Есть такое понятие «светлый человек», именно таким людям родители хотят доверить «своих кровиночек».
Для меня таким «светлым» человеком является моя бабушка Быкова Надежда Ивановна. В 2019 году она отмечает 55-летний юбилей своей педагогической деятельности. 55 лет посвятила она себя детям и любимым предметам – русскому языку и литературе. Сколько выпускников вышло из-под ее крыла, скольким она дала знания и помогла определиться в жизни! Я говорю сейчас о тех ее учениках, которые пошли ее дорогой, стали учителями или журналистами. Среди ее выпускников много тех, которые закончили школу с золотой или серебряной медалью. Есть и такие, которые по сей день трудятся с ней в одном коллективе, делают общее дело!
Жизнь моей бабушки – это целая эпоха! Поменялись устои, даже страны под названием СССР давно нет, а Надежда Ивановна, как и 55 лет назад, идет в класс к своим ученикам, всегда нарядная, всегда красивая и всегда молодая. Молодой ее делают улыбки ребят, общение с ними.
Родилась моя бабушка в большой крестьянской семье, в которой воспитывалось шестеро детей. Времена были тяжёлые, родители с раннего утра до ночи работали в поле, поэтому уделять внимание детям особо не удавалось. Все домашние дела сыновья и дочери выполняли самостоятельно по наказу родителей.
В 1960 году бабушка успешно закончила Азановскую семилетнюю школу, в 8-й класс пришлось идти в поселок Яя, где она жила у старшего брата. В следующем учебном году судьба забросила её в город Кемерово, 9-й класс проучилась в школе имени Веры Волошиной, а квартировала у своего дяди. Последние 10-й и 11-й классы бабушка обучалась в школе посёлка Ижморского, поближе к родителям, которую закончила на «4» и «5».
В 1964 году Надежда Ивановна поступила в Кемеровский педагогический институт на заочное отделение филологического факультета. Все государственные экзамены сдала на «4» и «5» в 1969 году!
Педагогическую деятельность бабушка начала в 1964 году в Воскресенской восьмилетней школе учителем русского языка и литературы. Недолго проработала в этой школе Надежда Ивановна, но навсегда запала в душу своих первых учеников. Не зря, по прошествии многих лет, выпускница 1968 года Харченко Е.В., ставшая впоследствии директором Воскресенской школы, посвятит своей учительнице русского языка следующие строки:
Мы все ушли со школьного двора
Под звуки нестареющего вальса.
И провожали нас родители, учителя,
Всем доброго пути желали, счастья.
Но годы шли, уж юность пролетела,
И седина подкралась, сизый цвет,
Но тебя, мой дорогой учитель,
Не забыть мне никогда вовек.
Молодая, стройная и гордая
По утрам с улыбкою встречала нас.
Сейчас Вы – ветеран, но все еще задорная,
И я с любовью вспоминаю Вас!
Я стала, как и Вы, учитель,
И с Вами нахожусь в одном строю.
«Спасибо Вам!» -
И долго-долго Вы живите,
Иных я слов для Вас не подберу!
И вновь сегодня позвольте повторить:
«Учитель!
Перед именем твоим
Позволь смиренно колено преклонить!»
В 1970 году Надежда Ивановна уезжает в Хабаровский край, там в течение четырёх лет работает учителем в небольшом посёлке Охотск. К этому времени уже родилась дочь Светлана (ныне она врач-терапевт). Родители совсем состарились, надо было им помогать. В 1974 году бабушка вернулась в родной Ижморский район, сразу была назначена директором Новославянской восьмилетней школы, которой руководила четыре года. В это время появился на свет сын Ваня (ныне он пенсионер МВД).
По причине неизлечимой болезни мужа в 1978 году бабушка была переведена в посёлок Ижморский в районный отдел образования в качестве инспектора по охране прав детства. Затем была назначена заведующей методического кабинета и избрана председателем районного профсоюза работников образования.
В течение последних 30 лет Надежда Ивановна работает учителем в Ижморской средней школе № 1, в том числе 12 лет в качестве заместителя директора. Это было непростое время. Занятия проходили в две смены, в школе обучалось более тысячи учеников, было много классов-комплектов. Чтобы составить расписание на каждый день для такого большого количества классов, нужно было жертвовать многим, и в первую очередь личной жизнью. В таком режиме работать трудно. Но Надежда Ивановна успевала все: вести свои уроки, составлять расписание для всей школы, посещать занятия молодых специалистов, оказывать им методическую поддержку.
Надежда Ивановна – авторитетный человек в нашем районе, ведущий специалист. К ее мнению прислушивается педагогическое сообщество всего Ижморского района. Ее ценят и уважают коллеги, и она охотно делится своим опытом с ними.
Вот так с теплотой отзывается о своем учителе выпускница Ижморской средней школы 1995 года, ныне учительница английского языка Гончарова Татьяна Геннадьевна: «Прошло почти 25 лет с момента окончания школы, но я с теплотой вспоминаю уроки русского языка и литературы, которые вела у нас Быкова Надежда Ивановна. На её уроках я узнала много интересного. Она доступно объясняла материал, всегда справедливо оценивала каждого ученика, внимательно относилась к нам. Надежда Ивановна помогала каждому ученику в трудную минуту, поддерживала и давала нужный совет.
Надежда Ивановна – очень требовательный учитель. Может, в школе нам это не особенно нравилось (как и большинству учеников в любом классе), но спустя годы мы поняли, что благодаря её требовательности и вложенным в нас знаниям мы прекрасно сдали вступительные экзамены в вузы!
После окончания института, в 2000 году, я вернулась в родную школу, и именно Надежда Ивановна, будучи завучем школы, помогала мне сделать первые шаги и погрузиться в профессию учителя! Она посещала мои уроки, давала бесценные советы и радовалась моим удачам.
Прошли годы. Но, как и прежде, мы с моим учителем работаем бок о бок в стенах Ижморской средней школы № 1. И она по-прежнему преподает русский язык и литературу, прививая любовь к чтению. Ведь она учит не просто читать книгу, а проживать жизнь героя, сопереживать ему. Спасибо Вам, наш дорогой учитель!».
Надежда Ивановна – педагог, увлеченный творчеством. Несколько лет она была редактором и бессменным руководителем литературно-краеведческого журнала «Радуга», который открыл таланты многих учеников нашей школы. Эта работа была отмечена на высоком уровне. Неоднократно изданию присуждалась победа на областном конкурсе-фестивале юных журналистов Кемеровской области «Молодые ветра». В 2009 году журнал получил сертификат участника конкурса школьных СМИ МГУ имени Ломоносова. В 2016 году награждён дипломом лауреата лиги «Бета» (министерство образования и науки РФ, департамент образования города Москвы). О творческом подходе в работе Надежды Ивановны хочется привести слова ее выпускника 2015 года, закончившего в этом году факультет журналистики Кемеровского государственного университета, Такмянина Ивана: «Надежда Ивановна Быкова – учитель, который дал мне возможность проявить себя. Обучая своему предмету, она мне предоставляла большой простор для творчества, мыслей и фантазии. Она требовательна, в меру строга и одна из тех, кто действительно заинтересован в том, чтобы ученик усвоил те знания, которые ему будут в дальнейшем необходимы. Об этом говорят высокие показатели ее учеников на экзаменах. О творческом даре учителя говорит многолетняя практика главного редактора школьного журнала «Радуга». Печатаясь в «Радуге», ребята пробуют себя в качестве поэтов, писателей и художников, тем самым они реализуют свои творческие амбиции. И все это происходит под руководством Надежды Ивановны. Со знанием детской психологии она очень тонко подходит к творческому общению с детьми. Благодаря этому человеку я впервые за долгое время чувствую себя на своем месте».
Не считаясь со своим личным временем, моя бабушка всю себя отдает работе уже 55 лет. Самое интересное, что и на собственных детей и внуков у нее всегда находится время. Мы каждую минуту ощущаем ее поддержку и опору.
Для меня и для многих ее учеников Надежда Ивановна останется светлым человеком, несущим другим свет Знаний.
Андрей Быков, обучающийся 11 класса МБОУ «Ижморская СОШ № 1», обладатель специального приза «За ярко выраженную
авторскую позицию» областного конкурса «Учитель в моей жизни», посвященного 30-летнему юбилею Всероссийского конкурса «Учитель года России»
Галина Ивановна (кандидат филологических наук (1986), доцент, преподаватель КемГУ с 1979 по 2014 год, педагогический стаж 35 лет, ветеран труда) предложила опубликовать страницы из очерка Казанина Геннадия Петровича (07.10.1948 с. Алтайское Алтайского края – 02.01.2018 г. Калтан).
В жизни каждого появляются такие люди, после которых ты меняешься! В этих непостижимых личностях так много настоящего: они и совет дельный дадут, и помогут с решением проблемы, и легко, но мудро сумеют мотивировать на самые смелые поступки. Кроме того, такие люди словно не боятся никаких жизненных задач: им если не всё, то многое по плечу... Вот и в моей жизни есть такой многогранный человек. Его имя – Покасова Светлана Владимировна, учитель английского языка МБНОУ «Городской классический лицей» г. Кемерово, методист и старший преподаватель центра иноязычного образования КРИПКиПРО, почетный работник общего образования РФ. За ее плечами 28 лет в профессии педагога. И за этими официальными позициями – незаурядный педагогический талант, наставнический потенциал, учительское сердце.
Светлана Владимировна учит многому: верить в себя и свои способности, никогда не утопать в сомнениях и страхах, твердо идти до конца, не останавливаться на достижениях прошлых лет и, конечно, постоянно совершенствовать свое владение иностранным языком. Я благодарна ей за это. Однако в моей жизни она занимает особое место ещё и потому, что я не перестаю восхищаться ее собственными личностными и профессиональными качествами. Какая она? Почему я (и ещё очень многие!) ценю её? Что помимо образовательных навыков специально или гениально-интуитивно она вкладывает в меня? Попробую рассказать.
Да, она строгая. Не жёсткая или жестокая, но бесконечно требовательная к себе и к ученикам. Светлана Владимировна относится к своему предмету серьезно, перед каждой парой тщательно готовится, чтобы доходчиво и необычно преподнести материал, поэтому, понимая это, ученики усердно работают на уроках. Нам словно бы хочется таким образом каждый раз говорить своё «Спасибо!» учителю за искреннюю, профессиональную работу. Наша Светлана Владимировна знает это, потому не просто не уменьшает требований, но, незаметно приподнимая планку, ведёт нас к новому уровню владения языком. Мне это очень нравится! Я понимаю, что в моей будущей жизни это будет востребовано. И все мы, её ученики, кладём в свою копилку или шкатулку взрослой судьбы это важное качество нашей учительницы.
Ещё один конёк Светланы Владимировны – индивидуальный подход к каждому ученику. Она прекрасно понимает, что все дети разные и к каждому нужно найти свой подход, чтобы заинтересовать ребенка, позволить ему изучать иностранный язык с удовольствием. Представляете, она готова с каждым учеником составить внеурочную беседу и обсудить проблемные места в изучении английского, а затем дать советы (методические и жизненные), чтобы язык Шекспира, Диккенса и Брэдбери наконец стал близким его уму и сердцу. Мне, например, после моих сложностей с аудированием Светлана Владимировна порекомендовала каждый день слушать новости BBC(я доверила ей свою мечту стать дипломатом!). Благодаря этому я научилась слушать и аудиально понимать англоговорящих. Часто такие диалоги помогают одолеть и иные предметы! Ведь нашу учительницу отличает искушённость в разных областях. Так, уже почти десять лет готовя команду для международной многопредметной олимпиады в Анталии (Турция), Светлана Владимировна помогает почувствовать себя уверенными ещё и в истории, географии, биологии, русском языке. А некоторые факты, оговорённые с нашей наставницей, запоминаются гораздо прочнее и остаются в памяти как будто навсегда!
В дополнение к её эрудиции идёт, конечно, непостижимая креативность, которая не зависит ни от самочувствия, ни от настроения, ни от возраста. Она готова творчески перерабатывать большое количество информации, посвящать этому часы и дни, чтобы по-настоящему заинтересовать и очаровать ученическую, преподавательскую или административную публику. Свои презентации она превращает в маленькие шедевры не только педагогического, но и ораторского искусства. Этому же она обучает и нас: информация должна быть и точной, и яркой, и красивой. Светлана Владимировна является моим научным руководителем уже не первый год, а потому в выполнении проектных и исследовательских работ я, не сомневаясь ни секунды, исповедую её творческий подход. Причём всё начинается с выбора оригинальной темы и незаурядной идеи в её раскрытии – и это мы вдвоём делаем с удовольствием! А каждый итог – это по традиции (не буду скромничать!) – призовые места на конференциях, конкурсах и олимпиадах различного уровня.
И удаётся ей это потому, что она, верная традициям образования, уверенно идёт в ногу со временем. Светлана Владимировна обожает (самое удачное слово!) открывать для себя новые способы преподать материал, новые учебные пособия (электронные и даже интерактивные!), новые задачки и задания (в приоритете – авторские, близкие ей по духу). Она ищет всегда, она знает, где искать, она чувствует, что уже завтра будет актуально, поэтому нам всё это бесконечно дорого. А Светлана Владимировна словно знает, что нам может пригодиться в будущем – и продолжает быть современной. Она позволяет себе не отставать, но и нам словно бы даёт возможность почувствовать жизнь сегодняшнего и завтрашнего дня…
А вообще её истинный конёк – это предоставление возможностей каждому. В отличие от многих, Светлана Владимировна не рассказывает тебе, каким «быть или не быть», а мудро позволяет проявить себя и продемонстрировать, чем силён. Например, она самостоятельно организует поездки в разные страны, где лицеисты могут показать высокие результаты и узнать много нового. Казалось бы, классическая форма, но Светлана Владимировна всегда составляет большую программу мероприятий, рассчитывая, что могло бы быть интересно каждому из нас. Ей хочется, чтобы это не была лишь экскурсия, а был почти «индивидуальный образовательный маршрут». По возвращении, прикоснувшись к тому, что дорогу именно каждому из нас, мы словно начинаем понимать себя и свою жизнь иначе. И всё благодаря нашей учительнице!
Светлана Владимировна – хороший психолог. Благодаря ей и мне однажды выпал шанс блеснуть знаниями на олимпиаде в Анталии. Я знала, что хорошо учусь, что я старательна и внимательна, но только Светлана Владимировна знала ещё одно, о чём мудро сказала мне уже после победы: я одарённый ребёнок. Другому это нужно было бы услышать за много дней до соревнований, иным – непосредственно перед началом, а мне действительно, это оказалось необходимо как ещё один диплом. Но не от оргкомитета, а от моей любимой учительницы! И она это знала, потому в доверительной манере в нужное время сообщила мне это по-учительски и по-матерински!
К слову сказать, она по-настоящему моя вторая мама. И даже хочу отметить такую деталь, что только она и моя мама, обращаясь ко мне, называют Софочкой. Светлана Владимировна, проявляя родительскую заботу и опыт, помогала мне лечиться от простуды, которую я предательски «подхватила» в одной из поездок. Она находила для меня лекарства, брала под строгий контроль рацион, поддерживала и подбодряла добрым словом, ведь в тот момент мне было грустно без мамы, – словом, делал всё то, что свойственно лишь родителям! И это не только в отношении меня: Светлана Владимировна как мама для всех своих учеником и подопечных. Любя свою дочь Аню, она умеет делиться этой любовью с большим миром! Это удивительное качество!
Я знаю Светлану Владимировну уже четыре года и каждый раз не перестаю удивляться ее талантам, её удивительному и непостижимому педагогическому гению! Я знаю, что даже через пять лет, когда я уже буду заканчивать университет, или через двадцать пять лет, когда мой ребёнок будет ровесником меня нынешней и, конечно, будет упрекать меня в «несовременности», – я знаю, что Светлана Владимировна будет также развиваться творчески и духовно, будет легко и мудро давать советы молодым, будет тонко чувствовать жизнь и слышать ритмы завтрашнего дня. И я не сомневаюсь, что она будет помогать другим поколениям детей приобретать морально-нравственные и социально-значимые качества – будет любимым учителем новых ребят, восторженно глядящих на неё.
За время учебы в лицеи я, наверное, успела свернуть горы, я смогла доказать себе, что я способная ученица, мне удалось открыть новые грани моего «я», но я бы не смогла это сделать без Светланы Владимировны. Я ей говорю от всего сердца СПАСИБО за всё! Она слишком (не очень, а именно слишком) много сделала для меня, и это я ценю! Недавно Светлана Владимировна праздновала свой полувековой юбилей, и мне хочется еще раз пожелать ей благополучия, энергии, креативных идей, чтобы энтузиазм и позитив в работе никогда не исчезали.
София Мельниченко, обучающаяся МБНОУ «Городской классический лицей» г. Кемерово,
лауреат областного конкурса «Учитель в моей жизни», посвященного 30-летнему юбилею Всероссийского конкурса «Учитель года России»
Мы часто рассуждаем о том, какими людьми хотели бы видеть в будущем своих учеников. Могу сказать свое заветное желание: не хочу видеть их равнодушными людьми. Все беды в Мире и в нашей стране оттого, что слишком многие молчат о том, о чем нужно кричать.
Из интервью с Т.М.Пробст
Год назад скоропостижно ушла из жизни Тамара Михайловна Пробст, учитель географии и биологии Шабановской средней общеобразовательной (крестьянской) школы Ленинск-Кузнецкого МР. И мне, её бывшему ученику, захотелось сказать о ней несколько добрых слов. Она была не только моим учителем, но и нашим классным руководителем. Мы, её ученики, запомнили Тамару Михайловну как требовательного строгого учителя, хорошо знающего свой предмет, и в то же время как доброго отзывчивого человека, стремящегося в любую минуту прийти нам на помощь, разрешить трудную ситуацию и дать нужный совет.
И хотя Тамара Михайловна мало рассказывала нам о себе и членах своей семьи, мне посчастливилось узнать о ней гораздо больше моих одноклассников. Именно в 2017 году она предложила написать мне исследовательскую работу на конкурс об учительской династии Богомазовых-Пробст, как будто чувствовала, что уйдет от нас и подвела итог своего жизненного пути. Я целый год работал с ней, изучая педагогическую деятельность членов её семьи. Мы выстроили генеалогическое древо рода Богомазовых-Пробст, династии педагогов, учителей и воспитателей, которые через свои жизни пронесли и несут доброту сердец и свет образования детям.
Её отец, Михаил Иванович Богомазов, после окончания физико-математического факультета Марийского педагогического института по распределению в 1956 году попадает в Кемеровскую область, работает в Драченинской школе, селекционной школе ОПХ «Возвышенка», директором Свердловской восьмилетней школы Ленинск-Кузнецкого района. С 1 июля 1966 года Михаил Иванович – завуч и учитель математики Чкаловской средней школы. Как математик, он являлся сильнейшим и опытнейшим специалистом. Его уроки стали образцом для педагогов нескольких поколений.
Ученики Михаила Ивановича любили и хорошо знали его предмет. Он всегда был примером для коллег, и очень уважаем учениками и односельчанами. Смысл его жизни был в том, чтобы отдавать себя людям. В свои 72 года, до того момента, когда его внезапно настигла тяжелая болезнь, Михаил Иванович находился в отличной профессиональной форме и преподавал в школе. Ветеран труда Богомазов М. И. за свою педагогическую деятельность был награжден медалью «За доблестный труд», орденом «Знак почета», отмечен знаком «Отличник народного просвещения РСФСР». В музее Чкаловской школы оформлен стенд, где обобщен педагогический опыт М. И. Богомазова, его педагогический стаж составляет 48 лет.
Мама Тамары Михайловны, Валентина Николаевна Богомазова (Медведева), в 1961 году начала работать в Свердловской восьмилетней школе учителем начальных классов. В своих воспитанниках Валентина Николаевна старалась заложить основы духовности: доброту, совестливость, учила их быть внимательнее и терпимее друг к другу и к окружающим. С 1975 года Валентина Николаевна стала работать в УКП Кемеровского совхоза-техникума. Она – «Ветеран труда», была награждена почетными грамотами. Её педагогический стаж 25 лет.
Возможно, родители своей увлеченностью педагогикой повлияли на выбор профессий их дочерей: Тамара Михайловна и её младшая сестра Надежда Михайловна становятся учителями географии и биологии.
География была любимым предметом Тамары Михайловны еще с детства. Она считала, что этот школьный предмет стоит особняком среди других дисциплин, значащихся в учебном плане. С одной стороны, это точная наука, в которой всё подчиняется строгим законам, а каждое предположение проверяется на практике путём опыта и исследования. С другой стороны, география – это предмет мечтателей и путешественников.
«С тех пор, как я начала преподавать географию, – делилась со мной Тамара Михайловна своим сокровенным, когда я брал у неё интервью для своей работы, – прошло 35 лет. За эти годы много раз менялось все в мире, в стране. Менялись и те, ради кого существует наша профессия. Мы переживаем мучительное время, когда в мире рушатся многие наши идеалы, устои человеческой морали, ориентиры на будущее. Современные дети сейчас многое имеют благодаря заботе родителей. Но после окончания школы они испытывают большие трудности в определении своего жизненного пути, которых не знали мы в свое время. Поэтому так важно сейчас дать им не только знания и умения, но и научить использовать их так, чтобы стать успешными. По-моему, в наше время дети даже сильнее нуждаются в наших добрых советах, подсказках, нашем положительном примере, нашем оптимизме и умении преодолевать трудности. Их жизнь стала такой разнообразной, что не заблудиться в ней трудно».
Две дочери Тамары Михайловны, Ксения и Кристина, также выбрали профессии, связанные с педагогикой. Мне очень понравилось высказывание о профессии педагога Кристины, которая сейчас работает методистом в комбинированном детском саду № 42 г. Ленинск-Кузнецкий: «Я считаю, что педагог – самая благодарная профессия. Работая с детьми ты каждому отдаешь частичку своего душевного тепла, но от этого ты не чувствуешь никакой потери, а наоборот, получаешь больше и больше. Каждая детская улыбка – это дорогой подарок, это признание того, что тебя любят, тебе доверяют, тебя уважают, в тебе нуждаются». Общий педагогический стаж династии Богомазовых-Пробст составляет 141 год. Это целых три поколения, связавших свою судьбу с детьми и отдавшим им частичку своей души и своего тепла.
Тамара Михайловна не только была прекрасным специалистом, но и хорошей матерью, отличной подругой, душевным человеком, имела большой авторитет в педагогическом коллективе, её профессионализм и принципиальность ценили друзья и коллеги.
Для каждого учителя самая лучшая награда, считала Т. М. Пробст, это память и уважение учеников. Тамары Михайловны не стало год назад – 1 июня 2018 г., но память о ней навсегда осталась в наших сердцах!
Сергей Мосолов, учащийся МБОУ «Шабановская средняя общеобразовательная (крестьянская) школа» Ленинск-Кузнецкого МР,
участник творческого объединения «Наследники», дипломант областного конкурса «Учитель в моей жизни» в номинации «За верность памяти»
Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело.
А.П. Чехов
Каким должен быть настоящий учитель? Умным, ответственным, добрым? Креативным, творческим, разносторонним? Несомненно, учитель должен сочетать в себе все эти качества. Но самое главное, учитель – человек, который отдает частичку своей души каждому ученику, свою любовь, заботу, тратит силы и энергию, ничего не требуя взамен.
Сазонова Лия Валерьяновна – учитель с большой буквы, она не просто учит и руководит учебным процессом, а живет этим делом, живет, постоянно думая о школе, о педагогическом коллективе и учениках.
А начиналось все с распределения студентов по окончании обучения в высшем учебном заведении. Окончив педагогический институт, молодая девушка получила направление на работу в школу № 50 – учителем французского языка. Лия Валерьяновна думала, что это временное явление и не могла смириться с тем, что придётся жить и работать вдалеке от города. Однако именно эта школа стала для Лии Валерьяновны родным домом и семьей.
Лия Валерьяновна прошла огромный путь от учителя до директора образовательной организации. Тринадцать лет была заместителем директора по воспитательной работе, а с 1983 года по 2013 год была директором школы. Её общий педагогический стаж составляет 53 года. Кроме этого, Лия Валерьяновна является основателем династии учителей. В династии Сазоновых 6 педагогов. Общий педагогический стаж составляет 166 лет. В настоящее время Лия Валерьяновна является заместителем директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ №50 им. А.А. Бабенко» г. Кемерово.
Выпускники школы, ученики разных времен говорят о ней только хорошие и добрые слова, вспоминая ее как талантливого, истинного учителя, который никогда не жалеет на детей ни времени, ни сил, в каждого вкладывает частичку своей души:
«Внешне это живая, красивая женщина с ярко-голубыми глазами, излучающими свет. Всегда со вкусом одета, всегда необычна и непредсказуема».
«Умная, строгая, добрая, трудолюбивая, обаятельная, Лия Валерьяновна всегда была в окружении ребят, которые доверяли ей самые сокровенные тайны».
«Незабываемы ее уроки, на них всегда было интересно и весело, потому что Лия Валерьяновна обладает чувством юмора. Необязательно ехать в другую страну, чтобы почувствовать язык, культуру».
«Я не перестаю удивляться энергии этой женщины – руководителя, она шагает в ногу со временем и даже опережает его. Она в постоянном поиске, она не любит повторений, она педагог-новатор».
И все это не просто слова. Благодаря деятельности Лии Валерьяновны, ее чуткому руководству, внимательности школа действительно преобразилась. За время ее работы обучающиеся показывали высокие результаты в учебной и внеклассной работе, многие окончили школу с золотой, серебряной медалью, трое награждены медалью «Надежда Кузбасса», 80% выпускников поступили в высшие учебные заведения. Для нее важно не только дать знания, научить, но и воспитать в ребенке человека, личность, реализовать нравственное и патриотическое воспитание. Именно такая задача стоит перед каждым, кто работает в школе.
Лия Валерьяновна является инициатором экспериментальной, инновационной, проектной деятельности, занимается внедрением новых образовательных технологий. Ею разработана и успешно внедряется концепция воспитательной системы школьников, которая издана отдельной брошюрой. Также опубликованы статьи: «Развитие здоровьесберегающей среды воспитательно-образовательного пространства», «Инновационная и экспериментальная деятельность», «Семья и школа – шаг навстречу».
Сазонова Л. В. – инициатор и активный участник внутришкольных реформ не только в учебном процессе, но и во внеклассной деятельности. Каждое ее усовершенствование, нововведение – это новый шаг вперед, желание привлечь, заинтересовать учащихся, их родителей, коллег в разные сферы деятельности, проявить активность, поучаствовать в различных конкурсах, конференциях, общественных мероприятиях. Под руководством Сазоновой Л. В. создан Народный музей «Память», как связующее звено между поколениями жителей жилого района Ягуновский, где и находится родная для Лии Валерьяновны школа № 50, которой она отдала столько лет работы и жизни. Музей трижды был признан победителем в городском и областном смотрах школьных музеев (2003, 2005, 2007 г.г.), стал лауреат Всероссийского конкурса (2007 г.).
Под руководством Лии Валерьяновны школа стала лауреатом конкурса «Лучшие образовательные учреждения (2006 г.), в рамках национального проекта «Образование» - победителем во Всероссийском конкурсе образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы (2007 г.), лауреатом областного конкурса «60 лучших школ Кузбасса», награждена памятным знаком «За патриотическое воспитание граждан Российской Федерации (2009 г.), победителем муниципального и областного конкурсов на лучший учебно-опытный участок (2008 г.).
Лидия Валерьяновна - увлечённый, заинтересованный в своей работе человек, обладает глубокими знаниями, профессиональным мышлением, пользуется заслуженным авторитетом у коллег. За высокий уровень профессионализма инициативу, творческое отношение к труду и результативность работы в области образования награждена многочисленными наградами: «За достойное воспитание детей», «Ветеран труда», «За Веру и Добро», «За служение Кузбассу», «Отличник народного просвещения», «За особый вклад в развитие Кузбасса», «За обустройство земли Кузнецкой».
Что же необходимо знать и уметь, чтобы стать настоящим учителем? Мало быть просто учителем. Нужно быть влюбленным в свою профессию, нужно быть готовым отдавать себя ежедневно сотням людей и жить своей профессией. Лия Валерьяновна горячо влюблена в свою работу. На протяжении стольких лет она учит, руководит, вносит в учебную и во внеурочную деятельность реформы разного характера. Но самое главное – она в каждом ученике видела и видит талантливую личность, к каждому умеет найти подход и стать настоящим другом. Сегодня за ее доброту, помощь и труд ей благодарны тысячи учеников. За то, что она учитель с большой буквы!
Манашова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №50 им. Бабенко А.А.» г.Кемерово
Вертилецкая Инга Геннадьевна, зав. кафедрой гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО, канд. пед. наук, доцент, председатель Кемеровского регионального отделения ООО «АССУЛ»