В 2018–2021 гг. в издательстве КРИПКиПРО вышла серия книг по методике преподавания немецкого языка. Составителем методических пособий по грамматике и смысловому чтению выступила Н. А. Константинова, кандидат филологических наук, доцент, заведующая Центром развития иноязычного образования КРИПКиПРО. Составитель практикума по страноведению «Открой для себя Германию» – Г. А. Гуняшова, кандидат филологических наук, доцент, учитель немецкого языка МБОУ «Гимназия № 41» г. Кемерово.
Издания получили признание у учителей немецкого языка, а недавно институт получил официальное письмо из Лейпцига – книгами заинтересовалась Немецкая национальная библиотека, выразившая желание получить их в свой фонд.
Немецкая национальная библиотека (Deutsche Nationalbibliothek) – центральная архивная библиотека и национальный библиографический центр Германии. Задачей этого уникального для Германии учреждения является коллекционирование, постоянное архивирование, всесторонняя обработка и сохранение документации и библиографических публикаций всего мира на немецком языке.
Н. А. Константинова с учебными изданиями по немецкому языку
Уважаемые коллеги!
С 12 октября по 5 ноября 2020 года ГОУ ДПО (ПК) С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» совместно с МБОУ ДПО «НМЦ» Ленинск-Кузнецкого городского округа проводят очно-заочную (дистанционную) III региональную научно-практическую конференцию «Достижение планируемых результатов младших школьников – условие повышения качества начального общего образования» по теме «Формирование функциональной грамотности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности».
В ходе работы будут обсуждены актуальные вопросы и проблемы формирования функциональной грамотности младших школьников, представлены положительные результаты, а также обобщен инновационный педагогический опыт.
Подробности и условия участия в конференции – в информационном письме.
Для зрителей
11:00-11:35 Rapid-Foresight-сессия
Приветственное слово к участникам региональной научно-практической конференции
11:40-13:10
Митап «Формирование функциональной грамотности у младших школьников»
Площадка 1. Воркшоп «Способы формирования функциональной грамотности»
Площадка 2. Коуч-сессия «Функциональная грамотность: необходимость или требование времени?»
Площадка 3 (презентационная). «Опыт работы МБОУ «Гимназия № 12» Ленинск-Кузнецкого ГО по формированию функциональной грамотности»
Для участников
11:00-11:35 Rapid-Foresight-сессия
Приветственное слово к участникам региональной научно-практической конференции
https://join.skype.com/i5ngO8FzndYB
11:40-13:10
Митап «Формирование функциональной грамотности у младших школьников»
Площадка 1. Воркшоп «Способы формирования функциональной грамотности»
https://join.skype.com/m2UNZtX0K98v
Площадка 2. Коуч-сессия «Функциональная грамотность: необходимость или требование времени?»
https://join.skype.com/payfpa0VF4J4
Площадка 3 (презентационная). «Опыт работы МБОУ «Гимназия № 12» Ленинск-Кузнецкого ГО по формированию функциональной грамотности»
5 ноября 2020 года на базе КРИПКиПРО совместно с Управлением образования и Информационно-методическим центром Ленинск-Кузнецкого городского округа проходила региональная научно-практическая конференция «Достижение планируемых результатов младших школьников – условие повышения качества начального общего образования. Формирование функциональной грамотности у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности», в работе которой приняли участие представители всех территорий Кузбасса, более 450 человек.
Выполняя решения II региональной научно-практической конференции, участники форума констатируют:
- повышение уровня компетентности педагогов в сфере методологии и техники формирующего оценивания; системы контроля и оценки индивидуальных достижений (предметных и метапредметных результатов) младших школьников;
- овладение педагогами профессиональными компетенциями в сфере целесообразного отбора и продуктивного применения образовательных технологий деятельностного типа, а также использования результатов мониторингов для достижения планируемых результатов младшими школьниками;
- использование учителями начальных классов возможностей сетевого взаимодействия работников образования, направленного на развитие профессионализма педагогов по актуальным вопросам начального общего образования;
- осуществление научно-методического, в том числе тьюторского, сопровождения педагогов по вопросам совершенствования образовательной деятельности.
На Rapid-Foresight-сессии были актуализированы вопросы влияния функциональной грамотности педагога на формирование функциональной грамотности младших школьников; наличия профессиональных дефицитов учителей начальных классов в формировании функциональной грамотности учащихся.
В ходе воркшопа «Способы формирования функциональной грамотности» работники образования познакомились с практиками педагогов, стали участниками мастер-классов. Участники конференции обсудили способы формирования читательской, математической, естественнонаучной и других направлений формирования функциональной грамотности младших школьников как результата реализации требований ФГОС НОО, рассмотрели современные тенденции развития образования.
На коуч-сессии «Функциональная грамотность: необходимость или требование времени?» были обсуждены возможности образовательной среды в урочной и внеурочной деятельности для формирования финансовой грамотности, глобальных компетенций и креативного мышления младших школьников.
Участники презентационной площадки познакомились с инновационным опытом работы МБОУ «Гимназия № 12» Ленинск-Кузнецкого городского округа по формированию функциональной грамотности младших школьников при использовании педагогами игровых технологий, проектной и исследовательской деятельности, проблемно-диалогического обучения, продуктивной работы с информацией и других активных и интерактивных методов и технологий деятельностного типа.
Все участники конференции объединены идеей необходимости консолидации педагогического и научного сообщества в решении проблемы формирования функциональной грамотности на этапе начального общего образования.
Обсуждение актуальных вопросов по проблематике конференции позволило сформулировать основные выводы и рекомендации:
- шире использовать возможности сетевого взаимодействия работников образования, направленного на развитие профессионализма педагогов по актуальным вопросам начального общего образования, в том числе формирования функциональной грамотности младших школьников;
- создавать условия для совершенствования компетенций педагогов области в формировании и оценке функциональной грамотности младших школьников посредством овладения методологией международных исследований;
- обобщать и транслировать лучшие педагогические практики по использованию образовательных технологий деятельностного типа, интерактивных и продуктивных методов в достижении качественно новых результатов образования.
Оргкомитет конференции
28 сентября 2020 г. в КРИПКиПРО в рамках XXII Иоанновских образовательных чтений по теме «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» состоялась работа презентационных площадок.
К участию в работе презентационных площадок образовательных Чтений были приглашены научные работники и преподаватели ВУЗов, педагогические работники образовательных организаций, учреждений дополнительного профессионального образования, члены региональных профессиональных методических объединений педагогов духовно-нравственного воспитания, учителей истории, руководители инновационных площадок, музееведы, представители общественности и др.
Цель чтений: обсуждение актуальных проблем формирования у обучающихся нравственных ценностей, определение путей их преодоления с учетом приоритетных направлений в сфере образования, обобщение опыта реализации программ духовно-нравственного и патриотического воспитания, формирования исторической памяти у обучающихся и их родителей.
Были рассмотрены проблемы:
- отражение проблемы формирования исторической народной памяти и нравственных ценностей в общеразвивающих программах;
- проблемы развития исторической памяти в образовательной практике;
- взаимодействие образовательных, общественных организаций по вопросам духовно-нравственного воспитания обучающихся, ориентированное на осознание роли великих полководцев, которые могли бы служить примером доблести и чести для россиян;
- образ Александра Невского в исторических источниках, кинематографе и его роль в патриотическом воспитании;
- Северо-Западная Русь в XIII веке между Западом и Востоком: методические аспекты преподавания на уроках истории;
- личность князя Александра Невского в истории как национального героя, государственного деятеля, полководца, святого: подготовка учащихся к проектно-исследовательской деятельности.
Мероприятие проходило в онлайн-формате и транслировалось на канале КРИПКиПРО на YouTube в режиме реального времени. Подключение к трансляции было организовано на 20 точках.
На воркшопе «Образ Александра Невского в исторической памяти народа и его влияние на патриотическое воспитание детей и молодежи» были рассмотрены типичные ошибки при подготовке работ на Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя». Анализ сделала Баранцева Светлана Петровна, Федеральный эксперт Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»; заведующий сектором по работе с ДОУ ОРОиК Омской епархии, Отличник народного просвещения РФ. Накануне, 26-27 сентября проходила экспертиза II (межрегионального) этапа XV ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» по Сибирскому федеральному округу 2020 г.
И 27 сентября 2020 г., на пленарном заседании XXII Иоанновских образовательных чтений, которое состоялось в Кемеровском епархиальном управлении, было озвучено решение Конкурсной комиссии II (межрегионального) этапа XV ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» по Сибирскому федеральному округу 2020 г. Победителем в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения» стала Воробьева Ирина Ивановна, педагог дополнительного образования МБУДО Крапивинский дом детского творчества, пгт. Зеленогорский, Крапивинский район, Кемеровская область. Тема конкурсной работы «Организация деятельности ОДК Кузбасса фольклорного ансамбля «Забава» в МБУДО Крапивинский ДДТ».
Предвосхищая события проведения олимпиады по Основам православной культуры (ОПК), которые стартуют 1 октября 2020 г., Пивень Сергей Николаевич, канд. ист. наук, доцент кафедры церковно-практических дисциплин религиозной организации «Кузбасская православная духовная семинария», (Новокузнецкий ГО) дал педагогам рекомендации по подготовке обучающихся к олимпиаде по ОПК. Тема его выступления «Роль и место Славянской школы при Александро-Невском монастыре в реформе просвещения Петра I».
Кирейчук Елена Леонидовна, заведующая отделом подросткового и молодежного чтения ГУК «Государственная библиотека Кузбасса для детей и молодежи» (Кемеровский ГО), поделилась опытом по формированию патриотических ценностей на примере личности Александра Невского.
Учителя поделились своим опытом работе по обозначенной теме чтений. Ковалышина Венера Рашитовна, учитель МБОУ СОШ №22 (Междуреченский ГО), раскрыла проблемы развития исторической памяти в образовании и их решение в урочной и внеурочной деятельности обучающихся МБОУ СОШ № 22 города Междуреченска.
Солякова Марина Рафиковна, заместитель директора по УВР, учитель ОРКСЭ МАОУ Тисульская СОШ № 1 (Тисульский МР), рассказала, как развивает историческую память обучающихся на уроках ОРКСЭ.
Затем свой опыт работы представили педагоги дошкольных образовательных организаций. Педагоги МБДОУ «Детский сад № 49 «Радуга» (Краснобродский ГО) Шевченко Виктория Владимировна и Березина Татьяна Аркадьевна, представили опыт работы по организации социального партнёрства по формированию исторической памяти обучающихся на примере образа русских богатырей.
Салтыкова Ольга Викторовна, заведующая МБДОУ №28 «АБВГДейка» (Кемеровский ГО) провела мастер-класс по использованию ИКТ при формировании патриотических чувств дошкольников в процессе ознакомлении с историческими событиями страны.
Таким образом был рассмотрен опыт работы по формированию исторической памяти обучающихся на разных уровнях образования, в котором личность князя Александра Невского как национального героя, государственного деятеля, полководца, святого занимает важное место в образовательном процессе детских садов, школ.
По итогам работы Чтений приняты следующие рекомендации:
- обобщить опыт духовно-нравственного и патриотического воспитания детей на примере использования образа Александра Невского на уроках истории, ОДНКНР и выделить лучшие практики с целью
- пополнения депозитария ЭОР передовыми практиками проведения уроков и диссеминации данного опыта;
- активизировать участие членов РПМО в образовательных мероприятиях для педагогов по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию в рамках интеграции дополнительного и основного общего образования;
- сформировать базу методических материалов по развитию исторической памяти у обучающихся для всех уровней образования: дошкольного, начального, основного общего и дополнительного образования.
Участники Чтений подчеркивают недопустимость утраты в современном мире фундаментальных ценностей, искажения исторической памяти и высказывают убеждение в том, что, образование, как социальный институт, в своей деятельности будет и далее содействовать утверждению этих ценностей, сохранению памяти и исторической правды.
Аптина Н.А., методист кафедры ПВиДО