.
Формирование функциональной грамотности (ФГ) является одной из ключевых задач современного образования.
В МБОУ «Зеленогорская СОШ» Крапивинского МО, прошел семинар-практикум «Цифровизация образования как инструмент формирования ФГ: перспективы развития». Мероприятие было посвящено актуальным вопросам современного образования, включая использование новых технологий и глобальных компетенций. Участники семинара также ознакомились с практическим опытом учителей в этой области.
Мастер-класс Вячеслава Валерьевича Кадашникова, учителя биологии, канд. с.-х. наук, на тему «Глобальные компетенции» был посвящен вопросам возобновления строительства Крапивинской ГЭС. Этот вопрос действительно вызывает широкий общественный резонанс и требует тщательного анализа с точки зрения глобальных компетенций. Глобальные компетенции, на формирование которых был направлен мастер – класс, включают в себя способность понимать и учитывать различные культурные, социальные и экологические аспекты, а также умение находить баланс между экономическими интересами и устойчивым развитием общества.
Понимание глобальных проблем человечества требует специальных компетентностей, важно для подготовки учащихся к жизни в современном мире, где нужны навыки критического мышления, межкультурной коммуникации и умения решать комплексные проблемы.
Екатерина Александровна Толстогузова, учитель начальных классов, представила опыт использования современных технологий для развития математической грамотности среди младших школьников. Для этого провела открытый урок на тему «Деление с остатком» для учеников 3-го класса. Эта тема является важной частью программы начальной школы и помогает развивать базовые математические навыки. Но проводила она его в виде виртуальной экскурсии в театре параллельно с уроком математики замечательная идея позволила интегрировать образовательные дисциплины и сделать учебный процесс более интересным и разнообразным. Такая интеграция помогает развивать у учащихся междисциплинарные связи, креативность и критическое мышление.
После экскурсии ученики обсудили увиденное, ответили на вопросы и выполнили практические задания, связанные с математикой и приобретенной информацией о театре.
Интеграция виртуальной экскурсии в урок математики сделал образовательный процесс более увлекательным и эффективным, способствуя всестороннему развитию учащихся.
Елена Васильевна Тютюнникова, методист кафедры естественно-научного, математического и технологического образования Института развития образования Кузбасса, осветила некоторые вопросы использования возможностей искусственного интеллекта (ИИ) в образовании.
Использование возможностей искусственного интеллекта (ИИ) в образовании становится всё более популярным благодаря способности ИИ автоматизировать рутинные процессы, персонализировать обучение и улучшать взаимодействие между учащимися и педагогами. Вот некоторые ключевые направления применения ИИ в образовательной сфере.
С развитием ИИ образовательные системы становятся более гибкими и индивидуализированными, способствуя повышению качества образования и расширению доступа к знаниям для всех категорий населения.
Опыт учителей, представленный школой на семинаре, включает разнообразные методики и практики, направленные на развитие различных аспектов функциональной грамотности.
При обсуждении проведенного мероприятия было решено, что цель семинара - выявить преимущества и вызовы современных подходов и практик внедрения современных технологий в образовательный процесс с целью повышения уровня ФГ учащихся была достигнута и получены планируемые результаты мероприятия (компетенции учителей), а именно:
- Выявление эффективных методов и подходов, которые наиболее эффективно способствуют формированию ФГ через цифровые инструменты.
- Обсуждение успешных практик использования цифровых технологий в образовательных учреждениях разных уровней, обмен опытом и идеями между участниками.
Педагоги решили, что школа может сосредоточиться на следующих направлениях в формировании ФГ:
- Углубление сотрудничества с педагогическим сообществом. Проведение семинаров, мастер-классов и конференций для обмена опытом и лучшими практиками среди педагогов.
- Развитие ресурсной базы. Создание и обновление учебных материалов, методических рекомендаций и цифровых ресурсов, которые помогут учителям эффективно внедрять новые подходы в обучении.
- Мониторинг и оценка результатов. Регулярное проведение диагностики уровня функциональной грамотности учащихся для корректировки образовательных программ и методик.
- Взаимодействие с родителями. Привлечение родителей к процессу формирования функциональной грамотности через информационные мероприятия и совместные проекты.
- Партнерство с бизнесом и общественными организациями. Установление контактов с местными предприятиями и организациями для организации стажировок, практикумов и других мероприятий, направленных на применение полученных знаний в реальной жизни.
МБОУ «Зеленогорская СОШ» Крапивинского МО, являющаяся опорной площадкой ИРО Кузбасса по формированию ФГ, играет важную роль в разработке и внедрении эффективных методов и подходов к обучению, направленных на повышение уровня функциональной грамотности учащихся, позволяет совершенствовать содержание и методы обучения, разрабатывать новые подходы к оценке качества образования и внедрять современные информационные технологии в учебный процесс. Совместная работа школы и ИРО Кузбасса будет продолжена в следующем учебном году.
27 марта 2025 года состоялся установочный дистанционный вебинар, посвященный организации и проведению IV региональной научно-практической конференции «Есть идея!». Мероприятие было организовано отделом сопровождения инфраструктуры национальных проектов в сфере образования Института развития образования Кузбасса для руководителей и педагогов образовательных центров «Точка роста», детских технопарков «Кванториум» и центров цифрового образования детей «IT-куб».
Вебинар позволил участникам получить важную информацию о подготовке конференции и обсудить актуальные вопросы, связанные с развитием образования.
Ключевые темы вебинара:
- представлена технология оформления и подачи заявки на участие в конференции,
- даны ответы на поставленные вопросы,
- представлен опыт организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся,
- приведены примеры проектно-исследовательских работ.
Особый интерес вызвал мастер-класс по сборке альтернативного источника, показанный Шевченко Татьяной Михайловной, учителем физики и математики МБОУ «Анжерская ООШ» Яйского МО.
Тема |
Автор |
Организация и проведение IV региональной научно-практической конференции «Есть идея!» |
Никитина Анна Васильевна, заведующий отделом сопровождения инфраструктуры национальных проектов в сфере образования ИРО Кузбасса |
Чусовитина Светлана Ивановна, учитель истории МАОУ «Гимназия города Юрги» Юргинского ГО |
|
Серова Вера Владимировна, учитель обществознания МАОУ «Гимназия города Юрги» Юргинского ГО |
|
Шарова Людмила Анатольевна, заместитель директора по УМР МБОУ «Искитимская СОШ» Юргинского МО |
|
Нестеренко Анастасия, ученица 11 класса МБОУ «Искитимская СОШ» Юргинского МО |
|
Пахирко Мария, ученица 11 класса МБОУ «Искитимская СОШ» Юргинского МО |
К вебинару подключилось 64 педагога из 39 общеобразовательных организаций 18 муниципалитетов Кемеровской области – Кузбасса.
.
25.03.2025 кафедра гуманитарного и художественно-эстетического образования ИРО Кузбасса в дистанционном формате провела круглый стол «Поликультурная школа – основа адаптации детей мигрантов средствами учебных предметов гуманитарно-эстетического цикла» с участием директоров, заместителей директоров по УВР (ВР), социальных педагогов, психологов, учителей русского языка, истории, обществознания, ПО «Искусство», педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей образовательных организаций Кемеровской области-Кузбасса (подключилось 50 человек) .
Целью мероприятия было определение путей и способов создания условий для целенаправленной социокультурной и языковой адаптации детей мигрантов в образовательных организациях региона.
Ключевым вопросом встречи стала деятельность поликультурной школы, в которой учатся дети разных этнических культур. Целью такой школы является создание условий для полноценного и гармоничного развития всех учащихся с учетом их культурной принадлежности.
Константинова Нина Анатольевна, заведующий кафедры, выступила с темой «Бесшовная социализация и языковая адаптация детей иностранных граждан от детского сада и школы до системы дополнительного образования» и акцентировала внимание коллег на необходимость разнообразия образовательных форм деятельности в данном направлении, привлечения родителей, реализации преемственности от дошкольной, школьной образовательных организаций до организаций дополнительного образования Кузбасса.
Участники круглого стола представили эффективный опыт работы руководителей школ и педагогов русского языка и литературы, музыки, изобразительного искусства и дополнительного образования.
Шитц Светлана Николаевна, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 25», Киселевский городской округ, представила результативные методы и формы работы, необходимые для успешной адаптации детей иностранных граждан в общеобразовательной школе выделив в этом направлении роль курсов повышения квалификации по РКИ, индивидуальные и групповые занятия с детьми как на уроке, так и во внеурочной деятельности, помощь родителей, участие семей в проведении школьных мероприятий.
Об особенностях работы по изучению русского языка с детьми-мигрантами во внеурочной деятельности поделилась Смышляева Ольга Сергеевна, учитель русского языка МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 25», Киселевский городской округ.
Сорокина Вера Валентиновна, методист по кафедры ГиХЭО ИРО Кузбасса, коснулась методов обучения русскому языку в условиях поликультурной школы
Ивасишин Дмитрий Юрьевич, руководитель образцового детского коллектива Кузбасса фольклорного ансамбля «Неделька» ДДТ Заводского района г. Кемерово, представил опыт работы по адаптации детей мигрантов средствами русской музыкальной культуры, соблюдая уважение и бережное отношение к национальным культурам детей, участвующим в творческом коллективе.
Новоселова Валентина Прокопьевна, методист кафедры ГХЭО ИРО Кузбасса, в своем выступлении продемонстрировала опыт работы учителей ИЗО по формированию уважительного отношения к национальным художественным традициям средствами искусства.
В завершении была принята следующая резолюция:
- использовать в работе с детьми мигрантов методические материалы по организации работы в области их языковой и социокультурной адаптации;
- максимально использовать потенциал учебных предметов гуманитарного-эстетического цикла для интеграции и адаптации детей мигрантов в поликультурный социум школы, где встречаются с «официальным» миром;
- реализовать работу с семьей как важным компонентом культурно-языковой адаптации детей мигрантов;
- в дошкольных организациях продолжить работу по ознакомлению детей с традициями разных этнических культур Кузбасса.
Благодарим всех участников круглого стола за желание поделиться опытом работы.
Напоминаем, что 10.04.2025 кафедра проводит поликультурный фестиваль «Диалог культур в Кузбассе», целью которого является презентация эффективных практик по формированию представления у обучающихся об этнокультурном богатстве Кузбасса.
Тематические направления фестиваля:
- музыка народов Кузбасса в урочной и внеурочной деятельности;
- этнокультурный компонент на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности;
- этнокультурный компонент в дополнительном образовании обучающихся.
Ссылка на регистрацию: https://forms.yandex.ru/u/67aec36c90fa7b8a2a5a4d73/
Педагоги, желающие представить свой педагогический опыт, должны прислать заявку на эл. почту gum@kuz-edu.ru до 02.04.2025.
Ссылки для скачивания материалов круглого стола:
1 |
Константинова Н. А. |
|
2 |
Методы обучения русскому языку в условиях поликультурной школы |
Сорокина В. В. |
3 |
||
4 |
Адаптация детей мигрантов средствами русской музыкальной культуры |
Ивасишин Дм. Ю.
|
5 |
Формирование уважительного отношения к национальным художественным традициям средствами искусства |
Новоселова В. П. |
Методист каф. ГХЭО
Шаталова И. Л.
31 марта завершается регистрация на XХ ежегодный Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя» в 2025 году.
В Конкурсе могут принять участие:
- руководители, работники образования, авторские коллективы (не более трёх человек) образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования детей;
- представители общественных объединений и клубов, реализующих программы духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи Кемеровской области.
В 2025 году работы принимаются по следующим номинациям:
- «За организацию духовно-нравственного воспитания в образовательной организации»;
- «Лучшая дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи»;
- «Лучшая методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР); «Основы православной веры (для образовательных организаций с религиозным компонентом);
- «Лучший образовательный издательский проект года».
Для участия в Конкурсе участникам необходимо:
- пройти регистрацию на электронном портале Конкурса по ссылке konkurs.podvig-uchitelya.ru и загрузить конкурсные материалы до 31 марта 2025 г.;
- представить в Оргкомитет Конкурса документы и материалы согласно Положению, с присвоенным при регистрации номером
Сроки рецензирования трудов епархиальным Отделом религиозного образования и катехизации (ОРОиК) определены до 24 марта.
Информация об участниках от территории должна быть занесена в электронный журнал (прилагается)
Конкурсные материалы в печатном и электронном виде принимаются по адресу: г.Кемерово, ул. Заузелкова, 3, ИРО Кузбасса, каб. № 103.
Дополнительную информацию Вы можете получить по телефону: (8-3842) 55-81-51
Электронная почта grnp@mail.ru
ВАЖНО!
- Обращаем ваше внимание, что документы должны быть подготовлены в электронном и печатном виде.
- Регистрационные номера конкурсной работе присваиваются при регистрации на сайте http://konkurs.podvig-uchitelya.ru/ .
- В ИРО Кузбасса работы принимаются уже с номером, указанном на титульном листе!
- Образец титульного листа представлен на сайте регистрации.