22 января 2025 года на базе ИРО Кузбасса прошел вебинар «Особенности социокультурной и языковой интеграции младших школьников из семей мигрантов», направленный на изучение особенностей социокультурной и языковой интеграции детей-мигрантов младшего школьного возраста.
Всего в мероприятии приняли участие около 150человек.
В ходе вебинара были рассмотрены ключевые аспекты социокультурной и языковой адаптации детей младшего школьного возраста из семей мигрантов. Спикерами обсуждались различные подходы к интеграции таких детей в образовательную среду, а также методы поддержки их культурного и языкового развития:
- Реализация регионального проекта «Научно-методическое сопровождение деятельности педагогов по социализации и языковой адаптации детей иностранных граждан и с миграционной историей в образовательных организациях Кемеровской области – Кузбассе в 2024/2027 гг.» (Владимирова Лариса Михайловна, методист кафедры дошкольного и начального общего образования ИРО Кузбасса).
- Современные инструменты социокультурной интеграции и языковой адаптации детей-мигрантов в начальной школе: (Пичугин Сергей Сергеевич, канд. пед.наук, доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования ГАОУ ВО МГПУ, Почетный работник общего образования РФ, лектор-методист АНО «НЦИО» и издательства «Экзамен»).
- Как организовать образовательную адаптацию ребёнка из семьи мигрантов (Гераськина Марина Петровна, заведующая отделом по адаптации несовершеннолетних иностранных граждан Кузбасского регионального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»).
- Психолого-педагогическое сопровождение адаптации и социализации младших школьников из семей мигрантов (Митирева Лариса Николаевна, методист кафедры дошкольного и начального общего образования ИРО Кузбасса).
- Обучение русскому произношению (Алевтина Рюриковна Федорова, методист информационно-методического центра издательства "Русское слово", кандидат педагогических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ)
На вебинаре были обсуждены основные темы, такие как:
- Социальная адаптация детей мигрантов: особенности социальной адаптации детей мигрантов в школе и обществе; проблемы, с которыми сталкиваются дети при переходе в новую культурную среду.
- Языковая интеграция: трудности, возникающие у детей при изучении нового языка; методы и способы обучения русскому языку как второму языку; важность создания благоприятной атмосферы для изучения языка без стресса.
- Культурная интеграция: роль культурных различий в процессе адаптации детей; успешные практики включения элементов родной культуры в учебный процесс.
- Роль семьи в процессе интеграции: способы вовлечения родителей в образовательный процесс; рекомендации по взаимодействию школы и семьи для успешной интеграции ребенка; значимость совместных усилий школы и семьи в создании комфортной среды для ребенка.
- Значимость проведения регионального конкурса юных чтецов «Язык, объединяющий народы» в цели приобщения обучающихся из числа детей-инофонов к русскому языку посредством изучения национальной литературы
На основании обсуждений и представленных материалов участники пришли к следующим выводам и рекомендациям:
- Важно учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка и создавать персонализированные программы поддержки.
- Необходимо активно привлекать родителей к процессу обучения и адаптации детей.
Как организовать образовательную адаптацию ребёнка из семьи мигрантов
21.01.2025 ИРО Кузбасса совместно с Кузбасским РЦППМС провели первую онлайн-сессию с опорными площадками регионального образовательного проекта «Научно-методическое сопровождение деятельности педагогов по социализации и языковой адаптации детей иностранных граждан и с миграционной историей в образовательных организациях Кемеровской области - Кузбассе в 2024/2027 гг.». Подключились к онлайн-сессии более 90 участников.
Константинова Нина Анатольевна, заведующий кафедрой гуманитарного и художественно-эстетического образования ИРО Кузбасса, представила комплекс образовательных и конкурсных мероприятий дорожной карты на первое полугодие 2025 года по трем направлениям реализации проекта – лингвометодическое, психолого-педагогическое, воспитательное.
Гераськина Марина Петровна, заведующий отделом по адаптации несовершеннолетних иностранных граждан Кузбасского РЦППМС, детализировала алгоритм вхождения (адаптации) детей мигрантов в новую образовательную среду, познакомила с планом мероприятий центра на 2025 год.
Осипова Татьяна Юрьевна, заведующий кафедрой психолого-педагогического сопровождения, представила участникам модель психолого-педагогического сопровождения адаптации детей-мигрантов в общеобразовательной школе.
Заруцкая Светлана Валерьевна, заведующий кафедрой дошкольного и начального общего образования, сделала акцент на значимости реализации социокультурного проекта «Истоки», направленного на формирование системы нравственных ценностей, социокультурной толерантности у детей с мигрантов дошкольного возраста.
В завершении онлайн-сессии были обозначены ожидаемые методические продукты опорных площадок и механизмы взаимодействия всех участников проекта.
Онлайн-сессия прошла в продуктивной и динамичной атмосфере. Благодарим всех участников! Уверены, что полученная информация будет эффективно реализована на практике. Следующая встреча запланирована на 20.03.2025.
22 января 2025 года кафедра психолого-педагогического сопровождения ИРО Кузбасса провела семинар-тренинг «Психологическая устойчивость педагогов».
Цель семинар-тренинга совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников по вопросам психологической устойчивости и психологического здоровья педагогов.
С участниками тренинга были проработаны механизмы развития психологической устойчивости и причины её дестабилизации. Способы восстановления личных ресурсов и саморазвития.
Благодарим всех, кто принял участие в семинаре-тренинге и приглашаем принять участие в психологическом практикуме «Психология общения. Техники релаксации и саморегуляции» 12.02.2025 г.
С уважением, Савоськина М.Н., методист кафедры ППС,
Осипова Т.Ю., зав. кафедрой ППС,
Вертилецкая И. Г., заведующий центром УМСОД ИРО Кузбасса, канд. пед. наук, доцент
21 января в рамках цикла мероприятий «Ресурсы цифровых платформ для образования» прошёл практико-ориентированный семинар «Сферум как инструмент для образования», организованный отделом цифровых компетенций ИРО Кузбасса для педагогических и технических сотрудников образовательных организаций регионального уровня и будущих руководителей ОО.
Подробнее