитель физики МБОУ «СОШ № 106», на ярких примерах показала решение контекстных задач с региональным компонентом
Урванцева Лариса Дмитриевна, и. о. зав. кафедрой ЕНиМД КРИПКиПРО презентовала педагогическому сообществу сборник олимпиадных задач по физике авторского коллектива: Крестьянниковой Н.В., Урванцевой Л.Д., Никитиной А.В.
Педагоги отметили актуальность и практическую значимость предложенного методического и дидактического материала.