Работаем с 1943 года

Институт развития образования Кузбасса


Светлее рядом с вами жить,
И знаем – поздно или рано
Иное можно позабыть,
Но позабыть про вас нельзя нам.

Соловьёв Леонид Максимович... Над выбором своей профессии он не задумывался. Пятьдесят лет тому назад выпускник Чулымской средней школы Тяжинского района твердо решил, что быть учителем ‒ это его призвание, поэтому после окончания школы поступил на математический факультет Кемеровского пединститута.

Студенческие годы, как известно, быстро проходят. Студенческие годы, как известно, быстро проходят. И вот, еще будучи студентом, он начинает свою педагогическую деятельность в средней школе № 10 г. Кемерово. После службы в армии в 1972 году Леонид Максимович возвращается в свой родной Тяжинский район, которому впоследствии отдал 25 лет педагогической деятельности: учитель Ступишинской средней школы, 9 лет – директор Тисульской и Преображенской средних школ, 15 лет – заведующий районным отделом народного образования.

В 1998 году Леонид Максимович становится главным специалистом (методистом) управления образования и учителем математики средней школы № 3 с углублённым изучением отдельных предметов г. Анжеро-Судженска.

Его отличительная черта в том, что, занимая руководящие должности, он никогда не прекращал своего любимого дела, – преподавания математики. Как же нужно любить свою профессию, чтобы на протяжении стольких лет нести эту нелегкую ношу, ни разу не изменив ей и себе! Каждый его урок – творчество, где коллективные формы обучения удачно сочетаются с индивидуальным обучением. Каждый ученик для него – личность со своими достоинствами и особенностями. С уверенностью можно сказать про него: «Учитель… Мастер своего дела… Интересный человек… Мудрый наставник…».

Его ученики всегда успешно поступали в вузы, где профилирующими были экзамены по математике, становились призерами и победителями научно-практических конференций и олимпиад разного уровня. Учитель знал о своих учениках всё, долгие годы после выпуска поддерживал с ними связь, готов был помочь, дать мудрый совет.

На протяжении нескольких лет Леонид Максимович являлся лектором ОблИУУ и КРИПКиПРО. Его опыт по теме «Изуча- емая тема как основная единица структуры учебного процесса» был обобщен на областном уровне.

Его труд отмечен многочисленными благодарственными письмами и грамотами, знаком «Отличник народного образования», медалью «Ветеран труда», орденом «Знак Почёта», в 1990 году ему присвоено звание «Заслуженный учитель школы РФ».
Но самая большая награда для учителя ‒ это любовь и уважение его учеников. Их теплые и добрые слова дают возможность творить. И этой наградой труд Леонида Максимовича отмечен в полной мере. Проводить любимого учителя в последний путь приехали его ученики из разных концов нашей страны. Его первые выпускники школы № 10 г. Кемерово до сих с любовью зовут его «наш Ленечка».

В 1995 году Леонид Максимович стал лауреатом областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года», в 2009 году – победителем областного конкурса «ИТ-педагог Кузбасса» в номинации «Исполь- зование ИКТ на уроке».

С 1999 года по инициативе Леонида Максимовича в г. Анжеро-Судженске проводится конкурс методических разработок «5У» (учитель учится учить учеников учиться). Во II конкурсе (2001 год), посвящённом 100-летию народного образования г. Анжеро-Судженска, он сам стал победителем с методическим пособием «Как решать задачи по планиметрии». Эта работа удостоена премии главы города.

С уверенностью можно сказать, что Леонид Максимович Соловьёв своим преданным отношением к учительской профессии служил и продолжает служить примером для своих коллег, учеников, для всех родных и близких ему людей.

Педагогическая династия Соловьёвых насчитывает 305 лет. И дело всей жизни Леонида Максимовича теперь продолжают его дети.

Н. Л. Салпанова, учитель математики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22», Анжеро-Судженский городской округ

Юлия Николаевна Ларионова – учитель математики МБОУ «Основная общеобразовательная школа» п. Ижморский.

Где родилась, там и пригодилась. Эти слова поистине относятся к Юлии Николаевне Ларионовой. Родилась и воспиталась в ижморской семье, где было трое детей. В детстве была окружена любовью и заботой. Хотя родители особой ласки не выставляли напоказ, но отец, будучи немногословным человеком, но большой житейской мудрости, вечно в работе и заботе , в поиске хлеба насущного для семьи, чтоб были сыты и одеты не хуже других, всегда был в курсе дел своих детей, как-то незаметно и с своеобразным знанием дела мог с детьми поговорить и неназойливо обо всём расспросить, а потом неторопливой речью дать совет: «Всегда учитесь у непростой науки-жизни, она сделает из вас людей, главное – не растеряйте свою душу». Мать, хлопотунья и берегиня семьи, не перечила никогда мужу, но всё делала так, чтоб дома было уютно и тепло, и её слово было последним, как правило, всегда правильным. С раннего детства детей приучали к труду, все обязанности по дому распределялись межу всеми поровну, пример любви к земле подавали тоже родители. Они и по сей день являются примером для своих детей: живут в мире и согласии, плечом к плечу шагая по жизни, поддерживая и в радости, и в горе.

Юлия Николаевна говорит, что она счастливая: доброта и забота о близких, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели у неё от родителей, любовь к школе и профессии от учителя. Ещё в детстве в ней затаилась мечта ‒ стать такой же, как её первая учительница Людмила Вениаминовна, ласковая и добрая, красивая и обаятельная, заботливая и умная. Это она каждый день перед началом занятий делала с ребятами зарядку, на уроках уводила детей в путешествия по странам, а на трудах учила секретам домоводства, и, конечно же, после уроков, все взвешивали, сколько добра или зла совершали за день, вручала солнышки разного цвета: жёлтое ‒ подарил радость другим, красное ‒ вёл себя достойно и т.д.

Убеждать себя в том ‒ быть или не быть учителем ‒ не требовалось, уже давно решено: выучиться на учителя математики, потому что ей нравилось находить и доказывать, исследовать и заключать, проектировать и экспериментировать, собирать и систематизировать. Про таких учителей говорят,

что они от Бога. На уроках Юлии Николаевны словно попадаешь в сказку. Дети постигают математику через путешествия, соревнование, игру, готовят сообщения и презентации об истории чисел и математических терминов, выполняют различные проекты.

Особенно ребята увлечённо работают на уроках математики, когда новое постигается с помощью проекта, нестандартно, что, конечно, способствует формированию у учащихся опыта творческой реализации. Юлия Николаевна как человек творческий считает, что в проектной деятельности дети наиболее ярко проявляют свои способности.

Она твёрдо убеждена, что для неё нет лучше своей родной Ижморки, потому что здесь она поняла, что счастливой можно стать и себя найти не обязательно в большом и процветающем городе, но и в сельской глубинке есть для каждого достойное место, стоит только захотеть. Она умеет со своими учениками творить чудеса на уроках: сделать числа говорящими, приложить свои знания и представить публично достигнутый результат, выдвинуть идею и осуществить.

Не раз приходилось её коллегам наблюдать, как умело она управляется с классным коллективом. Будь это классный час или прогулка в лес, поход по интересным местам, лагерь по месту жительства, всегда перед нами человек, который не жалеет огня души своей. Она друг детей, вместе с ними играет, рисует, печёт пироги, танцует и поёт, вяжет и шьёт.

И сегодня Юлия Николаевна с удачливой судьбой. У неё любящий и заботливый муж, двое детей, один сын достойно отслужил в армии, работает, совмещая с учёбой в вузе, другой – успешный ученик школы, в которой работает Юлия Николаевна, в трудовой её одна запись о приёме на работу. В её семье сохранены традиции родного дома, где родилась и выросла сама: все праздники и юбилеи отмечаются вместе, угощенья готовятся хозяйкой семьи, на что она большая мастерица, да и в школе, в классе ни один праздник не обходится без блюд её рук и душевной теплоты.

Это уже всем известно, что если Юлия Николаевна делает, то только хорошо, никогда «средне», ей свойственны основательность, острый ум, умение творить. Сколько в ней терпения и такта, умения не сорваться, выслушать и услышать каждого, сказать нужное слово, убедить, объяснить, подсказать.

В 2017 году Юлия Николаевна Ларионовастала победителеммуниципального конкурса «Педагог года» и представляла Ижморский район на региональном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России». По решению оргкомитета конкурса Юлия Николаевна была награждена специальным дипломом «За творческий потенциал и целеустремленность».

Спасибо Юлии Николаевне за правильно выбранную дорогу, за возможность поучиться у неё мастерству, оптимизму и верности делу, которому служит учитель.

13.11. 2020 согласно плану образовательных услуг КРИПКиПРО был проведен в формате вебинара проблемно-ориентированный семинар для учителей истории и обществознания, руководителей МО, методистов ММС по теме «Подготовка учащихся к Олимпиадам (предметы «История» и «Обществознание»).

В работе веб-семинара приняли участие 50 педагогов из г. Кемерово, Березовского ГО, Ленинск-Кузнецкого ГО, Новокузнецкого ГО, Полысаевского ГО, Прокопьевского ГО, а также Ленинск-Кузнецкого МО, Новокузнецкого МР, Промышленновского МО, Топкинского МО, Тяжинского МО, Юргинского МО.

На семинаре были рассмотрены вопросы:

  1. особенности подготовки к олимпиадам по истории и обществознанию в 2020-2021 уч.г.;
  2. проблемы и перспективы олимпиадного движения;
  3. использование виртуальных музеев для подготовки к Олимпиадам и проектно-исследовательским работам;
  4. использование возможностей обучающих фильмов в процессе подготовки; к олимпиадам;
  5. методика подготовки проектно-исследовательских работ.

Значительный интерес у участников семинара вызвало выступление Колесникова Владимира Ивановича, учителя истории МБОУ «СОШ №19» г. Кемерово, который на примере своего опыта исследовательской деятельности и работы с архивными документами охарактеризовал неизвестные события истории Великой Отечественной войны в Кузбассе. Познакомившись с опытом В.И. Колесникова, участники семинара познакомились с опытом организации проектно-исследовательской деятельности по истории Кузбасса и истории Великой Отечественной войны, например, на основе справочника по истории эвакогоспиталей Кемеровской области «Мы помним Ваши имена…», при подготовке к различным конкурсным мероприятиям.

Г.С. Усков, методист по истории кафедры ГиХЭД КРИПКиПРО

Название Автор
Использование виртуальных библиотек и музеев для подготовки к Олимпиадам и организации проектно-исследовательской деятельности Жук О.Н.

       

Козловская Наталья Александровна, учитель математики МАНОУ «Гимназии № 2» Мариинского муниципального района, окончила Кемеровский государственный университет, математический факультет, ей присвоена квалификация математика, преподавателя. «Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг …» смысл этой фразы вот уже более 25 лет демонстрирует на своих уроках Наталья Александровна.

Отличные знания и увлеченность своим предметом, методическое мастерство, эрудицию учителя высоко оценивают ее ученики, коллеги и родители.

Уроки Козловской Натальи Александровны отличаются четкой структурой, методической продуманностью, практической направленностью. Высокий темп работы, создание атмосферы, располагающей к общению, умение индивидуализировать обучение, учитывая уровень подготовки детей, стремление вырабатывать у них потребность к самообразованию – все это прослеживается на уроках педагога. Результатом работы учителя является высокая качественная успеваемость по предмету, качество знаний на государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ по математике.

Наталья Александровна большое внимание уделяет организации внеурочной деятельности с учащимися, создает оптимальные условия для обучения и развития творческой самостоятельной деятельности, творческого мышления учащихся. Ежегодно ее ученики становятся победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, успешно выступают во всероссийских олимпиадах, конкурсах и викторинах по математике.

Широко использует возможности ИКТ в учебном процессе: проводит уроки с использованием интерактивного комплекса SMART Board, уроки компьютерной поддержки (электронные учебники, тренажеры, Интернет). Наталья Александровна активно работает в Интернет-сообществах и это помогает ей повысить эффективность проводимой работы и осуществить за кратчайшее время обмен опытом и педагогическими находками.

Опыт ее работы представлен на Всероссийской научно-практической конференции "Развивающие информационные технологии в образовании: использование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе" (г. Томск), на всероссийском открытом конкурсе "Педагогические инновации» (2 диплома лауреата I степени), отмечен дипломом победителя всероссийского конкурса авторов ЦОР для школы "Лучший IT-учитель России".

По результатам участия во всероссийском творческом конкурсе «Учитель-учителю» в номинации «Портфель учителя» издательством ЭНАС (г. Москва) было принято решение о выпуске учебно-методического пособия «Математика. Нестандартные занятия по развитию логического и комбинаторного мышления. 5-6 классы».

В период перехода к профильному образованию была необходимость в организации элективного курса по математике «Методы решения математических задач различной степени сложности» для 11 классов. Работая по данной программе, учащиеся готовились для сдачи выпускных экзаменов, повышали свой уровень математической подготовки. Итогом работы стал выпуск сборника «Мой помощник электив», который был представлен на всероссийском конкурсе «Педагогические инновации» и отмечен дипломом I степени.

Считая важнейшей дисциплиной «вычислительную математику», которая развивает идеи численного решения задач, возникающих в процессе компьютерного моделирования реальных явлений в различных сферах, у Натальи Александровны возникла идея в создании методической разработки «Введение в вычислительную математику», которая получила высокую оценку кафедры информационных технологий КРИПКиПРО и была издана отдельным учебно-методическим пособием издательством КРИПКиПРО г. Кемерово.

Учитель постоянно совершенствует свою профессиональную деятельность, делится педагогическими находками и успешно использует интересный опыт коллег. Имеет более 15 свидетельств о публикации авторских методических материалов на различных интернет-площадках.

В 2013 году Наталья Александровна стала победителем муниципального и областного конкурса "Педагогические таланты Кузбасса" в номинации "Педагог профильной школы", получила грант Губернатора Кемеровской области.

С 2016 года является активным участником экспериментальной площадки ФГБНУ института стратегии Российской академии образования: «Цели и содержание внеурочной деятельности в рамках предметной области «Математика и информатика» на уровне основного общего образования с учетом требований ФГОС».

Наталья Александровна много лет сотрудничает с кафедрой естественнонаучных и математических дисциплин. Выступает с докладами и проводит мастер-классы на региональных семинарах, форумах, конференциях и т. п. О высоком профессионализме учителя говорит то, что она много лет является экспертом предметной комиссии государственной экзаменационной комиссии Кемеровской области по проверке развернутых ответов на ЕГЭ. Наталья Александровна ‒ уважаемый и признанный педагог. Высокая требовательность к себе, педагогическое мастерство, компетентность, деловые качества, увлеченность своим делом создали Наталье Александровне заслуженный авторитет среди коллег, учеников и родителей.


© 2025 ИРО Кузбасса