Работаем с 1943 года

Институт развития образования Кузбасса


Уважаемые коллеги!

Продолжается реализация проекта «Научно-методическое сопровождение реализации ФГОС основного общего образования организациями Кемеровской области, осуществляющими образовательную деятельность
в 2016-2020гг.»

В соответствии с решением Учёного совета ГОУ ВПО(ПК)С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (КРИПКиПРО) от 19 апреля 2016 г., «Положением о базовых образовательных организациях» и на основании заявок муниципальных органов управления образованием в 2018-2019 учебном году продолжается работа по реализации требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) организациями Кемеровской области, осуществляющими образовательную деятельность, по следующим направлениям:

  1. «Нормативное правовое сопровождение реализации требований ФГОС ООО».
  2. «Организация внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации требований ФГОС ООО».
  3. «Методическое сопровождение реализации требований ФГОС ООО по предметным областям».

Проект и Список организаций Кемеровской области, осуществляющих образовательную деятельность, рекомендованных в качестве базовых площадок КРИПКиПРО (приказ ДОиНКО № 1514 от.31.08.2016 г. «О разработке программно-методического сопровождения реализации ФГОС ООО организациями Кемеровской области, осуществляющими образовательную деятельность») размещён в конце данной страницы.

В прошлом учебном году работа базовых площадок КРИПКиПРО и пилотных школ в рамках реализации проекта была направлена на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов Кемеровской области по использованию технологий, обеспечивающих достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Педагогический опыт достижения и оценки образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных) основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) был обобщен и представлен в итоговых материалах постоянно действующего семинара:«Технологии формирования и оценивания образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных) на уроках и во внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации требований ФГОС ООО».

В работе шести семинаров активное участие принимали представители пилотных школ по реализации ФГОС ООО и базовых площадок по разработке программно-методического сопровождения реализации ФГОС ООО, руководители и заместители директоров образовательных организаций по НМР, руководители и методисты ММС; учителя-предметники, работающие в условиях реализации ФГОС ООО. В результате совместной деятельности был представлен опыт разработки системы подготовки учащихся к выполнению ВПР по предметам основного общего образования; обобщен опыт педагогов-предметников по реализации технологий, способствующих достижению образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО (личностных, предметных и метапредметных) в преемственности обучения на всех уровнях общего образования.

Опыт базовых площадок и пилотных школ был представлен на сайте КРИПКиПРО и в публикациях материалов под редакцией методистов и преподавателей института:

  1. Особенности преподавания учебных предметов в организациях Кемеровской области, осуществляющих образовательную деятельность в 2018-2019 учебном году [Электронный ресурс]: Методические рекомендации / КРИПКиПРО. – Режим доступа: методические копилки кафедр института.
  2. Новые подходы к созданию программы формирования универсальных учебных действий учащихся и технологии реализации примерных образовательных программ основного общего образования: успешные практики реализации[Текст]: методические рекомендации / сост.: Вертилецкая. И, Г., Петунин О. В., Черемисина В. Г. и др. /Под общей ред. И. Г. Вертилецкой, – Кемерово, 2017. – 201 с. (Серия «Реализация ФГОС общего образования»). В издание вошли программные и учебно-дидактические материалы из опыта педагогов Кемеровской области, опыт создания программы формирования УУД и успешные практики ее реализации.
  3. Модернизация содержания и технологий формирования предметных, метапредметных и личностных результатов по учебным предметам «География», «Обществознание», «Искусство», «Физическая культура» [Текст]: методическое пособие / сост.: О. Г. Красношлыкова, О. В. Петунин, И. Г. Вертилецкая и др.; под общей ред. О. В. Петунина, – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2017. – 111 с. .
  4. Модернизация содержания и технологий формирования предметных, метапредметных и личностных результатов в преподавании отечественной истории в аспекте реализации задач историко-культурного стандарта [Текст]: методические материалы / сост.: Г. С. Усков; под общей ред. И. Г. Вертилецкой, – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2017. – 83 с. (Сер. «Реализация ФГОС общего образования»). В издание вошли программные и учебно-дидактические материалы из опыта педагогов Кемеровской области.
  5. Анализ произведений искусства на уроках гуманитарного и художественно-эстетического циклов [Текст] : методические материалы / сост.: В. П. Новоселова; под общей ред. И. Г. Вертилецкой, – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2017. – 95 с. (Представлен инновационный опыт педагогов Кузбасса).
  6. Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося как условие развития метапредметных и личностных образовательных результатов[Текст]: методические рекомендации / сост.: Г. А. Четверухина, Е. Ю. Андреева, Н. В. Крутин и др.; под общей ред. И. Г. Вертилецкой, – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2018. – 92 с. (Сер. «Реализация ФГОС общего образования»). К изданию приложен диск с материалами по созданию индивидуальной образовательной программы и портфолио.
  7. 7.Сданы в печать методические материалы по преподаванию русского языка и литературы «Готовимся к Единому государственному экзамену по русскому языку» / сост.: Ровнова Л. В.; под общей ред. И. Г. Вертилецкой, – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2018.

Уважаемые коллеги, спасибо всем за активность в реализации проекта!

Анализ результатов реализации проекта за 2017-2018 гг. показал, что, актуальной задачей современной школы остается формирование и оценивание метапредметных образовательных достижений обучающихся как одного из компонентов нового образовательного результата с использованием современных образовательных технологий, включая возможности ИКТ и ЭОР.

Следовательно, одной из первостепенных задач реализации проекта в 2018-2019 учебном году является обеспечение непрерывного профессионального роста педагогов, работающих в условиях реализации ФГОС ООО, внедрение инновационных подходов к использованию интерактивных технологий формирования и оценки новых образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) и информатизации образовательной среды региона.

Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин приглашает к участию в мероприятиях по плану реализации проекта «Научно-методическое сопровождение реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования организациями Кемеровской области, осуществляющими образовательную деятельность в 2016-2020гг.» на 2018-2019 учебный год. 

Т. Б. Игонина, проректор по научно-методической и исследовательской работе КРИПКиПРО
И. Г. Вертилецкая, координатор проекта, канд. пед. наук, заведующая КГиХЭД КРИПКиПРО 

Документы

План реализации проекта «Научно-методическое сопровождение реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования организациями Кемеровской области, осуществляющими образовательную деятельность в 2016-2020гг.» на 2018-2019 учебный год.

Приказ от 31 октября 2017 г. №142 «О внесении дополнений в приказ от 05.05.2016 № 64б «О создании временного творческого коллектива (ВТК) по вопросам реализации ФГОС основного общего образования организациями Кемеровской области, осуществляющими образовательной деятельности»»

Проект «Научно-методическое сопровождение реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования организациями Кемеровской области, осуществляющими образовательную деятельность в 2016-2020гг.»

Приказ «О разработке программно-методического сопровождения реализации ФГОС ООО организациями Кемеровской области, осуществляющими образовательную деятельность»

Список организаций Кемеровской области, осуществляющих образовательную деятельность, рекомендованных в качестве базовых площадок Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования

ПРИКАЗ КРИПКПРО от «05» мая 2016 № 64 б «О создании временного творческого коллектива (ВТК) по вопросам реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования организациями Кемеровской области, осуществляющими образовательную деятельность»

План реализации проекта «Научно-методическое сопровождение реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования организациями Кемеровской области, осуществляющими образовательную деятельность в 2016-2020гг.» на 2017-2018 учебный год.

Актуальность проекта

Стратегия развития образования в современной России определена Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р; Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р; Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; решениями Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию.

Одной из приоритетных задач при определении стратегии развития системы образования России на период до 2020 г. является создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, обеспечивающей развитие профессиональных компетенций педагогов. Стратегической целью социально-экономического развития Кемеровской области является повышение конкурентоспособности региона и роста благосостояния его жителей. Данная цель предполагает обеспечение стабильного роста экономики и ее диверсификацию; создание задела для роста новых конкурентоспособных секторов производства и т.д. В этом заинтересованы работодатели, рынок труда и общество в целом, осознающие значимость подготовки компетентных кадров для достижения данной цели. Ее достижение невозможно без педагогов. Это, в свою очередь, требует приведение в соответствие уровня профессионального развития требованиям профессиональных стандартов. От профессионализма педагога, способности к профессиональному росту, их владения новыми компетенциями, готовности решать обозначенные задачи.

Во всем мире растет заинтересованность в подготовке хороших педагогов, привлечении их к работе на длительное время, их профессиональном развитии и мотивации труда. Достижения учащихся имеют тесную связь с характером и качеством происходящих в классе процессов, прежде всего – с деятельностью педагога. Однако построение правильной политики работы с педагогическими работниками, которая обеспечивала бы приход в каждый класс компетентного, пользующегося поддержкой и мотивированного педагога, остается проблемой. Устранить затруднения в профессиональной деятельности педагога, расширить поле понимания им процессов, происходящих в образовании, помогут профессиональные стандарты.

Профессиональные стандарты «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденные приказами Министерства труда и социальной защиты РФ, призваны мотивировать педагогических работников на повышение качества профессиональной деятельности. Профессиональные стандарты являются инструментом повышения качества образования как объективный измеритель компетентности педагога. Одна из основных задач профессиональных стандартов - обеспечить ориентиры и перспективы профессионального развития педагогов.

Численность педагогов образовательных организаций Кемеровской области, осуществляющих образовательную деятельность, характеризуется относительной стабильностью: по состоянию на начало 2015/16 учебного года в них работают 38 640 человек. Большинство педагогов представлены возрастной группой от 31 до 45 лет: на 01.09.2015 года их удельный вес составил 38,17 %.

Другой многочисленной группой являются педагогические работники в возрасте 46-55 лет (27 %). Наряду с ежегодным ростом удельного веса педагогических работников возрастных категорий «56 – 60 лет» и «более 60 лет» в образовательных организациях наметилась тенденция к увеличению доли педагогов в возрасте до 30 лет: с 14,93 % в 2013/14 учебном году до 15,33 % в 2015/16 учебном году. Доля пенсионеров в общей численности работников образовательных организаций ежегодно увеличивается. Так, по состоянию на 01.09.2015 года доля пенсионеров из числа педагогических работников составила 19,59 %, из числа административно-управленческого персонала – 21,76 %.

От стажа работы и сформированности компетентности педагога зависят результаты их профессиональной деятельности, выражающиеся в достижениях обучающихся. В течение последних лет в регионе лидирующей стажевой группой является группа от 10 до 25 лет, характеризующаяся высокой работоспособностью и профессиональной продуктивностью: по состоянию на 01.09.2015 года доля педагогов данного возраста составила 37,95 %. Среди кадрового состава образовательных организаций значительное место занимают также педагоги со стажем более 25 лет: их удельный вес увеличился на начало 2015/16 учебного года до 34,63 %. На протяжении пяти лет ежегодно растет доля педагогов, имеющих стаж до 3-х лет (с 8,22 до 11,99 %) и от 3-х до 5 лет (с 4,55 до 6,08 %). Особое внимание в региональной политике уделяется привлечению в отрасль молодых специалистов и их закреплению в образовательных организациях (государственная программа Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014 – 2018 годы, программа «Развитие и обновление кадрового потенциала региональной системы образования на 2013–2016 годы» и др.).

Большинство педагогических работников региона имеют высшее образование. При этом на протяжении всего рассматриваемого периода сохраняется тенденция к увеличению доли педагогов с высшим образованием: с 78,36 до 80,66 %. Снижается удельный вес педагогических работников, имеющих начальное профессиональное образование (с 0,61 % в 2011/12 уч. г. до 0,35 % в 2015/16 уч. г.) и основное, среднее образование, педкласс (с 0,26 до 0,18 %), не соответствующих образовательному цензу, определенному Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

На протяжении пяти лет наблюдается рост удельного веса руководителей образовательных организаций, получивших квалификацию «Менеджер в образовании»: с 17,46 до 37,4 %.

В Кемеровской области разработана и реализуется система мероприятий, направленных на непрерывное развитие профессионализма, удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей педагогических работников. Распространение механизма реализации персонифицированного финансирования повышения квалификации педагогических работников, совершенствование накопительной системы повышения квалификации в организациях, осуществляющих повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических работников, пополнение банка модульных образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, расширение использования форм дистанционного обучения дали возможность обеспечить ежегодный рост количества педагогов, прошедших курсы повышения квалификации. Удельный вес педагогических работников, имеющих действующий документ об окончании курсов повышения квалификации, за 5 лет вырос с 57,94 до 79,29 %, работников административно-управленческого персонала – с 49,94 до 76,54 %.Следует также отметить, что в связи с тем, что с 2013 года педагогическим работникам предоставляется право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года, количество педагогических работников, ежегодно проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, значительно увеличилось.

Кадровый состав образовательных организаций в целом соответствует современным требованиям. С каждым годом увеличивается удельный вес педагогических (с 78,36 % в 2011/12 уч. г. до 80,66 % в 2015/16 уч. г.) и административных (с 83,99 до 86 %) работников, имеющих высшее образование; растет удельный вес педагогов, которым присвоены высшая и первая квалификационные категории (с 65,66 до 74,51 %); наблюдается тенденция к уве-личению доли педагогических работников, своевременно прошедших курсы повышения квалификации (с 57,94 до 79,29 %). Результаты мониторинга демонстрируют расширение участия учителей в деятельности профессиональных сообществ, позволяющих регулярно получать профессиональную помощь и поддержку, повышение активности участия в конкурсном движении, выставках, конференциях.

Однако основной проблемой сегодня является проблема соответствия уровня реальной готовности педагога к профессиональной деятельности и требований к профессиональной деятельности, предъявляемых профессиональными стандартами. Для решения данной проблемы необходима разработка дополнительных профессиональных программ, организация научно-методического сопровождения профессионального развития педагогов в соответствии с требованиями, выдвигаемыми профессиональными стандартами.

В профессиональных стандартах выделена основная цель вида профессиональной деятельности; обозначены особые условия допуска к работе; описаны обобщенные трудовые функции (А, В) и соответствующий им уровень квалификации; конкретизированы квалификационные требования, представленные в разрезе специализации педагогических работников. Профессиональные стандарты предназначены для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций.

Профессиональные стандарты требуют от педагога владения современными технологиями развивающего образования, способности «видеть» многообразие учащихся, учитывать в образовательном процессе возрастные, индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей.

Переход на профессиональные стандарты приведет к повышению социального статуса и престижа профессии педагога, к изменению проведения процедуры аттестации педагогических работников, обновлению системы по-вышения их квалификации, корректировке нормативных правовых актов; изменения должностной инструкции педагогических работников, трудовых договоров и др. документов.

Развитие профессионализма педагога осуществляется в большей части непосредственно в практической деятельности. Здесь главным звеном единой системы непрерывного образования педагогов выступает регионально-муниципальная многоуровневая методическая служба (далее – РМММС), связывающая в единое целое всю систему работы образовательных организа-ций разного уровня. Сегодня необходимо построение системы методической работы, направленной на выявление готовности педагогических работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов педагога, а для этого, прежде всего, надо повысить уровень профессиональной грамотности по данному вопросу методистов ММС, подготовить руководящие кадры по вопросу организации работы с педагогом в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.

Муниципальные методические службы должны обеспечить педагогам оперативную и опережающую личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь, информационно-методическое сопровождение педаго-гов по вопросам организации и содержания процедуры аттестации, создать условия для саморазвития педагога, реализации индивидуальных программ непрерывного профессионального образования педагогов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов педагога. В методических службах образовательных организаций необходимо проанализировать соот-ветствие педагогов требованиям профессиональных стандартов, разработать индивидуальные образовательные маршруты профессионального развития педагогов.

Таким образом, актуальность разработки и реализации проекта «Развитие профессионализма педагогов в регионально-муниципальной многоуровневой методической службе в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога» вызвана необходимостью обеспечения мотивированности педагогов в непрерывном профессиональном развитии, повышении престижа профессии педагога.  

Цель проекта: Обеспечение научно-методического сопровождения  развития профессионализма педагогических работников в РМММС в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога

Задачи проекта:

  1. Разработать модель уровневой дифференциации профессионального развития педагога.
  2. Изучить уровень соответствия педагогических работников требованиям профессиональных стандартов
  3. Разработать комплекс мероприятий по развитию профессионализма педагогических работников в РМММС в соответствии с требованиями профессиональных стандартов педагога
  4. Разработать диагностический инструментарий и изучить результативность деятельности РМММС по развитию профессионализма педагогиче-ских работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов педагога
  5. Разработать методические рекомендации по развитию профессионализма педагогических работников в РМММС в соответствии с требованиями профессиональных стандартов педагога.

Ожидаемые результаты проекта:

В результате реализации проекта

- разработанная и апробированная модель уровневой дифференциации профессионального развития педагога;
- разработан и апробирован инструментарий выявления уровня соответствия компетенций педагогов уровням профессионального развития для последующего построения индивидуального образовательного маршрута профессионального развития педагога (персонифицированная модель профессионального развития педагога);
- разработаны паспорта профессиональных компетенций в соответствии с трудовыми функциями и действиями, функциональными обязанностями;
- выявлен уровень соответствия педагогических работников требованиям профессиональных стандартов;
- разработаны нормативные правовые документы и локальные акты, обеспечивающие развитие профессионализма педагогических работников в РМММС в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога;
- доля педагогических работников, охваченных непрерывным профессиональным образованием, составит 90% от общего числа педагогических работников региона;
- разработаны критерии и показатели для аттестации педагогических работников общего образования на основе профессионального стандарта;
- доля программ переподготовки и повышения квалификации педагогических работников общего образования адаптированных в соответствии с требованиями профессиональных стандартов увеличится до 100%;
- будут разработаны методические рекомендации по развитию профессионализма педагогических работников в РМММС в соответствии с требованиями профессиональных стандартов педагога;
- будет разработан диагностический инструментарий и изучена результативность деятельности РМММС по развитию профессионализма педагогических работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов педагога;
- повысится престиж педагогической профессии на 20% (в сравнении с 2014 г. – 31,2%);
- доля руководящих и педагогических работников, удовлетворенных организацией и содержанием образовательных услуг, направленных на непрерывное профессиональное развитие, достигнет 96% от общего количества педагогических и руководящих работников области.

Сроки реализации проекта:  с января  2016 по сентябрь 2020 г.г.

Этапы реализации проекта:
1 этап – Организационный (январь, 2016 г. – декабрь, 2016 г.);
2 этап – Основной (январь, 2017 г. – декабрь, 2019 г.);
3 этап – Заключительный (январь, 2020 г. – сентябрь, 2020 г.).


© 2025 ИРО Кузбасса