В условиях современной социокультурной действительности необходимо обеспечить соответствующий уровень профессиональной компетентности педагогов, их готовность реализовать принцип поликультурности через содержание и формы образовательной деятельности с обучающимися. В рамках реализации национального проекта «Образование» были намечены меры по возрождению национального самосознания личности исходя из приоритета общечеловеческих ценностей. Определяющая задача современного образования - формирование человека не столько как носителя знаний, сколько как человека культуры.
Знакомство с культурой малой родины, родного края, родного диалекта и литературы края возможно в процессе изучения родного языка и родной литературы в школе. Изучение родных языков, в том числе языков коренных народов позволяет сохранять и развивать их языковую систему, в конечном счете сохранять языковое сознание и особенности менталитета народа.
Историческая справка
Духовная жизнь шорцев связана с промысловыми и родовыми культами, верой в духов гор и рек. Определенные обряды связаны с охотой на медведя.
У шорцев богата фольклорная культура: сказки, охотничьи рассказы, легенды, песни. Популярны героические поэмы, исполняемые под аккомпанемент щипкового двухструнного музыкального инструмента – комыса.
Традиционные праздники шорцев – Мылтық-Пайрам (праздник охотников и ружья, отмечают в январе), Чыл пазы (Новый год, отмечается 20-21 марта в день весеннего равноденствия), Албаа-Пайрам (праздник окончания посева, отмечают в июне), Шор-Пайрам (посвящён скотоводству и сельскому хозяйству), молодежно-спортивный праздник "Ольгудек" (проводится перед началом сенокоса в первое воскресенье июля).
Шорцы гордятся своим звездами науки, культуры и спорта: Андрей Чудояков - филолог, ученый-тюрколог; Любовь Арбачакова - поэтесса и художница; Таяна Тудегешева - поэтесса, член Союза писателей России; Юрий Арбачаков - боксёр, заслуженный мастер спорта по боксу, десятикратный чемпион мира среди профессионалов.
Вторым тюркоязычным некогда многочисленным народом Кузбасса являются бачатские телеуты, поживающие в нескольких населенных пунктах Беловского района (пп. Беково, Заречное, Новобачаты, Черта), Новокузнецкого района (п. Телеут в районе Запсиба) Кемеровской области. Как и шорцы, телеуты включены в состав народов Севера, хотя исконные их земли всегда располагались в южно-сибирских степях и предгорьях Алтая. Телеуты и калмаки - 2520 человек (0,09 %), при этом калмаки сохранились только в нескольких населенных пунктах Юргинского (пп. Зимник, Сарсаз, Логовой) и Яшкинского (д. Юрты-Константиновы) муниципальных округов и др.
Телеуты проживают по рекам Большой и Малый Бачат в Беловском районе в селах Беково, Заречное, Новобачаты, Черта. Отдельная группа телеутов живёт в посёлке Телеут в черте города Новокузнецка.
Телеуты говорят и пишут по-русски. В России насчитывается всего около 1000 носителей телеутского языка.
Духовная культура телеутов основывается на эпосах, самые известные из которых – «Алтай Куучун» и «Козийка и Баян-Слу». Эпос исполняют кайчы – сказители, которые аккомпанируют себе на шертме-комысе.
Национальные телеутские праздники - Пардакай с инсценированием сказок, обрядов, изготовлением блюд национальной кухни, конкурсом «Тяраш кыс» (плетение косы), «Пельменек» - национальный праздник пельменей.
В поселке Беково Беловского района работает экомузей «Чолкой», где представлены экспонаты отражающие быт и культуру телеутского народа
И наконец, татары как сибирские, так и смешавшиеся с ними казанские, включая татар-мишарей, проживают в гг.: Прокопьевск, Кемерово, Новокузнецк, Анжеро-Судженск, Юрга и др., в основном, интегрируясь в общую массу городского населения - 40229 человек (1,49 %).
Таким образом, основную массу населения, судя по результатам переписи, составляют русские их более 93%. Далее по уменьшению идут татары (1, 49%), немцы (0,84 %), украинцы составляют 0,80 % от общей массы. Представителей коренного населения края - шорцев осталось всего 0.39%, остальных (телеутов и калмаков) и того меньше – 0,09%
Шорский, татарский языки не представлены как отдельные учебные предметы в учебных планах образовательных организаций, кроме телеутского, а во внеурочной, факультативной деятельности родные языки изучаются в МКОУ «Школа-интернат № 3» г. Таштагола; МБОУ «ООШ № 10» п. Бородино, МБУ ДО «Детско-юношеский центр Часкы» пгт. Шерегеш; МБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» пгт. Шерегеш и др.
В системе общего образования Кузбасса есть отдельные успешные проекты по сохранению языковой культуры разных национальностей, населяющих Кузбасс.
С 2021 года реализуется региональный проект «Научно-методическое сопровождение реализации программ обучения и воспитания обучающихся организациями Кузбасса, осуществляющими образовательную деятельность в условиях поликультурной социальной среды в 2021-2023гг.», охватывающий 18 опорных площадок Кузбасса по 4 направлениям:
- Использование интерактивных технологий и современных методик обучения и формирования гражданской идентичности личности (включая билингвов и инофонов) средствами учебных предметов и ВУД учащихся.
- Особенности организации внеурочной деятельности обучающихся и формирования российской гражданской идентичности личности в условиях поликультурной образовательной среды.
- Лингвокультурное содержание обучения детей второму/третьему иностранному языку в современной школе.
- Духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающихся на занятиях предметной области «Искусство»
В Беловском муниципальном районе на базе МБОУ «Бековская ООШ» еще с 2011 года ведется целенаправленная систематическая работа по сохранению телеутского языка, быта и традиций телеутского народа на основе этнокультурного образовательного центра «Айас», который включительно по 2021 год работал по разным направлениям (представлены на слайде).
В соответствии с региональным проектом с 2021 года школа является опорной площадкой КРИПКиПРО по направлению «Особенности организации внеурочной деятельности обучающихся и формирования российской гражданской идентичности личности в условиях поликультурной образовательной среды», директор школы -Чебелькова Галина Николаевна.
Основная цель площадки - создание эффективной языковой среды, которая поможет детям, молодым родителям в рамках духовно-нравственного воспитания постичь духовные истоки телеутского народа, сохранить язык и этнокультурную память. Отрабатывается модель формирования личности, сохраняющей собственное этнокультурное наследие и стремящейся к пониманию других культур, готовой к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде.
Содержание поликультурного образования и воспитания направлено на освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде, развитие социокультурной идентификации личности; воспитания положительного отношения к культурному окружению; развития навыков социального общения.
Образовательная деятельность по поликультурному образованию и воспитанию реализуется через урочную и внеурочную деятельность с привлечением родителей обучающихся. В урочной деятельности во 2-7 классах реализуется учебный курс «Телеутский язык», а также в содержание образовательных программ по разным предметам включен региональный компонент при изучении отдельных тем.
В МБОУ «Бековская ООШ» на сегодняшний день обучается всего 211 детей, из них 69% обучающихся 2-7 классов (146 человек) изучают родной телеутский язык, для этого из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, во 2-7 классах выделяется по 1 часу на учебный курс «Телеутский язык», а также общекультурное направление внеурочной деятельности представлено программой внеурочной деятельности «Мен тилим / Мой язык» во 2-4 классах, что является основой модели возрождения национальной духовной культуры телеутов, сохранения культурных национальных традиций телеутского народа.
Учителя-предметники 5-9 классов в рамках регионального компонента на уроках литературы, математики, истории, технологии, музыки, физической культуры расширяют границы восприятия окружающего мира, включая образцы декоративно-прикладного искусства, ручного художественного ремесла, творения мастеров и художников, народных игр телеутского народа.
На уроке изобразительного искусства в теме «Объемные изображения в скульптуре» учитель в рубрике «Учим телеутский вместе» помогает учащимся освоить телеутские слова.
Кружок «Народная культура» направлен на знакомство обучающихся с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского и телеутского народов по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. К проведению занятий внеурочной деятельности приглашаются родители обучающихся, которые помогают знакомить учащихся с жизнью и бытом русского и телеутского народов, погружая детей в языковую среду, что в целом способствует формированию интереса к родной культуре.
Содержание кружка «Телеутские танцы» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. Народный танец раскрывает духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному, помогает детям раскрепостить внутренние силы, дает выход спонтанному чувству танцевального движения, что позволяет им почувствовать свою национальную принадлежность.
Кружок «История телеутского народа» помогает расширить сведения о природе нашего края, истории образования области и города, людях, населяющих родной край. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе, развивает интеллектуальные и творческие способности детей.
Интересен и опыт таких школ Кузбасса как МБОУ "СОШ № 80"г. Кемерово и МБОУ "СОШ № 97" г. Новокузнецка, где с русскими детьми учатся армяне, азербайджанцы, татары, казахи, узбеки, шорцы, белорусы и немцы: дети билингвы, наряду с родным языком знакомые с русским, дети-инофоны, которые изъясняются только на своем языке.
Чтобы дети-мигранты быстрее осваивались в новой языковой среде и культуре, при школе организован лингвистический лагерь «Белый журавль» по работе с детьми и их родителями. По данным Управления Федеральной миграционной службы по Кемеровской области, аналогов таким лагерям в России немного. «Белый журавль» курирует детей в возрасте от 8 до 15 лет, реализуя программу, включающую все разделы русского языка и рассчитанную на обучение детей- инофонов русскому языку как иностранному. Язык преподается на основе культурологического принципа через интеграцию элементов различных культур. Автором данной учебной программы для детей-иностранцев является Татьяна Викторовна Порохина, учитель русского языка школы № 80 г. Кемерово (директор школы Галушкина Ольга Васильевна).
Обобщая сказанное, необходимо отметить, что содержание поликультурного образования обучающихся должно опираться на идеи гуманизма, демонстрировать то общее, что позволяет людям жить в мире, понимании взаимосвязи народов в современных условиях.
Несомненно, поликультурное образование как условие развития межэтнической толерантности личности способствует, с одной стороны, утверждению исторического права на отличие, знаковость этносов и народов и сохранению разнообразия культур, религий, этносов, а с другой стороны, обеспечивает создание поликультурной социально-образовательной среды региона и России.
Дорогие коллеги, присылайте материалы из опыта работы образовательных организаций по изучению родного языка, истории и культуры народов России и коренных народов Кузбасса
Ждем ваших материалов!
Вертилецкая Инга Геннадьевна, канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой ГиХЭД (+7-903-943-76-02, inga-vertil@mail.ru)
Константинова Нина Анатольевна, канд. филол. наук, доцент, заведующая Центра РИО КРИПКиПРО
Научно-методические меропрития
Организационные мероприятия
Дата | Название |
Март-май |
|
Апрель | Выставка «Издания КРИПКиПРО, посвященные проблемам образования в Кузбассе» |
Апрель | Восхождение экспедиции на горную вершину (Поднебесные Зубья) и поднятие флага института (фото-, видеосъемка) |
Апрель-май | «Аллея добра»: благоустройство территории Детского дома № 2 г. Кемерово (волонтерская помощь): посадка деревьев с участием сотрудников института и воспитанников детского дома, представителей прессы (телевидение); оборудование зоны отдыха (установка садовых лавочек, урн) (схема территории, план мероприятия) |
25.05.2023 г. | Торжественный прием |
Август | Соревнования «Быстрее, выше, сильнее!» |
26.01.2023 г. в рамках Х (Юбилейного) регионального научно-практического форума «Дни истории в Кузбассе» прошла секция по теме «Музыкальный и живописный контент современного историко-культурного образования (к 150-летию со дня рождения С.В. Рахманинова)»
Цель: совершенствование и развитие компетенций учителей в направлении углубленного освоения предметной области «Искусство» обучающимися и воспитательных задач современного образования.
Веб-семинар был адресован учителям ИЗО, музыки, МХК, русского языка и литературы, зам. директоров по УВР, педагогам дополнительного образования, методистам ММС.
Гусева Ольга Васильевна, кандидат культурологии, музыковед ГАУК «Филармония Кузбасса имени Б.Т. Штоколова», рассказала о жизни и основных вехах творчества композитора, иллюстрируя свой рассказ звучанием выдающихся произведений.
Большой интерес вызвало выступление Ащеуловой Ирины Владимировны, кандидата филологических наук, методиста по русскому языку и литературе каф. ГиХЭД КРИПКиПРО. связанное с проектом интегрированного занятия по литературе и музыке, посвященное юбилею С. В. Рахманинова.
Об особенностях православной русской культуры и духовной музыки С. В. Рахманинова рассказала Макарова Елена Валерьевна, директор МАУДО «Детская школа искусств № 5» г. Кемерово.
Абрамова Нина Александровна, Левченко Раиса Николаевна, учителя музыки МБОУ «СОШ № 45» г. Кемерово, остановились на вопросе приобщения обучающихся к музыкальному творчеству С. В. Рахманинова на уроках музыки и во внеурочной деятельности, представив интересную драматургию уроков, на основе рекомендуемых к изучению в школе произведений композитора.
В рамках вебсеминара состоялась презентация авторской игры КВИЗ для обучающихся по материалам жизни и творчества С. В. Рахманинова, разработанной и представленной Зайцевой Ольгой Геннадьевной, учителем музыки МАОУ «СОШ № 24», и Шитовой Татьяной Федоровной, учителем музыки МБОУ «СОШ № 32» Беловского ГО.
Унгурова Инна Витальевна, учитель музыки МБОУ «СОШ № 28» Прокопьевского ГО, разработала видеоматериал, повествующий о творчестве и жизни композитора, а также приложение, позволяющее не только полностью просмотреть концертные произведения С. В. Рахманинова в исполнении выдающихся музыкантов России, но и ответить на предлагаемые вопросы (приложение находится на стадии доработки).
В завершении выступила Шаталова Ирина Леонидовна, методист по музыке кафедры ГиХЭД КРИПКиПРО, сделав обзор материалов на различных учебных платформах, которые помогут учителям музыки многогранно осветить жизнь и творчество С. В. Рахманинова. Кроме этого, она представила интересный опыт ПМО учителей музыки Промышленновского района по проведению олимпиады для обучающихся 8-х классов, связанного с композитором. Содержание олимпиады разработала Вологина Надежда Николаевна, учитель музыки МБОУ «Промышленновская СОШ № 56», (материалы прилагаются). В содержание олимпиады вошли музыкальная викторина, литературная страничка, анаграмма, «реставрация», «сортировка», викторина на знание поэтов, подаривших С. В. Рахманинову вдохновение на создание музыкальных произведений различных жанров, криптограмму и другие вопросы, направленные на формирование функциональной грамотности обучающихся.
Шаталова И. Л.В. П., методист кафедры ГиХЭД КРИПКиПРО
Название | Автор |
К юбилею С. В. Рахманинова: интегрированный урок литературы и музыки | Ащулова И. В. |
Мир музыки С. В. Рахманинова на уроках в общеобразовательной школе | Абрамова Н. А., Левченко Р. Н. |
КВИЗ-игра «С. В. Рахманинов» | Зайцева О. Г., Шитова Т. Ф. |
Творчество С. В. Рахманинова в контексте парадигмы ценностей современного образования | Шаталова И. Л. |
Олимпиада для обучающихся 8-х классов по творчеству С. В. Рахманинова | Вологина Н. Н. |
«Жизнь и творчество С. В. Рахманинова». Видеоматериал | Унгурова И. В. |
27 января Школьный Кванториум Гимназии № 6 города Междуреченска принимал гостей региональных командных соревнованиях «Креатив – бой» и образовательной игры – квиз «Вызовы времени: быть умным модно!».
В соревнованиях состязались команды городов Междуреченска, Таштагола, Мыски, Киселевск и Осинники.
Креатив-бой был представлен следующими направлениями: робототехника и естественно-научное направление - физика, химия, биология.
В естественно-научном направлении, решая кейсы, участники боролись с проблемой запотевания окон в экскурсионном автобусе, определяли, насколько натурален мед, исследовали результативность стиральных моющих средств. Ребята, совместно со своими педагогами - наставниками представили оригинальные демонстрации явлений, о которых шла речь в решаемых кейсах, так же несколько вариантов опытов, демонстрирующих решение представленной проблемы.
По количеству набранных баллов, в соответствии с критериями выполнения творческих работ, места определились следующим образом:
1 место - МБОУ «СОШ № 4», Мысковский ГО
1 место - МБОУ «СОШ № 9», Таштагольский МР
2 место - МБОУ «СОШ «№ 1», Таштагольский МР
2 место - МБОУ «СОШ «№ 1», Таштагольский МР
Диплом лауреата - МБОУ «ООШ №3 им. П.И. Ефимова», Осинниковский ГО.
В треке «Робототехника» учащиеся работали, решая кейсы, при помощи современных инструментов, применяемых в обучении робототехнике. Это робототехнические наборы 2-х поколений от компании Lego и роботы- манипуляторы DOBOT MAGICIAN.
Кейсы, решаемые ребятами при помощи робототехнических наборов, были связаны с зеленой энергетикой. Командам необходимо было решить проблему повышения КПД работы солнечной батарей. Каждая из команд нашла свой способ решения проблемы, своё оригинальное техническое исполнение конструкции устройства. И тем труднее стояла задача перед жюри в определении победителя в данной категории.
1 место - МБОУ "СОШ 9", Таштагольский МР
2 место - МБОУ «Гимназия №6 им. С.Ф. Вензелева», Междуреченский ГО
3 место - МБОУ «Гимназия 24», Междуреченский ГО
В решении кейсов, связанных с моделированием процессов современного производства, используя современные роботы - манипуляторы, ребята пошагово демонстрировали своё мастерство. Сначала в управлении манипуляторами, затем в собственно в моделировании автоматизированной работы робота-манипулятора в процессе справного производства на автомобильном заводе. Здесь опыт ребят из МБОУ " СОШ 4" г. Мыски взял верх. Будущие студенты по праву заняли 1 место. 2 и 3 место поделили между собой в упорной борьбе команды МБОУ «Гимназия №6 им. С.Ф. Вензелева» из г. Междуреченска. Семиклассники проявляли порой завидное упорство, доказывая в отдельных упражнениях, что они тоже умеют решать непростые задачи.
Решая задания образовательной игры-квиз «Вызовы времени: быть умным модно!», участники установили взаимосвязи между естественными науками, природными явлениями, экспериментальным путем оценили плотность картофеля и разобрались, что необходимо делать, чтобы лучше слышать.
По итогам общего зачета результаты игры следующие:
1 место – МБОУ «СОШ № 25», Киселевский ГО
2 место – МБОУ «СОШ № 4», Мысковский ГО
2 место – МБОУ «СОШ № 5», Мысковский ГО
3 место - МБОУ «Гимназия № 6 им. С.Ф. Вензелева», Междуреченский ГО
3 место- МБОУ «СОШ № 9», Таштагольский МР
В целом участники командных соревнований "Креатив-боя" и Игры-квиз отметили необычность заданий решаемых кейсов, возможность найти решение обычной задачи нестандартным, оригинальным способом.
Всего приняли участие 86 человек, из них 11 команд стали участниками креатив-боя, 8 – игры-квиза «Умным быть модно!». Кейсы для креатив-боя были составлены на междисциплинарной основе педагогами МБОУ «Гимназия №6 им. С.Ф. Вензелева» - Фирсовой Л.В., Крупской О.В.
МБОУ «Гимназия №6 им. С.Ф. Вензелева» Междуреченского ГО стала опорной площадкой проведения масштабных образовательных событий в рамках реализации комплексного плана организационно-методического сопровождения реализации федерального проекта «Современная школа».
Название | Автор |
Сладкий кейс | Фирсова Л.В., руководитель школьного кванториума, учитель физики |