13 марта 2025 года в ИРО Кузбасса, г. Кемерово был организован семинар, цель которого, повышение квалификации учителей биологии и методистов, обсуждения актуальных вопросов подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) по биологии. В семинаре приняли участие педагоги из различных образовательных организаций Кемеровской области.
Семинар состоял из нескольких ключевых докладов и практических занятий.
По-первому вопросу «Новые рекомендации по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ – 2025 по биологии» выступила Свиридова Татьяна Олеговна. В своем выступлении Татьяна Олеговна представила новые рекомендации по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ, а также результаты пробного экзамена 2025 года. Были проанализированы статистические данные, обсуждены задания, вызвавшие затруднения, и типичные ошибки учащихся.
Практикум по разбору и методике решения сложных задач нового типа ЕГЭ по популяционной генетике (на закон Харди-Вайнберга) провела Шукаева Вероника Олеговна. Участники практикума разобрали задачи нового типа, связанные с популяционной генетикой. Обсудили методические приемы решения задач, что позволило педагогам повысить свою компетенцию в данной области.
Тема «Методы решения биологических задач повышенного и высокого уровней сложности» раскрыта Мокрушиной Натальей Викторовной. Она поделилась методами и приемами подготовки старшеклассников к итоговой аттестации по биологии. Особое внимание было уделено задачам повышенной сложности, что помогло участникам лучше понять требования к знаниям учащихся.
Практикум по разбору и методике решения сложных задач нового типа ЕГЭ по молекулярной биологии провела Леонова Татьяна Викторовна, в ходе которого участники не просто изучили методику решения задач по молекулярной биологии, рассмотрели примеры задач разного уровня сложности, но и практически освоили стратегии их решения.
В заключении семинара Поспелова Любовь Андреевна представила результаты пробного экзамена ОГЭ в 2025 году, проанализировала статистику, обсудив задания, которые вызвали наибольшие затруднения у учащихся.
Участники семинара получили рекомендации по методике подготовки учащихся к экзаменам.
В целом семинар прошел успешно и способствовал обмену опытом между педагогами. Участники отметили важность представленных материалов и практических занятий для повышения качества подготовки учащихся к ГИА.
По итогам семинара были составлены рекомендации для учителей биологии по применению новых методик в учебном процессе:
- активно внедрять новые методические подходы в преподавание биологии;
- проводить регулярные практические занятия по решению задач нового формата;
- уделять внимание анализу результатов пробных экзаменов для корректировки учебного процесса.
12.03.2025 на кафедре гуманитарного и художественно-эстетического образования ИРО Кузбасса состоялся вебинар для учителей иностранных языков по теме «Современные стратегии чтения: к развитию читательской грамотности обучающихся».
Галдина Нина Александровна, учитель английского языка МБОУ «Гимназия № 21 имени А.М. Терехова», Заслуженный учитель Российской Федерации, представила лучшие практики максимально точного и полного понимания содержания иноязычного текста, а также приемы переработки содержания текста в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Рыбкина Анжела Константиновна, методист кафедры ГиХЭО ИРО Кузбасса, дала рекомендации по эффективной подготовке обучающихся к выполнению раздела «Чтение» ЕГЭ с учетом анализа типичных ошибок.
В ходе рефлексии педагоги подчеркнули практикооринтированный характер методического контента и выразили желание реализовать полученные рекомендации на практике.
Работа в данном направлении будет продолжена.
04.03.2025 г. кафедрой естественно-научного, математического и технологического образования ИРО Кузбасса был проведен проблемно-ориентированный семинар по теме «Лучшие практики подготовки к ОГЭ на основе анализа результатов оценочных процедур по физике».
Урванцева Лариса Дмитриевна, методист по физике, заведующий кафедрой ЕНМиТО обозначила нормативно-правовые документы для проведения государственной итоговой аттестации по физике в 2025 году, дала полезные советы педагогам по использованию нормативных документов при подготовке школьников к экзамену.
Учитель физики МБОУ «СОШ № 94» г. Кемерово, Зайцева Светлана Геннадьевна, осветила трудные вопросы и задания прошедшего ОГЭ – 2024 по физике, обратила внимание на нюансы при решении качественных и расчетных задач.
Леонтьева Светлана Борисовна, преподаватель отдельных дисциплин (физика, химия, биология) ФГКОУ «Кемеровское президентское кадетское училище», председатель региональной ПК по физике провела подробный анализ диагностической работы ОГЭ−2025. Рассмотрела задания ОГЭ по физике, которые вызвали затруднения у учащихся. Представила решение задач по достаточно обширной теме «Тепловые и электромагнитные явления».
Коллеги поделились информацией о материалах для подготовки учащихся к ОГЭ по физике, расположенных на сайтах Государственного Университета Просвещения РФ, ИСРО РАО, ФИПИ, ИРО Кузбасса и других источниках.
Материал, представленный спикерами, вызвал положительный отклик у предметников Кузбасса, так как проблема подготовки школьников к ОГЭ по физике является актуальной для каждого педагога.
Педагоги выразили благодарность выступающим за возможность совершенствования своей профессиональной компетентности учителей физики в вопросах подготовки обучающихся к ОГЭ по физике.
28 февраля 2025 года на базе ИРО Кузбасса прошла презентационной сессии «Лучшие практики реализации проекта «Школа Минпросвещения России» в ОО региона».
Презентационная сессия была направлена на обмен практиками по реализации проекта «Школа Минпросвещения России».
На презентационной сессии были представлены выступления:
- «Авторские рабочие тетради как средство реализации программ краеведения» (Моздукова Наталья Олеговна, заместитель директора по УВР МБОУ "СОШ №30" Киселёвский ГО)
- «Реализация модели «Школа полного дня» (Дудкина Лариса Николаевна, директор МБОУ "СОШ №5", Зайцева Наталья Афанасьевна, методист МБОУ "СОШ №5" Мысковский ГО).
- «Образовательная среда ОУ: формирование нравственных ценностей участников образовательных отношений» (Семенкова Татьяна Николаевна, директор МАОУ «Гимназия №42», доктор пед. наук, Вагайцева Елена Сергеевна, заместитель директора по НМР МАОУ «Гимназия №42», кандидат пед. наук).
- «Реализация магистрального направления "Профориентация" в сельской школе» (Трезубова Татьяна Владимировна, директор МБОУ "Ягуновская СОШ" Кемеровского МО).
- «Образовательная среда: новые возможности для повышения качества образования» (Карпова Лариса Юрьевна, директор МАОУ "Гимназия города Юрги", Писарева Алёна Петровна, заместитель директора по УВР, МАОУ "Гимназия города Юрги").
По итогам презентационной сессии участники отметили важность внедрения авторских рабочих тетрадей для эффективного изучения краеведческих дисциплин.
Были предложены успешные подходы к организации школ полного дня, включая гибкое расписание и взаимодействие с родителями. Обсуждались механизмы формирования нравственных ценностей через образовательную среду школы. Подчеркнута значимость профориентационных мероприятий в сельских школах для расширения возможностей учащихся. Представлены инновационные решения по использованию образовательной среды для улучшения качества образования.