Через два года после окончания института Татьяна Михайловна переехала в Кемерово, Т. М. Говорова где и прошла вся ее учительская жизнь.
Почти десять лет проработала Т. М. Говорова учителем математики в кемеровской школе № 5. Она разработала свою методику обучения. Её ученики показывали блестящие результаты по предмету. В 1987 году Татьяну Михайловну пригласили на методическую работу в областной институт усовершенствования учителей. Опыт работы в школе, знание проблем педагогов, коммуникабельность и эрудиция помогли ей в организации обучения взрослых. Учителя математики, которые в то время повышали свою квалификацию в институте, до сих пор с благодарностью вспоминают её занятия. Авторитет Т. М. Говоровой в профессиональном сообществе был настолько велик, что она избиралась коллегами делегатом Всесоюзного съезда учителей от Кемеровской области.
И все-таки в ней «победил» школьный учитель! В 1992 году Татьяна Михайловна пришла работать в Городской классический лицей, который в те годы создавался как инновационная образовательная организация. Весь свой опыт, знания, жизненную мудрость вкладывает она в работу с лицеистами.
И коллеги, и ученики отзываются о Т. М. Говоровой как о человеке с чистой и открытой душой, высочайшем профессионале, который умеет передать детям свою любовь к математике - трудному, но очень интересному предмету. Педагог учит лицеистов самостоятельно добывать знания, поддерживает в них стремление познавать новое, может найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Ученики Татьяны Михайловны ежегодно становятся победителями и призерами олимпиад и научно-практических конференций различного уровня. Качественная успеваемость в классах, где она работает, превышает 90 процентов! Отлично сдают ребята и ЕГЭ, среди её выпускников 2016 года есть стобалльник по профильной математике!
Вот как вспоминает о Т. М. Говоровой Марина Ананьева спустя 14 лет после окончания школы: «Татьяна Михайловна - из тех близких мне людей, память о которых хочется всю жизнь носить необходимо, найти именно те слова, которых так не хватало. Может и пожурить, не унижая при этом достоинства человека. И, конечно же, она превосходный математик, умеющий преподнести материал так, что все его понимают. Благодаря Татьяне Михайловне математика для меня прекрасна во всех своих проявлениях».
Труд Татьяны Михайловны Говоровой отмечен множеством наград. Она отличник народного просвещения, заслуженный учитель РФ, лауреат премии Кузбасса, награждена Золотым знаком «Кузбасс», медалями «За вклад в развитие образования», «За веру и добро». Ее имя внесено в энциклопедию «Лучшие люди России».
Но самое главное Татьяна Михайловна — учитель, который работает по велению сердца.
Работая заведующим кафедрой, Александр Николаевич проявлял исключительно бережное отношение к сотрудникам кафедры, отличался спокойным, мягким, но требовательным характером. Под его руководством на математическом факультете КемГУ работала магистерская программа «Преподавание математики и информатики», он руководил аспирантурой по специальности «Механика деформируемого твердого тела».
Его заслуга, что на базе КузГТУ и КемГУ успешно проведены XVIII, XX и XXI всероссийские конференции по численным методам решения задач теории упругости и пластичности.
А. Н. Андреев является автором и соавтором более 40 научных работ в области механики и вычислительной математики. Совместно со своим учителем Ю. В. Немировским, доктором физико-математических наук, профессором, А. Н. Андреев разработал неклассическую модель деформирования тонкостенных слоистых и армированных конструкций. Эта модель, получившая в отечественной научной литературе название «модель Андреева – Немировского», занимает достойное место среди признанных классических кинематических моделей, таких как модель Кирхгофа – Лява, модель Тимошенко, кинематическая модель ломаной линии и др.
В 2014 году А. Н. Андреев выиграл грант Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) по проекту «Упругость и термоупругость слоистых композитных оболочек: неклассическая математическая модель, некоторые аспекты численного анализа и приложения». Но приступить к его реализации не успел.
Александр Николаевич Андреев внес большой личный вклад в развитие и становление системы математического образования Кемеровской области. Более 25 лет он вел активную плодотворную работу в школах г. Кемерово (лицей № 23, гимназия № 1 и др.) и Кемеровской области (города Белово, Ленинск-Кузнецкий, Анжеро-Судженск и др.), проводил занятия для школьников по математике в Центре непрерывного образования Кемеровского государственного университета, в дальнейшем – Центре довузовской подготовки КемГУ. Надо сказать, что этой стороне своей деятельности он уделял огромное внимание. Не жалея ни времени, ни сил, совершал бесконечные поездки по городам области с лекциями для учителей и школьников. А. Н. Андреев готовил школьников к выпускным и вступительным экзаменам, ЕГЭ и олимпиадам, читал спецкурсы по финансовой математике, решению уравнений и неравенств с параметрами, нестандартных задач и другие.
Подготовленное им учебно-методическое пособие «Варианты письменных экзаменационных заданий по математике в КемГУ с анализом их решений», выдержавшее в период с 1995 по 2006 год семь переизданий, до сих пор служит ценным дополнением к действующим школьным учебникам по математике.
В 2014/15 учебном году издательством КРИПКиПРО издана книга Александра Николаевича «ЕГЭ по математике. Решение задач раздела С и задач теории вероятностей», которая востребована учителями Кемеровской области.
Многие годы А. Н. Андреев руководил исследовательской деятельностью школьников, работы которых становились победителями областных и всероссийских конференций, призерами областных олимпиад по математике, победителями областного и призерами Всероссийского этапов конкурса «Шаг в будущее», победителями и призерами областного конкурса «Эрудит». Выпускники школ с благодарностью вспоминают его занятия и пользуются полученными знаниями при поступлении в различные вузы нашей страны.
Несколько последних лет Александр Николаевич являлся председателем жюри областной олимпиады по математике студентов профессиональных образовательных организаций, областной технической олимпиады, городского конкурса научно-иссле- довательских и практических работ школьников «Интеллектуал».
С большим желанием А. Н. Андреев делился своим опытом с учителями, сотрудничая с Кузбасским региональным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования свыше 20 лет. За победу в конкурсе «Профи-успех – 2007» ему присужден диплом «Профессор года».
За огромный вклад в развитие системы образования, высокое профессиональное мас- терство А. Н. Андреев награжден грамотами, дипломами, благодарственными письмами департамента образования и науки, областного Совета народных депутатов Кемеровской области, руководства КРИПКиПРО. В 2001 году Александр Николаевич награжден нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», а в 2011-м – нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации»
О. Ю. Глухова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры фундаментальной математики КемГУ, г. Кемерово;
М. И. Кабенюк, кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры фундаментальной математики КемГУ, г. Кемерово;
Н. А. Кучер, доктор физико-математических наук, профессор, профессор кафедры фундаментальной математики КемГУ, г. Кемерово
Ее учащиеся принимают участие в общероссийских олимпиадах Олимпус, Авангард, а одна ученица уже три года обучается во всероссийском заочном физико-математическом лицее «Авангард». Исследовательская деятельность подтверждается дипломами всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»(2008г.), участием во Всероссийской интернет-выставке достижений учащихся Юность. Наука. Культура и всероссийской конференции школьников «Сократ». С 2006г. по 2012г 19 ученических исследовательских работ, выполненных под руководством этого учителя, были представлены на школьной научно-практической конференции. Каждый год 1-2 из этих работ занимали призовые места на районной конференции. Ирина Александровна делится своим педагогическим опытом на практических семинарах городского, регионального, областного уровня. В 2002г. она победила в номинации «За актуальность идеи» в городском конкурсе «Учитель года». Каждый год Ирина Александровна получает свидетельства муниципального ИМЦ за проведение мастер-классов, за участие и представленный опыт работы на научно-практических конференциях и творческих мастерских, Днях науки и районных семинарах (2008,2009,2010). Она стала дипломантом всероссийского «Конкурса презентаций к уроку «Мозаика» 2012», заняла первое место во всероссийском дистанционном конкурсе «Предметный словарь педагога»(2012). Ирина Александровна - победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации (2008) на денежное поощрение лучших учителей в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Ирина Александровна - человек с активной жизненной позицией. Ее добросовестный труд, профессионализм отмечен грамотами Администрации Кемеровской области (2003,2005,2006), неоднократно благодарственными письмами Администрации города Гурьевска (2006,2007,2008,2009). Семья Ирины Александровны – сын и дочь, всегда рядом с ней во всех начинаниях, в минуты удач и промахов. Не случайно в семье много наград от Губернатора Кемеровской области и главы Гурьевского района. Сын получает высшее музыкальное образование в Новосибирской государственной консерватории. Он аккордеонист в ансамбле «Шейк». Дочь- отличница, тоже увлекается музыкой. Неоднократно участвовала в городских, районных и областных вокальных конкурсах. Ирина Александровна увлекается чтением детективных романов, вяжет, но основное ее хобби- это выращивание цветов, овощей и фруктов. Сад благоухает от разноцветья, и уже в конце лета она собирает богатый урожай и консервирует его на зиму.
Организационный комитет
Чепкасов Артур Владимирович — председатель организационного комитета, канд. филол. наук, доцент, начальник департамента образования и науки Кемеровской области
Члены организационного комитета:
- Красношлыкова Ольга Геннадьевна - заместитель председателя оргкомитета, д-р пед. наук, профессор, ректор КРИПКиПРО, почетный работник общего образования РФ
- Крецан Зоя Викторовна - канд. пед. наук, доцент, первый проректор КРИПКиПРО
- Игонина Татьяна Борисовна - канд. пед. наук, доцент, проректор по научно-методической работе КРИПКиПРО
- Петунин Олег Викторович - д-р пед. наук, профессор, заведующий кафедрой естественно-научных и математических дисциплин КРИПКиПРО, отличник народного просвещения
- Глухова Ольга Юрьевна - канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой фундаментальной математики КемГУ, г. Кемерово
- Черданцева Елена Владимировна - канд. пед. наук, начальник управления образования администрации г. Кемерово
- Козырева Людмила Владимировна - канд. пед. наук, директор МБОУ «Лицей № 23», отличник народного просвещения, г. Кемерово
- Трушкина Татьяна Петровна - старший преподаватель и методист кафедры естественно-научных и математических дисциплин КРИПКиПРО, почетный работник общего образования РФ
12 января в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования прошли Первые региональные Андреевские чтения, посвященные памяти и научно-педагогическому наследию Александра Николаевича Андреева – известного кузбасского ученого математика, педагога. Чтения были проведены совместно с Кемеровским государственным университетом (кафедра фундаментальной математики) и управлением образования администрации г. Кемерово (территориальный отдел образования Ленинского района).
Целью Первых региональных Андреевских чтений являлось обсуждение и поиск путей решения разнообразных проблем, связанных с исследованиями в области математики, содержанием и методикой ее преподавания на разных уровнях общего образования.
В работе чтений приняло участие более 100 научных работников и преподавателей вузов, аспирантов, учителей общеобразовательных организаций, педагогов и учителей специальных (коррекционных) организаций, занимающихся проблемами преподавания математики в школе, реализацией Концепция развития математического образования в образовательных организациях Кемеровской области.
В ходе чтений ученые и практики рассмотрели:
- проблемы содержания и методики обучения математике в школе;
- реализацию Концепции развития математического образования;
- проектно-исследовательские работы школьников по математике и др.
На пленарной части было сделано четыре основных доклада:
- Андреев Александр Николаевич – Человек, Ученый, Учитель… (Кабенюк Михаил Иванович, канд. физ.-мат. наук, доцент, доцент кафедры фундаментальной математики КемГУ, г. Кемерово);
- Проблемы школьного математического образования в соответствии с требованиями Концепции развития математического образования (Трушкина Татьяна Петровна, почетный работник общего образования РФ, старший преподаватель и методист кафедры естественно-научных и математических дисциплин КРИПКиПРО, г. Кемерово);
- Школа молодого специалиста – направление деятельности регионального профессионального методического объединения учителей математики (Наконешнюк Наталья Валерьевна, почетный работник общего образования РФ, заместитель директора по НМР МБОУ «Новосафоновская СОШ», Прокопьевский район Кемеровской области);
- Реализация Концепций развития математического и инженерного образования в Кемеровской области (Петунин Олег Викторович, д-р пед. наук, профессор, отличник народного просвещения, лауреат премии Президента РФ, заведующий кафедрой естественно-научных и математических дисциплин КРИПКиПРО, г. Кемерово).
Участники чтений по достоинству оценили вклад Александра Николаевича Андреева в развитие математического образования в Кемеровской области. Самоотверженный труд Александра Николаевича, Профессионала с большой буквы, автора книг по математике, учебных пособий, организатора конференций, олимпиад является образцом для подражания.
В рамках работы секций заслушано 20 сообщений, с которыми выступили методисты и учителя математики, заинтересованные в решении проблем преподавания школьной математики. Использовались различные формы выступлений: обобщение опыта работы, мастер-классы, презентация программ и методических материалов.
На секции «Школьное математическое образование: опыт, проблемы, перспективы» были заслушаны и обсуждены сообщения по следующим темам:
- Электронная форма учебника (ЭФУ) - эффективное средство повышения качества образования. Титова Анна Владимировна, методист по математике ИЦ «ВЕНТАНА – ГРАФ», город Москва
- Применение дистанционных образовательных технологий при обучении математике детей с ограниченными возможностями здоровья. Захарова Елена Николаевна, Аврова Людмила Сергеевна, учителя математики МАОУ «СОШ № 14», город Кемерово
- Использование электронно-образовательных ресурсов на уроках математики. Подкользина Елена Дмитриевна, учитель математики МБОУ «СОШ № 14 города Белово»
- Использование сайта учителя математики для повышения эффективности обучения. Тебенькова Татьяна Николаевна, учитель математики МБОУ «СОШ № 82», город Кемерово
- Нестандартные занятия во внеурочной деятельности в развитии логического и комбинаторного мышления учащихся. Козловская Наталья Александровна, учитель математики МАНОУ «Гимназия № 2», город Мариинск
- Проектная деятельность в образовательном пространстве лицея. Иноземцева Елена Ивановна, учитель математики МБНОУ «Городской классический лицей», город Кемерово
- Активные формы и методы обучения на уроках математики. Кускова Анжелика Борисовна, учитель математики МБНОУ «Лицей № 22 города Белово»
- Проектирование урока математики с метапредметной составляющей в 5 классе. Ломонова Ольга Александровна, учитель математики МБОУ «СОШ № 44», город Кемерово
- Оценка деятельности учащихся на уроках математики в условиях ФГОС ООО. Седнева Ирина Владимировна, учитель математики МБОУ «СОШ №35», город Кемерово
На секции «Проблемы реализации Концепции развития математического образования» обсуждались сообщения:
- Основные проблемы подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по математике и пути их решения. Семенова Галина Андреевна, директор МБОУ «ООШ №23 города Белово»; Валова Наталья Леонидовна, зам. директора по УВР МБОУ «ООШ №23 города Белово»; Брызгалова Анна Викторовна учитель математики и информатики «МБОУ ООШ №23 города Белово»
- Теория вероятностей в задачах ЕГЭ и ОГЭ. Кильдеева Ирина Владимировна, учитель математики МБОУ «СОШ № 37», г. Кемерово
- Система подготовки к ОГЭ по модулю «Геометрия». Закиева Евгения Владиславовна, учитель математики МБОУ «ООШ №7 города Белово»
- Формирование умения решать задачи по геометрии в основной школе. Иванова Ольга Александровна, учитель математики МБОУ «СОШ № 25», г. Прокопьевск
- Методика построения сечений многогранников. Суздалев Иван Васильевич, учитель математики «СКОШИ № 23» г. Полысаево; Суздалева Светлана Дмитриевна, МБОУ «СОШ № 35», г. Ленинск-Кузнецкий
- Основные методы решения уравнений. Корчагина Ирина Афанасьевна, учитель математики МБОУ «СОШ № 37», г. Кемерово
- Нестандартный урок математики как способ развития учебной мотивации учащихся. Кузнецова Татьяна Алексеевна, учитель математики МБОУ «СОШ № 37», г. Кемерово
- Профориентационная работа на уроках математики. Энгбрехт Светлана Юрьевна, учитель математики МБОУ «СОШ № 20», г. Ленинск-Кузнецкий
- ФГОС ООО и компетентностный подход в обучении математики. Ровкова Татьяна Евгеньевна, учитель математики МБОУ «СОШ №26», г. Кемерово
- Особенности работы с одаренными детьми. Попова Лариса Георгиевна, Ковынева Галина Витальевна, учителя математики МБОУ «Гимназия № 17», г. Кемерово
- Некоторые вопросы финансовой грамотности учащихся. Воракуто Ирина Ивановна, учитель математики МБОУ «СОШ № 37», г. Кемерово
На секции «Проектно-исследовательские работы школьников по математике» со своими докладами выступили ученики 6-11 класса из учебных организаций Кемеровской области.
С целью дальнейшего совершенствования математического и инженерного образования, развития научно-методических идей А. Н. Андреева, участники Первых региональных Андреевских чтений рекомендуют:
- Содействовать формированию положительной мотивации учащихся к изучению математики. При отборе содержания обучения, конструировании системы заданий приоритет отдавать нестандартным задачам, а также задачам, имеющим несколько решений, уделяя особое внимание самостоятельной работе учащихся;
- Широко использовать информационные и коммуникационные технологии, способствующие взаимодействию участников образовательного процесса, доступ к информационным источникам, эффективный мониторинг и контроль результатов образовательного процесса;
- Одобрить предложения КРИПКиПРО по программе развития инженерного образования в Кемеровской области;
- Подготовить психологической службе КРИПКиПРО методические ре-комендации о специфике обучения математике современных детей, имеющих «клиповый стиль мышления»;
- Просить Департамент образования и науки Кемеровской области совместно с КРИПКиПРО разработать показатели эффективности деятельности учителя математики общеобразовательной организации, учитывающей специфику предмета и количество учеников (100 %), проходивших независимую оценку качества образования; а так же включить в систему поощрения и стимулирующих надбавок поддержку учителей математики осуществляющих индивидуальную работу с учащимися разных категории;
- Кафедре естественно-научных и математических дисциплин КРИПКиПРО изучить и обобщить в виде изданных методических рекомендаций опыт использования педагогами Кемеровской области продуктивных образовательных технологий, деятельностных методов обучения, проектной и исследовательской технологий, обеспечивающих реализацию системно-деятельностного подхода при обучении школьников математике.
- Рекомендовать преобразовать Региональные Андреевские чтения во Всероссийскую научно-практическую конференцию «Школьное физико-математическое образование», посвященную памяти А. Н. Андреева.
Фотоотчет:
Секция «Проблемы реализации концепции»
Секция «Школьное математическое образование»
13 января в рамках региональной конференции «Первые Андреевские чтения» в КРИПКиПРО прошел семинар «Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса средствами УМК по математике издательской группы «ДРОФА»-«ВЕНТАНА-ГРАФ». В работе семинара приняло участие 61 человек ̵̵ учителя математики и методисты из Кемерово, Ленинск-Кузнецка, Киселевска, Мариинска, Прокопьевска, Кемеровского, Крапивинского, Прокопьевского, Юргинского районов.
Семинар провела методист по математике ИЦ «ВЕНТАНА – ГРАФ» (г. Москва) - Титова Анна Владимировна.
Анна Владимировна познакомила учителей математики с основной учебно-методической продукцией издательской группы, остановилась на электронной форме учебника, изменениях в Санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (ноябрь 2015 года). Так же были рассмотрены современные подходы к организации и проведению урока математики в условиях реализации ФГОС на примере УМК «Алгоритм успеха».
Семинар получил высокую оценку участников семинара. Все 100% участника семинара отметили, что содержание семинара соответствовало их профессиональным потребностям, полученная информация практична и полезна. 98 % выразили желание более подробно ознакомиться с представленными учебниками в дальнейшем.