- Бородкина Евгения Викторовна, методист отдела по внедрению современных образовательных технологий ИРО Кузбасса, рассказала о проблемах и перспективах реализации проекта «Школа Минпросвещения России» в Кемеровской области – Кузбассе.
- Четверухина Гульнара Абубакировна, директор Гимназии №6 имени С.Ф. Вензелева, представила свой взгляд на комплексный подход к разработке и внедрению программы развития
- Чуприкова Светлана Анатольевна, директор школы №6 города Юрги, поделилась успешным опытом реализации программы развития своей образовательной организации.
- Щербина Евгения Евгеньевна, заместитель директора по УВР лицея №23 г. Кемерово,
осветила новые образовательные возможности, открывающиеся благодаря проекту. - Шалева Светлана Викторовна, директор Зарубинской средней общеобразовательной школы Топкинского МО, обсудила аспекты повышения качества воспитания и образования в рамках проекта.
- Дудкина Лариса Николаевна и Дюндик Наталья Николаевна, представляющие школу №5 города Мыски, поделились практикой проведения летних оздоровительных кампаний.
20 марта 2024 года состоялась Х Всероссийская научно-практическая конференция «Соловьёвские чтения».
В конференции приняли участие более 500 человек из муниципалитетов Кемеровской области-Кузбасса.
Городские округа: Анжеро-Судженский ГО Беловский ГО, Калтанский ГО, Кемеровский ГО, Киселевский ГО, Ленинск-Кузнецкий ГО, Междуреченский ГО, Новокузнецкий ГО, Прокопьевский ГО, Юргинский ГО.
Муниципальные округа: Беловский МО, Гурьевский МО, Ижморский МО, Кемеровский МО, Крапивинский МО, Ленинск-Кузнецкий МО, Прокопьевский МО, Промышленновский МО, Чебулинский МО.
Территории РФ: г. Москва, Республика Алтай
Цели конференции:
- определение потенциала естественно-научного, географического и технологического образования в свете ключевых положений, обновлённых ФГОС ДОО, НОО, ООО и СОО;
- обсуждение путей повышения эффективности организации образовательной деятельности интегрированной краеведческой направленности;
- оценка механизмов трансформации естественно-научной картины мира с учётом достижений современных наук о цифре и технологиях.
Конференция включала в себя пленарный модуль в виде телемоста и секционную работу в виде дискуссионных площадок:
Дискуссионная площадка № 1 «Функциональная грамотность: ключевые компетенции 21 века», на базе ИРО Кузбасса.
Дискуссионная площадка № 2 «Интеграция наук в учебном процессе - основа современного образования», на базе: ИРО Кузбасса.
Дискуссионная площадка № 3 «Эффективные практики в деятельности педагога по развитию познавательного интереса обучающихся к родному краю», на базе ИРО Кузбасса.
Дискуссионная площадка № 4 «Гражданско-патриотическое воспитание: региональный краеведческий аспект в общем образовании», на базе ИРО Кузбасса.
Дискуссионная площадка № 5 «Современные образовательные практики и технологии в
естественных науках и туризме», на базе ИРО Кузбасса.
Дискуссионная площадка № 6 «Краеведение и экология: взаимосвязь с природой и культурой родного края», на базе ИРО Кузбасса.
Дискуссионная площадка № 7 «Моя Малая Родина – моя Большая страна: краеведение как инструмент воспитания гражданственности школьников и студентов СПО», на базе ГАПОУ КузПК.
Дискуссионная площадка № 8 «Интеграция наук о природе в процессе формирования функциональной грамотности», на базе МБНОУ «Гимназия №18» Ленинск-Кузнецкого МО.
Дискуссионная площадка № 9, на базе МБОУ «Лицей №57» Прокопьевского ГО.
Дискуссионная площадка № 10 «Формирование эколого-краеведческих компетенций и
развитие экологического мышления обучающихся», на базе МБУ ДПО «ИМЦ г. Юрги», Юргинского ГО.
Дискуссионная площадка № 11 «Инженерные школы России: опыт и перспективы», на базе ГБОУ «Школа № 1517» г. Москва.
Дискуссионная площадка № 12 «Специальная секция «Функциональная грамотность в цифровом мире», на базе БУ ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай».
На пленарном модуле в формате «Телемост» в очном и дистанционном формате выступили:
- Скалон Николай Васильевич, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой зоологии и экологии, профессор ФБГОУ ВПО КемГУ
- Рябов Валерий Анатольевич, кандидат географических наук, доцент, декан факультета физической культуры, естествознания и природопользования КГПИ КемГУ, г. Новокузнецк
- Андреева Оксана Сергеевна, кандидат географических наук, доцент кафедры геоэкологии и географии КГПИ КемГУ, г. Новокузнецк
- Треньков Иван Павлович, заместитель директора по науке заповедника ГПБЗ «Кузнецкий Алатау»
- Сильянова Анна Владимировна, руководитель центра географии и картографии АО «Издательство «Просвещение» г. Москва
Темы, предложенные спикерами, вызвали живой интерес у участников конференции.
В рамках конференции работали 12 дискуссионных площадок, на которых педагоги обсудили актуальные вопросы интеграции содержания географии и естественно-научных предметов на всех уровнях общего образования.
Дискуссионная площадка №1 «Функциональная грамотность: ключевые компетенции 21 века (из опыта работы опорных и стажировочных площадок)» на базе ИРО Кузбасса включала в себя работу педагогов по обмену опытом работы по формированию и развитию функциональной грамотности школьников. По предложенной теме было дано три мастер-класса. Все выступления были практико-ориентированными.
На дискуссионной площадке № 2 «Интеграция наук в учебном процессе - основа современного образования» ИРО Кузбасса педагоги обсудили экологические и краеведческие аспекты как комплексное средство экологического воспитания и образования школьников. Поделились опытом проектно-исследовательской деятельности по исследованию местных природных ресурсов (в том числе, с использованием ресурсов ЦО «Точка роста»).
Дискуссионная площадка №3 «Эффективные практики деятельности педагога по развитию познавательного интереса обучающихся к родному краю» на базе ИРО Кузбасса включала в себя наработки педагогов по использованию краеведческого материала при организации внеурочной деятельности обучающихся и развития познавательного интереса к родному краю у школьников младшего и среднего возраста.
Дискуссионная площадка № 4 «Гражданско-патриотическое воспитание: региональный краеведческий аспект в общем образовании» на базе РО Кузбасса была организована в форме круглого стола. Обсуждали патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведения и истории Кузбасса при использовании авторских рабочих тетрадей как дидактического средства работы школьников.
Дискуссионная площадка № 5 «Современные образовательные практики и технологии в естественных науках и туризме» на базе ИРО Кузбасса. Были рассмотрены возможности образовательных веб-квестов в вопросах формирования системы знаний, умений и навыков по туристско-краеведческой деятельности. Предложены варианты реализация туристско-краеведческих программ через активную познавательную деятельность учащихся.
Дискуссионная площадка № 6 «Краеведение и экология: взаимосвязь с природой и культурой родного края» на базе ИРО Кузбасса. В работе данной секции органично сочетались дидактические игры для дошкольников и волонтерское движение «Эковолонтеры и Эколята вместе берегут природу» для школьников младшего и основного звена. Рассмотрены варианты ЭОР «Экскурсия по Кузбассу» для разновозрастных детских групп.
Дискуссионная площадка № 7 «Моя Малая Родина – моя Большая страна: краеведение как инструмент воспитания гражданственности школьников и студентов СПО» на базе ГАПОУ КузПК. В данной секции совместно работали преподаватели Кузбасского педагогического колледжа и педагоги Кемеровских школ. Большой интерес участников данной дискуссионной площадки вызвали презентации: «Электронное учебное пособие «Кузбасс на ладошке» и «Кузбасс гастрономический» в цифровом формате.
Дискуссионная площадка № 8 «Интеграция наук о природе в процессе формирования функциональной грамотности» на базе МБНОУ «Гимназия №18» Ленинск-Кузнецкого МО. Рассмотрены вопросы формирования и развития функциональной грамотности на примере рабочей тетради к курсу внеурочной деятельности «Я – Кузбассовец» как педагогический инструмент развития функциональной грамотности младших школьников, а также использования краеведческого материала при подготовке к ВПР.
Дискуссионная площадка № 9 «Интерактивные методы краеведческого образования на уроках географии и истории» на базе МБОУ «Лицей №57» Прокопьевского ГО. На данной дискуссионной площадке работали педагоги-предметники географии и истории. Рассмотрели использование интерактивных продуктов в образовательном процессе. Обсудили роль краеведческого материала в преподавании географии и истории.
Дискуссионная площадка № 10 «Формирование эколого-краеведческих компетенций и развитие экологического мышления обучающихся» на базе МБУ ДПО «ИМЦ г. Юрги», Юргинского ГО. Совместная деятельность педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов и учителей географии оказалась очень продуктивной в плане обмена опытом по совершенствованию краеведческих компетенций педагогов, а также по формированию и развитию экологического воспитания школьников.
Дискуссионная площадка №11 «Инженерные школы России: опыт и перспективы» на базе ГБОУ «Школа № 1517» г. Москва.
Педагоги профильной школы обсудили роль предметов естественно-научного, математического и технологического образования в школьном техническом образовании для обучающихся инженерных классов.
Дискуссионная площадка №12 «Функциональная грамотность в цифровом мире» на базе БУ ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай».
Педагоги данной секции делились опытом формирования функциональной грамотности школьников на уроках и во внеурочной деятельности в процессе преподавания предметов естественно-научного, математического и технологического циклов в условиях повсеместной цифровизации.
Модераторами на дискуссионных площадках были методисты кафедры естественно-научного, математического и технологического образования ИРО Кузбасса, а также руководители образовательных организации и учреждений дополнительного профессионального образования.
По окончании научно-практической конференции на каждой дискуссионной площадке была принята Резолюция (размещена на сайте ИРО Кузбасса).
20 марта 2025 года отдел организации кадрового резерва ИРО Кузбасса провел вебинар «Управление качеством образовательных результатов обучающихся».
С участниками встречи были обсуждены следующие вопросы:
- практика создания сетевого проекта «Школа из будущего». Из опыта работы ресурсного центра МАОУ «Гимназия города Юрги»;
- методическое сопровождение педагогов по формированию функциональной грамотности учащихся;
- мотивация как фактор повышения качества образовательных результатов обучающихся;
- управление деятельностью творческих групп педагогов как фактор повышения качества образовательных результатов.
С содержанием выступлений можно ознакомиться в прилагаемом материале