Работаем с 1943 года

Институт развития образования Кузбасса


Название Автор Аннотация
Проблемы и перспективы развития традиционной русской культуры в дошкольной образовательной организации

Синельникова Анастасия Сергеевна, Седых Евгений Александрович, педагоги дополнительного образования МБОУ ДО «Центр творчества Заводского района» города Кемерово

Авторы поднимают вопрос о выборе репертуара для концертного или конкурсного выступления детей дошкольного возраста в рамках традиционной русской культуры. Остро ставится и вопрос о подборе сценического костюма для выступлений, даны рекомендации по повышению квалификации педагогов по вопросу педагогической деятельности в области фольклора и народного творчества
Урок музыки в 5 классе по теме «Музыка и изобразительное искусство»: музыка на мольберте.

Моисеева Елена Юрьевна, учитель музыки МБОУ СОШ № 32 Тайгинского ГО, участница регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» 2024

На уроке обучающиеся знакомятся с музыкальными художественными произведениями М. Чюрлёниса, выявляя интонации изобразительного характера в музыке и музыкальные в картинах художника, находя общее и различное. К уроку прилагается весь необходимый материал: слайды, аудиозаписи и видео
Патриотическое воспитание дошкольников на занятиях по художественно-эстетическому развитию в дошкольном образовательном учреждении

Зайцева Юлия Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ № 201 «Детский сад компенсирующего вида» Кемеровского ГО.

Представленный материал поможет расширить представление детей дошкольного возраста и начальной школы о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда, будет способствовать воспитанию у детей уважительного отношения к людям истории своей Родины.
В гости к старожилам. Сценарий занятия для детей подготовительной группы Тряпицына Татьяна Львовна, музыкальный руководитель МАДОУ № 141 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово. Знакомство детей с фольклорным творчеством и народными промыслами, культурой, традициями и обычаями народов, проживающих в Кузбассе
Использование нейропсихологического подхода для развития музыкальности дошкольников. Музыкальная нейроигра

Конева Наталья Леонидовна, музыкальный руководитель МАДОУ № 51

Кучнова Оксана Сергеевна, музыкальный руководитель МБДОУ № 7,

Михалева Валентина Викторовна, музыкальный руководитель МБДОУ № 16,

Сармаева Ирина Наколаевна, музыкальный руководитель МБДОУ № 62 Ленинск-Кузнецкого ГО

 
«Перевернутый класс» как новый метод преподавания по предметам эстетического цикла в условиях смешанного обучения Гук Светлана Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ ООШ № 33, Ленинск-Кузнецкий ГО Представлена методика работы по использованию технологий смешанного обучения на уроках музыки в начальных классах
Постановка шорской сказки «Туруна - птица огня» в рамках музыкально-этнического воспитания дошкольников в образовательных организациях 

Михалева В.В., музыкальный руководитель МБДОУ № 16

Сармаева И.Н., музыкальный руководитель МБДОУ №62

Чалиной Т.С., музыкальному руководителю МАДОУ № 3, Ленинск-Кузнецкого ГО. 

Знакомство детей и обучающихся с культурой шорского народа в процессе постановки музыкальной сказки «Туруна – птица огня» 
Разработка литературно-музыкальной композиции, посвященной 400-летию города Новокузнецка «Славлю тебя, мой край родной» Кулиш Н.Д., учитель музыки; Стецко Т.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №32» г. Новокузнецка   
Этно-выставка «Ярмарка дружбы»

Пыленок Л. Н., МБДОУ № 143 «Детский сад присмотра и оздоровления»

Шпак И. Ю., МАДОУ № 97 «Детский сад присмотра и оздоровления»

Кузьмина Е. С., МАДОУ № 207 «Центр развития ребенка – Детский сад»

Бегеза С. Г., МАДОУ № 163 «Центр развития ребенка»

Тряпицына Т. Л., МАДОУ № 141 «Детский сад комбинированного вида»

 
300-летию Кузбасса посвящается. Викторина «Россия и Кузбасс в 2019 году. Основные вехи жизни» В. П. Новоселова, И. Л. Шаталова, методисты каферы ГиХЭД КРИПКиПРО Предложенную викторину можно использовать на уроках ПО «Искусство» (ИЗО, музыка, МХК), и внеурочной деятельности. Викторина посвящена событиям в области искусства и культуры в 2019 г., достопримечательностям Кузбасса и людям, прославившим наш край
Тема урока «Скажи, откуда ты приходишь, красота?» Штефан Жанна Александровна, учитель музыки, ОРКСЭ, МХК МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18», г. Кемерово  
Специфика организации музыкально-ритмической деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста И.Л. Шаталова, методист КРИПКиПРО

Видео 1

Видео 2

Видео 3

Особенности сценического волнения и методы по его преодолению у обучающихся Долгопол Т.Н., преподаватель фортепиано МБОУ «ДШИ № 69»  
Конспект урока по музыке для учащихся 4 класса «Не ручей – море имя ему» Л.Г. Засименко, учитель музыки МБОУ «Гимназия №1 имени Тасирова Г.Х. города Белово»  
Опыт работы педагогов по  созданию развивающей предметно-пространственной среды И. Л. Шаталова, методист КРИПКиПРО  
Задания для оценки образовательных результатов учащихся 4 класса на уроках музыки в соответствии с требованиями ФГОС Засименко Л. Г., учитель музыки МБОУ «Гимназия № 1 имени Тасирова Г. Х. города Белово»  
Интеллектуальна игра «Что? Где? Когда?», посвященная празднику Масленица   Коровкина Клавдия Юрьевна, учитель изобразительного искусства, Болотникова Татьяна Владимировна, учитель музыки МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 39» г. Кемерово Игра рассчитана для обучающихся 5-7 классов. В игре принимают участие 6 учеников. Игра может использоваться на уроках ИЗО, музыки, на занятиях по внеурочной деятельности и на внеклассных мероприятиях
«Для чего нужен музыкальный размер» (для учащихся 2 класса) Игнатьева Светлана Васильевна, учитель музыки МБОУ «ООШ № 36» г. Анжеро-Судженск Ресурс предлагается использовать в качестве информационной составляющей при изучении вопроса о музыкальном размере, в котором написаны жанры музыки. Информационным содержанием является ряд практических заданий, в ходе выполнения которых дети знакомятся с учебным материалом в занимательной форме, на практике учатся соотносить метрические характеристики с жанровыми особенностями музыкальных произведений, осваивая понятие «музыкальный размер» 2\4,3\4, 4\4
«Г. В. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» (для сопровождения урока музыки в рамках темы 6 класса «Мир образов симфонической музыки») Ткачева Лариса Сергеевна, учитель музыки МАНОУ «Гимназия №2» Мариинского муниципального района Данный ЭОР представляет собой синтезированный аудио и видеоряд:
- художественные иллюстрации;
- ключевые термины, соответствующие данной учебной теме;
-нотная запись со звуковым оформлением;
- вопросы, задания, проблемные ситуации для учащихся, направленные на осмысление учебного материала, формирование УУД и выполнение функции контроля проделанной работы;
- словарь эмоциональных состояний в музыке;
- инструменты симфонического оркестра и их тембры;
- видеозапись с концерта симфонического оркестра;
- фрагмент фильма
Нетрадиционная форма взаимодействия с родителями «Школа Деда Мороза» И. Л. Шаталова, методист КРИПКиПРО  
Краткосрочный творческо-исследовательский проект «Русский валенок» И. Л. Шаталова, методист КРИПКиПРО  
Урок музыки как основа формирования УУД и креативности учащихся Григорьева Жанна Евгеньевна учитель музыки МБОУ «ООШ №8» Анжеро-Судженского ГО  
Формирование УУД на уроках музыки в основной школе Шкрабова Наталья Васильевна, учитель музыки МБОУ «СОШ № 97» г. Кемерово  

        

Название Автор Содержание
Презентация к уроку по теме «Весенний этюд с птицами в технике суми-э» (4 класс)

Устименко Лариса Николаевна, учитель изобразительного искусства МБОУ «Ленинуглёвская СОШ», Ленинск-Кузнецкий МО

Представлен содержательный материал: видеофрагменты японской живописи суми-э; вопросы и задания по художественному восприятию, направленные на анализ и оценку рисунков обучающихся.

Видеоролик «Телеуты» (региональный компонент)

Лушникова Людмила Михайловна, учитель изобразительного искусства МАОУ «СОШ № 11» Гурьевский МО

Видеоролик рассчитан на 7 минут, в нем отражены: краткий рассказ о материальной культуре телеутов (жилище, одежда); выполнение рисунка сюжетной композиции из жизни телеутов (природный ландшафт, юрта, лошадь, человек в национальном костюме)
Приемы работы с бумагой Новоселова Валентина Прокопьевна, методист кафедры ГиХЭО ИРО Кузбасса В презентации представлены способы обработки бумаги по книге Корневой Г. М
Техника киригами В презентации дано последовательное изготовление книжки
Пластилинография В презентации представлены приемы работы пластилином
Дизайнерские идеи Представлены разные разработки художественных изделий
Шумовые инструменты Материал к занятию по изготовлению шумовых инструментов из «бросового» материала
Эстетическое и художественное восприятие Новоселова Валентина Прокопьевна, методист кафедры ГиХЭО ИРО Кузбасса Раскрыты особенности эстетического и художественного восприятия в развитии детей и методика использования произведений искусств в развитие художественного восприятия
Формирование зрительских умений Особенности зрительного восприятия. Развитие сенсорных эталонов у детей
Формирование личностных результатов Рассмотрены примеры произведений искусств, направленных на формирование у учащихся личностных результатов
Как оформить урок

Рекомендации по оформлению урока, занятия и сценария мероприятия.

И кисть с врагом сражалась. Урок Лонгольф Людмила Александровна, учитель изобразительного искусства МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30 г. Белово»

Разработка урока о творчестве Кукрыниксов в годы Великой Отечественной войны; презентация к уроку; рабочий лист с алгоритмом анализа плаката. Материал можно использовать на уроке и внеурочной деятельности.

И кисть с врагом сражалась
Дидактический материал к уроку
Интерактивная квест-игра «Русская изба» Плиско Елена Александровна, учитель изобразительного искусства МАОУ «Тисульская средняя общеобразовательная школа № 1», Тисульский МО

Игра состоит из 5 разделов:

  • интерьер русской избы;
  • устройство русской печи;
  • предметы быта;
  • пословицы, поговорки;
  • печные сказки

В каждом разделе не более 6 вопросов.

Интерактивная игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» Плиско Елена Александровна, учитель изобразительного искусства МАОУ «Тисульская средняя общеобразовательная школа № 1», Тисульский МО Игру можно использовать на уроке или внеурочном занятии с учащимися 6-7 классов. Игра содержит 16 вопросов, ответы подтверждаются текстом и иллюстрациями, который обогащает образное восприятие школьников. Можно не крутить барабан, а выбирать номер вопроса или отвечать по порядку на все вопросы (по часовой стрелке)
Интерактивная игра «Великие художники» Плиско Елена Александровна, учитель изобразительного искусства МАОУ «Тисульская средняя общеобразовательная школа № 1», Тисульский МО 25 вопросов игры посвящены творчеству русских художников таких как: И. И. Шишкин, В. М. Васнецов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, П. А. Федотов. 
Интерактивная викторина «Художественная культура древнего Египта» Плиско Елена Александровна, учитель изобразительного искусства МАОУ «Тисульская средняя общеобразовательная школа № 1», Тисульский МО Викторину можно использовать на обобщающем уроке или внеурочном занятии в 5 классе. Викторина содержит вопросы, ответы подтверждаются текстом и иллюстрациями, который обогащает образное восприятие обучающихся.
Использование бросового, природного и художественного материалов в развитии творческих способностей детей 5-7 лет Короленко Яна Викторовна, воспитатель, МБДОУ №181 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово Представлены интересные и доступные для детей дошкольного возраста многообразие вариантов создания образа гусеницы. В презентации даны ссылки на видео мастер-класса.
«Волшебный коврик» Терентьева Анна Андреевна, педагог дополнительного образования МАДОУ № 51 «Центр развития ребёнка - детский сад», Ленинск-Кузнецкий городской округ Представлено 32 простых развивающих заданий по рисованию для детей старшего дошкольного возраста
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Волшебная мастерская» Миронова Ольга Юрьевна, педагогов дополнительного образования, МБДОУ 189 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово Примеры творческих работ представляют разнообразие художественной деятельности детей по программе
Материальная культура телеутов – коренного народа Кузбасса. Мастер-класс «Украшение в этно-стиле» Свежинцева Надежда Павловна, учитель изобразительного искусства МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 7», Ленинск-Кузнецкий ГО Презентация о национальном костюме телеутов. Представлены этапы изготовления подвески в этническом стиле

«Космический пейзаж» в творчестве А. А. Леонова

Мастер-класс
«Рисование в технике Флюид Арт»

Носкова Ольга Юрьевна, педагог дополнительного образования МБДОУ № 94 г. Кемерово» Флюид арт —это новый вид абстрактной живописи, где краска течет по холсту и создает цветовые эффекты. Представлен опыт использования техники с детьми дошкольного возраста
Работа над проектом «Создание предметов интерьера с применением росписи на каменном угле» Иванова Вера Сократовна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Дом детского творчества Рудничного района г. Кемерово» В презентации раскрывается технология обработки каменного угля для росписи.
Работа над проектом «Художественное декорирование и роспись деревянного спила» Ильина Татьяна Владимировна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Дом детского творчества Рудничного района г. Кемерово» В презентации раскрывается технология художественного декорирования и роспись деревянного спила
Интерактивная презентация по картине А. А. Рылова «В голубом просторе» Светлана Юрьевна Гук, учитель начальных классов МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 33», Ленинск-Кузнецкий ГО Статья «Методика работы над сочинением по картине в формате дистанционного обучения» опубликована в материалах IX Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово, 03.11.2020 г.
Алексей Михайлович Бабенко – человек дерзкого эксперимента Баранникова О. В., учитель ИЗО МБОУ «СОШ № 5» Мысковского ГО

Представлено творчество художника.

В презентации учитель дает рекомендации как организовать общение по картинам, как научиться видеть и понимать художественные произведения

Материал к уроку «Музей – сокровищница материальной и духовной культуры народа»

Коршунова Юлия Петровна, учитель изобразительного искусства

Вологина Надежда Николаевна, учитель музыки МБОУ «Промышленновская средняя общеобразовательная школа № 56», Промышленновский МО

Интегрированный урок о культуре, традициях, быте чувашского народа. Практическая работа направлена на создание альбома чувашских музыкальных инструментов. Урок опубликован в методических материалах «С любовью к Кузбассу: реализация регионального компонента на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности обучающихся» – С. 12
Материал к уроку «Древо жизни» Ирины Павловны Ерёменко Новоселова Валентина Прокопьевна, методист кафедры ГиХЭД КРИПКиПРО С любовью к Кузбассу: реализация регионального компонента на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности обучающихся : методические материалы. – С. 79
Материал к уроку «Космонавт Алексей Архипович Леонов – художник» Плиско Елена Александровна, учитель изобразительного искусства МАОУ «Тисульская средняя общеобразовательная школа № 1», Тисульский МР С любовью к Кузбассу: реализация регионального компонента на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности обучающихся : методические материалы. – С. 39
Материал к уроку «Творчество народного художника Александра Николаевича Кирчанова» Цыганова Людмила Алексеевна, учитель изобразительного искусства МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа», Кемеровский МО С любовью к Кузбассу: реализация регионального компонента на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности обучающихся : методические материалы. – С. 44
«Пугало для цветочного горшка» Мастер-класс по изготовлению поделки Ботьева Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Ботьевская ООШ», Яшкинский МР В презентации дана историческая справка, загадки, представлены этапы последовательного изготовления поделки
«Угадай слово» Дидактическая игра Новоселова Валентина Прокопьевна, методист КРИПКиПРО Дидактическую игру можно использовать на уроках изобразительного искусства в 6-ом классе, как итоговый контроль знаний о музеях, освоения учащимися видов, жанров, направлений и течений в искусстве
Тема урока «Великая Отечественная война в монументальном искусстве. Мемориальные ансамбли. Мамаев Курган» 7 класс  Ларионова Ирина Юрьевна, учитель изобразительного искусства МБОУ Анжеро-Судженского ГО «Основная общеобразовательная школа № 8»  Урок о подвиге воинов, воплощенных в творчестве скульптора Е. Вучетича, о символике монументального искусства 
Тема урока «Монументальная скульптура. Наш земляк – воин-освободитель» Пащенко Эльвира Юрьевна, учитель изобразительного искусства МБОУ «Тяжинская средняя общеобразовательная школа № 3», Тяжинский МР  Обращает внимание учащихся на ветеранов войны, на сохранение памяти, гордости за героев, живущих, погибших и ушедших из жизни 
Тема урока «Когда текст и изображение вместе. Плакат» 7-й класс  Карабинович Инна Валерьевна, учитель ИЗО МБОУ «Яйская основная общеобразовательная школа № 1»  Содержание урока включает выразительные средства плаката к историческим событиям Родины. 
Тема интегрированного урока «Военное детство блокадного Ленинграда» Плиско Елена Александровна, учитель изобразительного искусства, Загумённая Наталья Александровна, учитель музыки, МАОУ «Тисульская СОШ № 1», Тисульский МР Целевая установка урока – воспитание чувства сопереживания, сострадания к старшему поколению, «детям –войны» и сопричастности к истории Родины, посредством «погружения» учащихся в события блокадного периода жизни ленинградцев
Тема урока «Картина – особый мир. Наивное искусство» Краубергер Марина Васильевна, учитель изобразительного искусства МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 71 имени В. А. Мелера», Прокопьевский городской округ На уроке состоится знакомство с творчеством всемирно известного художника примитивиста Ивана Егоровича Селиванова, нашего земляка, чье творчество прославило Кузбасс
Тема урока «Город сегодня и завтра. Архитектура города Кемерово» Цыганова Людмила Алексеевна, учитель изобразительного искусства МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа», Кемеровский муниципальный район На уроке речь идет об организации окружающей среды на конкретных примерах города Кемерово. Тема этого урока открывают возможность для учащихся по-новому взглянуть на обустройства своего поселка (своего дома, школы и других архитектурных объектов), задуматься над проблемами эстетики и функциональности сооружений
Презентации занятий «Сказочный цветок», «Лебедь – птица сказочная», «Одежда для змеи» Новоселова Валентина Прокопьевна, методист кафедры ГиХЭД КРИПКиПРО Дополнительный материал к методическим рекомендациям «Организация изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста в ДОО», изданным в КРИПКиПРО в 2018 г.
Тема урока «Народные праздничные обряды»
5-й класс
Кабанова Галина Валентиновна, учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ № 91», город Кемерово В презентации представлены картины известных художников, отобразивших праздничные обряды русского народа. Беседы по картинам помогут приобщить учащимся народной культуре
Тема урока «Образ Бабы-Яги в искусстве» 5-й класс   Плиско Елена Александровна, учитель изобразительного искусства, Загумённая Наталья Александровна, учитель музыки, Елисеева Лилия Витальевна, учитель технологии МАОУ «Тисульская СОШ №1», Тисульский МР   Интегрированный урок включает интересное содержание. Материал построен на эмоционально-личностном отношении к образу Бабы-Яги. Представлены разные формы организации учащихся и методы активизации детей на протяжении всего урока
Тест «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5-й класс    Татьяна Васильевна Гультяева, учитель изобразительного искусства МБОУ «ООШ № 38 им. С. В. Кайгородова», Ленинск-Кузнецкий ГО   Интерактивные тестовые задания, направленные на закрепление и проверку знаний учащихся
Тема урока «Сопереживание – великая тема в искусстве» 4-й класс   Лошкарева Маргарита Сергеевна, учитель ИЗО МБОУ «СОШ № 31», г. Новокузнецк «Анализ произведений искусства на уроках гуманитарного и художественно-эстетического цикла» С. 48
Беседа по картине «Тройка» В. Г. Перова. В презентации представлены картины др. художников, которые ярко отражают переживание героев,
Вызывая у зрителя сочувствие, тревогу, боль, сопереживание
Тема урока «Символика в живописи. Ангелы в изображениях современников» 6-й класс   Новоселова Валентина Прокопьевна, методист кафедры гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО «Анализ произведений искусства на уроках гуманитарного и художественно-эстетического цикла» С. 50
Знакомство с Международном арт-проектом «Ангелы мира»
Тема урока «Пейзаж в русской живописи» 6-й класс    Артемихина Татьяна Юрьевна, учитель изобразительного искусства МБОУ «ООШ № 35» Киселевского городского округа «Анализ произведений искусства на уроках гуманитарного и художественно-эстетического цикла» С. 57
Беседа по картине «Золотая осень» И. И. Левитана строится на восприятии красоты природы в разные времена года
Тема урока «Пейзаж в русской живописи» 6-й класс    Егорова Ольга Юрьевна, учитель изобразительного искусства МБОУ Анжеро-Судженского городского округа «СОШ № 12 «Анализ произведений искусства на уроках гуманитарного и художественно-эстетического цикла» С. 59
Беседа по картине «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкина
Тема урока «Великие имена в изобразительном искусстве» 6-й класс  Утенкова Любовь Николаевна, учитель ИЗО МБОУ «Лицей 23», г. Кемерово «Анализ произведений искусства на уроках гуманитарного и художественно-эстетического цикла» С. 68
Беседа по картине «Утро стрелецкой казни» В. И. Сурикова
Тема урока «Героическое прошлое и его значение для современного человека» 7-й класс   Юрченко Галина Сергеевна, учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ № 14 имени К.С. Федоровского», Юргинский ГО «Анализ произведений искусства на уроках гуманитарного и художественно-эстетического цикла» С. 72
Организация на уроке исследовательской деятельности с учащимися по картинам триптиха «Александр Невский» П. Д. Корина
Тема урока «Былинный образ русской земли» 5-й класс    Бычкова Тамара Николаевна, учитель ИЗО МБОУ «СОШ № 24 города Белово» «Анализ произведений искусства на уроках гуманитарного и художественно-эстетического цикла» С. 80
Беседа по картине «Богатыри» В. М. Васнецова
Особенности освоения витражного искусства детьми дошкольного возраста    Кокорина Татьяна Николаевна, педагог дополнительного образования МБДОУ № 202, г. Кемерово Описаны этапы ознакомления дошкольников с искусством витража на занятиях в ДОО
Мастер-класс
Техника мраморирование
Мастихина Наталья Васильевна, воспитатель МБДОУ № 43 На видео представлено рисование по пене для бритья
Презентация и разработка занятия «Именины у рябины» Зайцева Наталья Сергеевна, Невенгловская Анастасия Александровна, воспитатели МБДОУ «Детский сад № 42 «Алёнка» города Белово» Красочная презентация дает полное представление о рябине: загадка, легенда, о красоте, о пользе и целительной силе ягод. Рябина как символ творческого вдохновения художников и мастеров.
С 15 слайда представлен мастер класс как выполнить ветку рябины из цветного соленого теста
Видеоурок «Роспись акварелью по мотивам гжели» Боброва Ольга Владимировна, учитель изобразительного искусства МКОУ «Школа-интернат № 18» Анжеро–Судженский городской округ Автор демонстрирует, как набирать на кисть краску, выполнять мазками образы цветов и листьев по мотивам гжели, создавая композицию на силуэте кувшина.
Интеллектуальная игра для знатоков по предмету МХК для 9–11 классов Толстова Светлана Викторовна, учитель изобразительного искусства МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 7» Анжеро–Судженский городской округ Построена по принципу «Своя игра». Можно провести игру между классами в параллели. Игра содержит 5 тем: литература, искусство, музыка, театр и кино, архитектура
Тест по изобразительному искусству «Древние соборы» Пестерникова Людмила Владимировна, учитель изобразительного искусства МБОУ «Школа № 32», Полысаевский городской округ Интерактивный контрольно-измерительный тест для закрепления материала и выявления знаний по изобразительному искусству в 7-ом классе
Кроссворд. Стили в архитектуре Кривда Галина Александровна, учитель изобразительного искусства МБОУ ООШ № 73, Ленинск-Кузнецкий городской округ Вопросы для закрепления материала и выявления знаний по памятникам архитектуры от Древней Греции до современной архитектуры
Интерактивная игра «Крестики – Нолики» Гиниятулина Эльвира Рифгатовна, учитель изобразительного искусства МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15», г. Кемерово Используется на уроках ИЗО в 4-ом классе для закрепления материала и выявления знаний об архитектурных сооружений разных народов
Дидактическая игра «Колесо фортуны. Архитектура» Осипова Анна Геннадьевна, учитель изобразительного искусства МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11», Таштагольский муниципальный район Игру «Колесо фортуны. Архитектура» можно использовать на итоговом уроках ИЗО или МХК при закреплении и выявлении знаний у учащихся по архитектуре. Материал содержит 3 раздела: архитектурные элементы зданий, стили архитектуры, чудеса архитектуры
Игра «Угадай-ка» Журавлева Людмила Леонидовна, учитель изобразительного искусства МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11», Гурьевский муниципальный район Используется на уроках ИЗО в 6-ом классе для закрепления материала и выявления знаний о видах и жанрах изобразительного искусства; основ цветоведения и о художественных материалах
Тестовые вопросы по изобразительному искусству Смокотина Ксения Олеговна, учитель ИЗО МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 8», Анжеро-Судженский городской округ Материал подготовлен для фронтальной работы по итоговому контролю в 6-ом классе для выявления знаний об искусстве. В ходе демонстрации презентации учащиеся записывают ответы и сверяют их с ответами, данными на последнем слайде
Игра-викторина «Русские художники-иллюстраторы произведений детской литературы» Лазарева Екатерина Геннадьевна, педагог дополнительного образования БОУ ДО «Дом детского творчества имени Б.Т. Куропаткина», Полысаевский городской округ Содержит несколько блоков интерактивных заданий, направленных на закрепление и проверку знаний учащихся о художниках-иллюстраторах произведений детской литературы. Выполнять задания дети могут вместе с педагогом на уроках ИЗО, литературы во 2-х – 6-х классах и внеурочных занятиях, с родителями, а также самостоятельно
Тест-тренажер Цветоведение Прохоренко Татьяна Анатольевна, учитель изобразительного искусства, МБОУ «Раздольнинская основная общеобразовательная школа», Гурьевский муниципальный район Используется на уроках ИЗО в начальных классах для выявления знаний основ цветоведения 
Игра «Поле чудес» по теме «Цветы» Горячкина Ирина Игоревна, Верхаланцева Юлия Александровна, педагоги дополнительного образования МБОУ ДО «ДДТ», Полысаевский городской округ Игра построена по принципу телешоу «Поле чудес», задания направлены на расширение знаний детей о языке цветов в культуре Японии. Представлен ход игры. Игра может быть использована на уроках и внеурочной деятельности
Мастер-класс «Изготовление русской народной традиционной тряпичной куклы «Кубышка – Травница» Гутова Ксения Олеговна, педагог дополнительного образования МБУДО «ДЮЦ г. Юрги» Даны рекомендации проведения занятия с детьми младшего школьного возраста по изготовления куклы – оберега «Кубышка – Травница».
В презентации представлен мастер-класс с подробными инструкциями, как изготовить тряпичную куклу «Кубышка - Травница»
Мастер-класс «Изготовление сувенирного дерева из янтаря, с использованием техники филигрань» Иванова Вера Сократовна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Дом детского творчества рудничного района г. Кемерово» Отражен ход занятия по декоративно-прикладному творчеству. Даны фотографии и описание этапов по изготовлению сувенирного дерева из янтаря, с использованием техники филигрань.
Мастер-класс «Приемы изготовления русской народной игровой куклы «Зайчик на пальчик» Гутова Ксения Олеговна, педагог дополнительного образования МБУДО «ДЮЦ  г. Юрги» Даны подробные рекомендации изготовления игровой куклы «Зайчик на пальчик». Создание игрушки не только развивает мелкую моторику, но может быть полезна в организации общения между детьми.

      

Название Автор Содержание
«По страницам истории России» Интеллектуальная игра Михайлова Людмила Владимировна, учитель истории МБОУ СОШ №2, г. Междуреченск Разработка сделана в форме интеллектуальной игры. Представленную игру можно использовать в качестве тренажера для подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ. 
Организация исследовательской деятельности по предмету «История» в рамках Всероссийской акции «Вахта Памяти» Костенко Михаил Александрович,
учитель истории МБОУ ГКШИП
г. Кемерово
В материале охарактеризована исследовательская работа в рамках действующего в  ГКШИП  военно-патриотического поискового клуба «Россия». В рамках работы клуба обучающейся участвует в проведении Всероссийской акции «Вахта Памяти» (июль-август). что позволяет ученикам подготовить собственный проект или научно-исследовательскую работу для выступления на форумах и конференциях.
Проект в рамках занятия по внеурочной деятельности «История одной деревни» Никонорова Александра Владимировна, учитель истории и обществознания,  НМБОУ "Гимназия №11", Анжеро-Судженский ГО В представленном материале дан пример проектной работы по краеведению «История деревни Южно-Алтайск» с целью формирования профессионального самоопределения обучающихся во внеурочной деятельности по предметам социально-гуманитарного цикла
Система оценки качества обучающихся на уроках истории и обществознания Львова Наталья Леонидовна, учитель истории МБОУ «ООШ № 33» Ленинск-Кузнецкий ГО В материале изложены критерии оценки для таких работ, как устный ответ по истории, письменная работа по истории, анализ исторического источника, эссе по обществознанию.
Технология продуктивного чтения на уроке обществознания в 9 классе при подготовке к ОГЭ Пермякова Вера Валериевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Школа № 32» Полысаевского городского округа В материале представлен опыт автора по подготовке обучающихся к ОГЭ с применением метода продук-тивного чтения. Стоит обратить внимание на памятку «Подготовка урока с использованием учебно-научного текста в режиме технологии продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности)»
Формирование патриотических качеств обучающихся на уроках истории и внеурочной деятельности по истории» Наруто Ольга Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ «Святославская СОШ», Ижморский МР
Технологическая карта урока «Создание развивающей среды на уроке истории по теме: «В Афинском  театре» Козюрина Ольга Геннадьевна,  учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 24 города Белово»
Приложения

    

   

Название Автор
Программа элективного курса «За страницами школьного учебника русского языка (подготовка к ЕГЭ) 10-11 классы» Шлотгауэр С. В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ No 36» г. Кемерово
Знакомство с книгой Ларисы Фёдоровой «Час твоих возвращений» Брюханова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», пгт. Ижморский, базовой площадки КРИПКиПРО по организации ВУД обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО
Материал к уроку «Портрет в телеутском костюме» Мангазеева Людмила Юрьевна, учитель технологии, ИЗО и МХК МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 99», г. Кемерово
Использование сервиса LearningApps.org на уроках русского языка и литературы  Медведева Елена Леонидовна, учитель русского языка и литературы НМБОУ «Гимназия №11» Анжеро-Судженского ГО
Проектная деятельность на уроках литературы как условие развития универсальных учебных действий учащихся

Задкова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Основная общеобразовательная школа №3» г. Ленинска-Кузнецкого

Зятнина Любовь Борисовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №58» г.Кемерова 

Программно-методические материалы по предмету «Родной язык(русский)» для 5-6 классов Буглеева Виктория Тимофеевна, Марченко Лариса Алексеевна, учителя русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 72» Прокопьевский ГО
Тематические материалы к празднованию Дня победы - 9 Мая!  Карпова Г. И., кандидат филологических наук, доцент, преподаватель КемГУ с 1979 по 2014 год, ветеран труда
Мастер-класс «Делаем газету!» Шлотгауэр С. В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №36», г. Кемерово
Мастер-класс «Блоггинг как средство коммуникации» Акулова В. С., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №36», г. Кемерово
Мастер-класс «Итоговое сочинение» Шлотгауэр С. В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №36», г. Кемерово
Неологизмы в названиях профессий  Королёва В.Э., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №36», г. Кемерово
Устный литературный журнал «Добрый писатель»
(посвящён творчеству М.М. Пришвина)
Бастрыгина Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Карагайлинская основная общеобразовательная школа», Прокопьевский МР
Уроки по УМК под ред. Л. М. Рыбченковой по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся»  Токарь Елена Алексеевна, учитель русского языка и  литературы МБОУ «Средняя ощеобразовательная школа №8» Топкинского района
Тема урока: «Реальный и ирреальный мир в рассказе И. Денежкиной «Смерть в чате» Шлотгауэр Светлана Викторовна , учитель русского языка и литературы МБОУ « СОШ №36»
Конспект урока по теме «Причастие как часть речи» Игнатьева Тамара Николаевна, Игнатьева Людмила Николаевна, учителя русского языка и литературы МБОУ «Пашковская СОШ Яшкинского муниципального района» 
Технологическая карта урока «Мир глазами ребенка в рассказе А. Платонова «Никита» Пронкина Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1 имени Тасирова Г.Х.  города Белово»
Организация групповой работы на уроках и во внеурочной деятельности как условие развития УУД учащихся при углубленном изучении предмета. Сиротина Ирина Валерьевна, МБОУ «Гимназия № 21 имени А.М. Терехова»  г. Кемерово
Стихотворения Юрия Живаго как Евангелие от героя Ханнанова Галина Владимировна, МБОУ «Гимназия № 41» г. Кемерово
Подготовка к олимпиаде по литературе. Анализ текста. Соломахина Татьяна Александровна, МБОУ «Лицей № 20» г. Междуреченск; Емельяненко Светлана Викторовна, МБОУ «Ижморская СОШ № 1»
Формирование читательской грамотности в урочной и внеурочной деятельности. Дергунова Екатерина Сергеевна, МБОУ «Чусовитинская СОШ», Ленинск-Кузнецкий район;
Перевозчикова Марина Александровна, МБОУ «СОШ № 19», г. Белово, пгт. Новый Городок
Приложения  

    


© 2025 ИРО Кузбасса